СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание для специальностей туризм и коммерция

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»





УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УМР

_______________ Л.Г. Иванова

«_____»___________ 2016 г.

« ___ » ______________ 20 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


основной профессиональной образовательной программы

по специальностям среднего
профессионального образования


43.02.10 Туризм


Углублённой подготовки


Квалификация Специалист по туризму


Форма обучения очная








2016 год

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования:

43.02.10 Туризм углублённой подготовки

с учетом примерной программы учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (заключение № 374 от «2 3» июля 2015 г.)




Программа рассмотрена на заседании предметно - цикловой комиссии

Общеобразовательных дисциплин

Протокол заседания №1 от «30 августа» 2016 г.


Председатель предметно - цикловой комиссии

Драгушенич М. О._______________________






Разработчик программы: Ильина Т. В.__________________













Содержание

1.

Паспорт программы учебной дисциплины............................................4


1.1. Область применения программы


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы


1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

2.

Структура и содержание учебной дисциплины………………………7


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины……………16


3.1. Образовательные технологии


3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


3.3. Информационное обеспечение обучения

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины….17










1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности:

43.02.10 Туризм углублённой подготовки;

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную

программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы ОПОП СПО

на базе основного общего образования, при подготовке квалифициро-

ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом с учетом тре бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.

Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о современной естественно - научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно -научной информации;

• воспитание убежденности в возможности познания природы.

• применение естественно - научных знаний в профессиональной деятельности

и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;

 грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;


−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области

естественных наук;

−− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


−− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные

знания с использованием для этого доступных источников информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить

самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по

решению общих задач в области естествознания


метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естествен - научной картины мира

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их

достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения естественно-

научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав

ленных целей и задач;

предметных:

− сформированность представлений о целостной современной естественно

научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи -

человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах

Вселенной;

- сформированность умений понимать значимость естественно - научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 113 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час;

самостоятельной работы обучающегося 62 часа.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

113

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

32

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

в том числе:


Доклад

10

Конспект

12

Подготовка к практической работе

30

Подготовка к контрольной работе

10

Итоговая аттестация по дисциплине в форме контрольной работы






























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Механика




Тема 1.1 Кинематика


Содержание учебного материала

2

1

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Механическое движение. Материальная точка.

1

2

Система отсчета. Координаты. Скорость. Прямолинейное движение с

1

Практические занятия. «Элементы научной картины мира». "Координаты материальной точки»

4


Самостоятельная работа

Изучение конспектов. Оформление практических работ



6

Тема 1.2

Динамика

Содержание учебного материала



2


1

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона

1

2

Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Первая и вторая космические скорости. Сила упругости. Силы трения.

1,2

Практические занятия «Экспериментальное определение и расчёт силы упругости». Исследование силы упругости от массы тела.

4


Самостоятельная работа

Изучение конспектов. Оформление практических работ.

4





Тема 1.3

Законы

сохранения





Содержание учебного материала

2


1

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Принцип действия ракеты.

2

2

Работа силы. Мощность. Энергия. Работа силы тяжести и силы упругости. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

1,2

Практические занятия «Расчёт полной энергии тела, колеблющегося на пружине». Изменение энергии при совершении работы

4


Самостоятельная работа

Изучение конспектов. Оформление лабораторно-практических работ


6

Тема 2.1

Основы молекулярно

кинетической теории


Содержание учебного материала

2


1

Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

1,2

2

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Абсолютная температура. Скорость молекул. Газовые законы

1

Практические занятия «Расчет массы и размеров молекул, атомов». Анализ графиков изопроцессов.

4


Самостоятельная работа

Изучение конспектов. Оформление практических работ

8

Тема 3.1. Электростатика

Содержание учебного материала



1

Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

2

1.2

2

Электрическое поле.

Практические занятия «Расчёт силы кулоновского взаимодействия. Соединение конденсаторов – эквивалентные схемы»

4



Самостоятельная работа Изучение конспектов. Оформление работ. Доклады

8



Содержание учебного материала



1

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока.

