СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочке "Страна мастеров" для 2 класса.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет составить рабочую программу по внеурочке "Страна мастеров" для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочке "Страна мастеров" для 2 класса.»

Рабочая программа по курсу «Театральная мастерская» 2 класс

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения в 1 классе реализуется общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности – кружок «Театральная мастерская».

Актуальность

В основе программы лежит идея использования творческой и читательской деятельности учащихся, театрального искусства, позволяющего развивать личность ребёнка, речь, голос, чувство ритма, пластики движений, художественного вкуса и навыков работы с разными материалами.

Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Искусство театра кукол связано с окружающей жизнью ребёнка. Оно формирует вкус, воспитывает его потребность в общении. На занятиях дети знакомятся  со способами декоративной обработки материалов, осваивают простейшее моделирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс, строится на различных направлениях работы:

  • воспитание основ зрительской культуры,

  • развитие навыков исполнительской, творческой, деятельности ребят, общительности, коммуникабельности,

  • развитие моторики рук и пальцев ребёнка, двигательной активности, накопление знаний о традициях, фольклоре, кукольном театре.

Всё это взаимосвязано друг с другом, и способствует формированию нравственных качеств у детей, расширению опыта ребёнка, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую скованность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, самостоятельно ставить цели и стремиться к их достижению.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, с учётом психологических особенностях развития младших школьников.



Цель программы: привлечение к чтению книг, развитие творческих способностей и мышления, возрождение традиций семейного чтения; обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, развитие интереса и к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи:

  • познакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический и др.).

  • развивать эмоциональность, интеллектуальные, коммуникативные способности, артистические навыки;

  • развить и воспитывать речевую культуру и культуру поведения на сцене и в театре;

  • развитие эстетического вкуса, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества;

  • раскрытие и развитие потенциальных способностей детей



Общая характеристика предмета

Данная программа позволяет расширить творческие возможности ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается основа творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность ребёнка.

В театре, как в волшебном мире искусства, необходимы самые разные способности. Мы можем не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству и чтению книг. Эффективные особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, – открывают для детей широкие возможности как в эстетическом воспитании, так и в организации их досуга. Театр - взаимодействие разных искусств, которые связаны друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством, чтением, технологией. Ребята научатся самостоятельно и при помощи родителей изготавливать декорации и персонажи для своих спектаклей.

Программа учит видеть прекрасное в жизни и в людях, развивает стремление ребёнка самому приносить людям доброе и светлое, на примерах дружбы, правды, отзывчивости, находчивости, храбрости. Знакомит детей с лучшими образцами мировой сказочной литературы. А так же привлекает внимание и участие родителей в воплощении замысла школьника. Это способствует сплочению семьи, коллектива класса, расширению культурного общения учеников, учителя, родителей, повышению культуры поведения.

Реализация данной программы происходит с помощью выразительных средств театрального искусства: походка, интонация, мимика, жест, пластика. Ребята познакомятся с содержанием определенных литературных произведений, получат возможность научиться воссоздавать конкретные образы, тоньше чувствовать события, взаимоотношения между героями данного произведения. Театральное представление или спектакль способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти. У учащихся будут формироваться такие виды детского творчества, как: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое.

Данная программа учитывает эти особенности театрального общения и предусматривает возможность воспитывать ученика – зрителя и ученика – исполнителя, актёра.

Театральный кружок позволяет ребёнку расширить границы постижения мира. Увлечь его желанием поделиться своими мыслями с друзьями, умением слушать и слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра является для младших школьников необходимым условием и для обучения, и для реализации себя в театре, а вместе с тем, при наличии игры, дети и учитель общаются, получая от этого максимально положительный результат.

На занятиях школьники познакомятся с видами и жанрами литературных произведений и театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.







Место учебного предмета в учебном плане


Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения.

На реализацию театрального кружка «Театр.» во 2 классе отводится 35 ч в год ( 1 час в неделю 35 учебных недель). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение библиотек. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции, изготовление декораций. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение библиотек.



Содержание тем учебного курса

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих писателей, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Основные разделы:

  • Театральная игра;

  • Ритмопластика;

  • Культура и техника речи;

  • Основы театральной культуры;

  • Создание спектакля.


1-й раздел «Театральная игра» — направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток. (Приложение №1)

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок (Приложение №2).

2-й раздел «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

  2. развитие пластической выразительности (ритмичности,
    музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

3) развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с школьниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. (Приложение №3)

3-й раздел «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чет­кой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный за­пас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).

Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.

  • Дикционные и интонационные упражнения.

  • Творческие игры со словом. (Приложение №4)(см.Прложение № 4)((

4-й раздел «Основы театральной культуры» — при­зван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.

