СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету:"Изобразительная деятельность" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по образовательной области «Искусство» учебного предмета «Изобразительная деятельность» составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в его примерной АООП программе «Изобразительная деятельность» варианте 2.  Рабочая компилятивная программа «Изобразительная деятельность» для (1дополнительного) 1 класса разработана в полном соответствии с программой образования, учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью под редакцией Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету:"Изобразительная деятельность" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»




Рассмотрена и одобрена на М/О учителей олигофренопедагогов ОГКОУШ № 39 протокол № _____ от __________

Руководитель М/О ______________ Леонтьева М.Ю.

Утверждена

педагогическим советом ОГКОУШ № 39

протокол № _____ от _________

директор школы ____________ М.Н. Пономарева





Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

предметная область «Искусство»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2


(1 дополнительный) 1 класс


Составитель программы:


Учитель



Ульяновск 2016

















Структура рабочей программы «Искусство (изобразительная деятельность)»


1. Титульный лист ……………………………………………………………………………………………………

2. Информационный лист……………………………………………………………………………………………...

3. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………...................

4. Индивидуальный учебный план…………………………………………………………………………………...

5. Учебно-тематический план…………………………………………………………………………….................

6. Содержание программы ………………………………………………………………………………………….

7. Система контрольно-измерительных материалов………………………………………………………………

8. Материально-техническое обеспечение учебного курса………………………………………………………

9. Список литературы…………………………………………………………………………………………………..

10. Сведения об авторе (дата рождения, образование, стаж) ……………………………………………………….





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

  4. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  7. Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  9. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

  10. «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утверждённые Постановлением заместителя Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым, 6 марта 1986 г., № 4076-86;

  11. Закон Ульяновской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

  12. Постановление Правительства Ульяновской области от 02.08.2005 № 618-ПП «Об утверждении Положения о порядке финансирования расходов, связанных с организацией начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей на дому»;

  13. Письмо Министерства общего и профессионального образования Ульяновской области от 29.05.2012г. № 03-0306/3345 «Учебный план общего образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»;

  14. Устав областного государственного казенного образовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»;

  15. Локальные акты образовательного учреждения.

Программа по образовательной области «Искусство» учебного предмета «Изобразительная деятельность» составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в его примерной АООП программе «Изобразительная деятельность» варианте 2. Рабочая компилятивная программа «Изобразительная деятельность» для (1дополнительного) 1 класса разработана в полном соответствии с программой образования, учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью под редакцией Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), Федеральным законом Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской̆ Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной̆ отсталостью интеллектуальными нарушениями); Нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской̆ Федерации примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной̆ отсталостью.

Программа по образовательной области «Искусство (изобразительная деятельность)», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в его примерной (базисной) программе «Искусство» вариант D. Рабочая компилятивная программа "Искусство (изобразительная деятельность)" для 0 класса разработана в полном соответствии с программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Зарина А. П. (2010 г.), Новоселовой Н. А., Шлыковой А. А. (2004 г.) Также использовались рекомендации Комаровой Т. С. из программы «Изобразительная деятельность в детском саду» (2010 г.), использовались материалы из цикла занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения Нищевой Н. В. (1999) и др. рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ.


Общая характеристика учебного предмета формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

Цель учебного курса — используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.


Место учебного курса «Искусство (изобразительная деятельность)» в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа (99 для 1-х классов), 3 часа в неделю, 34 (для 1-х классов 33) учебные недели, «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» коррекционно - развивающие занятия варианта D, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей.


Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.


Принципы организации учебного процесса:

- Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характеробразования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- Принцип сотрудничества с семьей;

- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.

- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в более увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и др.

- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.

Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.

- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.

- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.

- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.

При этом, если индивидуальная программа не носит комплексного характера, а подготовлена, например, учителем-логопедом для определенного ребенка, в ее содержании также должна иметь место системность в преодолении конкретных недостатков и в общем развитии ребенка.

- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.

Признавая преимущественное право родителей на воспитание собственного ребенка, особую роль в реализации содержания индивидуальной образовательной программы следует отвести родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно реализовать посредством включения в индивидуальную образовательную программу раздела для родителей, в котором могут быть обозначены условия воспитания ребенка в семье и соблюдение единства требований к ребенку со стороны педагогов и родителей.

- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.

- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные данные о ребенке на этапе его психолого-педагогического изучения и промежуточной диагностики, а также намеченные коррекционно-развивающие мероприятия на тот или иной период обучения можно фиксировать в индивидуальной карте его обучения и развития, которая отражает индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении обучения.

- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы


Методы:


- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Формы работы:


- Фронтальная: (одновременно выполняют одно задание, учитель общается с детьми непосредственно в ходе рассказа, беседы, игры). Что способствует установлению доверительных отношений, формированию устойчивых познавательных процессов.

- Индивидуальная: (предполагается знание личностных особенностей ребенка, соответственно подбирается материал для занятий).

-Групповая: (состав подгруппы зависит от уровня и развития детей, в зависимости от этих признаков подбирается и содержания занятия, что обеспечивает активное участие каждого ребенка в работе).

Сочетание разных форм организации занятий, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется в зависимости от решения тех конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.


Рекомендуемые педагогические приемы:

- перед началом работы на уроке, необходимо подготовить учащихся к этому процессу (подготовка может заключаться в повторении, в сообщении нового материала, в проведении наблюдений и т.д.);

- после подготовки учащихся к работе следует дать четкие указания об объеме и содержании предстоящей работы, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна, т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание);

- на первых порах необходимо использовать подробный инструктаж и показ образца работы (рисунка);

- предоставлять учащимся время для осмысливания задания к работе и для уяснения требований к его выполнению;

- проверка учителем – все ли учащиеся поняли, как они должны выполнять работу (особое внимание обращать на медлительных и менее подготовленных учащихся, при необходимости дать дополнительные объяснения);

- проверка учителем имеется ли у учащихся все нужное для рисования;

- приучить учащихся держать свои принадлежности в порядке и на определенном месте (чтобы учащиеся не тратили напрасно времени на поиски учебных пособий);

- в условиях работы с классом учитель следит за тем, все ли учащиеся начали работать (что их затрудняет, каковы темпы работы класса в целом и отдельных учеников);

- ставя общую для всех задачу, лучше заранее предусмотреть задание разной степени, которые позволили бы каждому овладеть одинаковым содержанием с активным использованием своих познавательных возможностей;

- работа заканчивается всеми учащимися класса одновременно;

- организуется общая беседа, имеющая целью проверить правильность выполненного задания;

- серьезное внимание нужно уделять контролю результатов работы (каким бы простым не являлось выполненное учащимися задание, его надо проанализировать; оценке подвергается характер, полнота и содержание выполненной работы);

- с образовательной и воспитательной точки зрения очень важно чтобы учитель получал информацию о том, как и в каком объеме, учащиеся поняли и усвоили изучаемый материал, так как в учебном процессе необходимо иметь обратную связь;

анализ результатов работы учащихся является более эффективным, если он проводится непосредственно после выполнения задания (исправление недостатков по свежим следам эффективнее, чем такая же работа, выполненная позднее, когда забылось ее содержание).


Направления коррекционной работы:

налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, рисунок), а затем обучать его пользоваться ими;

- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие предметной деятельности невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;

- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции;

- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;

- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом или предметом. Например, обводим карандашом изображение, раскрашиваем, дорисовываем детали; играем в тактильно-ритмические игры.

Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку).


Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.

Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках изобразительной дея­тельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.


Характеристика класса


Характеристики учеников

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

-умеет соотносить и знает цвета;

-имеет представление о величине и форме предметов;

-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений;


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- карандашей;

- пластилина;

-дидактических игр.


4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.


Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

11. Планируемые результаты изучения учебного курса

- фиксировать взгляд на предмете;

- брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его;

- повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);

- производить действия с использованием указательного и соотносящего жестов, при назывании учителем предметов и объектов;

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

- идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);

- рисовать пальчиками и ладошкой (используя пальчиковую краску);

- выполнять простейшие действия с природными материалами (раскладывать, сортировать, катать и др.);

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.



























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 99 часа, количество занятий в классе в неделю – 3


Учитель: Задорина Валерия Юрьевна Предмет: Искусство (изобразительная деятельность)


1 модуль


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1

Развитие мелкой моторики

1.1

Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее).

