СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1-4 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеуррочной деятельности с 1 по 4 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1-4 кл»

Пояснительная записка

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства- отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства учащихся, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни.

Актуальность программы связана с тем, что в Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, призвана создать условия для более полного и качественного формирования эмоционального и осознанного отношения к миру- важнейших линий развития личности ученика средствами изобразительного искусства. В формировании личности учащегося неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, реализуемые данной программой: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Новизна программы прослеживается в разработке и наполнении содержанием разделов и тем, направленных на формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления, воображения и эмоционального восприятия действительности. Особенность программы заключена в способе введения детей в «большое искусство»: от простого к сложному, от конкретного к общему. Учащиеся постепенно усваивают язык художника, начинают оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства. Программа ставит целью как можно проще расшифровывать смысл понятий. Это даёт возможность прочно заложить их в память. Программа имеет общекультурную направленность.

Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что изобразительное искусство обогащает учащихся впечатлениями, делает наблюдения более целенаправленными и глубокими, способствует развитию органов чувств, развивает умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, воспитывать стремление не только познать, но и изменить жизнь, сделать её более интересной, содержательной, красивой.

Цель программы: создание условий для гармоничного развития личности учащегося посредством приобщения к изобразительной деятельности.

Задачи:

-развивать нравственно-эстетические чувства, которые проявляются у детей сначала в эмоциональных и речевых реакциях, а затем при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности;

-развивать творческие качества личности, которые помогут учащемуся создавать новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения;

-формировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

-воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству;

-учить работать с цветом при выполнении живописных работ;

-закладывать первоначальную основу формирования у учащихся ценностных ориентаций.

Планируемые результаты

  1. Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):

приобретение учащимися знаний о значении изобразительного искусства в жизни человека, о роли архитектуры в жизни человека, о видах художественной деятельности, о русских народных промыслах, о жанрах изобразительного искусства, о шедеврах русского искусства, о русских художниках, о ведущих художественных музеях России, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений учащегося к родному Отечеству, родной природе, к русской художественной культуре, к народному художественному творчеству, к произведениям русских художников, скульпторов, архитекторов, русских мастеров.

3.Результаты третьего уровня (приобретения школьниками опыта самостоятельного социального действия):

учащийся может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно-творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.

В результате занятий учащиеся получат возможность:

- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;

- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- сформировать систему универсальных учебных действий.

Способы определения результативности: беседа, наблюдение, тесты.

На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются: познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;

-изучение основных форм предметов умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;

-сочетание цветов (холодные, теплые...)

2 год обучения.

На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводится изображение человека, частей тела.

-умение составить композицию;

-понятие о пространстве...

3 год обучения.

Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках

рисования карандашами, создание собственных проектов. Умение защитить

свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.

-развивать и совершенствовать чувство цвета;

-передача форм и структуры преду, передать свои мысли и переживания в работе.

-развивать и совершенствовать чувство цвета;

-передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;

-творческие работы.

4год обучения.

Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно.

Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где

они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства,

переживания, выразить свои работы в какой

-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводится на свободные

темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать.

Изобразительный материал по выбору учащихся.














































Тематический план занятий

Первый год

Тема занятия

кол-во часов


Раздел 1. Как нарисовать сказку

1

1

Иллюстрация к русской народной сказке «Три медведя»

1

2

Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси лебеди»

1

3

Иллюстрация к русской народной сказке «Петушок – золотой гребешок»

1

4

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

1

5

Конкурс рисунков на тему «Мои любимые сказки»



Раздел 2. Время и фантазия


6

Портрет «Зайчик – огородник»

1

7

Фантастические персонажи сказок (Баба-Яга, Водяной, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)

1

8

Былинные богатыри. Илья Муромец

1

9

Портреты живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

1

10

Конкурс рисунков на тему «Мои любимые герои»

1


Раздел 3. А что там за окном


11

Рисунки на тему «Осенние сказки лесной феи»

1

12

Рисунки на тему «Мы рисуем цветы»

1

13

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

1

14

Рисунки на тему «Птицы- наши друзья»

1

15

Рисунки на тему «Подводное царство»

1

16

Рисунки на тему «Вселенная глазами детей»

1

17

Конкурс рисунков на тему «Красота вокруг нас»

1


Раздел 4. Удивительное рядом

1

18

Рисунки на тему «Я и моя семья»

1

19

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

1

20

Рисунки на тему «Зимние забавы»

1

21

Рисунки на тему «Родина моя»

1

22

Конкурс рисунков на тему «Правила дорожные знать каждому положено»

1


Раздел 5. Чтобы был праздник


23

Конкурс на самый красивый фантик

1

24

Праздник русской матрёшки. Знакомство хохломой

1

25

Изготовление новогодних карнавальных масок

1

26-27

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1

28-29

Изготовление афиши к спектаклю

1

30-31

Изготовление праздничной открытки. Конкурс на лучшую открытку

1

32-33

Резерв

2



Второй год (34ч)

