СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по геометрии "Путешествие в страну геометрию"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана для адаптации учащихся при изучении начального курса геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по геометрии "Путешествие в страну геометрию"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 50





УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

от 31.08.2017 года протокол № 1

Председатель ______В.В.Апестина







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




По наглядной геометрии «Путешествие в страну Геометрию»

Уровень образования (класс) основное общее образование ( 5- 6 классы)

Количество часов: 34 часа (срок реализации программы) 1 год.


Учитель: Арсланова Марина Николаевна





Программа разработана на основе: учебно-методической литературы Шарыгин И. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 класс.: пособие для общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л.Ф. Ерганжиева.- М.: Дрофа, 2008. Учебно - методического комплекта/ авт.-сост. Т.Д. Копцева.- Волгоград: Учитель, 2015.- 59с.











ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.

Личностные результаты:

 готовность и способность учащихся к саморазвитию;

 мотивация деятельности;

 самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

 навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:

 развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

 формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;

 развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.


Предметные результаты:

 овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;

 развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

 усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач;

 формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.

Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.

Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.

Осуществляется приобретение школьниками:

 знаний о геометрии как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;

 знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

 знаний о правилах конструктивной групповой работы;

 навыков культуры речи.

Результат выражается в понимании сути наблюдений, исследований, умении поэтапно решать простые геометрические задачи и достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта («педагог – ученик»).

Для достижения третьего уровня организуется творческая мастерская по изготовлению многогранников. Красочные тематические, сюжетные кубики найдут применение на уроках начальной школы или занятиях дошкольников. На школьном сайте размещаются информационные сообщения, результаты выполненных проектов, творческих работ кружковцев, занимательные задания, викторины для учащихся и т. д. (осуществление популяризации кружка). Дети приобретают первоначальные профессиональные навыки журналистики и пиар-менеджмента.

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

 В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

 В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.

Формы контроля:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.


Таблица тематического распределения количества часов

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Геометрические фигуры на плоскости


12

3

9

2.

Симметрия


6

5

1

3.

Орнамент. Бордюр


3

1

2

4.

Задачи на разрезание

6

2

4

5.

Занимательная геометрия.


3

2

1

6

Геометрия вокруг нас


4

1

3


Итого

34

14

20









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Геометрические фигуры на плоскости (12 ч).

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.

История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Биссектриса угла. Величина угла. Вертикальные и смежные углы. Построение окружности. Работа с понятиями «центр», «радиус», «диаметр», «хорда». Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам.

Симметрия(6 ч)

Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе (парковые занятия).


Орнамент. Бордюр (3 ч)

Понятия «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов, бордюров. Расширение знаний учащихся о практическом применении геометрии. Орнамент в народном художественном ремесле. Орнаменты и узоры.


Задачи на разрезание (6ч).

Выполнение тематических лабораторных работ.

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии


Занимательная геометрия( 3ч)

Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометри- ческих задач. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги.



Геометрия вокруг нас( 4 ч)

Участие во внеклассных мероприятиях предметной недели. Выпуск газеты. Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов.


Дидактическое сопровождение (средства учебного назначения):


1. Шарыгин И. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 класс.: пособие для общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л.Ф. Ерганжиева.- М.: Дрофа, 2008.

2. Гусев В. А. Математическая разминка: кН. Для уч-ся 5-7 класс. / В .А. Гусев, А. П, Комбаров. – М.: Просвещение, 2005.



Интернет Ресурсы

1.Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm



2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : www.school-collection.edu.ru


3.Математика : учеб.-метод. газ. – М. : ИД «Первое сентября», 1999, 2003, 2004. – Режим доступа : http://mat.1september.ru






3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Темы занятий


Кол-во часов

УУД

Формы организации занятий

дата

примечание

План

факт

Геометрические фигуры на плоскости (12 часов).



