СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "По морям орфографии" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 3 классов по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "По морям орфографии" 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №00»

муниципального образования городской округ

_______________________________________________



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №00»

_____________ И.И.Иванова школы по УВР ______________

Протокол №_____ от __________ П.П.Петрова Приказ №______ от

«____»___________ 2017 г. «____»_________ 2017 г. «____»____________ 2017 г.



Рабочая программа по внеурочной деятельности «По морям орфографии» для 3 класса

на 2017-2018 учебный год


Брюханова Елена Николаевна, учитель начальных классов, специалист






Изюминск, 2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) для усиления и расширения знаний учащихся по русскому языку, а также корректировки знаний по учебному материалу. Занятия проводятся в игровой форме с использованием специальных тетрадей «Учусь писать без ошибок», а также электронных образовательных ресурсов.

Исходя из этого, материал спланирован следующим образом:

Блок «Как устроен наш язык».

  • Фонетика (2 ч)

  • Состав слова и словообразование (3 ч)

  • Морфология (5 ч)

Блок «Правописание» (10 ч)

Блок «Развитие речи» (14 ч)

Программа внеурочной деятельности реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями занятий по русскому языку являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.


В программе курса «Грамотей» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система занятий, реализующих общую цель обучения.

На занятии определенного блока реализуется одна цель: занятия блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; занятия блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; занятия блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

  • решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;

  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом занятии ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

  • избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на занятиях всех трех блоков в значительной мере и как результат этой внеурочной деятельности.

Важной отличительной стороной данного курса является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы в игровой формею. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход .


Общеучебные умения и навыки:

Организационные умения:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Интеллектуальные умения:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • систематизировать учебный материал;

  • сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;

  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

  • владеть навыками рефлексивного анализа;

  • уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;

  • уметь переводить устную речь в письменную.

Коммуникативные умения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

  • темп письма 60-70 знаков в минуту.

Информационные:

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • пользоваться энциклопедическим справочным материалом;

  • самостоятельно работать с учебником;

  • целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;

  • систематизировать и классифицировать информацию;

  • использовать различные виды моделирования.



Содержание программы.

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (12 часов)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (2 ч)

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (3 ч)

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 2 классе.

Имена существительные, одушевлённые и неодушевлённые, собственные, способы образования имён существительных. (2 ч)

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные, краткая форма имён прилагательных, образование относительных прилагательных. (5 ч)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (10 ч.)

Правописание суффиксов, приставок, слов с двумя корнями.

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.


«Развитие речи» (14 ч.)

Совершенствование речевых умений. Работа с текстом: признаки и типы текстов.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.


Принципы контролирующее – оценочной деятельности:

  • принцип блокового контроля;

  • принцип дифференциации;

  • принцип выбора.

Функции контроля и оценки:

  • воспитательная;

  • образовательная;

  • ориентировочная;

  • управления;

  • корректировки;

  • эмоциональная.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:


Блок «Как устроен наш язык»


К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

называть:

  • изученные части речи;

  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • предлог и приставку;

  • корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

  • простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

  • пользоваться словарями;

  • использовать алфавит при работе со словарём.


Блок «Правописание»


К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-звонкие и глухие согласные в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.


Общеучебные умения и навыки:

Организационные умения:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Интеллектуальные умения:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,

  • отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

  • систематизировать учебный материал,

  • сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,

  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

  • Владеть навыками рефлексивного анализа,

  • Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,

  • Уметь переводить устную речь в письменную.

Коммуникативные умения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,

  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:

- отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план.

  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,

  • Темп письма 70-80 знаков в минуту.

Информационные:

  • Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,

  • Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,

  • Самостоятельно работать с учебником,

  • Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,

  • Систематизировать и классифицировать информацию,

  • Использовать различные виды моделирования.



Блок «Развитие речи»


К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.


Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:

различать, сравнивать:

Блок «Как устроен наш язык»

  • слово и предложение;

  • многозначные слова, синонимы, антонимы;

  • наречие, имя числительное;

  • простое и сложное предложения;


Блок «Развитие речи»

  • текст и не текст

решать практические и учебные задачи:

Блок «Как устроен наш язык»

  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

  • находить лексическое значение слова в толковом словаре;

  • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);

  • разбирать простое предложение по членам;


Блок «Правописание»

  • суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);

  • наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;

  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);


Блок «Развитие речи»

  • выделять основную мысль текста;

  • подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

  • исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);

  • составлять план текста (при помощи учителя);

  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;

  • писать изложения различных видов (обучающего характера).























Календарно-тематическое планирование


по плану

по факту

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1


Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах.




2


Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах.




3


Фонетический разбор слова.




4


Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы




5


Звонкие и глухие согласные звуки.




6


Сопоставление звуковой модели, транскрипции и буквенной записи слова.




7


Шипящие согласные(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн).




8


Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова).




9


Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник




10


Признаки и типы текста.




11


Различение типов текста. Заголовок к тексту.




12


Разбор слова по составу.




13


Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.




14


Определение и объяснение способов образования слов. Составлять слова из заданных морфем.




15


Упражнение в разборе слов по составу.




16


Правописание суффиксов.




17


Правописание приставок.




18


Написанием группы приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-.




19


Применение правил правописания суффиксов и приставок.




20


Конструирование слова из заданных элементов.




21


Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк




22


Учимся писать сочетания инк и енк




23


Учимся писать письма




24


Редактирование неправильных текстов.




25


Имена существительные собственные и нарицательные.




26


Способы образования имён существительных.




27


Правописание окончаний имён существительных на ---ий, -ия,  -ие.




28


Качественные имена прилагательные.




29


Краткая форма качественных прилагательных.




30


Правописание относительных прилагательных.




31


Притяжательные прилагательные.




32


Правописание краткой формы имён прилагательных.




33


Дружба имени существительного с именем прилагательным.




34


Повторение и обобщение изученного .































Лист коррекции программы


п/п

Тема

Дата

(кол-во по плану)

Фактическое выполнение программы

(дата, кол-во часов)

Причина коррекции





































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!