Тема занятия

кол-во часов


Раздел 1. Старое и новое рядом


1

Центры народного искусства

1

2

Печатные пряники

1

3

Художественная обработка камня

1

4

Художественная обработка металла

1

5

Народное искусство родного края

1


Раздел 2. Сквозь мглу веков


6

Деревянная игрушка

1

7

Резная сказка

1

8

Художественные изделия из бересты, лозы, соломки

1

9

Забавные игрушки

1


Раздел 3. Немеркнущая красота


10

Кружева

1

11

Народная вышивка

1

12

Народный костюм

1

13

Украшения к народному костюму

1

14

Роспись тканей

1

15

Платки

1


Раздел 4. Добрых рук мастерство


16

Художественная керамика

1

17

Русская глиняная игрушка

1

18

Дымковская игрушка

1

19

Филимоновская игрушка

1

20

Каргопольская игрушка

1

21

Торжокская игрушка

1

22

Скопинская игрушка

1

23

Воронежская игрушка

1

24

Абашевская игрушка

1


Раздел 5. Русские узоры и орнаменты


25

Народная роспись

1

26

Разные виды матрёшек

1

27

Хохломская роспись

1

28

Узоры Гжели

1

29-30

Жостовская роспись

1

31-32

Роспись Полхова Майдана

1

33

Русская лаковая миниатюра

1















Третий год (34 ч)

Тема занятия

кол-во часов


Раздел 1. Виды изобразительного искусства


1

Виды изобразительного искусства

1

2

Конструктивные виды искусства

1

3

Декоративные или декоративно-прикладные виды искусства

1

4

Изобразительные виды искусства

1


Раздел 2. Творение рук человеческих


5

Скульптура

1

6

Графика

1

7

Пастель

1

8

Рисунок

1

9

Живопись

1


Раздел 3.Жанры изобразительного искусства


10

Жанры в изобразительном искусстве

1

11

Натюрморт

1

12

Исторический жанр

1

13

Батальный жанр

1

14

Бытовой жанр

1

15

Анималистический жанр

1

16

Сатира, карикатура, шарж

1

17

Мастера иллюстраций

1

18

Сюжетные картинки

1


Раздел 4. Лицо времени


19

Портрет

1

20

Мастера портретной живописи

1

21

Портрет в графике

1


Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике


22

Пейзаж

1

23

Зимний пейзаж

1

24

Весенний пейзаж

1

25

Летний пейзаж

1

26

Осенний пейзаж

1

27

Городской пейзаж

1

28-29

Деревенский пейзаж

2

30

Романтический пейзаж

1

31-32

Пейзаж в графике

1


Раздел 6. Как рождаются музеи


33-34

Крупнейшие картинные галереи и музеи мира

2

















Четвёртый год

Тема занятия

кол-во часов


Раздел 1. Искусство Древней Руси


1

Зарождение и становление искусства Древней Руси в IX- XIII веках

1

2

Архитектурные памятники Древней Руси

1

3

Иконопись

1

4

Величайший живописец XIV века - Феофан Грек

1

5

Рассвет древнерусской живописи в XV веке

1

6

Московская школа живописи. Андрей Рублёв

1

7

Московское зодчество XV – XVI веков

1

8

Прославление Руси в живописи XVI века

1


Раздел 2. Искусство XVII века


9

Зарождение реализма в изобразительном искусстве XVII века

1

10

Отражение реальной действительности в изобразительном искусстве XVII века

1


Раздел 3. Искусство XVIII века


11

Классицизм в архитектуре XVIII века

1

12

Расцвет скульптуры в XVIII веке

1

13

Портретная живопись начала XVIII века

1

14

Батальные сюжеты и городской пейзаж в гравюрах начала XVIII века

1

15

Стиль барокко в архитектуре второй половины XVIII века

1

16

Создание Императорской академии художеств

1

17

Статуя и портретный бюст как самостоятельные виды искусства

1

18

Историческая живопись XVIII века

1

19

Русские художники портретисты XVIII века

1


Раздел 4. Искусство XIX века


20

Влияние социально- исторических процессов на развитие искусства первой половины XIX века

1

21

Синтез скульптуры и архитектуры

1

22

Романтические тенденции в живописи первой половины XIX века

1

23

Живопись первой половины XIX века

1

24 -26

Живописцы XIX века

3

27

Реалистическая направленность графики XIX века

1

28

Товарищество передвижных художественных выставок

1


Раздел 5. Искусство XX века


29

Реалистические традиции в творчестве художников конца XIX –начала XX веков

1


30

Объединение художников «Мир искусства» и «Союз русских художников»

1

31-32

Плакат как особый вид графики

2

33-34

Повествовательно- натуралистические произведения XX века

2











Содержание программы

Раздел 1. Как нарисовать сказку

Что такое иллюстрация. Зачем нужны иллюстрации к текстам. Художники- иллюстраторы. Различные трактовки одного и того же сюжета разными художниками – иллюстраторами. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета рисунка.

Создание своих иллюстраций к народным сказкам «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и д.р.

