Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие» протокол № 1 от 29.08.2016 г. | Утверждена педагогическим советом школы протокол № 1 от 31.08.2016 г. | «Утверждаю»_________ Директор школы Н. И. Самодуров приказ № 50/5 от 01.09.2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
клуба «Эколошка»
общеинтеллектуального направления
для 3-4 класса
на 2016-2017 учебный год
Количество недельных часов 1 Количество часов в год 35
Составитель: учитель начальных классов
Цопова Ольга Владимировна
с. Чесменка
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. с внесенными изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010 г. и № 2357 от 22.09.2011 г., № 1060 от 18.12.2012, № 1576 от 31.12. 2015
Примерная основная образовательная программа НОО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04.2015 г.
Источник программы, автор:
Настоящая программа курса разработана на основе программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Клуб «Эколошка» для учащихся 3-4 класса общеинтеллектуального направления имеет эколого-биологическую направленность. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного села. В клубе создаются благоприятные условия, позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Формы организации учебных занятий:
Программа предусматривает проведение групповых практических и обобщающих занятий, бесед, проектную деятельность, занятий в игровой форме,опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и другие виды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
-
-овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
должны уметь:
- определять значимость экологических проблем;
- характеризовать и анализировать экологические проблемы;
- работать с различными источниками информации;
- высказывать собственные суждения по проблеме;
- изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | всего | Количество часов | Формы контроля, сроки |
в том числе на формы обучения |
экскурсии | конкурс | Исследова-тельская деятельность | групповая работа,дискуссии | Игры, викторины | Репетиц/ Постановки | Проект |
1 | Мы- жители планеты Земля | 8 | | 1 | | | | | 5 | Проект-у-4,у-8 |
2 | Природа в жизни человека | 8 | | 2 | | 1 | 1 | 1 | 3 | Проект-у-16 |
3 | Реки и озёра | 6 | 1 | 1 | | | 1 | | 3 | Проект у-22 |
4 | Человек и животные | 13 | | 2 | 1 | | 2 | | 7 | Проект у-25-26,28-29,31-33 |
| Итого | 35 | 1 | 7 | 1 | 1 | 4 | 1 | 18 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
2.Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001
3.Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
4.Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
5.Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.)
6.Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
7.Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
8.Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
9.Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1999.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Глобус.
Иллюстрации.
Таблицы:
Грибы.
Деревья.
Животные.
Обитатели морей.
Овощи и фрукты.
Правила поведения в природных условиях.
Птицы.
Компакт- диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки природоведения.
Природа-М., «Кирилл и Мефодий»2009.
Цифровые ресурсы сети и Интернет портала «Сеть творческих учителей»
http//it-n/ru сайта ИД «Первое сентября».
Подпись учителя__________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы занятия | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
| Мы - жители планеты Земля | 8 | | |
| |
1 | Вводное занятие. Мир вокруг. | 1 | | |
2 | Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей» | 1 | | |
3 | Работа над проектом «Мусору нет!» | 1 | | |
4 | Продолжение работы над проектом. Изготовление поделок из бросового материала. | 1 | | |
5 | Беседа – размышление «Могут ли жить люди без природы?» | 1 | | |
6-7-8 | Проект «Берегите землю!» | 3 | | |
| Природа в жизни человека | 8 | | |
| |
9 | Игра «Экология и мы» | 1 | | |
10 | Дискуссия. Место человека в мире природы. | 1 | | |
11 | Праздник «Посвящение в юные экологи» | 1 | | |
12 | Конкурс на лучшую придуманную сказку «Эколошкины друзья» | 1 | | |
13 | Конкурс «Копилка народной мудрости» | 1 | | |
14-15-16 | Мини-проект. Выпуск стенгазеты «Как сберечь своё здоровье?» | 3 | | |
| Реки и озера | 6 | | |
| |
17 | Экскурсия «Водоёмы нашего села» | 1 | | |
18 | Викторина «Пресноводные животные и растения» | 1 | | |
19 | Конкурс рисунков «Жизнь у рек и озер» | 1 | | |
20-21-22 | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 3 | | |
| Человек и животные | 13 | | |
| |
23 | Исследование «Люди и паразиты» «Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями» | 1 | | |
24 | Беседа «Жизнь среди людей» | 1 | | |
25-26 | Мини-проект. Изготовление поделок «Насекомые и птицы нашего края» | 2 | | |
27 | Экологическая игра «Домашние животные и уход за ними» | 1 | | |
28-29 | Мини-проект .Изготовление книжки-малышки « Кошки в гостях у Эколошки» | 2 | | |
30 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | | |
31-32-33 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 3 | | |
34-35 | Конкурс «Наши лучшие презентации» | 2 | | |
| Итого | 35 | | |
7