Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методического объединения Принято на заседании Утверждаю.
учителей начальных классов педагогического совета. Директор школы
Протокол № 1 Протокол № 1 __________ /О.В.Косилова/ от «28» августа 2016г. от «30» августа 2016г. Приказ №1-122
Руководитель методического объединения Председатель педагогического совета от «1 » сентября 2016г.
____________/ Е.В. Клёсова / _______________ /Г.Н. Кавыршина/
Рабочая программа
Внеурочная деятельность («Занимательная математика») 1 класс
(наименование учебного курса)
начальная
(ступень образования)
2016-2017 учебный год
(срок реализации)
Составлена на основе примерной программы
Программа по внеурочной деятельности
(наименование программы) (автор программы)
Переработана и адаптирована учителем Алфёровой Галиной Николаевной
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Курский район д. В. Медведица 2016
Пояснительная записка
Интегрированный курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать, решать творческие нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию и представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».
Учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности… начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…»
Цель и задачи программы.
Цель программы состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;
учить решению нестандартных творческих задач;
учить моделировать различные математические объекты;
учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые понятия по математике, ее ключевые понятия;
получить представления о возникновении математики и геометрии как наук;
получить представления о задачах нестандартного вида и способах их решения;
выполнять задания творческого характера;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
добывать информацию и рационально ее использовать;
формировать творческое воображение и логическое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности: успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
получить представления о моделировании.
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в 1 классе:
- счёт в пределах 10;
- знание основных величин;
- знание основных геометрических фигур;
- понятие отношений «больше», «меньше», «равно»;
- понятие «задача» и ее решение;
- способы работы с линейкой и др.
Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, навыки в реальных жизненных ситуациях, обладать определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.
Виды контроля знаний.
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.
Условия организации занятий. Внеурочная деятельность создается из учащихся 1 класса, имеющих интерес к математике. Занятия групповые. Продолжительность одного занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в течение учебного года по 1разу в неделю. Всего занятий – 33.
Методы работы:
упражнения, задачи;
беседа;
игры.
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия.
Перечень учебно-методической литературы.
С.И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование: 1-4 класс. Пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2010. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. «Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2007.
Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы», – М.: Просвещение, 2008.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Содержание курса «Занимательная математика»
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы:"Общие понятия" ,"Элементы истории математики" ,"Числа и операции над ними", "Занимательность" , "Волшебные фигуры".
Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Количество часов | Тема |
предпо-лагаемая | факти- ческая |
Раздел 1 "Общие понятия". (5 часов) |
1. | | | 1 | Классификация предметов по различным признакам. Понятия "много", "один", "право", "лево". |
2. | | | 1 | Классификация предметов по различным признакам. Понятия "раньше", "позже", "потом", "после этого". |
3. | | | 1 | Задачи - шутки, задачи - загадки. |
4. | | | 1 | Состав, сложение, вычитание в пределах 9. |
5. | | | 1 | Шутки, загадки, головоломки. |
Раздел 2 "Элементы истории математики". (6 часов) |
6. | | | 1 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения. |
7. | | | 1 | Старинные системы записи чисел. |
8. | | | 1 | Ребусы. Шарады. |
9. | | | 1 | Головоломки со спичками. |
10. | | | 1 | Математические кроссворды. |
11. | | | 1 | История вычислительной техники. Первый компьютер. |
Раздел 3 " Числа и операции над ними". (10 часов) |
12. | | | 1 | Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Скороговорки. Загадки. |
13. | | | 1 | Веселые стихи. Считалки. (от 1 до 5) |
14. | | | 1 | Шарады. Пословицы, крылатые слова. (от 1 до 5) |
15. | | | 1 | Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. (от 1 до 5) |
16. | | | 1 | Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Скороговорки. |
17. | | | 1 | Веселые стихи. Считалки. (от 6 до 9) |
18. | | | 1 | Шарады. Пословицы, крылатые слова. (от 6 до 9) |
19. | | | 1 | Загадки Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. (от 6 до 9) |
20. | | | 1 | Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки. |
21. | | | 1 | Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками. |
Раздел 4 " Занимательность". (4 часа) |
22. | | | 1 | Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". |
23. | | | 1 | Математические игры: "Магические квадраты". Примеры с "дырками". Ребусы. |
24. | | | 1 | Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". |
25. | | | 1 | Волшебное число 0. кто придумал 0? |
Раздел 5 " Волшебные фигуры". (5 часов) |
26. | | | 1 | Игра "Танграмм". |
27. | | | 1 | Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". |
28. | | | 1 | "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. |
29. | | | 1 | "Разные фигуры из одних и тех же частей". Загадки о геометрических фигурах. |
30. | | | 1 | Из истории "О названиях геометрических фигур". |
Раздел 6 «Математика и конструирование» (3 часа) |
31. | | | 1 | Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. |
32. | | | 1 | Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. |
33. | | | 1 | Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д. |
| Итого: | 33 часа | |
Литература
Агаркова Н. В., «Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика»., - Волгоград: «Учитель», 2007.
С.И.Волкова. «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»:1 – 4 кл.: пособие для учителя», – М.: Просвещение, 2007.
С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина., «Математика и конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Волина В.В., « Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей», – М.: Знание, 2004.
Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет», - С. – Пб,1996.
Сухин И. Г. «Занимательные материалы», - М.: «Вако», 2004.
Шкляров Т. В. «Как научить вашего ребёнка решать задачи», - М.: «Грамотей», 2004.
Сахаров И. П., Аменицын Н. Н., «Забавная арифметика», - С.- Пб.: «Лань», 1995.
Волина В.В., « Праздник числа» занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2008.
Дружинина М.В., «Учусь считать», – М.: Дрофа, 2001.
Казанцева Я.Э. «Математика с улыбкой: Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников», – Ярославль: Академия развития, 1998.
Пышкало А.М., Гончарова М.А., Кочурова Е.Э., «Занимательная математика», – М.: Астрель, АСТ, 2000.