СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предполагает изучение технологии по двум направлениям: современные индустриальные технологии и технологии проектирования. Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В прграмму были добавлены часы по теме «Основы аграрной технологии».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии в 10 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригорьевская средняя школа»


Рассмотрена

Руководитель ММО ______Макарова Е.Н. Протокол от 27. 08.2016№1

Согласована

Зам. директора по УВР

______Крутова Е.Н.

27. 08.2016

Утверждена

приказом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» от28. 08.2016 № 163






Рабочая программа по технологии


10 класс


(34 часа)


Составитель программы: учитель технологии

первой категории

Лукьянов Иван Иванович



ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

протокол от 28. 08. 2016г № 1







2016 - 2017 учебный год




  1. Пояснительная записка


Нормативной базой для разработки данной рабочей программы являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2004 года),

- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии 2010 год; (стандарты второго поколения);

- Авторская программа Технология/ Хохлова М.В, Самородский П.С., Симоненко В.Д.- М: «Вентана- Граф»,2011

- Учебный план образовательной организации на 2016-2017 учебный год;

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по технологии составлена для 10 на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, с учетом требований образовательного стандарта. Она предполагает изучение технологии по двум направлениям: современные индустриальные технологии и технологии проектирования. Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

В авторскую программу были добавлены часы по теме «Основы аграрной технологии». Эти изменения не затрагивают её содержания и принципов построения. Изменения, обусловлены особенностями материально – технической базы нашей сельской школы. Наличие пришкольного участка дает возможности для практической реализации теоретических знаний.




2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения технологии ученик должен

знать/понимать:

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров или услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь:

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • проектировать материальный объект или услугу, оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта;

  • выполнять изученные технологические операции;

  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения;

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности:

  • для проектирования материальных объектов или услуг;

  • повышения эффективности своей практической деятельности;

  • организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;

  • рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • составления резюме и проведения самопрезентации.

  • самостоятельного выполнения различных творческих работ;



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Введение -1ч

Раздел. Основы аграрной технологии (осенние работы) -3ч.

Сбор урожая корнеплодов и закладка их на хранение. Подготовка пришкольного участка для обработки. Осенняя обработка почвы

Раздел. Производство, труд и технологии

Тема 1.Технология как часть общечеловеческой культуры -4 ч

Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.

Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «тех­ника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Практическая работа. Подготовка доклада об интере­сующем открытии (известном учёном, изобретателе) в об­ласти науки и техники.

Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества-4 ч

Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окру­жающей среды. Динамика развития промышленных техно­логий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.

Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в сис­теме природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ре­сурсов различными производствами. Коэффициент ис­пользования материалов. Промышленная эксплуатация ле­сов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парнико­вый эффект», «озоновая дыра».

Интенсивный и экстенсивный пути развития сель­ского хозяйства, особенности их воздействия на экоси­стемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.

Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах. Подготовка докладов по темам о глобальном потеплении.

Тема 3. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду,

Природоохранные техноло­гии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущ­ность и виды безотходных технологий. Переработка быто­вого мусора и промышленных отходов. Комплекс меро­приятий по сохранению лесных запасов, защите гидросфе­ры, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка ес­тественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Исполь­зование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энерге­тика. Исследования возможности применения энергии волн и течений.

Практические работы. Оценка качества пресной воды. Подготовка докладов по

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире

Экологически устойчивое раз­витие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации ок­ружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявле­ния экологического сознания. Необходимость экономии ре­сурсов и энергии. Охрана окружающей среды.

Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей сре­ды на территории нашего поселения.


Тема 4.Перспективные направления развития современных технологий-1 ч

Основные виды промышлен­ной обработки материалов. Электротехнологии и их приме­нение

Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая об­работка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: на­пыление, резка, сварка; применение в порошковой метал­лургии. Нанотехнологии

Тема 5. Новые принципы организации современного производства -2 ч

Пути развития индустриаль­ного производства. Рационализация, стандартизация произ­водства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) произ­водство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологиче­ские машины. Глобализация системы мирового хозяйства.

Автоматизация технологических процессов.

Практическая работа. Экскурсия на современное произ­водственное предприятие.


Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.

Тема 6. Творческая проектная деятельность -3ч

Понятие творчества-

Понятие творчества. Введе­ние в психологию творческой деятельности. Понятие «твор­ческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды твор­ческой деятельности: художественное, научное, техниче­ское творчество. Процедуры технического творчества.

Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Ре­зультат творчества как объект интеллектуальной собствен­ности.

Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая за­дача». Логические и эвристические (интуитивные) пути ре­шения творческих задач, их особенности и области приме­нения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Практическая работа. Упражнения на развитие мышле­ния: решение нестандартных задач.