3

1.2

Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.

7

1.3

Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.

5


Всего часов:

15




2 модуль


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1

Развитие мелкой моторики

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

6

1.2

Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками.

3

1.3

Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации.

6


Всего часов:

15




3 модуль


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

4

1.2

Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

10

1.3

Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.

4


Всего часов:

18



4 модуль


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.

3

1.2

Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.

4

1.3

Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

6

1.4

Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

5


Всего часов:

18



5 модуль


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Одежда (продолжение). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

1

1.1

Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру.

5

1.2

Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

12


Всего часов:

18




6 модуль


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

3

1.2

Птицы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.

3

1.3

Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

12


Всего часов:

18










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



п/п



Тема урока


Кол-во часов

Планируемые результаты обучения


Личностные


Коррекционные задачи


Базовые учебные действия

(академические, социально-значимые)

  1. Давайте познакомимся.

1




  1. Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя;

  2. Портрет друга (из рваной бумаги)

  3. Портрет друга (сложим из готовых заготовок из пластилина);


3

1 группа:

- определяет свои внешние данные,

- определяет свою половую принадлежность,

- проявляет собственные чувства

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь

1 группа

-различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке

2 группа

-фиксирует взгляд на предмете


1 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

- выполняет действие способом «рука в руке»,

- использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой.

  1. Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями.

2

  1. «Наша школа» экскурсия по школе;

  2. «Подружка-кисточка» раскрашивание листочка бумаги;

  3. «Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях;

  4. «Цветные карандаши» раскладываем карандаши в определенном порядке;

  5. «Пластилиновые комочки» (отщипывание маленьких кусочков от большого бруска пластилина);

  6. «Разноцветный узор» рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги;

  7. «Скатай шарик» сминаем бумагу в комочек.

7

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- понимает язык эмоций,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.)

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксирует взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя)

  1. Я и моё тело.

3

  1. «Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок);

  2. «Собери человечка» (из бумажных или картонных шаблонов);

  3. «Девочка» раскрашивание готового контура;

  4. «Мальчик» раскрашивание готового контура;

  5. Человек из геометрических фигур (сложить разноцветные геометрические фигуры в определённом порядке).

5

1 группа:

- понимает язык эмоций,

- понимает эмоциональные состояния других людей

- выполнять простые инструкции учителя,

- берёт требуемые материалы, выполняет с ними действия,

- использует элементарные формы речевого этикета,

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами, не мусорит в классе,

- принимает участие в коллективных играх, принимает и оказывает помощь;

2 группа

- проявляет собственные чувства,

- определяет состояние своего здоровья

.

1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;



1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- ориентироваться в пространстве класса,

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения,

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке,

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.)

2 группа

- фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке


  1. Явления природы.

4

  1. «Спрячь картинку!» (заштрихуй тучку);

  2. «Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок;

  3. «Дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина;

  4. «Тучка и дождик» закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» мелками;

  5. «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика);

  6. «Лужи» рисование пятнами по мокрому листу.

6

1 группа

-проявляет уважение к людям старшего возраста,

- проявляет собственные чувства,

- умеет кооперироваться и сотрудничать,

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно ролевых играх, рисунках в создании совместных панно, аппликаций и т. д.),

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления конфликтов,

- стремится помогать окружающим,

- не мусорит в классе.

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста,

- избегает конфликтных ситуаций


1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;




1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

  1. Растительный мир.

5

  1. «Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков»;

  2. «Листья» накладывание листочков на подготовленные контуры;

  3. «Осенние краски» рисование по мокрому листу или сухой кистью.

3

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняет простые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него


1 группа

- повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

2 группа

- брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его;


.


1 группа

- использует по назначению учебные материалы: бумагу,

- природные материалы, кисточки и краски,

- фиксирует взгляд на лице педагога,

- фиксирует взгляд на изображении,

- фиксирует взгляд на экран выполняет действия не монитора,

- передвигается по школе, находит свой класс,

- подражает действиям, выполняемым педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке,

- выполняет действие «рука в руке»

  1. Фрукты и ягоды.