Раздел 2. Время и фантазия

Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение своего прозрения, отрицательного отношения к жадности, лени, трусости. Внешний вид сказочного героя, его одежда. Костюм - важное средство характеристики персонажа. Былина. Чтение отрывка из былины. Картина В. Васнецова «Богатыри». Крупное портретное изображение богатыря, вырисовывание костюма, доспехов. Создание портретов сказочных и фантастических персонажей.

Раздел 3. А что там за окном?

Выражение своего настроения при изображении природы. Какими красками можно передать всю сложность палитры осени, богатство оттенков осенней листвы. Выражение своего отношения к осени в рисунке. Способы изображения цветов. Приёмы композиционного разме­щения на листе изображения цветов. Изображение животных и птиц. Выражение отношения художни­ка в изображениях на плоскости. Изображение характера зверя или птицы в движении. Особенности изображения подводного мира. Различные варианты изображения рыбы и воды. Создание своего образа. Способы изображения звёзд и созвездий. Создание своего образа Вселенной. В чём красота русской природы. Передача красоты родного края, гармонии жилищ с природой. Выражение своего настроения при изображении природы.

Раздел 4. Удивительное рядом

Изображение различных игр и развлечений крупным планом. Композиционное решение изображения, цветовое решение сюжет картинок. Сюжеты, связанные с зимними забавами, из собственных наблюдений. Изображение зимних детских игр (катание на коньках, игра в снежки и др.). Правила создания композиции, передача движения. Правила дорожного движения.

Создание рисунков о правилах дорожного движения.

Раздел 5. Чтобы был праздник

Создание цветом, гаммой красок и рисунком эмоционального построения. Знакомство с матрёшкой как игрушкой. Связь формы и декора. Хохломская роспись.Искусство лицедейства. История театральной маски. Роль маски в перевоплощении актёра из одного героя в другого. Создание карна­вальной маски из бумаги. Что такое декорации. Зачем нужны декорации в спектакле. Создание рисунка-декорации «Сказочный домик. Афиша и театральный плакат. Главная задача афиши. Текст на афише. Создание афиши к спектаклю. Характер изображаемого настроения в графической технике - открытке. Создание эскиза открытки.



Второй год

Раздел 1. Старое и новое рядом

Декоративно-прикладное искусство народное искусство. Что такое декор. Виды народных ремёсел. Иллюстрации (слайды) раз­личных видов декоративно-прикладных изделий. Основное назначе­ние декоративно-прикладных изделий. Художественное оформление изделий. Наиболее известные народные промыслы. Народные про­мыслы России. Роль пряников в жизни предков, совершение обрядов и ритуалов. Время распространения: XVII - XIX века. Место производства пряни­ков: Архангельск, Москва, Тула, Тверь, Бутурлиновка Воронежской области. Пряники вырезные и печатные. Технология выполнения печатных пряников. Показ иллюстраций с изображением пряников, зарисовок изделий народных мастеров, инструментов и приспосо­блений для изготовки изделий из теста. Изображение силуэта пря­ника из бумаги или картона. Выполнение формы-резца из фольги. Вырезание пряников из солёного теста и их декорирование. Исторический очерк. Обработка твёрдых пород поделочного камня. Камнепородное дело. Резьба. Шлифовка и полировка камня. Рельефная резьба. Мозаика из камня (мозаичный набор). Ювелирная обработка: гранение прозрачных самоцветов. Изделия из камня. Обработка мягкого камня. История развития художественной обработки металла. Видео­фильм. Приёмы обработки металла: ковка, фигурное литьё, чекан­ка, сварка, гравировка, высечение ажурных узоров. Показ образцов. Декоративная роспись на металле.

Металлы, используемые для обработки:

драгоценные металлы (золото, серебро, платина);

сплавы драгоценных металлов;

цветные металлы;

другие металлы (черцы, сталь, титан).

Декоративная обработка металла: чеканки, гравирование, эмали­рование, черчение. Составление эскиза узора. Черкание по фольге. Исследование «Народные промыслы родного края». Составление альбомов, защита проектов. Презентации.

Раздел 2. Сквозь мглу веков

Деревянные игрушки русских мастеров. Слайды, фотографии. Исторические зоны изготовления игрушек: Север, Поволжье, Подмосковье. Технические и художественные приёмы резьбы и росписи. Коники, коньки-горбунки, каретки, матрёшки, татарушки, майданские игрушки, шуйская игрушка. Подмосковная игруш­ка. Богородская игрушка. Тверская токарная игрушка. Абрамцево- кудринская резьба. Украшение жилищ резьбой на воротах, карнизах, окнах. Искуснейшая резьба для отделки гребней, чаш, ложек, деревянных и костяных рукояток ножей. Резные прялки Вологодской губернии. Терем, резной орнамент и роспись на фасаде. Узоры для резьбы по дереву. Изготовление декоративных элементов из бумаги (вырезан­ии). Игра-соревнование «Украшаем теремок», «Фасад сказочного дома». Историческая справка о возникновении промысла изделия из бересты. Художественная обработка из бересты: плетение, изготов­ление изделий из пластовой бересты, тиснение, резьба, роспись по бересте. Шемогодский художественный промысел. Северорусские промыслы по росписи берестяных изделий: Пермгорская роспись; Уфтюжский промысел; Тагильская роспись.

