Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для обучающихся 5 класса
Учитель биологии Романова Татьяна Владимировна
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса разработана на основе требований Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобнауки России от 29.12.2014 г. № 1644); в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» с учётом Примерной рабочей программы по учебному предмету «Биология» 5-9 классы (Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.).
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценно- стей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:
• ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
• формирование экологического сознания.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).из расчёта 35 часов в год ( 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профес- сий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в про-цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокра-щении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и при- родных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
В результате изучения биологии в 5 классе:
Обучающийся узнает:
основные методы биологических исследований; основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы; значение микроскопа для биологических исследований; что означает понятие «система»; взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде; какие явления называют биологическими; уровни организации жизни; от чего зависит устойчивость биосферы; структуру экосистем и популяций; что такое вид; — в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы; основные возрастные периоды в жизни человека; наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете; современные точки зрения о происхождении человека; место человека в системе живой природы; сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; выделять существенные признаки биологических объектов характерных для живых организмов; использовать методы биологической науки: проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты; аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик освоит общие приемы: рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними правила работы в кабинете биологии, с некоторыми биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
объяснять значение биологических знаний в жизни человека; объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой; описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента; приводить примеры природных и искусственных систем; описывать особенности биологических систем; доказывать единство организма и окружающей среды; описывать принципиальное строение клетки; давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека; объяснять уникальные особенности вирусо; объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли; находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов; приводить примеры биологических ритмов; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (7 ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология —дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент,
моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой
природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований*.
П/р № 1 «Измеряем рост (работа в группе)»
П/р № 2«Опыт с элодеей (работа в группе)»
П/ р № 3 «Знакомчтво с оборудованием для научных исследований»
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы — живые объекты различной слож-
ности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера —живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.__ Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции. Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей
тела человека. Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
П/р № 4 «Наблюдаем за птицами»
П/р № 5 «Изучаем кожу (индивидуальная работа)»
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза. Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия. Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
П/р №6 «Изучение мела (известняка) под микроскопом (работав группах)»
Экскурсии Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные.
Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разно- образие. Исчезновение видов. Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200–300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Содержание материала | Дата проведения урока | Домашнее задание |
По плану | Фактически |
Введение (1 ч) | |
1/1 | Величайшее чудо на планете Стартовая диагностическая контрольная работа | Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения | | | п.1, задания 3,4,7,8 |
Человек изучает живую природу (7 ч) | |
2/1 | Человек познаёт мир природы | Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен инфор- мацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприя- тие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде. | | | п.2, задания 4,5,7 |
3/2 | Биология – наука для всех | Естествознание — система зна- ний о природе. Биология — дис- циплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. | | | п.3, задания 3,4 |
4/3 | Какие научные методы ипользуют биологи? Практическая работа № 1 «Измерение роста» | Научные методы познания. Наука —один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, изме- рения для получения информации. | | | п.4, задания 2,3,4 |
5/4 | Наблюдение и эксперимент в биологии Практическая работа № 2 «Опыт с элодей» | Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. | | | п.5, задания 3,4,5 |
6/5 | Моделирование в биологии | Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. | | | п.6, задания 2,4,5 |
7/6 | Какое оборудование необходимо биологу? Практическая работа № 3 «Знакомчтво с оборудованием для научных исследований» | Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. | | | п.7, задания 3,4,6 |
8/7 | Биологические иллюстрации | Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка | | | п.8, задания 3,5 |
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч) | |
9/1 | Что такое система? | Системы природные (системы живой и неживой природы) и ис- кусственные (созданные чело- веком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. | | | п.9, задания 1,3,5 |
10/2 | Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических си- стем. Биологические явления — изменения в биологических си- стемах. | | | п.10, задания 1,3,5 |
11/3 | Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке | «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера. | | | п.11, задания 4,5 |
12/4 | Биосфера | Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. | | | п.12, задания 1,3,7 |
13/5 | Экосистемы – живая мозаика планеты | Экосистема. Компоненты экоси- стемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ. | | | п.13, задания 6,7,8 |
14/6 | Вид – единица живого мира | Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете. | | | п.14, задания 4.5,6 |
15/7 | Популяция – это «население» Практическая работа № 4 «Наблюдаем за птицами» | Популяция — совокупность осо- бей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объеди- нения внутри популяции. Связи между членами популяции. | | | п.15, задания 5,6,7 |
16/8 | Организм, особь, индивид | Организм — неделимая единица живого мира. | | | п.16, задания 4,5,6 |
17/9 | «Нити жизни»: организм в окружающей среде | Единство организ- ма и окружающей среды. Усло- вия окружающей среды. Воздей- ствие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. | | | п.17, задания 3,4,5 |
18/10 | Как растут и развиваются организмы | Развитие организма. Ак- тивный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физиче- ского здоровья. | | | п.18, задания 4,5 |
19/11 | Путешествие в мир клетки | Клетка — наименьшая едини- ца живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осу- ществление клеткой всех основ- ных жизненных процессов: ды- хания, питания, выделения и др. | | | п.19, задания 3,4,5 |
20/12 | Ткани живых организмов Практическая работа № 5 « Изучаем кожу» | Ткани. Многообразие, особенно- сти строения и функции тканей тела человека. | | | п.20, задания 2,3,4 |
21/13 | На границе живого и неживого: вирусы | Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д. И. Ива- новского. Значение вирусов в природе и жизни человека | | | п.21, задания 3,4,6 |
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч) | |
22/1 | По страниам истории жизни Практическая работа № 6 «Изучение мела» | Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. | | | п.22, задания 4,5 |
23/2 | Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли | Восстановление облика вымерших животных и растений. | | | п.23, задания 2,3,4 |
24/3 | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. | | | п.24, задания 2,5,6 |
25/4 | Человек разумный – один из миллионов видов организмов | Роль прямохождения в происхождении человека. «Кос- мическая» гипотеза. Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родствен- ники человека. Человекообраз- ные обезьяны и человек: сход- ство и различия. | | | п.25, задания 4,5,7 |
26/5 | Периодические явления в живой природе | Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические | | | п.26, задания 4,5 |
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч) | |
27/1 | Что такое «Биологическое разнообразие»? | Биологическое разнообразие (биоразнообразие) —разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия. | | | п.27, задание 4 |
28/2 | Какая среда необходима человеку? | Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимо- действие человека и окружаю- щей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и инфор- мацией. Потребности человека: биологические и социальные; ма- териальные и духовные. | | | п.28, задания 3,4 |
29/3 | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов. Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. | | | п.29, задание 4 |
30/4 | Кто отвечает за Землю | Азбука экологической культуры. Практическая работа № 6 «Составляем паспорт дерева» | | | п.30 |
31 | Выполнение проекта: I этап работы | Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры», «Периодические явления в живой природе»и др. | | | индивид. задания |
32 | Выполнение проекта: II- III этапы работы | | | индивид. задания |
33 | Защита проекта | | | индивид. задания |
34 | Итоговая контрольная работа | | | |
35 | Резервное время | | | | |
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. Н аблюдение за птицами (индивидуальная работа).
3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
4. Составление паспорта дерева.
5. (групповой проект).
6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.