СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная математика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании методического объединения Принято на заседании Утверждаю.

учителей начальных классов педагогического совета. Директор школы

Протокол № 1 Протокол № 1 __________ /О.В.Косилова/ от «28» августа 2016г. от «30» августа 2016г. Приказ №1-122

Руководитель методического объединения Председатель педагогического совета от «1 » сентября 2016г.

____________/ Е.В. Клёсова / _______________ /Г.Н. Кавыршина/

Рабочая программа

Внеурочная деятельность («Занимательная математика») 1 класс

(наименование учебного курса)

начальная

(ступень образования)

2016-2017 учебный год

(срок реализации)

Составлена на основе примерной программы


Программа по внеурочной деятельности

(наименование программы) (автор программы)


Переработана и адаптирована учителем Алфёровой Галиной Николаевной

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)


Курский район д. В. Медведица 2016

Пояснительная записка

Интегрированный курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать, решать творческие нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию и представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».

  • Учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности… начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…»

Цель и задачи программы.

Цель программы состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.



Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;

  • учить решению нестандартных творческих задач;

  • учить моделировать различные математические объекты;

  • учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;

  • воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;

  • содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые понятия по математике, ее ключевые понятия;

  • получить представления о возникновении математики и геометрии как наук;

  • получить представления о задачах нестандартного вида и способах их решения;

  • выполнять задания творческого характера;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • добывать информацию и рационально ее использовать;

  • формировать творческое воображение и логическое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности: успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

  • получить представления о моделировании.

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в 1 классе:

- счёт в пределах 10;

- знание основных величин;

- знание основных геометрических фигур;

- понятие отношений «больше», «меньше», «равно»;

- понятие «задача» и ее решение;

- способы работы с линейкой и др.

Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.

Виды контроля знаний.

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;

  • выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.

Условия организации занятий. Внеурочная деятельность создается из учащихся 1 класса, имеющих интерес к математике. Занятия групповые. Продолжительность одного занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в течение учебного года по 1разу в неделю. Всего занятий – 33.

Методы работы:

  • упражнения, задачи;

  • беседа;

  • игры.

Формы работы:

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия.

Перечень учебно-методической литературы.

  1. С.И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование: 1-4 класс. Пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2010. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

  2. С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

  3. Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

  4. Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2007.

  5. Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы», – М.: Просвещение, 2008.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Содержание курса «Занимательная математика»

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы:"Общие понятия" ,"Элементы истории математики" ,"Числа и операции над ними", "Занимательность" , "Волшебные фигуры".

Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

          Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону















Тематическое планирование


п/п

Дата


Количество

часов


Тема

предпо-лагаемая

факти-

ческая

Раздел 1 "Общие понятия". (5 часов)

1.



1

Классификация предметов по различным признакам. Понятия "много", "один", "право", "лево".

2.



1

Классификация предметов по различным признакам. Понятия "раньше", "позже", "потом", "после этого".

3.



1

Задачи - шутки, задачи - загадки.

4.



1

Состав, сложение, вычитание в пределах 9.

5.



1

Шутки, загадки, головоломки.

Раздел 2 "Элементы истории математики". (6 часов)

6.



1

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.

7.



1

Старинные системы записи чисел.

8.



1

Ребусы. Шарады.

9.



1

Головоломки со спичками.

10.



1

Математические кроссворды.

11.



1

История вычислительной техники. Первый компьютер.

Раздел 3 " Числа и операции над ними". (10 часов)

12.



1

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Скороговорки. Загадки.

13.



1

Веселые стихи. Считалки. (от 1 до 5)

14.



1

Шарады. Пословицы, крылатые слова. (от 1 до 5)

15.



1

Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. (от 1 до 5)

16.



1

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Скороговорки.

17.



1

Веселые стихи. Считалки. (от 6 до 9)

18.



1

Шарады. Пословицы, крылатые слова. (от 6 до 9)

19.



1

Загадки Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. (от 6 до 9)

20.



1

Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки.

21.



1

Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.

Раздел 4 " Занимательность". (4 часа)

22.



1

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения".

23.



1

Математические игры: "Магические квадраты". Примеры с "дырками". Ребусы.

24.



1

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик".

25.



1

Волшебное число 0. кто придумал 0?

Раздел 5 " Волшебные фигуры". (5 часов)

26.



1

Игра "Танграмм".

27.



1

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка".

28.

 


1

"Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

29.



1

"Разные фигуры из одних и тех же частей". Загадки о геометрических фигурах.

30.



1

Из истории "О названиях геометрических фигур".

Раздел 6 «Математика и конструирование» (3 часа)

31.



1

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге.

32.



1

Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

33.



1

Основные приёмы обработки  бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д. 


Итого:

33 часа



Литература

  1. Агаркова Н. В., «Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика»., - Волгоград: «Учитель», 2007.

  2. С.И.Волкова. «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»:1 – 4 кл.: пособие для учителя», – М.: Просвещение, 2007.

  3. С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина., «Математика и конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Волина В.В., « Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей», – М.: Знание, 2004.

  5. Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет», - С. – Пб,1996.

  6. Сухин И. Г. «Занимательные материалы», - М.: «Вако», 2004.

  7. Шкляров Т. В. «Как научить вашего ребёнка решать задачи», - М.: «Грамотей», 2004.

  8. Сахаров И. П., Аменицын Н. Н., «Забавная арифметика», - С.- Пб.: «Лань», 1995.

  9. Волина В.В., « Праздник числа» занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2008.

  10. Дружинина М.В., «Учусь считать», – М.: Дрофа, 2001.

  11. Казанцева Я.Э. «Математика с улыбкой: Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников», – Ярославль: Академия развития, 1998.

  12. Пышкало А.М., Гончарова М.А., Кочурова Е.Э., «Занимательная математика», – М.: Астрель, АСТ, 2000.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!