СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе Федерального стандарта начального общего образования 2010 г., примерной программы для начальной школы (2010г);авторской программы  Н.А. Цирулик утвержденной МОН РФ в соответствии с требованиями ФГОС;  регионального компонента государственного стандарта общего образования  ( Архангельск, 2005); регионального компонента «Морянка». Основная  образовательная программа 2011г.

         Для реализации данной программы используется учебник:

    Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова «Технология. Ручное творчество»  учебник для 4 класса  Издательство «Учебная литература»  2013г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 4 класса»



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе Федерального стандарта начального общего образования 2010 г., примерной программы для начальной школы (2010г);авторской программы Н.А. Цирулик утвержденной МОН РФ в соответствии с требованиями ФГОС; регионального компонента государственного стандарта общего образования ( Архангельск, 2005); регионального компонента «Морянка». Основная образовательная программа 2011г.

Для реализации данной программы используется учебник:

Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова «Технология. Ручное творчество» учебник для 4 класса Издательство «Учебная литература» 2013г.


Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).
     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.
     Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • развитие коммуникативной компетенции младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


2.1. Основные содержательные линии.


С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».


1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства). Общие критерии создания предметов рукотворного мира (эстетичность, удобство, прочность, экологичность). Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, общее представление о мастерстве, мастере и профессии. Традиции в творчестве.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (учебник, книга, компьютер др. источники) и её использование организации работы. Контроль и корректировка хода работы, работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (организатор, исполнитель).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, детализация, воплощение). Несложные индивидуальные, парные и групповые проекты. Социально-значимый результат проектной деятельности (услуги, изделия).
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, оказанию помощи младшим, сверстникам, взрослым.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названия используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения детали, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копирование, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), простейшая обработка (шлифование и др.), формообразование деталей (сгибание, складывание), сборка деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). 

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развертка, схема, их узнавание. Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз, изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или схеме, эскизу.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделия, детали изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным декоративно-художественным).


2.2. Содержание программы.


Техника безопасной работы при работе с режущими и колющими инструментами. Гигиена труда. Организация рабочего места.

Повторение этих правил предваряет изучение каждого нового раздела или знакомство с новыми инструментами и материалами.

Бумага и картон (18 ч.)

  • Основные технологические сведения и приемы обработки.

  • Свойства материалов цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность.

  • Связь приемов обработки с этими свойствами.

  • Техника криволинейного складывания с надрезом по кривой линии.

  • Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала путем ее размачивания.

  • Техника преобразования геометрических тел, выполненных из бумаги, их комбинирования и соединения.

  • Выполнение более сложных многоэтапных изделий из бумаги.

  • Многомодульные конструкции, соединяющиеся, в том числе, с помощью клея.

  • Складывание по спирали, складывание в сочетании с вырезанием.

  • Формы и мотивы орнамента. Приемы построения орнаментов.

  • Выполнение орнаментальной композиции из бумаги с использованием приемов симметричного вырезания.

  • Транспарантное вырезание.

  • Динамические открытки. Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объемными при раскрывании.

  • Создание бумажных конструкций сложной формы с использованием техники криволинейного складывания.

  • Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги (криволинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скручивание, сминание, разрезание и др.).

Моделирование из фольги (2 ч.)

  • «Лепка» из фольги (для пищевых продуктов).

  • Моделирование объемных изделий.

Текстильные материалы (5 ч.)

  • Основные технологические сведения и приемы обработки. Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки.

  • Приемы лоскутной техники: «Чешуйчатая» техника или «уголки» из лоскутов.

  • Техника выполнения швов: «козлик», потайной.

  • Вышивка крестом, «вприкреп».

  • Техника вязания на спицах. Набор петель, петли лицевые, изнаночные.

  • Техника вязания крючком. Основные элементы.

  • Техника изготовления проволочного каркаса для вязаных игрушек.

  • Новые приемы вязания узлов. Использование их в различных целях.

Пластилин (5 ч.)

  • Основные технологические сведения и приемы обработки.

  • Получение изобразительных эффектов с использованием новых техник: горельеф, контррельеф, сграффито, многоплановый рельеф.

  • Гобелен, вытканный вручную ковер-картина (шпалера).

  • Горельеф один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над плоскостью на половину и более своей высоты.

  • Контррельеф изображение, углубленное в поверхность основы.

  • Сграффито многослойное процарапывание. Рисунок наносится на верхний слой материала, обнажая нижний, отличающийся по цвету.

  • Способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе.

  • Реалистическая лепка.

Природные материалы (3 ч.)

  • Основные технико-технологические сведения и приемы обработки

  • Правила сбора, сушки и хранения природных материалов.

  • Композиции из природных материалов.



Резерв времени (3 ч.) направлен на изучение регионального компонента государственного стандарта общего образования и регионального компонента «Морянка».


Практика работы на компьютере (в течение года).

Выполнение базовых действий на компьютере с использованием безопасных для органов зрения, нервной системы и опорнодвигательного аппарата приемов работы.

