МБОУ СОШ №4 г. Сельцо
в 2016 году.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающийся | Вид контроля. | Дата проведения |
план | факт |
1 Производство, труд и технологии 1.1 Технология как часть общечеловеческой культуры |
1 | Понятие «культура», виды культуры. Практическая работа Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологий. | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Материальная и духовная составляющая культуры, их взаимосвязь Понятия «технология» и «технологическая культура. Технология как область знания и практическая деятельность человека | Знать/понимать: что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой, основные виды культуры, понятие технологическая культура, влияние технологий на общественное развитие, три составляющие производственной технологии. | Лекция-беседа, конспектирование, работа с текстом учебника демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий. | | |
2 | Виды промышленных технологий. Практическая работа Попытка реконструкции исторической ситуации(открытие колеса, зарождение металлургии) | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии(инструмент, станок, технологический процесс) Технологические уклады и их основные технические достижения. | | |
| 1.2 Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства |
3 | Развитие технологической культуры в результате научно- технических и социально-экономических достижений Практическая работа Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Понятие техника, наука, производство, техносфера. Потребность в научном знании. Взаимосвязь науки и производства. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства Наукоемкость материального производства | Знать/понимать: Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства, Роль науки в развитии технологического прогресса, понятие наукоемкость производства | Лекция-беседа, конспектирование, слушание и обсуждение докладов. Устный опрос. | | |
| 1.3 Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества |
4 | Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды Практическая работа Посадка деревьев и кустарников возле школы. | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов кладовой Земли. Основные задачи новейших технологий. | Знать/понимать: Взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов, Причины (производственные технологические процессы) приводящие к загрязнению биосферы, Что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра. Негативные последствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды Уметь Выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды. | Лекция- беседа, конспектирование, слушание и обсуждение докладов. Устный опрос. Практическая работа | | |
5 | Современная энергетика и энергоресурсы Практическая работа Посадка деревьев и кустарников возле школы | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы, проблемы захоронения радиоактивных отходов. | | |
6 | Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Практическая работа. Оценка запыленности воздуха» | 1 | Комбинированный | Материалоемкость современной промышленности. Промышленная эксплуатация лесов, Отходы производства и атмосфера, Понятие парниковый эффект, озоновая дыра | | |
7 | Агро и животноводческие технологии Практическая работа. Определение наличия нитратов и нитритов, пищевых продуктах | 1 | . Комбинированный | Применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Проблемы, связанные с использованием животноводческих технологий. | | |
| 1.4 Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду |
8 | Природоохранные технологии, Основные направления охраны природной среды Практическая работа Оценка качества пресной воды. | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязненности воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка Естественных водоемов | Знать/понимать: Что такое экологический мониторинг, Сущность безотходных технологий, пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов. Какие мероприятия существуют по очистке водоемов Виды и возможности использования альтернативных источников энергии. Уметь: Выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды. | Лекция- беседа, конспектирование, слушание и обсуждение докладов. Устный опрос. Практическая работа | | |
9 | Понятие «Альтернативные источники энергии» Практическая работа. Оценка уровня радиации. | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников. Энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения волн и течений. | | |
| 1.5 Экологическое сознание и мораль в техногенном мире |
10 | Экологически устойчивое развитие человечества Практическая работа Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Биосфера и ее роль в стабилизации окружающей среды, Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды. | Знать/понимать: Почему возникла необходимость в новом экологическом сознании. Сущность, характерные черты нового экологического сознания. | Лекция-беседа, решение ситуационных задач, слушание докладов учащихся. | | |
| 1.6 Перспективные направления развития современных технологий |
11 | Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение Практическая работа Ознакомление с современными технологиями в промышленности | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Электронно-ионная(аэрозольная) технология, метод магнитной очистки. Метод магнитно-импульсной обработки, метод прямого нагрева, электрическая сварка. | Знать/понимать Виды современных электротехнологий, примеры их использования; сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий; принцип плазменной обработки материалов, примеры использования. Метод послойного прототипирования и область его применения; Сущность понятий «наноматериал» и наночастица; Перспективы использования нанотехнологий; Роль информационных технологий в технологическом развитии общества. | Лекция, демонстрация видеофильмов, образцов изделий. Устный опрос Контроль по результатам практической работы | | |
12 | Лучевые технологии Ультразвуковые технологии Практическая работа Ознакомление с современными технологиями в сфере обслуживания | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии | | |
13 14 | Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии Практическая работа Ознакомление с технологиями в сельском хозяйстве. | 2 | Введение новых знаний. Комбинированный | Использование технологии послойного прототипирования. история открытия. Понятия: нанотехнология, наночастица, наноматериал. Нанопродукты: технология поатомной сборки. Перспективы применения нанотехнологии | | |
| 1.7 Новые принципы организации современного производства |
15 | Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства Практическая работа Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на рабочем месте. | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Конвертизация, непрерывное производство. Расширение ассортимента промышленных товаров, в результате изменения спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства | Знать/понимать Смысл понятий рационализация, стандартизация, конвейеризация производства; сущность непрерывного производства. Что представляет собой непрерывные производственные системы. | Лекция с элементами конспектирования. Письменный опрос | | |
| 1.8 Автоматизация технологических процессов |
16 | Автоматизация производства на основе информационных технологий Практическая работа Экскурсия на современное производственное предприятие | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Гибкая и жесткая автоматизации. Понятие Автомат Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУПТ) | Знать/понимать Сущность понятий автомат, автоматизация производства; Гибкая и жесткая автоматизация; В чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУПТ) | Лекция, демонстрация наглядных пособий, схем учебника, практ.работа Устный опрос | | |
| 2 Технология проектирования и создание материальных объектов и услуг. Творческая проектная деятельность. |
| 2.1 Понятие творчества |
17 | Понятие «творчество» Введение в психологию творческой деятельности Практическая работа Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Понятия «творческий процесс».Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое. Процедуры технического творчества. Проектирование Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности | Знать/понимать Сущность понятий творчество, творческий процесс. Виды творческой деятельности (художественное, научное, техническое творчество) Изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса. Сущность и задачи ТРИЗ | Лекция-беседа, дискуссия, упражнения на развитие мышления, тестирование Устный опрос. Контроль по результатам практической работы. | | |
18 | Теория решения изобретательских задач(ТРИЗ) Практическая работа Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача».Логические и эвристические пути решения творческих задач, их особенности и области применения. | | |
| 2.2 Защита интеллектуальной собственности |
19 | Понятие интеллектуальной собственности Практическая работа Разработка товарного знака условного предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы ,полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания | Знать/понимать Сущность понятий интеллектуальная собственность, что может являться объектом интеллектуальной собственности, понятие авторское право, существующие формы защиты авторских прав, что такое патент, как осуществляется патентное изобретение. Суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания. | Лекция, диспут, демонстрация иллюстративного материала. Контроль по результатам практической работы. | | |
| 2.3 Методы решения творческих задач |
20 | Методы активизации поиска решений творческих задач. Генерация идей Практическая работа Проведение конкурса «Генераторы идей». | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Приемы, сопутствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. | Знать/понимать Сущность и особенности методов активизации поиска решения творческих задач (прямая и обратная мозговая атака, метод контрольных вопросов, синектика) Методы поиска оптимального варианта (морфологический анализ, ФСА) и их применение Способы применения ассоциативных методов решения творческих задач (фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций) Уметь: использовать методы решения творческих задач в практической деятельности | Лекция беседа, решение ситуационных задач, практическая работа, Устный опрос. Контроль по результатам практической работы. | | |
21 | Введение новых знаний. Комбинированный Практическая работа Решение задач методом синектики. | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Введение новых знаний. Комбинированный | | |
22 | Морфологический анализ. Функционально-стоимостный анализ Практическая работа Игра Ассоциативная цепочка шагов | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Поиск оптимального варианта решения. Морфологическая матрица сущность и применение. ФСА как метод экономики Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. | | |
23 | Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций Практическая работа Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач. | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Ассоциативные методы решения задач. Понятие ассоциации. Сущность и применение задач. | | |
| 2.4 Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности |
24 | Проектирование как создание новых объектов действительности Практическая работа Выполнение тестов на определение наличия качеств проективщика Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта | 1 | Комбинированный | Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика Значение эстетического фактора в проектировании Эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Законы гармонии. | Знать/понимать Требования к с современному проектированию, понятие инновация, проектное задание, техническое задание. Какими качествами должен обладать проектировщик. Значение эстетического фактора в проектировании, закон художественного конструирования. | Лекция-беседа, демонстрация образцов художественного дизайна Устный опрос | | |
| 2.5 Потребительские качества товара, экспертиза и оценка изделия. |
25 | Критерии оценки потребительских качеств изделий. Практическая работа Оценка объектов на основе их потребительских качеств | 1 | Комбинированный | Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности. Экспертиза и оценка изделия. | Знать/понимать Понятия потребительские качества товара(услуги). Критерии оценки потребительских качеств товара, что входит в процедуруэкспертной оценки объекта. Уметь: проводить экспертизу проектного изделия. | Практическая работа. устный опрос . Контроль по результатам практической работы. | | |