Видеофильм. Плетение из лозы. Изделия из лозы. Места лозоплетения. Видеофильм, слайды. Показ изделий из соломки. Видеофильм. Скульптуры из соломки. Плетение: ёмкости для хранения зерна, корзинки, шкатулки, декоративные сувениры. Выполнение аппликации из соломы по самостоятельно составлен­ной композиции по эскизу на картоне. Знакомство с забавными игрушками из села Богородское ооновской области. Фото, слайды, репродукции образцов деревян­ной резной игрушки из Богородска. Медведь главный персонаж богородской игрушке. Плешковская глиняная игрушка-забава: двухголовые кони, олени, птицы. Выполнение эскиза игрушки во фронтальном (профильном) положении. Изготовление игрушки из пустых спичечных коробков. Конкурс «Необычная игрушка».

Раздел 3. Немеркнущая красота

Историческая справка происхождения промысла. Место нахождения: Вологда, Вятка, Елец, Торжок Тверской области. Время основания - XII век. Показ слайдов, фотографий кружевных изделий. Вологодское кружево. Вятское кружево. Елецкое кружево. Кружевное шитьё (Торжок). Оренбургский пуховый платок, и листика рисунков, различные сочетания элементов кружев. Что такое вышивка. Историческая справка о древнерусском шитье. Популярность произведений русских вышивальщиц с XII. Знакомство с произведениями: фото, слайды, репродукции. Красота народного орнамента в вышитых изделиях. Приёмы и способы: вышивки разных местностей. Север нашей страны - вышивка технике белой и цветной глади, белой строчки, цветной перевиты тамбурного шва. Вышивки средней полосы (Рязань. Владимир, Камра, Торжок) - многоцветность. Владимирский шов с преобладанием красного цвета. Торжокское золотое шитьё. Изделия местных вышивальщиц. Составление эскиза праздничного узора для салфетки. Выбор техники выполнения: вышивка тамбурная, владимирская гладь, крестом.

Народный костюм - образ Вселенной. Иллюстрации южнорусско­го и северорусского женских костюмов, мужской русской одежды, женских и девичьих уборов, иллюстрации женских рубах, детские народные костюмы, кокошник, лапти, сапожки. Узоры на рубахе - украшение и оберег. Вышивание узоров: ворот, низ рукава, оплечье, подол рубахи. Узоры вышивки: ромбы и квадраты с точками посе­редине, невиданные цветы и диковинные деревья, птицы и живот­ные - символика узоров. Понёва, передник в южнорусских женских костюмах. Сарафан (с ХIVвека). душегреи, телогреи в северорусском женском костюме.

Девичьи головные уборы: рясны, обруч, повязка, лента, венец.

Женские головные уборы: кичка, сороки, кокошник, платок.

Детали мужского костюма: рубаха, штаны (порты), зипун, каф­тан.

Старинная русская обувь: лапти, онучи, сапоги, чёботы, коты.

Выполнение узора на шаблонах женской рубахи.

Нагрудные украшения: гривны - металлические обручи из меди, серебра или золота (показ фотографий); ожерелья и бусы из драго­ценных камней, стекла; бусины на шнурке или нитке (гайтаны), цепочки и шнуры, монеты, нанизанные на нитку. Сбруя - огром­ное количество нагрудных украшений. Ожерелье - украшение типа воротника, плетёного из бисера, стекляруса (фотография), янтаря, жемчуга. Показ слайдов и иллюстраций с изображением украшений. Рисование нагрудных украшений, сбруи, кокошника. Краткие сведения из истории росписи тканей. Батик - искус­ство росписи тканей. Батик в России с X века. Первая шелкоткац­кая фабрика А. Малютина в Москве в 1714 году. Техника исполне­ния набойки. Техника ручной росписи ткани - холодный батик. Разновидности росписи. Фотографии, слайды. Творческие задания по созданию собственных композиций. Выполнение эскиза акварель­ными красками. Перенесение эскиза на ткань, натянутую на рамку. Выполнение росписи ткани. Подбор и демонстрация слайдов и настоящих платков. Русские шали. Шёлковые расписные платки (батик). Городецкие золотые шали. Павловопосадские платки. Оренбургский пуховый пла­ток. Искусство росписи платков. Роспись симметричная и асим­метричная. Орнамент (узор) растительный и геометрический. Формы платков. Расписные платки Павловского Посада (XIX век). Цветы Павловского Посада - яркие, как будто живые розы, щедро рассыпанные по чёрному, синему или вишнёвому полю, или редеющие маки, пионы, колокольчики. Технология набивки узора на ткань при помощи резных деревянных печатных форм. Композиционный акцент на углы и кайму. Цветы собраны в буке­ты, заключены в медальоны различных форм и дополнены геоме­трическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Эскиз росписи платка (форма платка выбирается учащи­мися).

