Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригорьевская средняя школа»
Рассмотрена Руководитель ММО ______Макарова Е.Н. Протокол от 27. 08.2016№1 | Согласована Зам. директора по УВР ______Крутова Е.Н. 27. 08.2016 | Утверждена приказом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» от28. 08.2016 № 163 |
Рабочая программа по технологии
10 класс
(34 часа)
Составитель программы: учитель технологии
первой категории
Лукьянов Иван Иванович
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
протокол от 28. 08. 2016г № 1
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативной базой для разработки данной рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2004 года),
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии 2010 год; (стандарты второго поколения);
- Авторская программа Технология/ Хохлова М.В, Самородский П.С., Симоненко В.Д.- М: «Вентана- Граф»,2011
- Учебный план образовательной организации на 2016-2017 учебный год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по технологии составлена для 10 на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, с учетом требований образовательного стандарта. Она предполагает изучение технологии по двум направлениям: современные индустриальные технологии и технологии проектирования. Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
В авторскую программу были добавлены часы по теме «Основы аграрной технологии». Эти изменения не затрагивают её содержания и принципов построения. Изменения, обусловлены особенностями материально – технической базы нашей сельской школы. Наличие пришкольного участка дает возможности для практической реализации теоретических знаний.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения технологии ученик должен
знать/понимать:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь:
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
проектировать материальный объект или услугу, оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности:
для проектирования материальных объектов или услуг;
повышения эффективности своей практической деятельности;
организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения самопрезентации.
самостоятельного выполнения различных творческих работ;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение -1ч
Раздел. Основы аграрной технологии (осенние работы) -3ч.
Сбор урожая корнеплодов и закладка их на хранение. Подготовка пришкольного участка для обработки. Осенняя обработка почвы
Раздел. Производство, труд и технологии
Тема 1.Технология как часть общечеловеческой культуры -4 ч
Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства
Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества-4 ч
Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах. Подготовка докладов по темам о глобальном потеплении.
Тема 3. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, 4ч
Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Исследования возможности применения энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Подготовка докладов по
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире
Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на территории нашего поселения.
Тема 4.Перспективные направления развития современных технологий-1 ч
Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение
Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Нанотехнологии
Тема 5. Новые принципы организации современного производства -2 ч
Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Автоматизация технологических процессов.
Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.
Тема 6. Творческая проектная деятельность -3ч
Понятие творчества- 2ч
Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
Защита интеллектуальной собственности
Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
Тема 7. Методы решения творческих задач - 4 ч
Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
Тема 8.Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности -3 ч.
Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.
Планирование проектной деятельности,
Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий.
Источники информации при проектировании.
Создание банка идей продуктов труда
Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия.
Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
Тема 9. Рынок потребительских товаров и услуг- 2ч
Рынок потребительских товаров и услуг. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Тема 10. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план- 3 ч
Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ тем разделов | Название разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Тема. Основы аграрной технологии (осенние работы) | 3 |
1 | Раздел. Производство, труд и технологии | 14 |
1 (1) | Технология как часть общечеловеческой культуры | 4 |
1 (2) | Тема. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4 |
1 (3) | Тема. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 4 |
1 (4) | Тема. Перспективные направления развития современных технологий | 1 |
1 (5) | Тема. Новые принципы организации современного производства | 1 |
2 | Раздел. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. | 11 |
2 (1) | Тема. Творческая проектная деятельность | 3 |
2 (2) | Тема. Методы решения творческих задач | 4 |
2 (3) | Тема . Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 3 |
2 (4) | Тема. Рынок потребительских товаров и услуг. | 1 |
2 (5) | Тема. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план- | 3 |
3 | Повторение | 2 |
Календарно- тематическое планирование
Технология 10 класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Аргументация изменений |
План | Факт |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | | | |
Тема. Основы аграрной технологии (осенние работы)- 3ч |
2(1) | Сбор урожая корнеплодов и закладка их на хранение. | | | |
3(2) | Подготовка пришкольного участка для обработки. | | | |
4(3) | Уход за школьным садом и уборка мусора около школы. | | | |
Раздел. Производство, труд и технологии Тема 1.Технология как часть общечеловеческой культуры- 4 ч |
5(1) | Технология как область знания и практическая деятельность человека и | | | |
6(2) | Технологические уклады и их основные технические достижения. | | | |
7(3) | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | | | |
8(4) | Практическая работа. Подготовка доклада об открытии или известном учёном в области науки и техники. | | | |
Тема 2. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества - 4 ч |
9(1) | Современная энергетика и энергоресурсы. | | | |
10(2) | Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. | | | |
11(3) | Развитие сельского хозяйства, особенности его воздействия на экосистемы. | | | |
12(4) | Практические работ. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах. Подготовка докладов по темам о глобальном потеплении. | | | |
Тема 3. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду,- 4ч |
13(2) | Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. | | | |
14(2) | Использование «альтернативных источников энергии. | | | |
15(3) | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | | | |
16(4) | Практическая работа. Оценка качества пресной воды. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем предприятии. | | | |
Тема 4.Перспективные направления развития современных технологий -1 ч |
17(1) | Основные направления развития современных технологий. | | | |
Тема 5.Новые принципы организации современного производства -1 ч |
18(2) | Новые принципы организации современного производства | | | |
Раздел. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Тема 6. Творческая проектная деятельность-3ч |
19. (1) | Понятия творчества и «творческий процесс». | | | |
20(2) | Защита интеллектуальной собственности | | | |
21(3) | Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач. | | | |
Тема 7. Методы решения творческих задач, - 4 ч |
22(1) | Методы активизации поиска решений. Синектика. | | | |
23(2) | Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. | | | |
24(3) | Ассоциативные методы решения задач. | | | |
25(4) | Практическая работа. Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач. | | | |
Тема 8. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности -3 ч | |
26(1) | Особенности современного проектирования. | | | |
27(2) | Планирование проектной деятельности, | | | |
28(3) | Создание банка идей продуктов труда | | | |
Тема 9. Рынок потребительских товаров и услуг 2ч |
29(1) | Рынок потребительских товаров и услуг. | | | |
Тема 10. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план- 3 ч |
30(1) | Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. | | | |
31(2) | Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. | | | |
32(3) | Практическая работа. Составление бизнес-плана. | | | |
Повторение |
33(1) | Промежуточная аттестация (тестовая работа) | | | |
34(2) | Итоговое повторение | | | |