Защита интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобрете­ние. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Патентуемые объекты: изоб­ретения, промышленные образцы, полезные модели, товар­ные знаки. Правила ре­гистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы. Разработка товарного знака сво­его (условного) предприятия. Составление формулы изобре­тения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.



Тема 7. Методы решения творческих задач - 4 ч

Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: анало­гия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.

Поиск оптимального варианта решения. Морфологиче­ский анализ (морфологическая матрица), сущность и при­менение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы реше­ния задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объ­ектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и при­менение.

Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.


Тема 8.Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности -3 ч.

Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.

Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.

Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

Планирование проектной деятельности,

Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, по­шаговое планирование действий.

Источники информации при проектировании.

Создание банка идей продуктов труда

Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творче­ский подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представле­ние вариантов будущего изделия.

Практические работы. Создание банка идей и предло­жений. Выдвижение идей усовершенствования своего про­ектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с ис­пользованием метода морфологического анализа.

Тема 9. Рынок потребительских товаров и услуг- 2ч

Рынок потребительских товаров и услуг. Методы выявления общественной потребно­сти. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основа­нии выявления общественной потребности.

Практические работы. Составление анкеты для изуче­ния покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.



Тема 10. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план- 3 ч


Пути продвижения проекти­руемого продукта на потребительский рынок. Понятие мар­кетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на произ­водство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Про­гнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (ус­луги).


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ тем разделов


Название разделов и тем

Кол-во

часов

1

Введение

1

2

Тема. Основы аграрной технологии (осенние работы)

3

1

Раздел. Производство, труд и технологии


14

1 (1)

Технология как часть общечеловеческой культуры


4

1 (2)

Тема. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

4

1 (3)

Тема. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду

4

1 (4)

Тема. Перспективные направления развития современных технологий


1

1 (5)

Тема. Новые принципы организации современного производства

1

2

Раздел. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.

11

2 (1)

Тема. Творческая проектная деятельность

3

2 (2)

Тема. Методы решения творческих задач

4

2 (3)

Тема . Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности

3

2 (4)

Тема. Рынок потребительских товаров и услуг.

1

2 (5)

Тема. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план-

3

3

Повторение

2





















Календарно- тематическое планирование

Технология 10 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Аргументация изменений

План

Факт

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.




Тема. Основы аграрной технологии (осенние работы)- 3ч

2(1)

Сбор урожая корнеплодов и закладка их на хранение.




3(2)

Подготовка пришкольного участка для обработки.




4(3)

Уход за школьным садом и уборка мусора около школы.




Раздел. Производство, труд и технологии

Тема 1.Технология как часть общечеловеческой культуры- 4 ч

5(1)

Технология как область знания и практическая деятельность человека и





6(2)

Технологические уклады и их основные технические достижения.




7(3)

Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства





8(4)

Практическая работа. Подготовка доклада об открытии или известном учёном в об­ласти науки и техники.




Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества - 4 ч

9(1)

Современная энергетика и энергоресурсы.




10(2)

Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в сис­теме природопользования.




11(3)

Развитие сель­ского хозяйства, особенности его воздействия на экоси­стемы.




12(4)

Практические работ. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах. Подготовка докладов по темам о глобальном потеплении.





Тема 3. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду,-

13(2)

Природоохранные техноло­гии. Основные направления охраны природной среды.





14(2)

Исполь­зование «альтернативных источников энергии.




15(3)

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире




16(4)

Практическая работа. Оценка качества пресной воды. Выявление мероприятий по охране окружающей сре­ды на действующем предприятии.




Тема 4.Перспективные направления развития современных технологий -1 ч

17(1)

Основные направления развития современных технологий.




Тема 5.Новые принципы организации современного производства -1 ч

18(2)

Новые принципы организации современного производства




Раздел. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.

Тема 6. Творческая проектная деятельность-3ч

19. (1)

Понятия творчества и «твор­ческий процесс».




20(2)

Защита интеллектуальной собственности





21(3)

Логические и эвристические (интуитивные) пути ре­шения творческих задач.




Тема 7. Методы решения творческих задач, - 4 ч

22(1)

Методы активизации поиска решений. Синектика.





23(2)

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии.




24(3)

Ассоциативные методы реше­ния задач.




25(4)

Практическая работа. Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.




Тема 8. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности -3 ч


26(1)

Особенности современного проектирования.




27(2)

Планирование проектной деятельности,





28(3)

Создание банка идей продуктов труда





Тема 9. Рынок потребительских товаров и услуг 2ч

29(1)

Рынок потребительских товаров и услуг.




Тема 10. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план- 3 ч

30(1)

Пути продвижения проекти­руемого продукта на потребительский рынок.





31(2)

Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.





32(3)

Практическая работа. Составление бизнес-плана.





Повторение

33(1)

Промежуточная аттестация (тестовая работа)




34(2)

Итоговое повторение








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!