Раздел 4. Добрых рук мастерство

Керамика - обожжённая глина. Виды керамики: терракота, май­олика, фаянс, фарфор. Способы приготовления керамики. Изделия из керамики. Приёмы росписи керамики. Скопинская керамика. Псковская керамика. Гжельская керамика. Тверская керамика. Историческая справка. Места расположения народных про­мыслов, изготовляющих глиняную игрушку. Просмотр видеосю­жетов о промыслах. Особенности глиняных игрушек разных про­мыслов. Историческая справка развития промысла. Место возникновения промысла - с. Дымково Кировской области. Ассортименты игру­шек: свистульки, уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях; барыни, няньки, кормилицы, водоноски; тихие гусары; крупные фигуры зверей и птиц, композиции-сценки.

Особенности дымковской игрушки. Образцы игрушек. Стиль росписи на белом фоне малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оран­жевые, синие узоры. Узоры: овалы, точки, полосы, клетки, круги. Праздник свистуньи. Лепка по мотивам дымковской игрушки (птич­ки, барыня) из пластилина. Конструирование на бумаге элементов росписи по мотивам дымковской росписи.

Исторический аспект развития промысла. Место нахождения: село Филимоново Тульской области. Особенности филимоновской игрушки: вытянутые пропорции, мягкие очертания форм. Ассортимент игрушек; крестьянки, мужские фигуры, животные- свистульки: коники, коровки, бараны, олени-растопырки, птицы, фантастические существа. Любимые цвета филимоновских игрушек - малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Элементы росписи. Показ образ­цов. Лепка по мотивам филимоновской игрушки. Роспись на бумаге шаблонов игрушек. Историческая справка появления промысла. Место нахожде­ния: Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Особенности каргопольской игрушки: приземистые фигуры людей и животных. Ассортимент игрушек: деревенские бабы и мужики; конь Полкан; звери; птицы. Роспись в ярких или приглушённых тонах, узоры и древние сим­волы солнца - большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Лепка из глины игрушки. Роспись игрушки по мотивам каргопольской игрушки. Исторический очерк возникновения и развития промысла. Торжокская игрушка: фантастические птицы-павы, уточки, пеноч­ки, зяблики, свистульки с «налепами - петушок, курочки, голубь, лошадка, козлики, котики, собачки, зайчики и др. Отличительные особенности игрушки. Технология изготовления игрушки. Роспись игрушки. Изготовление игрушки. Разработка и изготовление своей игрушки. Разработка эскиза росписи игрушки.

Исторический очерк возникновения промысла. Видеофильм. Глиняная игрушка, фигуры различных домашних и диких живот­ных. всадников, солдат, барышень. Фигурки-свистульки. Медведи и всадники - самые распространённые игрушки. Приёмы компоновки фигур, их лепка, декоративное оформление. Цвета от светло-беже­вых до красно-коричневых. Неровный обрез фигуры - особенность скопинской игрушки. Лепка из белой глины, глазирование. Цвета глазури: жёлтая, синяя, коричневая. Разработка эскиза росписи игрушки.

Исторический аспект развития промысла. Время возникнове­ния. Игрушки Воронежской губернии: барыня, крепко прижима­ющая к груди спелёнатого ребёнка; барыня со скрещенными рука­ми на груди; лошадь с седоком; индюк; козёл; утка с утятами; птич­ка жаворонок; свистулька-соловейка. Показ фотографий, слайдов. Знаки-обереги, применяемые при насечке или росписи воронежских игрушек. Стиль росписи. Лепка по образцу, по заданным условиям, художественная роспись.

Время и место появления промысла. Мастер Ларион Зоткин. Изделия: свистульки в виде фигурок животных с длинным тулови­щем. короткими широко расставленными ногами, пластично выгну­той шеей, маленькой, тщательно вылепленной головкой, большими глазами - углублениями. Роспись яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях. Окрас: тёмно-красный, ярко-голу­бой, коричневый. Сказочные существа неведомой породы, созданные мастером Ларионом Зоткиным. Видеофильм. Лепка по мотивам абашевской игрушки.

Раздел 5. Русские узоры и орнаменты

Фотографии изделий из Городца. Городецкая роспись:

  • цветовая окраска: розовый, голубой, красный, синий, для «оживки» - белый;

  • орнамент растительный, купавка и розан, веточки, изображе­ния птиц и коней.

Техника выполнения росписи, замалёвок, усложнение формы цветка, рисование сердцевины и дужки лепестков, белая ожив­ка (штрихи, дуги, лепестки, точки). Выполнение эскиза роспи­си доски для резки хлеба, украшение его по мотивам городецкой росписи. Как появилась первая матрёшка. Время появления - XIX век. Авторы первой матрёшки: Василий Звёздочкин (выточил матрёш­ку), Сергей Малютин (расписал матрёшку). Виды матрёшек. Показ слайдов. Матрёшка из Загорска: форма широкая, сужается и утолщается, без резкой границы. Она в сарафане, кофточке с вышивкой, ярком платке и переднике. В руках держит узелок, корзину или цветок.

