СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии"Труд технический" 5 класс составлена в соответсвии с ФГОС по примерноq программе В.Д.Симоненко.В программе указаны теоретические и практические работы, а так же объекты труда

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64»




«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Директор МАОУ «СОШ № 64»

_____________________ Пунина С.П.

Протокол № ________от Приказ №_________от

___________2015 г. ___________2015 г.






Рабочая программа

по Технологии «Труд технический»

5 класс

Мазуниной Ирины Ильиничны





Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол №_______от

______________2015 г.





г. Пермь

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа


Примерная программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.


Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.


Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому Базисному учебному плану в 9-ом классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования целесообразно дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно один час в неделю в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и 
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.


Планируемые результаты изучения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате учащиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Содержание программы 5 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ (16 ЧАСОВ)


Основные теоретические сведения

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.


Варианты объектов труда

Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.



ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ (18 ЧАСОВ)


Основные теоретические сведения

Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.


Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.


Варианты объектов труда

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.


ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ЧАСОВ)


Основные теоретические сведения

Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.

Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.


Практические работы

Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”. Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.


Объекты труда

Механизмы оборудования школьных мастерских.


КУЛЬТУРА ДОМА (12 ЧАСОВ)


Основные теоретические сведения

Интерьер дома. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы

Выполнение эскиза интерьера жилого помещения. Выполнение эскизов элементов интерьера. Оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений.

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях.

Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.


Варианты объектов труда

Эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения, декоративные растения.

Провода, электроустановочные изделия. Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств.


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (16 ЧАСОВ)


Основные теоретические сведения

Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).


Практические работы

Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.



Учебники:


  1. Симоненко В.Д.

Технология, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков/В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Самородский; под редакцией В.Д.Симоненко,-6-е изд.-М.:Просвещение, 2010,-176 с.;ил.


  1. Тищенко А.Т.

Технология. Индустриальные технологии :5 класс :учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Графт,2012.-192 с.:ил.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По Технологии «Труд технический» Класс 5

Учитель Мазунина Ирина Ильинична

Количество часов: Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков- 4, зачетов-1, тестов-4;

Планирование составлено на основе программы В.Д. Симоненко

Учебник:

  1. Симоненко В.Д.

Технология, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков/В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко, П.С.Самородский; под редакцией В.Д.Симоненко,-6-е изд.-М.:Просвещение, 2010,-176 с.;ил.


  1. Тищенко А.Т.

Технология. Индустриальные технологии :5 класс :учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Графт,2012.-192 с.:ил.


Дополнительная литература: «Художественные работы по дереву» авт. В.И.Рыженко, А.А.Теличко, В.И.Юров , изд. РИПОЛ Классик, Москва 2004;


Тема урока

Тип урока

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата проведения

(месяц)

1

Вводное занятие


теор

опрос

Запоминание и соблюдение ПТБ

Понимание, запоминание, сопоставление материала, применение знаний в практике.

Записи в тетради

Выучить ПТБ,

Написать пословицы о труде

сент

2

Организация работы в столярной мастерской

комб

опрос

Правильная организация работы

Изучение материала, применение его на практике, сохранение жизни и здоровья. Записи в тетради

Повторить мат-л

3

Древесина как конструкционный материал

теор

опрос

Представление и понимание древесины как материала

Восприятие, запоминание, анализ материала, использование знаний в работе. Записи в тетради

Повторить мат-л

сент

4

Породы древесины


теор

опрос

Определение видов пород древесины по их свойствам

Изучение, характеристика видов древесины, запоминание пород. Записи в тетради

Подготовить доклад о породах

5

Пиломатериалы и древесные материалы


теор

Тест №1

Определение видов пиломатериалов, их отличие от древесных материалов. Область применения

Характеристика, анализ, сравнение материалов, запоминание видов пиломатериалов и древесных материалов. Записи в тетради. Решение теста

Повторить мат-л

сент

6

Определение материалов


лаб

Лаб.работа

Определение свойств материалов через лаборатоные исследования

Изучение свойств материалов, их сравнение, анализ. Записи в тетради


7

Графическая документация


теор

опрос

Изучение видов гр. документации, составления граф. документации. Знакомство с тех. картой