6

  1. «Яблоки» лепим из пластилина, катаем шарики;

  2. «Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур;

  3. «Красное яблоко» рисование яблока сухой кистью;

  4. «Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»;

  5. «Натюрморт» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур;

  6. «Фруктовое лакомство» рисование бананов сухой кистью;

  7. «Разноцветные шары» лепим и катаем из пластилина шарики;

  8. «Малина» лепим шарики, сплющиваем их и прикрепляем к картону в виде ягодки;

  9. «В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров;

  10. «Фруктовый сад» прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева;

10

1 группа

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняет простые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш.

2 группа

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

- выполняет действие способом «рука в руке»,

- использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой.

  1. Игрушки.

7

  1. «Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист;

  2. «Мухомор» пластилиновые шарики прикрепляем к готовой основе;

  3. «Волшебная бутылка» сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку;

  4. «Мячики» наклеивание кружочков на лист;

  5. «Кубики» наклеивание квадратиков на лист;

  6. «Воздушные шарики». Наклеивание «шариков» к заготовкам (мишка, зайчик и т. п. с шариками);

  7. «Спрячь зайку!» рисование при помощи губки;

  8. «Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями;

  9. «Бусы для куклы» рисование сухой кистью;

  10. «Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу.

10

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- понимает язык эмоций,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.)

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;



1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя)

  1. Домашние животные.

8

  1. «Кошка» (выложи кошку по контуру);

  2. «Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги);

  3. «Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки);

  4. «Покормим курочку» работаем с пластилином (с. 24);

  5. «Гусеница» рисование при помощи штампа (с. 60);

  6. «Утята» аппликация из бумаги (с. 35);

  7. «Ёжик» изготавливаем из пластилина и заготовок из спичек.

7

1 группа

- определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняет простые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него


1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- ориентироваться в пространстве класса,

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения,

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке,

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.)

2 группа

- фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке

9. Явления природы.

9

  1. «Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге;

  2. «Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определённом порядке;

  3. «Снежный домик» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком;

  4. «Снежинка» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком.

4

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,


1 группа

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксирует взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

10. Посуда.

10

  1. «Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги (с. 24);

  2. «Украсим тарелочку» аппликация из заготовок;

  3. «Вылепим тарелочку» работа с пластилином;

  4. «Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином);

  5. «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру;

  6. «Ложка» аппликация из бумаги.

6

1 группа

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него


1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

11. Одежда.

11

  1. «Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы;

  2. «Нарядная кукла» аппликация из заготовок на шаблон куклы;

  3. «Украшаем юбочку»;

  4. «Рисуем брюки» (раскрашиваем заготовку);

  5. «Зимняя одежда» рисунок;

  6. «Летняя одежда».

6

1 группа

- определяет состояние своего здоровья,

- определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняет простые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него


1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя

12. Мебель.

12

  1. «Шкаф для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку;

  2. «Стол» рисуем стол по шаблону;

  3. «Красивый стол» аппликация;

  4. «Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру;

  5. «Кровать» лепим из пластилина постельные принадлежности;

5

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- понимает язык эмоций,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.)

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой.

13. Овощи.

13

  1. «Огурец» лепим из пластилина;

  2. «Огуречная грядка» аппликация;

  3. «Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами;

  4. «Помидор» лепим из пластилина;

  5. «Грядка с помидорами» аппликация;

  6. «Красный помидор» рисуем цветными карандашами;

  7. «Морковь» лепим из пластилина;

  8. «Грядка с морковью» аппликация;

  9. «Сочная морковка» рисуем цветными карандашами;

  10. «Лук» рисуем цветными карандашами;

  11. «Грядка с луком» аппликация;

  12. «Связка лука» раскрашиваем заранее подготовленный рисунок.

12

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняет простые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него


1 группа

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксирует взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

14. Явления природы.

14

  1. «Вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа;

  2. «Волны» рисуем по шаблонам;

  3. «Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу.

3

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- умеет кооперироваться и сотрудничать,

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно ролевых играх, рисунках в создании совместных панно, аппликаций и т. д.),

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления конфликтов,

- стремится помогать окружающим,

- не мусорит в классе.