Матрёшка из Семёнова: форма вытянутая. У неё большой яркий букет цветов, который украшает всю фигуру, разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов. Матрёшка из Полохова-Майдана. Вся фигура закрыта листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Яркий чёрный контур рисунка объединяет все цвета. Воронежская матрёшка. Яйцевидная форма. Она в чёрной юбке- попеве, в красную клетку, в рубахе с орнаментом, в красном платке.

Роспись шаблонов матрёшки.

Золотые узоры хохломы. Историческая справка возникновения промысла. Место нахождения: с. Хохлома Нижегородской области. Время возникновения - XVII век.

Особенности художественной росписи по дереву хохломы

  • цветовая окраска росписи: чёрный, красный, золотой;

  • основные элементы орнамента: ягоды, листики, травинки, птицы;

криуль извивающийся стебель, основа растительного хохлом­ского узора;

  • секрет «золота» хохломы.

Показ изделий хохломы, фотографии изделий Хохломы: чаш, ковшов. ложек, тарелок, поставцов, супниц и т.д. Выполнение узо­ров «цветок» и «горошины» на альбомном листе. Роспись шаблона лопатки по образцу. Придумывание формы предмета, расписывание его растительным орнаментом с ягодами или цветами в стиле хох­ломской росписи. Историческая справка возникновения промысла. Место нахож­дения: село Гжель и др. Московской области. Особенности гжель­ской майолики: формы, лепные украшения, нарядная роспись. Ассортимент изделий: художественная керамика, посуда, игрушки, скульптурки людей, животных, сценки из жизни. Показ образцов. Приёмы росписи: мазок с тенями, линии (прямые, кривые, волни­стые, спиралевидная, округлая), цветки, усики. Цвета росписи - сине-белые. Вырезание из бумаги формы посуды. Роспись по моти­вам гжельской росписи.

Историческая справка о появлении промысла. Время возникнове­ния - XVIII век. Место нахождения с. Жостово Московской области. Роспись по металлу. Подносы. Показ слайдов, фотографий. Разная форма подносов. Форма определяет композицию. Художественные приёмы росписи жостовских мастеров, поэтапный рисунок; замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Придумывание своей формы подноса. Конструирование подноса из тонкого картона, украшение его цветной росписью по мотивам цве­точных композиций жостовских подносов. Историческая справка происхождения промысла. Показ слайдов и игрушек - матрёшка (тарарушка), копилка-грибок, деревянная посуда. Майдановский орнамент. Два варианта росписи: пейзажный мотив (композиционный сюжет) и растительный орнамент (роза, ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелёными и синими листьями). Приёмы росписи. Обязательный приём майдановской росписи: «наводка» (обводка рисунков чёрным цветом), применение ярких анилиновых красок. Краски масляные и клеевые. Цвета кра­сок: синяя и зелёная, красная и жёлтая. Для получения оттенка их смешивают. Белый фон самого дерева - пятый цвет. Составление и роспись эскиза узора в стиле майдановской росписи.

Историческая справка возникновения лаковой миниатю­ры. Видеофильм. Русская лаковая миниатюра. Палехская лако­вая миниатюра. Темы изображения: сценки чаепития, крестьян­ские посиделки, тройки зимние, летние, народные гуляния. Миниатюрная живопись на объёмной форме. Изделия палехских мастеров. Особенности росписи: на чёрном фоне, на ярком пятне изображены композиции. Федоскинская миниатюра - вид тради­ционной лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. История возникновения производства из папье-маше. Особенности федоскинской миниатюры. Изготовление тарелки из папье-маше. Роспись в стиле палехской росписи.

Финифть - художественная эмаль. Искусство финифти.Фо­тогалерея. Технология изготовления финифти. История Ростовскю финифти. Изделия и украшения с ростовской финифтью. Сочетай» миниатюрной живописи по эмали с тонкой филигранью для изготов­ления серёжек, брошек, браслетов, кулонов, колец. Мастера финиф­ти. Музеи финифти.


Третий год

Раздел 1. Виды изобразительного искусства

Что такое изобразительное искусство? Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь рисовать? Что значит понимать искусство? Кто создаёт произведе­ния искусства?

Виды изобразительного искусства:

живопись монументальная и станковая;

  • графика станковая, прикладная;

  • гравюра;

  • скульптура

  • искусство фотографии;

  • архитектура;

  • декоративно-прикладное искусство.

Искусства выразительной формы: архитектура и дизайн.

Художественный язык конструктивного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Архитектурные элементы зданий. Цвет в архитектуре и дизайне. Зарисовки конкретных зда­ний. Конструирование зданий. Самое древнее искусство - народное искусство. Значение слова «декор» (украшать). Материалы для создания предметов: глина, дерево, камень, ткань, кожа, металл и т.д.

Приёмы изготовления изделий:

  • резьба по дереву: роспись по дереву;

  • резьба по кости;

  • миниатюрная живопись на папье-маше;

  • народная керамика;

  • кружевоплетение;

  • роспись но ткани;

  • вышивка;

  • художественная обработка металла.

Образный язык декоративно-прикладного искус­ства, художественные средства. Символическое значение цвета и элементов орнамента. Цель изобразительных видов искусства художественное позна­ние и формирование образных представлений о мире. Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура (слай­ды). Темы произведений изобразительного искусства. Кто создаёт произведения изобразительного искусства.