Чтение и составление документации, овладение знаниями по ее оформлению

Записи в тетради

Начертить линии чертежа

сент

8

Чтение документации


практ

опрос

Правильная последовательность и полнота чтения документации

Чтение документации с соблюдение последовательности, понимание содержания

Прочитать чертеж

9

Этапы создания изделий из древесины


теор

опрос

Понимание последовательности создания изделий

Понимание последовательности изготовления изделия, помощь учителю в восстановлении этой последовательности. Записи в тетради


окт

10

Разметка. Пиление


комб

Практ упр

Правильные приемы работ

Овладение знаниями и умениями по правильным приемам разметки материалов и их пилении. Записи в тетради

Повторить мат-л

11

Строгание


комб

Прак упр

Правильные приемы работ

Овладение знаниями и умениями по правильным приемам строгания. Записи в тетради

Повторить мат-л

окт

12

Строгание при изготовлении изделия


практ

Практ упр

Правильные приемы работ, их применение в изготовлении изделия

Закрепление знаний и умений по правильным приемам строгания.


13

Сверление отверстий


комб

Практ упр

правильные приемы работ

Овладение знаниями и умениями по правильным приемам строгания. Записи в тетради

Повторить мат-л

окт

14

Сверление при изготовлении изделия


практ

Прак упр

правильные приемы работ, их применение в изготовлении изделия

Закрепление знаний и умений по правильным приемам сверления


15

Окончательная отделка изделий из древесины

теор

опрос

правильные приемы работ

Овладение знаниями и умениями по правильным приемам отделки изделий. Записи в тетради

Повторить мат-л

нояб

16

Окончательная отделка разделочной доски


Практ (контрольный)

Практ упр

правильные приемы работ, их применение в изготовлении изделия

Закрепление знаний и умений по правильным приемам отделки изделий. Контрольное испытание изделия


17

Организация работы в слесарной мастерской

теор

опрос

Правильная организация рабочего места

Изучение правил организации рабочего места, соблюдение их в работе. Записи в тетради

Повторить ПТБ

нояб

18

Организация рабочего места


практ

Практ упр

Правильные приемы организации рабочего места

Соблюдение правил организации раб. места


19

Тонколистовой металл и проволока


теор

опрос

Понятие и производство металла и проволоки

Изучение видов металла и проволоки, понимание их необходимости в наши дни. Записи в тетради

Повторить мат-л

нояб

20

Технология изготовления изделий из металла и проволоки

комб

Практ упр

Представление по применению материалов в производстве

Изучение, запоминание и восприятие технологии обработки металла. Записи в тетради


21

Графическое изображение деталей из металла и проволоки

комб

Практ упр

Изучение граф. Изображений, требования к ним

Чтение и составление документации, овладение знаниями по ее оформлению. Записи в тетради


нояб

22

Графическое изображение отдельных деталей изделия

практ

Практ упр

Овладение умениями по чтению и составлению граф. документации

Чтение и составление документации, овладение знаниями по ее оформлению

Закончить граф. изображение детали

23

Правка заготовок из металла и проволоки


комб

Практ упр

Овладение знаниями и умениями по правильным приемам правки металла

Изучение материала по правке металла, выбор необходимых инструментов и приспособлений Записи в тетради

Повторить мат-л

дек

24

Правка заготовок


практ

Практ упр

Применение знаний и умений на практике

Формирование умений и навыков по правке металла


25

Разметка заготовок из металла и их резание


комб

Практ упт

Овладение знаниями и умениями по правильным приемам разметки и резания

Изучение материала по разметке заготовок из металла и их резанию. Записи в тетради

Повторить мат-л

дек

26

Разметка и резание металла

практ

Практ упр

Применение знаний и умений на практике

Формирование умений и навыков по разметке и резанию металла


27

Зачистка и гибка заготовок

комб

Практ упр

Овладение знаниями и умениями по правильным приемам зачистки и гибки

Изучение материала по зачистке и гибке заготовок из металла. Записи в тетради

Повторить мат-л

дек

28

Зачистка и гибка заготовок

практ

Практ упр

Применение знаний и умений на практике

Формирование умений и навыков по зачистке и гибке металла


29

Получение отверстий в заготовках из металла


теор

опрос

Изучение видов отверстий и способов их получения

Изучение материала по способам получения отверстий в заготовках из металла. Записи в тетради

