Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №159»
«Р а с с м о т р е н о» Руководитель МО _____________ Н.Н. Гатиятуллина Протокол № от « » _________ ______г. | «С о г л а с о в а н о» Заместитель директора по УР МБОУ «Лицей №159» ____________ Н.Е. Муравьева | «У т в е р ж д е н о» Директор МБОУ «Лицей №159» _____________ С.Х. Загидуллина Приказ № ___ «__» ________ _____ г. |
Рабочая программа по технологии (мальчики)
для 6 классов
Гатиятуллиной Натальи Николаевны,
учителя по технологии первой квалификационной категории
«П р и н я т о»
на заседании педагогического
совета
Протокол №__
от «___» _________ ____ г.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ «Лицей №159».
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 70 ч. за учебный год.
Цели рабочей программы:
Обеспечение понимания учащимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся.
Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения учащимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Перечень учебно-методического и учебно-технического обеспечения
Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии .: 6 класс : учеб.. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Технология : 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / В. Н. Правдюк [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Карабанов, И. А. Технология обработки древесины : учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / И. А. Карабанов. - б-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
Самородский, П. С. Технологии ведения дома в 5-8 классах : Технический труд : метод, пособие / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2015.
Самородский, П. С. Технологии создания изделий из металла : 5-7 классы : метод, пособие / П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Технология : программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вен- тана-Граф, 2016.
Интернет-рессурсы: http://www.openclass.ru/user55 55 http://www/it-n.ru http://eidos.ru http://www.botic.ru http://www.cnso.ru/tehn http://files.school-collection.
Результаты изучения предмета:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- освоение социальных норм, правил поведения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Планируемые результаты освоения учебного курса
называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта;
читает элементарные чертежи и эскизы;
выполняет эскизы механизмов, интерьера;
освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу
потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;
получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств
(решение задачи);
получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными за-
дачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
Содержание тем курса по технологии в 6 классах:
Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии. |
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Заготовка древесины. Пороки древесины. |
Входы и выходы технологической системы. Составление блок-схем простых технологических систем. Сборочные чертежи. Спецификации составных частей изделия. |
Управление в технологических системах. Обратная связь. Выстраивание прямых и обратных цепочек «технологическая система – функция – назначение – потребность – нужда». |
Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. |
Технология возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. Технология соединения брусков из древесины. |
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. |
Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. (Электроосветительные, электронагревательные приборы, электроэнергетика будущего. Регулировка освещенности, ТБ, электроэнергия – основа современного технического прогресса. Освещение комнаты. Виды освещения и виды осветительных приборов.) |
Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. |
Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. |
Экология жилья. |
Технология содержания жилья. Основы технологии штукатурных работ. |
Взаимодействие со службами ЖКХ. Простейший ремонт сантехнического оборудования. |
Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. |
Разработка проекта «Бытовые мелочи» |
Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. |
Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. |
Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища. |
Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат. |
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. |
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. |
Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план. |
Тематическое планирование по технологии для 6классов
№ | Тема | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата по плану | проведения по факту | Примечание |
| | Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития | | | | |
| | Технологическая система | | | | |
1 | Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии. | Правила поведения в кабинете повышенной опасности. Изучение правил поведения на уроках технологии. | 1 | | | |
2-3 | Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Заготовка древесины. Пороки древесины. | Изучение понятия «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека. Проводить морфологический и функциональный анализ технологической системы. Конспект. | 2 | | | |
4-5 | Входы и выходы технологической системы. Составление блок-схем простых технологических систем. Сборочные чертежи. Спецификации составных частей изделия. | Овладение умениями по составлению блок-схем простых технологических систем (например, настольной лампы, шариковой ручки); организация учебного взаимодействия в группе. Выполнение эскиза или чертежа детали из древесины. Чтение сборочного чертежа. | 2 | | | |
6-7 | Управление в технологических системах. Обратная связь. Выстраивание прямых и обратных цепочек «технологическая система – функция – назначение – потребность – нужда». | Овладение умениями по составлению прямых и обратных цепочек «технологическая система»; применение простых механизмов для решения поставленных задач по проектированию технологических систем. Практическая работа: разработка технологической карты изготовления детали из древесины. | 2 | | | |
8-9 | Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. | Оперирование понятием «робототехника», «простейшие роботы»; вербализация эмоционального впечатления, оказанное на него источником. | 2 | | | |
| | Производственные технологии. | | | | |
10-11 | Технология возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. Технология соединения брусков из древесины. | Характеристика актуальных технологий возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания. Анализ существующих и планируемое будущие образовательные результаты. | 2 | | | |
12-13-14 | Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. | Объяснение понятия «машина», характеристика технологических систем, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю; рассказ о машинах для преобразования энергии. Практическая работа: создание светильника с самодельными элементами. | 3 | | | |