Раздел 2. Творение рук человеческих

Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Работа выполняется в объёме, путем высекания, лепки, отливки. Скульптурные материалы: глина, гипс, дере­во, металл, различные виды камня. Две разновидности скульптуры: объёмная трёхмерная (круговая) и рельеф. Объёмные изображения в скульптуре (слайды). Монументальная скульптура - памятники, монументы, мемориалы для улиц и площадей (слайды). Станковая скульптура - для украшения внутренних помещений (слайд). Декоративная скульптура - для украшения быта (предметы мелкой пластики).

Виды рельефа:

  • горельеф - высокий рельеф;

  • бирельеф – низкийрельеф;

  • контррельеф - врезной рельеф.

Графика - работа, выполненная линиями, штрихами, на пло­скости без красок. Специфика графики линейные соотношения. Графические материалы: карандаши, разнообразные мелки, палоч­ки обожжённого древесного угля, фломастеры и разнообразные ручки, тушь и перо. В.А. Серов «Портрет К.С. Станиславского. Уголь. XX век. П.П. Рубенс. «Портрет сына». Сангина, уголь. XVI век. А.С. Богородская. «На выставке собак». Цветной карандаш. XX век. Практическая работа: штрихи и линии разной длины и толщи­ны разными графическими материалами.

Что такое пастель. Из истории пастели. Методы работы пасте­лью. Три вида пастели: сухая, жирная и восковая. Художники- пастелицы. Информация о художниках и картинах. Практическая работа. Рисование пастелью изображения осеннего леса. Рисунок — основа изобразительного творчества. Материалы для выполнения рисунка: карандаш, уголь, перо, ручка, кисть.

Виды рисунка:

  • набросок;

  • зарисовка;

  • технический рисунок;

  • учебный рисунок;

  • творческий рисунок.

Практическая работа. Создание графических зарисовок с натуры. Разные мелкие предметы или растения. Живопись создание художественных образов с помощью красок на плоскости. Живописные материалы: акварель, гуашь, темпера, масло. Художественные техники - способы работы тем или иным материалом. Живопись монументальная. Фрески, мозаика - основ­ные техники монументальной живописи. Живопись станковая: полотно, которое создаётся на мольберте. Что такое композиция. Цветовые отношения. Цвета тёплые и холодные. Колорит произведе­ния. Практическая работа. Создание композиции с использованием разных возможностей красок.

Раздел 3. Жанры изобразительного искусства

Что такое жанр. Жанры изобразительного искусства:

  • пейзаж;

  • натюрморт; портрет;

  • анималистический жанр;

  • бытовой;

  • батальный;

  • сказочно-былинный;

  • исторический;

  • мифологический;

  • -библейский.

Жанр - то, что изображено. Содержание произведения - то, что хотел сказать художник. Что такое натюрморт. Время и место появ­ления самостоятельного жанра натюрморта. Цветочный натюрморт. Изображение предметов быта, орудий труда, фрукты в натюрмор­те. Натюрморт в графике. Информация о художниках и карти­нах - натюрмортах. Исторический жанр рассказывает об исторически важных момен­тах жизни общества. Показ слайдов. Информация о картинах. С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», В.В. Верещагин «В мастерской художника».

Баталисты - художники, работающие в батальном жанре. Баталия. В.В. Верещагин «Нападают врасплох», «С оружием в руках - расстре­лять». Картины Туркестанской серии. Картины Балканской серии. М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Кочубеем». А.И. Иванов «Подвиг молодого киевлянина». Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, тради­ция того или иного этноса. Основоположник жанра - А. Веницианов. Показ слайдов.

  1. Веницианов «На пашне», «Жница».

Дети в произведениях художников. Изображение животного как главного героя художественного произведения. Кто такой анималист. Информация о художниках Серов, В. Ватагин, Л. Кукунов. Рисунки Е. Чарушина к своим произведениям. Что такое сатира в изобразительном искусстве. Сатирический рисунок. Что такое шарж. Что такое карикатура. Художники- шаржинисты. Информация о художниках. Худож­ники-карикатуристы. Б.Е. Ефимов. Е.Б.Щеглов. Кукрыниксы; М.В. Куприянов, II.Н. Крылов, Н.А. Соколов. Попробуй сделать дружеский шарж.

Кто такие иллюстраторы. Кто создаёт иллюстрации. Цель иллюстрации: помочь понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характер, поступки, обстановку, в которой они живут. Практическая работа. Рисование своей иллюстрации к любимой книге.

Раздел 4. Лицо времени

Портрет- изображение человека на картине. Основная задача: передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность. Виды портретов. Фамильные портреты. Парадный портрет. Камерный портрет. Одиночный, групповой, поясной, погрудный, парный, в рост. Автопортрет. Детские портреты. Великие портретисты прошлого. Особенности рисунка в графике.

Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике.

Что такое пейзаж. Как появился пейзаж. Элементы пейзажа. Мотив пейзажа. Виды пейзажа: городской, деревенский, морской, архитектурный, исторический, фантастический, по временам года. Кто такие маринисты.