2

2

2

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

2

Практические занятия «Расчёт эквивалентных схем», Расчёт силы тока, напряжения, удельного сопротивления проводников

4


Самостоятельная работа Изучение конспектов. Оформление работ. Доклады

8

Тема 3.4

Магнитное поле

Содержание учебного материала



1

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

2

1,2

2

Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества

2

Практические занятия «Расчёт магнитной индукции, силы Ампера»

КПД электродвигателя.

4


Самостоятельная работа Изучение конспектов. Оформление практических работ.


8

Раздел 4

квантовая физика








Тема 4.1

Атомная физика

Содержание учебного материала

2


1

Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора.

2,3

2

Испускание и поглощение света атомами. Лазеры

3

Практические Занятия. Расчёт Энергия Связи и Дефекта Массы Атомного Ядра»

2


Самостоятельная работа Изучение конспектов. Оформление работ

6

Раздел 5

Вселенной и её эволюция




Тема 5.1

Наша Галактика – Млечный путь

Содержание учебного материала


1

Строение Солнечной системы. Внутреннее строение Солнца. Система Земля – Луна.

3

1,2

2

Происхождение галактик. Происхождение Вселенной

3

Практические занятия. Эффект Доплера. Большой взрыв. Термоядерный синтез

2


Самостоятельная работа Изучение конспектов. Оформление работ

8

Всего:

51























Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются:

Традиционные технологии обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: лекции, урок сообщения новых знаний, комбинированный урок, практические работы, контрольная работа и др.

Лаборатория L – micro в сочетании с традиционным метрологическим оборудованием при проведении демонстрационных экспериментов, лабораторных работ и практикума. Такое оборудование позволяет проводить демонстрационный эксперимент в реальном времени ( в отличии от компьютерного моделирования), автоматизировать процесс сбора и обработку информации.

Активные и интерактивные технологии обучения, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем.

Количество часов по междисциплинарному курсу, проводимых в интерактивной форме, согласно учебному плану – 14 часов.

3.1.2. Активные и интерактивные образовательные технологии,

используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия*

Используемые активные и интерактивные
образовательные технологии

1

ТО

Индивидуальные задания, проблемные лекции, тестовые технологии

ПР

Разбор конкретных задач, проблемные опыты

-







* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия



3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины физика требует наличия учебного кабинета, в
котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия.

В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой.
Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
Кабинет оснащён: мультимедийным оборудованием.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Физика», входят:
наглядные пособия «Физические величины и фундаментальные константы».
«Международная система единиц СИ». «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические
наборы)

•лабораторное оборудование (общего назначения и тематические
наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
•вспомогательное оборудование;
•библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика»,
рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика – М.: ИД Академия, 2013

  2. Дмитриева В.Ф. Сборник задач по физике – М.: ИД Академия, 2015

  3. Тарасов О.М. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями. – М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2010.

  4. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М.: ИД Академия, 2013.

Дополнительные источники

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Министерство образования РФ. – М., 2004.

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок) РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) СЗ РФ. 2009.

№ 4. — Ст. 445.

  1. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  2. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259

  3. «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего

профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования


Интернет-ресурсы


www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека;

www.edu.ru - федеральный портал российского образования;

www.mathnet.ru - общероссийский математический портал;














3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  физики

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места студентов;

  2. рабочее место преподавателя;

  3. рабочая меловая доска;

  4. наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  1.  ПК,

  2. видеопроектор,

  3. проекционный экран.

3.2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений – М.2010.

Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.

Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов.  – 2000.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб.пособие. – М., 2003.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.

Дополнительные источники:

Программированные задания по физике

Раздаточный материал по всем темам.

4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Знать:

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  2. отличать гипотезы от научных теорий;

  3. делать выводы на основе экспериментальных данных;

  4. приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  5. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  6. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

  7. применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета;

  1. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  2. измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

 - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации буклета, информационное сообщение).

 

  1. Итоговая аттестация в форме зачёта.



 


Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с «Рекомендациями» по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!