1

Вводное занятие

«Математика – царица наук»

1

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Наблюдение. Тестирование




2

Точка. линия, прямая

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.

Практикум




3

Виды углов

1

Познавательные УУД:

Логические – синтез как составление целого из частей. Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и необходимость исправлять ошибки самостоятельно.

Практикум




4

Окружность. Круг

1

Познавательные УУД: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам.

Практикум




5

Лабораторная работа №1

Простейшие геометрические фигуры

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации

Лабораторная работа





6

Рисуем на асфальте

1

Коммуникативные УУД:

умение общаться.

Творческая работа





7

Измерение углов

1

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и необходимость исправлять ошибки самостоятельно

Практикум




8

Лабораторная работа №2

Геометрические фигуры


1

Познавательные УУД: Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.


Лабораторная работа




9

Биссектриса угла

1

Познавательные УУД:

Обобщение и использование полученной информации.

Практикум




10

Смежные углы и вертикальные углы

1

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Практикум




11

Виды треугольников

1

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и необходимость исправлять ошибки самостоятельно.

Проектная деятельность




12

Лабораторная работа №3

Треугольник и его элементы



1

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: принимать участие в совместной работе коллектива.

Лабораторная работа





Симметрия (6 ч)




13

Осевая симметрия

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.

Проектная деятельность




14

Центральная симметрия

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.

Проектная деятельность




15

Виды симметрии

1

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата

Проектная деятельность




16

Симметрия вокруг нас

1

Коммуникативные УУД:

приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Творческая работа




17

Симметричные фигуры

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.

Проектная деятельность




18

Лабораторная работа №4

Симметрия

1

Регулятивные УУД: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Лабораторная работа




Орнамент. Бордюр (3 часа)




19

Лабораторная работа №4 Орнамент

1

Личностные УУД:

Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор. Понимание причин успеха в учебной деятельности.


Лабораторная работа




20

Лабораторная работа №5 Бордюр

1

Регулятивные УУД:

Анализировать ошибки и определять пути их преодоления. Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Лабораторная работа




21

Узоры и орнаменты на бордюрах и плитке

1

Регулятивные УУД: Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

Анализировать ошибки и определять пути их преодоления

Различать способы и результат действия;

Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Проектная деятельность




Задачи на разрезание (6 ч).




22

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге

1

Регулятивные УУД: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Исследовательская деятельность





23

Лабораторная работа №6 Пентамимо

1

Личностные УУД:

Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор

Лабораторная работа




24

Лабораторная работа №7 Фигуры домино

1

Регулятивные УУД: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Лабораторная работа




25


Лабораторная работа №8 Фигуры тримино

1

Коммуникативные УУД:

Построение речевых высказываний, постановка вопросов

Лабораторная работа




26


Фигуры тетрамино

1

Коммуникативные УУД:

Умения взаимодействовать с людьми

Исследование







27

Решение олимпиадных задач

1

Познавательные УУД:

Обобщение и использование полученной информации

Практикум




Занимательная геометрия (3 ч)




28

Математические горки

1

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД

Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и

Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Состязание

Игра




29


Задачи со спичками

1

Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Проектная деятельность




30

Задачи со спичками


1

Коммуникативные УУД:

приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Эксперимент




Геометрия вокруг нас( 4 ч)




31

Загадки- смекалки

1

Познавательные УУД: Выбирать рациональный способ решения задачи;

формулировать проблему;

строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

Устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Строить логическое рассуждение.

Исследовательская деятельность




32

Волшебная таблица

1

Коммуникативные УУД:

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Творческая работа




33


«Газета любознательных».

1

Коммуникативные УУД: Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Выпуск газеты




34

Лабораторная работа №9 Викторина «Мир геометрии»

1

Познавательные УУД: Преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера

Лабораторная работа
















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей математики СОШ № 50 от 29.08.2017 года № 1

_____________ Н.Е.Лещенко


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________О.Р. Панюта


29.08.2017 года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!