15-16-17 | Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. (Электроосветительные, электронагревательные приборы, электроэнергетика будущего. Регулировка освещенности, ТБ, электроэнергия – основа современного технического прогресса. Освещение комнаты. Виды освещения и виды осветительных приборов.) | Решение практических задач по проектированию технологической системы: например ремонт электрического оборудования, составление электрической схемы для светильника. Практическая работа: изучение предела измерения, цену деления, тариф. | 3 | | | |
18-19-20 | Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии. | Перечисление, характеристика и распознание устройства для накопления энергии, для передачи энергии; анализ динамики собственных образовательных результатов, распознание устройства для накопления энергии. | 3 | | | |
21-22-23 | Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. | Характеристика автоматизации производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводят произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий; сверяют свои действия с целью и при необходимости, исправляют ошибки, самостоятельно характеризуют автоматизированные производства Республики Татарстан. | 3 | | | |
| | Технология в сфере быта. | | | | |
24-25 | Экология жилья. | Определение проблемы экологии жилья; распространение экологического знания и участие в практических делах по защите окружающей среды; оценка условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности. Практическая работа: разработка плана размещения осветительных бытовых приборов. | 2 | | | |
26-27 | Технология содержания жилья. Основы технологии штукатурных работ. | Разработка технологии содержания жилья; установка связи между полученными характеристиками продукта и характеристика процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта. Практическая работа: изучение выполнения штукатурных работ. | 2 | | | |
28-29 | Взаимодействие со службами ЖКХ. Простейший ремонт сантехнического оборудования. | Разработка технологии взаимодействия со службами ЖКХ; оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; анализ примеров бережливого использования ресурсов; определение, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи. Практическая работа: изучение ремонта смесителя и вентильной головки. | 2 | | | |
30-31 | Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. | Разработка технологии хранения продовольственного и непродовольственного продукта на основе информации этикеток, инструкций и т.п.; осуществление корректного хранения произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки). | 2 | | | |
32-33-34-35 | Разработка проекта «Бытовые мелочи» | Называние значений понятия «проект», строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; поиск и использование информационных ресурсов, необходимые для выполнения проекта с помощью средств ИКТ; выбор и использование адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; определение совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; наблюдение и анализ собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других учащихся в процессе взаимопроверки. Практическая работа: создание проекта. | 4 | | | |
36-37 | Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. | Получение и анализ опыта исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками. Договор о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей исследование способов жизнеобеспечения жилого помещения. Практическая работа: изучение эксплуатации и ухода за бытовыми приборами. | 2 | | | |
38-39 | Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. | Беседа с использованием материала учебника о типах и видах светильников, способах систематизации и хранения коллекций и размещении в интерьере, этапах проектирования. Выполнение эскизов размещения светильников. Анализ вариантов эскизов. Практическая работа: создание эскизов освещения комнаты. | 2 | | | |
40-41 | Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища. | Получение и анализ опыта исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Договор о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей исследование способов жизнеобеспечения жилого помещения. | 2 | | | |
42-43-44-45-46-47 | Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат. | Получение и анализ опыта разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки; использование компьютерной технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: создание презентаций и др.; разработка проекта освещения выбранного помещения. Практическая работа: создание творческого проекта. | 6 | | | |
| | Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся. | | | | |
| | Техники проектирования, конструирования, моделирования. | | | | |
48-49-50 | Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. | Проведение морфологического и функционального анализа технологической системы: делают выводы на основе критического анализа разных точек зрения. | 3 | | | |
51-52-53-54-55-56 | Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн- проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. | Регламент заданного процесса в заданной форме; определение задачи коммуникации и в соответствии с ней отбор речевые средства. Представление алгоритма действий по разработке различных проектов. Корректировка его. | 6 | | | |
| | Способы продвижения продукта на рынке. | | | | |
57-58 | Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план. | Планирование продвижений продукта. Разработка маркетингового плана. Резюме главной идеи текста; критическое оценивание содержания и формы текста. Практическая работа: создание рекламы определенному продукту. | 2 | | | |
| | Опыт проектирования, конструирования, моделирования. | | | | |
59-60 | Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей. | Получение и анализ опыта изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы; выбор, постройка и использование адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; описание свой опыт, оформление его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией. Практическая работа: создание упаковки продукта. | 2 | | | |
61-62 | Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. | Составление карты простых механизмов; соотношение полученных результатов поиска со своей деятельностью. | 2 | | | |
63-64-65 | Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств - моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. | Выполнение модели механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме; определение совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. | 3 | | | |
| | Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. | | | | |
| | Предприятия региона проживания обучающихся. | | | | |
66-67- 68 | Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. | Определение предприятий Республики Татарстан, работающие на основе современных производственных технологий, приводят примеры функций работников этих предприятий; планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Строят рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; классифицируют предприятия Республики Татарстан, работающие на основе современных производственных технологий. | 3 | | | |
69-70 | Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. | Характеристика актуальных и перспективных технологий в области энергетики, характеристика профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания; самостоятельное определение цели обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности. Характеристика профессии в сфере энергетики Республики Татарстан. | 2 | | | |