«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»
На заседании ШМО Заместитель Директор МБОУ
Руководитель ШМО директора по УР «Школа № 47»
«Школа № 47»
________Ганатовская С.П _____Зиннатова З.В ________А.В Афонский
Протокол №1 28.08.2017 Приказ №180
25.08.2017 28.08.2017
Рабочая программа
По технологии в 4 а классе
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №47"
Советского района г. Казани
на 2017-2018 учебный год
Учитель начальных классов
Габдрахманова Эльвира Наилевна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №16 от 09.08.2017
Пояснительная записка
I. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 г. № 68-ЗРТ «Об образовании»;
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования"
6. Приказа МО и Н РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
10. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» Советского района г. Казани на 2017-2018 учебный год;
11. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» Советского района г. Казани;
12. Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» Советского района г. Казани;
13. Примерной программы по предмету “технология” и авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология» (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф Виноградовой).
14. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03).
II. цели и задачи
Цель:
Подготовить подрастающее поколение, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого знания.
Задачи:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и д.д.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического процесса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные процессы технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
III. Количество часов (35ч)
В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год при 1 часе в неделю.
VI. Cодержание учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения технологии является основной характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и т.д.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия до его практической реализации.
Ценностные ориентиры содержания
В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое» обучение, данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико - технологическими знаниями, умениями, навыками.
35 часов (1 ч в неделю)
Основные требования к уровню подготовки обучающихся в результате обучения в 4 классе
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:
иметь представление:
о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний;
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
знать:
современные профессии, появившиеся в 20 -21 веке и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения 20 века, вошедшие в нашу повседневную жизнь;
название основных частей персонального компьютера и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям;
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способы размножения растений.
уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников;
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне;
самостоятельно:
разрабатывать несложные творческие коллективные проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
при помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско – технологических, экономических и эстетических проблем.
V. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.
Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений и событий, изделий декоративно- прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров.
Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
С помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного.
Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.
Самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) и отбирать оптимальное решение задачи.
Предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления ихделий.
Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты.
Выполнять задания по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия.
Осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверять модели в действии, вносить необходимые доработки.
Познавательныеуниверсальные учебные действия
Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет.
Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебников, выполнения пробных поисковых упражнений.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач.
Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Опираясь на освоенные знания и умения делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Высказывать свою точку зрения ипытаться её обосновывать и аргументировать.
Слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться.
Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы.
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Иметь представление:
-о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства, о наиболее значимых производствах;
-об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (стилевая гармония, единство формы, функции и декора);
-о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом.
Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности.
Бережно относиться и защищать природу и материальный мир.
Безопасно пользоваться бытовыми приборами (чайник, розетка, компьютер).
Выполнять простой ремонт одежды.
2.Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты.
Называть наиболее распространенные искусственные и синтетические материалы и их свойства (бумага, металлы, ткани).
Последовательно читать и выполнять разметку разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Читать и выполнять основные линии чертежа.
Соблюдать правила безопасной работы с канцелярским ножом.
Называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации.
Иметь представление:
-о дизайне, его месте и роли в современной деятельности;
-об основных условиях дизайна- единстве пользы, удобства и красоты;
-о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
-традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
-стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
-художественных техниках.
Читать простейший чертеж (эскиз) разверток.
Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов.
Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий.
Выполнять рицовку.
Оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами.
Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в т.ч. сети Интернет).
3.Конструирование и моделирование
Приводить примеры простейших способов достижения прочности конструкций.
Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Изменять конструкцию изделия по заданным условиям.
Выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4.Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Называть основные части компьютера и их назначение.
С помощью учителя:
Создавать небольшие тексты с использованием изображений на экране компьютера.
Оформлять текст (шрифт, размер, цвет, выравнивание).
Работать с доступной информацией.
Работать в программе Word, PowerPoint.
Система оценки планируемых результатов.
VI. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Работы оцениваются по следующим критериям:
-качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
-степень самостоятельности;
-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение качественно оценке каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Критерии оценивания в баллах
Качество выполнения изделий:
1-низкий уровень
2-средний уровень(с недостатками)
3-высокий уровень.
Творческие способности:
1-репродуктивный уровень( не может работать без посторонней помощи)
2-частично-продуктивный уровень (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью)
3-продуктивный уровень (самостоятельно открывает новые и использует известные знания в незнакомых ситуациях).
Личностные качества (умение работать с информацией; коммуникабельность, проектная деятельность):
1-низкий уровень
2-средний уровень
3-высокий уровень
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник. Технология. 4 класс, Е.А.Лутцева. Вента-Граф, 2014
Рабочая тетрадь. 4 класс. Е.А.Лутцева. Вента-Граф, 2014.
Календарно тематическое планирование.
№ п.п | Тема урока | Дата |
план | факт |
-
| Современное производство. Летняя шапочка. | | |
-
| Чеканка | | |
-
| Электрифицированная игрушка | | |
-
| Модель телефона. Кроссворд. | | |
-
| Модель современного предприятия | | |
-
| Изделие из вторсырья. Урок 1. Эскиз. Разметка. | | |
-
| Изделие из вторсырья. Урок 2. Сборка. Оформление работы | | |
-
| Изделие из перчатки «Зайчик» Урок 1. | | |
-
| Изделие из перчатки «Зайчик» Урок 2. | | |
-
| Изделие из носка. «Собачка» Урок 1. | | |
-
| Изделие из носка. «Собачка» Урок 2. | | |
-
| Сюрпризница. Урок 1. Технологическая документация, выкройка | | |
-
| Сюрпризница. Урок 2. Отделка деталей. Сборка | | |
-
| Елочная подвеска | | |
-
| Гирлянда «Дракон» | | |
-
| Игрушка «Клоун» | | |
-
| Подвеска для елки. | | |
-
| Живой подарок. | | |
-
| Средства передвижения. Дизайн-проект в области техники. | | |
-
| Дизайн- проект в области интерьера. Макет мебели. | | |
-
| Гостиная. Коллективная работа. Идея. Технологическое задание. Эскиз. | | |
-
| Силуэтная кукла. Модель. Кукла из гольфа. (кукла бессуставная) | | |
-
| «Дом моделей». Дизайн-проект. | | |
-
| Куклы из пластилина | | |
-
| Аксессуары для куклы | | |
-
| Футляр. Дизайн-проект | | |
-
| Футляр. Дизайн-проект | | |
-
| Программа Word. Правила клавиатурного письма. | | |
-
| Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера | | |
-
| Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца) | | |
-
| Программа PowerPoint.Создание презентаций по готовым шаблонам. | | |
-
| Набор текста в разных форматах | | |
-
| Промежуточная аттестация | | |
-
| «Юный технолог». Обобщение тем года. | | |
-
| Выставка лучших работ. Защита презентаций | | |
18