Повторить мат-л

дек

30

Сверление отверстий


практ

Практ упр

Формирование умений и навыков по высверливанию отверстий

Закрепление умений и формирование навыков по сверлению отверстий


31

Пробивание отверстий


комб

Практ упр

Формирование умений и навыков по пробиванию отверстий

Закрепление умений и формирование навыков по пробиванию отверстий. Записи в тетради

Повторить мат-л

янв

32

Применение знаний и умений в работе с металлом

практ

Практ упр

Формирование умений и навыков по работе с металлом

Применение знаний и умений в работе с металлом, правильная организация работ.


33

Окончательная отделка изделий из металла

комб

Практ упр


Освоение материала по отделке изделий из металла

Получение знаний и формирование умений по отделке изделий из металла. Записи в тетради

Повторить мат-л

янв

34

Окончание изготовления изделия

Практ (контрольный)

Практ упр

Овладение технологией изготовления изделий из древесины

Получение знаний и формирование умений по отделке изделий из металла. Контрольное испытание изделия


35

Понятие о машинах и механизмах


теор

Тест № 2

Понятие «машина», «механизм», их отличия и составляющие. Распознавание видов машин по назначению

Изучение материала по теме, анализ его, запоминание. Записи в тетради. решение теста

Повторить мат-л

янв

36

Технологические машины


теор

опрос

Понятие технологической машины,ее назначение и применение

Изучение материала по теме, анализ его, запоминание. Записи в тетради


37

Устройство НС-12


теор

Тест № 3

Изучение и освоение устройства станка

Изучение материала по теме, анализ его, запоминание. Записи в тетради, решение теста

Повторить мат-л

фев

38

Закрепление полученных знаний по НС-12


лаб

Лаб раб

Закрепление полученных знаний путем лабораторного исследования

Изучение материала по теме, анализ его, запоминание, применение в выполнении лабораторной работы. Записи в тетради


39

Изготовление мебельного уголка


Практ (контрольный)

Практ упр

Использование полученных знаний при изготовлении изделия

Применение полученных знаний в практической работе: изготовление изделия, опираясь на тех. карту


фев

40

Изготовление мебельного уголка

практ

Практ упр

Использование полученных знаний при изготовлении изделия

Применение полученных знаний в практической работе: изготовление изделия, опираясь на тех. карту. Контрольное испытание изделия

Составить инструкционную карту

41

Культура дома


теор

опрос

Определение «культура дома», в чем оно заключается

Изучение материала по теме, понимание его, запоминание. Записи в тетради


фев

42

Интерьер дома


комб

Практ упр

Правила составления интерьера, виды интерьера

Изучение материала по теме, понимание его, запоминание, применение в работе над составлением интерьера. Записи в тетради

Составить Интерьер своего дома

43

Эстетика и экология жилища


теор

опрос

Способы соблюдения эстетики и экологии жилища

Изучение материала по теме, понимание его, запоминание. Записи в тетради

Повторить мат-л

фев

44

Технология ухода за жилым помещением


комб

опрос

Применение знаний при уходе за жилищем

Изучение материала по теме, понимание его, запоминание, анализ. Записи в тетради


45

Электротехнические работы в быту


теор

Тест № 4

Овладение основными понятиями, применение их на уроке

Изучение основных элементов эл. цепи, их последовательность, назначение. Записи в тетради. Решение теста