| 2.6 Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности |
26 | Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании Практическая работа Планирование деятельности по выполнению учебного проектирования | 1 | Комбинированный | Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта | Знать/понимать Какие этапы включают себя проектная деятельность; как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности, что включает понятие алгоритм дизайна. Уметь: планировать деятельность по учебному проектированию | Объяснение нового материала Практическая работа. Устный опрос. Контроль по результатам пр. работы. | | |
| 2.7 Источники информации при проектировании |
27 | Поиск информации по теме проектирования Практическая работа Восстановление исторического ряда объекта проектирования. Формирование банка идей и предложений | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, Электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты | Знать/понимать Роль информации в современном обществе, что понимается под научным подходом к проектированию, Источники информации для дизайнера. Уметь: находить и использовать источники информации при проектировании | Лекция, с элементами конспектирования. Практическая работа Контроль по результатам пр. работы. | | |
| 2.8 Создание банка идей продуктов труда |
28 | Создание банка идей продуктов труда Практическая работа создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия | 1 | Комбинированный | Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ) | Знать/понимать, что представляет собой банк идей при проектировании, методы формирования банка идей. Уметь графически оформлять идеи проектируемого изделия, делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа. | Объяснение нового материала Практическая работа. Контроль по результатам пр. работы. | | |
29 | Графическое представление вариантов будущего изделия. Практическая работа Выбор наиболее удачных вариантов изделия с использованием метода морфологического анализа | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Клаузура. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования | | |
| 2.9 Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг |
30 | Рынок потребительских товаров и услуг Практическая работа Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности | Знать/понимать, взаимосвязь общественных потребностей и проектирования, что такое рынок потребительских товаров и услуг, методы исследования рынка потребительских товаров. Уметь составлять анкету потребительского спроса, проводить анкетирование по поводу собственного проекта. | Лекция-беседа, конспектирование Практическая работа. Контроль по результатам пр. работы. | | |
| 2.10 Правовые отношения на рынке товаров и услуг |
31 | Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции Практическая работа Изучение рынка потребительских товаров и услуг Чтение маркировки товаров и сертификатов на продукцию | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. | Знать взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг, виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, назначение и виды страховых услуг, способы получения информации о товарах Уметь читать торговые символа, этикетки, маркировку, штрихкод товаров | Лекция-беседа, конспектирование Практическая работа. Контроль по результатам пр. работы | | |
| 2.11 Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план |
32 | Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок Практическая работа Составление бизнес-плана для проектируемого изделия | 1 | Введение новых знаний. Комбинированный | Понятие маркетинга, его цели и задачи Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы. | Знать: Сущность понятия маркетинга, рекламы, что такое бизнес-план, цели и задачи бизнес плана, понятие рентабельность. Уметь: составлять экономическое обоснование собственного проекта, рассчитывать рентабельность производства. | Лекция, конспектирование Практическая работа. Контроль по результатам пр. работы | | |
33 | Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта Практическая работа Составление бизнес-плана для проектируемого изделия | 1 | Комбинированный | Оценка издержек на производство Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта Задачи бизнес-плана Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта. | | |
34 | Защита творческого проекта Практическая работа Подготовка и проведение презентации проектов. | 1 | Комбинированный | Критерии оценки проекта Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации | понимать: — принципы определения кри териев оценки продукта проек тирования и его защиты. Уметь: проводить презентацию и защиту своего проектного изделия; использовать в презентации технические средства | Защита проектов Контроль по итогам презентации и защиты проектов. | | |
| Часы за год | 34 | | | | | | |
Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в подавании общеобразовательной области «Технология». - В. Новгород: НРЦРО, 2000.
Ниже приводятся те сайты в Internet, которые помогут, как можно больше узнать о существующих на сегодняшний день профессиях и специальностях. http://acareer.narod.ru/professions/abc_professions.htm http://www.e-xecutive.ru/professions/
http://www.moldovajob.oumet.md/dictionaiy profession/dictionary_profession_a. htm
http://www.vde.infobus.ru/dictionary.htmJ http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm http://www.zarplata.ru/Article/id49/article.html http://rabota.dpt.ustu.ru/publication/worker/professn/articles.asp http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm http://www.vakansii.com.ua/show ArticleNames.html?id=24 В Internet представлены следующие сайты, содержащие тесты на самооценку:
http://www.bitnet.ru/psycho/reliance-result.cgi http ://psy. agava.ru/test214 .shtml
В Internet существуют тесты по определению типа темперамента. http://it-med.rU/libraiy/t/temperament.htm http://psypage.virtualave.net/temper5.shtml http://www.bitnet.ru/psycho/temperament.html
http://www.bitnet.ru/psycho/psychological-tests.html - сайт, на котором представлены тесты, которые позволяют определить характер, темперамент, степень уверенности в себе.