Зимний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Весенний, летний, осенний, городской, деревенский пейзажи. Информация о художниках и картинах. Создание зарисовок реальных улиц своего города. Романтический пейзаж. Какие бывают романтические пейзажи? Что изображается на картине:

-романтика моря и морской жизни;

-бурная и грозная стихия;

-картины подводного мира;

-бескрайние просторы природы.

Пейзаж в графике. Зарисовки и наброски- виды пейзажной графики. Гравюра. Мастера- гравёры. Выполнение графического пейзажа.

Раздел 6. Как рождаются музеи.

Крупнейшие картинные галереи и музеи мира. Историческая справка о музеях и галереях. Лувр, Дрезденская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей.

Четвёртый год

Раздел 1. Искусство Древней Руси

Искусство в первых государственных образованиях русских племён. Роль христианства в зодчестве и живописи этого времени. Византийские образцы, оказавшие влияние на русскую культуру. Народное декоративное и изобразительное творчество- источник русского искусства на этапе его становления. Возникновение самобытного и величественного стиля в зодчестве, фреске, декоративном искусстве Руси. Начало русской иконописи.

Деревянные христианские церкви. Каменные храмы XI века. Историческая справка строительства храмов, особенности зодчества, резных изображений, фресковые росписи храмов. Первые иконы Византии V- VI веков. Виды икон: портретные, сюжетные, житейные. Техника иконописи. Иконы с изображением Богоматери. Библейские и евангельские сюжеты в росписи православных храмов. Византийский мастер Феофан Грек. Фрески Феофана Грека в росписи храмов. Феофановская школа. Новгородская школа живописи. Псковская школа. Появление московской школы живописи. Расцвет московского искусства в 80-е годы XIV. Информация об Андрее Рублёве.

Москва- столица могучей державы. Лучшие зодчие на строительстве Москвы. Художественный эффект сочетания красной кирпичной стены с белокаменными деталями. Работы мастера Дионосия.

Основная задача искусства- прославление Руси. Интерес к изображению бытовых сцен и деталей, к подробному повествованию в жанре миниатюры в XVI веке. Появление картин быта, природы, людей в современном обличье, светских мотивов и обрядов.

Раздел 2. Искусство XVII века

Основной художественный центр- Оружейная палата. Мастера Оружейной палаты. Парсуна- иконный портрет той или иной персоны. Задача живописи – отражение реальной действительности. Расширение кругов сюжетов. Включение в религиозные композиции наряду с бытовыми сценами пейзажа. Попытки предать индивидуальность человека. Основная тема росписи- деяние апостолов.

Раздел 3. Искусство XVIII века

Переход от религиозных форм к светским. Грандиозные масштабы строительства в новой столице – Санкт- Петербурге. Монументальные постройки. Мастера- строители, архитекторы и инженеры. Приход в Россию искусства масляной живописи. Особенности стиля барокко. Тип усадьбы. Пейзажные натуральные парки. Информация о зодчих. Основание Академии художеств. Цикл исторических портретов: это 58 мраморных рельефных портретов. Основоположник исторической живописи в Академии художеств- А.П. Лосенко.

Раскрытие внутреннего мира героя в камерном портрете художников XVIII века. Мифологизированные, аллегорические и костюмированные портреты художников.

Раздел 4. Искусство XIX века

Идеи героизма и патриотизма доблести в величественных архитектурных образах. Усиление гражданственного содержания, мощь и простота форм в решении градостроительных задач. Тема героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы в Отечественной войне 1812 года.

Начало XIX века – эпоха романтического портрета и исторического жанра. Развитие бытового жанра в творчестве художников начале XIX века. Реалистическая пейзажная живопись. Исторический жанр в творчестве художников XIX века. Батальная живопись. Распространение сатиры. Пейзажная гравюра. Иллюстрации к литературным произведениям. Создание товарищества передвижных художественных выставок.

Раздел 5. Искусство XX века

Возникновение новой эстетической пластической концепции- импрессионизма. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая историческая картина. Популяризация русского и западноевропейского искусства художниками объединения «Мир искусства» и объединения «Союз русских художников». Новый тип исторической картины, пейзажа, портрета художников «Мира искусства» Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России- один из основных жанров « союза русских художников».

Остроагитационная направленность плаката. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи для быстрой доходчивости того, что изображено на плакате. Художники – плакатисты. Плакаты Кукрыниксов. Бытовой жанр. Спортивные темы.
















Список литературы

  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство?/ В.В. Алексеева. – М.:Советский художник, 1999

  2. Гнедич, П.П. Русское искусство/П.П. Гнедич. – М.:Эксмо, 2011

  3. Коргузалова, Р.И.Рисование/Р.И. Коргузалова. – М.:Просвещение, 1971

  4. Любимов,Л.Д.Искусство Древней Руси/Л.Д. Любимов. – М.:Просвещение,1981

  5. Художественная энциклопедия. – М.:РОСМЭН, 2007

  6. Энциклопедия живописи. – М.:Эксмо, 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!