Использование компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации, для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, таблицами). Основные операции при создании текстов и оформлении текстов. Клавиатурное письмо. Работа с клавиатурным тренажером. Электронные таблицы, их назначение.



2.3. Результаты обучения.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

– ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;

– осознание своей ответственности за общее дело;

– ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

– уважение к чужому труду и результатам труда;

– уважение к культурным традициям своего народа;

– представление о себе как гражданине России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств окружающих людей;

– готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

– широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознания себя как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;

–готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

– владеть общими приемами решения задач;

– работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;

– находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

– передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов;

– выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;

– проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;

– обобщать на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

делать выписки из используемых источников информации;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге

выделять ряд общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции.  Основы труда человека

Обучающийся научится:

– называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;

– выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;

– использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

– соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать особенности проектной деятельности;

осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

– узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;

– подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;

– называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;

– экономно расходовать используемые материалы;

– применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);

– изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;

прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

– выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;

– изменять способы соединения деталей конструкции;

– изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

– анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;

– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;

– изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу;

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя;

Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

– пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;

– различать устройства компьютера;

– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);

– пользоваться калькулятором;

– создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);

– соблюдать правила безопасной работы за компьютером.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать по назначению основные устройства компьютера;

понимать информацию в различных формах;

переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;

создавать простейшие информационные объекты;

- использовать программы для создания анимированных рисунков, проектов зданий, дизайн помещений;

соблюдать режим и правила работы на компьютере;

- овладение десятипальцевым методом печатания текста;

- создавать открытку и фрагменты стенгазеты в программе MS Publisher;

- создавать презентацию в программе MS PowerPoint.







2.4. Критерии оценивания.


Критерии оценивания:


Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.

Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия

Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.

Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.






Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).

  2. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. учебник «Технология» 4 класс издательство «Учебная литература» 2013г.

  3. Алексеевская Н. А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.:«Лист», 1998.

  4. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия «Вместе учимся, играем»).

  5. Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. (Серия «Академия «Умелые руки»).



















Учебно – тематическое планирование


п/п

Тема урока


Раздел 1. Художественное конструирование из растений. (3ч)

1

ТБ. На уроках труда. Из истории. Букет в необычной упаковке.

2

Водная композиция.

3

Подарок для… Композиция из сухих растений.

РС «Школа народных ремёсел Архангельской области»


Раздел 2. Моделирование и конструирование

из разных материалов. (5ч)

4

ТБ и приемы работы. Соломенная скульптура. Из истории. Девочка.

5

Соломенная скульптура . Лошадки. Птицы.

РСМ Н. Журавлёв «Умелые руки»

6

Куклы из ниток.

7

Мастерим из проволоки. Контурные фигуры.

8

Мастерим из проволоки. Каркасные фигуры.

РС «Северные народные мастера»


Раздел 3. Лоскутная мозаика (3ч)

9

Из истории. Лоскутная мозаика на бумаге.

10

Лоскутные рисунки.

РСМ Б. Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть»

11

Шьём лоскутную мозаику. Карман-лакомник.

РС «Рукотворный мир как результат труда человека»


Раздел 4. Вышивание (3ч)

12

Из истории. Вышиваем крестом.

13

Шов «Вприкреп» «Тёплая осень»

14

Шов «петельки». Новогодняя открытка.


Раздел 5. Объемное моделирование и конструирование

из бумаги и картона. (6ч)

15

Объёмные поделки с надрезами. Цветы для нового года.

16

Ажурные игрушки.

РСМ Б. Шергин «Плотник думает топором»

17

Бумажный город.

18

Криволинейное складывание. Украшения для праздника.

РС «Северный дом»

19

Объёмные игрушки с подвижными деталями.

Говорящие животные.

20

Конструирование из объёмных тел.

Мастерим из пирамидок.


Раздел 6. Роспись ткани.(3ч)

21

Из истории. Свободная роспись. Коллаж «Аквариум»

22

Роспись по соли. Узоры Деда Мороза.

23

Холодный батик. Бабочка.


Раздел 7. Вязание. (1ч)

24

Из истории вязания. Виды пряжи. Приёмы вязания.


Раздел 8. Папье-маше (3ч)

25

Из истории. Слоистое папье-маше. Шумелки.

26

Слоистое папье-маше. Маски.

27

Слоистое папье-маше. Шумелки. Маски.


Раздел № 9 Объёмное моделирование из ткани. (5ч)

28

Из истории. Моделирование бесшовных кукол.

29

Объёмные игрушки из плотной ткани. Собачка.

30

Объёмные игрушки из плотной ткани. Собачка.

31

Объёмные игрушки из тонких тканей. «Дутики»

32

Объёмные игрушки из тонких тканей. «Дутики»


Раздел 10. Мир конструктора. (1ч)

33

Из истории. Виды транспорта.

34

Проверь себя




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!