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста,

- избегает конфликтных ситуаций


1 группа

-различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке,

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

-фиксирует взгляд на предмете



1 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

- выполняет действие способом «рука в руке»,

- использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,


15. Птицы.

15

  1. «Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером;

  2. «Цыплята» лепим из пластилина;

  3. «Попугай» раскрашиваем по шаблону.

3

1 группа:

- определяет свои внешние данные,

- определяет свою половую принадлежность,

- проявляет собственные чувства

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

16. Растительный мир.

16

  1. «Цветочек» лепим из пластилина;

  2. «Трава» лепим из пластилина;

  3. «Цветочная поляна» панно из пластилина (смеш. техн.)

  4. «Цветик -семицветик» аппликация из цветной бумаги;

  5. «Травка» рисуем карандашом или фломастером (с. 20);

  6. «Лужок» рисуем красками в нетр. технике;

  7. «Цветы» рисуем фломастером или карандашом (с. 18)

  8. Подснежник» аппликация из заготовок;

  9. «Одуванчик» работа с пластилином (с. 29)

  10. «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок;

  11. «Тюльпаны» аппликация из бумаги;

  12. «Букет» работа с пластилином (с. 53)

12

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняет простые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него


1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;

.

1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя)




























Материально-техническое обеспечение курса: учебные столы; доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, мольберт и др.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

специально подобранные предметы,

графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).


























Система контрольно-измерительных материалов


Мониторинг самостоятельности действий по изобразительному искусству

1 группа



фамилия, имя

Освоение первоначальных навыков в работе с пластилином

Освоение первоначальных навыков при работе с бумагой

Освоение первоначальных навыков при карандашом

Освоение первоначальных навыков рисования красками

Ориентировка на альбомном листе

Умение располагать изображение по в контуре

Уметь проводить разные линии не отрывая карандаш (кисточку) от листа

Соблюдать элементарные организационные правила при работе

Умение организовать рабочее место и соблюдение аккуратности в процессе работы

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г


















































































































н/г – начало года

с/г - середина года

к/г – конец года

Показатели самостоятельности учеников


Действия выполняются взрослым (ученик пассивен) ----------!

Действия выполняются ребёнком:

- со значительной помощью взрослого ----------------------------- ПП

- с частичной помощью взрослого ----------------------------------- П

- по последовательной инструкции (по изображению или

вербально) ------------------------------------------------------------------ И

- по подражанию или образцу ----------------------------------------- О

- самостоятельно ---------------------------------------------------------- С





Мониторинг самостоятельности действий по изобразительному искусству

2 группа



фамилия, имя

Освоение первоначальных навыков при работе с платилином

Освоение первоначальных навыков при работе с бумагой

Освоение первоначальных навыков при карандашом

Освоение первоначальных навыков рисования красками

Ориентировка на альбомном листе

Умение располагать изображение по в контуре

Уметь проводить разные линии не отрывая карандаш (кисточку) от листа

Соблюдать элементарные организационные правила при работе

Умение организовать рабочее место и соблюдение аккуратности в процессе работы

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г

н/г

с/г

к/г






























н/г – начало года

с/г - середина года

к/г – конец года

Показатели самостоятельности учеников


Действия выполняются взрослым (ученик пассивен) ----------!

Действия выполняются ребёнком:

- со значительной помощью взрослого ----------------------------- ПП

- с частичной помощью взрослого ----------------------------------- П

- по последовательной инструкции (по изображению или

вербально) ------------------------------------------------------------------ И

- по подражанию или образцу ----------------------------------------- О

- самостоятельно ---------------------------------------------------------- С









Учебно-методическое обеспечение программы


1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2 Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.

Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.

Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.

Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ

Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.

Нищева Н. В. Цветовосприятие. Цветик-семицветик. — М.: Просвещение, 1999.

Грек В. А. Рисую штрихом. — Минск, Скарына, 1992











Сведения об авторе


Задорина Валерия Юрьевна


Дата рождения: 19. 06. 1967 г.


В 1989 г. Закончила 4 курса географо-биологического факультета Свердловского Государственного педагогического института.


В 1997 г. Окончила Уральский государственный педагогический университет по специальности: специалист по художественному развитию детей.


Педагогический стаж 12 лет. Учитель 1 категории.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!