Повторить мат-л

мар

46

Устройство бытовых электронагревательных приборов

комб

Практ упр

Получение знаний об устройстве приборов

Изучение устройства прибора на примере утюга. Записи в тетради


47

Простейший ремонт бытовых приборов

комб

Практ упр

Применение знаний и умений в практике

Изучение устройства прибора на примере, его ремонт. Записи в тетради

Повторить мат-л

мар

48

Изготовление простейшего электрического светильника

практ

Практ упр

Применение знаний и умений в практике

Применение знаний и умений в практике. Составление тех. карты


49

Изготовление простейшего электрического светильника

практ

Практ упр

Применение знаний и умений в практике

Применение знаний и умений в практике. Составление тех. карты


мар

50

Изготовление простейшего электрического светильника

практ

Практ упр

Применение знаний и умений в практике

Применение знаний и умений в практике. Составление тех. карты

Составить инструкционную карту

51

Изготовление простейшего электрического светильника

практ

Практ упр

Применение знаний и умений в практике

Применение знаний и умений в практике. Составление тех. карты


мар

52

Изготовление простейшего электрического светильника

Практ (контрольный)

Практ упр

Применение знаний и умений в практике

Применение знаний и умений в практике. Контрольное испытание изделия


53

Творческий проект


теор

опрос

Понятие «проект», его основные этапы, требования к нему

Изучение материала по тепе, понимание ее, восприятие, запоминание. Записи в тетради

Повторить мат-л

апр

54

Выбор темы проекта, ее обоснование

комб

Практ упр

Понимание проблемы, формулировка тем

Работа над проектом: понимание проблемы, формулировка темы. Записи в тетради

Определиться с темой проекта

55

Разработка банка идей проекта (вариативность)

Исследование практического назначения объекта труда

комб

Практ упр

Предложение нескольких вариантов, анализ и выбор оптимального

Работа над проектом: предложение нескольких вариантов, анализ и выбор оптимального. Записи в тетради

Разработать банк идей проекта

апр

56

Постановка целей и задач проекта


комб

Практ упр

Понимание значимости проекта, формулировка цели и задач

Работа над проектом: понимание значимости проекта, формулировка цели и задач. Записи в тетради

Сформулировать цели и задачи проекта

57

Планирование процесса изготовления


практ

Практ упр

Предполагаемая технология выполнения проекта

Работа над проектом: понимание последовательности, планирование процесса изготовления


апр

58

Выполнение проекта: технология изготовления изделия

практ

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Изготовление изделия

59

Выполнение проекта: технология изготовление изделия

практ

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Изготовление изделия

апр

60

Выполнение проекта: технология изготовление изделия

практ

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Изготовление изделия

61

Выполнение проекта: технология изготовление изделия

практ

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Изготовление изделия

май

62

Выполнение проекта: технология изготовление изделия

практ

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Изготовление изделия

63

Выполнение проекта: оценка стоимости готового изделия

комб

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта


май

64

Выполнение проекта: оформление сопроводительной документации

комб

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Составление документации

65

Выполнение проекта: оформление сопроводительной документации

практ

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Составление документации

май

66

Выполнение проекта: оформление сопроводительной документации

практ

Практ упр

Применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Работа над проектом: применение имеющихся знаний и получение новых при выполнении проекта

Составление документации, подготовка к защите проекта

67

Защита проекта



Практ (зачет)

Публичное выступление

Получение опыта публичных выступлений, представление своего опыта

Представление изделия, защита проекта,


май

68

Защита проекта


Практ (зачет)

Публичное выступление

Получение опыта публичных выступлений, представление своего опыта

Представление изделия, защита проекта,




Система оценки планируемых результатов освоения учебной программы «Технология»


Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащихся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Базовый уровень достижений- достаточный уровень для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

  • Базовому уровню соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);

  • Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

  • Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью

Уровень достижений, который ниже базового:

  • пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.


Оценивание письменных работ:

«5» – обучающийся владеет опорной системой знаний и способами действий, необходимыми для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

«4» – обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.

«3» – обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 50% заданий базового уровня.

«2» – обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет менее 50% заданий базового уровня.


Оценивание устных ответов:

«5» ставится, если:

-полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

-изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

-правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

-показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

-продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов; ответ самостоятельный, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

«4» ставится, если удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

-допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

«3» ставится в следующих случаях:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

-имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

-при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

«2» ставится в следующих случаях:

-не раскрыто основное содержание учебного материала;

-обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!