  • Виды театрального искусства.

  • Рождение спектакля.

  • Театр снаружи и изнутри.

  • Культура зрителя.

5-й раздел «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

  • Премьера спектакля.

  • Повторные показы спектакля.



Формы работы:

Формы занятий:

  • групповые

  • индивидуальные занятия для отработки дикции, сценического образа, поведения на сцене.

Формы занятий:

  • конкурсы,

  • беседы,

  • экскурсии в библиотеки и музеи,

  • спектакли

  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, которые способствуют приобщению детей к чтению и театральному мастерству.

Методы работы: В процессе поэтапной работы, ребята получат новые сведения из мира литературы и театрального мастерства, приобретут опыт своего публичного выступления и творческой работы. Они сами смогут добавить элементы своих идей, свои представления в сценарий, обсуждение. Главное, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами героев, мотивами их действий, творчески изменять данные текста или сценария на сцене. Школьники научатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть ими обдуманы и прочувствованы, попробуют самостоятельно создать характер персонажа таким, каким они его видят.

Кроме этого, большое значение имеет работа над оформлением своего спектакля, его декорациями и костюмами, возможно и над музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать в этом свои возможности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в сельскую библиотеку, где дети знакомятся с огромным фондом художественной литературы, биографией писателей, особенностями их творчества. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с процессом подготовки спектакля: изготовление декораций, анализ характера героев, просмотр сказок и спектаклей. Совместные просмотры и обсуждение, устные беседы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о книгах, героях и театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами, жанрами; помогает раскрыть общественно-воспитательную для людей роль театра. Таким образом, у детей развивается зрительская культура.

Программный материал состоит из теоретической и практической части. Основную часть составляет практическое направление. Занятие включает в себя организационно-творческую, теоретическую и практическую части. Организационно-творческий этап содержит подготовку к работе, изготовление декораций. Теоретическая часть отражает самую необходимую информацию по теме. Практическая часть – показ спектакля на утренниках, в детском саду или конкурсах.

Этапы работы над произведением.

  • Выбор произведения, обсуждение его с детьми.

  • Деление произведения на смысловые части и пересказ их детьми.

  • Обсуждение и выбор деталей костюмов и декораций. Поиски музыкального сопровождения, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми, родителями декораций и костюмов.

  • Работа над эпизодами. Уточнение обстоятельств, мотивов, характера поведения отдельных персонажей.

  • Репетиция отдельных картин с деталями декорации и реквизита, с музыкальным оформлением (если нужно)

  • Репетиция всего отрывка или произведения.

  • Премьера.

Формы контроля

Для реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – наблюдение за деятельностью учащегося в процессе занятий;

  • промежуточный – праздники, конкурсы;

  • итоговый – открытые занятия, спектакли, родительские собрания.



Планируемые результаты освоения программы

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • чётко произносить в разных темпах изученные скороговорки;

  • знать наизусть изученные стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь:

  • действовать в соответствии с требуемыми обстоятельствами, импровизировать текст на заданную тему;

  • подбирать рифму к нужному слову, строить диалог между сказочными героями.

  • строить диалог с другом на данную тему;

  • при чтении наизусть стихотворения, правильно произносить слова и ставить логические ударения

  • произносить на одном дыхании четверостишие и длинную фразу.

  • произносить одну и ту же реплику с разной интонацией и, если нужно, в разных позах.

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации данной программы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • доброжелательное отношение друг к другу, культурное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; потребность общения и сотрудничества со сверстниками;

  • этические чувства, ценности и потребности;

  • эстетические чувства на основе знакомства с произведениями художественной литературы

  • осознание значения театрального искусства;

  • представления о мире на основании литературных произведений;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;

  • планировать свою работу над произведением в соответствии с этапом;

  • производить самоконтроль, и оценку результатов своей деятельности; исправлять и корректировать свою работу;

  • анализировать причины своего успеха или неудачи, уметь давать себе позитивную установку.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • анализировать произведения и их героев при чтении или просмотре видеозаписей;

  • использовать необходимую информацию при выполнении заданий;

  • проявлять свои творческие способности при инсценировании произведений, составлении рассказов, сказок, стихов, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • вести диалог, коллективное обсуждение, проявлять активность и инициативу.

  • работать в паре, группе, учитывать мнения одноклассников;

  • обращаться за помощью;

  • оказывать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении обязанностей и ролей, приходить к общему совместному решению;

  • высказывать своё мнение и позицию;

  • адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

  • проводить взаимный контроль.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • выразительно читать; соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • определять жанры произведения;

  • выражать эмоциональные состояния героев (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!