СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорога добра» для учащихся 1-4 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного  направления

«Дорога добра»

для учащихся 1-4 классов.Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорога добра» для учащихся 1-4 классов»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Чернореченская средняя общеобразовательная школа»

Челябинской области, Троицкого муниципального района

Согласовано: Рассмотрено на заседании Утверждаю:

Зам. директора УВР: методического совета директор школы:

Григорьева Л.А.: протокол № Головкина И.Б.:

« «_______ 2017г. « « _________2017г. « « ________ 2017 г.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного  направления

«Дорога добра»

для учащихся 1-4 классов



















Разработчик: Алексеева Галина Викторовна



2017-2018



Пояснительная записка

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.

Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.

Задачи:

  • развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;

  • сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

  • познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;

  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Формы и режим занятий:

Внеурочная программа «Дорогою добра» рассчитана на 34 ч , 1 час занятий в неделю. Срок реализации программы- 1 года Формы реализации программы курсов внеурочной деятельности - круглый стол.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии, рассказы по презентациям), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).

Организация работы в основном – коллективная, индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.



Содержание программы

Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы) Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

  •  формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

  • формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

  • Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.





Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений духовно‑ нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·уважительное отношение к традиционным религиям;

·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·элементарные представления о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·ценностное отношение к природе;

·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

·имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;

·являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.



Оценка результатов реализации программы.

Уровень воспитанности в классе

Цель: Определить уровень воспитанности в классе.

Стержневые качества личности:

1.трудолюбие

2.эрудиция

3.прилежание

4.отношение к природе

5.эстетические вкусы

6.нравственные качества

7.самовоспитание.

Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:

«1» - качество не проявляется.

«2» - проявляется редко.

«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.

«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.

«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.


Учебно-тематический план

1

Тема: «Первый раз в первый класс».

Учащиеся с помощью учителя формулируют правила поведения в школе. Проигрывают проблемные ситуации и анализируют.

Игры на сплочение и на знакомство.

1

Урок - игра

Узнают правила поведения в школе. Применение полученных знаний в проблемных ситуациях.


2

Тема занятия: «Эмоции и чувства»
развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;



1

Беседа, развивающие упражнения, игры, прием сказкотерапии,

Выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими;


3

Тема: «Правила общения»

Цель: Повышать коммуникативный уровень воспитанников, умение обращаться к старшим и сверстникам, к знакомому и незнакомому человеку при встрече и расставании;


1

Практическое занятие

Рассказ, Разыгрывание ситуаций

Воспитание уважительного отношения к старшим и сверстникам, привитие навыков вежливости.

4

Тема: Моя семья познакомить детей с понятием «родословное древо», учить понимать 
свое место в семье;



1

Рассказ презентация

воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного
отношения к близким;


5

Тема: Мой город Троицк

1

Рассказ по презентации

Символика, история города

6

Тема: Волшебные слова

создание условий для сплочения коллектива

1

Презентация, беседа, дискуссия


7

Тема: Россия – Родина моя.

Знакомство с символами государства – герб, флаг, гимн России.

1

Беседа, конкурс рисунков

Знакомятся с символикой государства.

8

Тема: город мой родной

Знакомство с символикой города Челябинска с его достопримечательностями


1

Виртуальная экскурсия,рассказ по презентации

Знакомятся с достопримечательностью и историей родного города

9

Тема: Челябинский краеведческий музей

1

Рассказ по презентации

Показываю презентацию и анализируют ее, рассказывают что изображено

10

Тема: Мы одноклассники

Проведение игры на сплочение


1

Игра, практическая деятельность

Осознание себя частью коллектива, общества.






11

Тема: Как я веду себя в обществе?

Знакомство с правилами поведения в обществе.


1

Рассказ по презентации

Освоение правил поведения


12

Тема: Виртуальное посещение музея боевой славы

Посещение музея

1

Экскурсия,рассказ по презентации


Посещение музея изобразительных искусств. Применения полученных ранние знаний о правилах поведения в обществе на практике

13

Тема: Добро и зло (разбор литературных произведений)

Анализ положительных и отрицательных персонажей.

1

Практическое занятие

Формирование знаний и собственной точки зрения о добре и зле.

14

Тема: что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Выявление что такое «хорошо» и «плохо» на примере литературных произведений.

1

Практическое занятие

Формирование собственного мнения о данных понятиях.

15

Тема: Бережем природу. Учить  видеть прекрасное в окружающем мире природы;

дать понятие о пользе  любого живого существа


1

Презентация, диалог,чтение сказки»майский жук» А.Неелова

Воспитываем умение сопереживать

16

Тема: Что такое милосердие?

Формулировка понятия.

Решение педагогических ситуаций в игре.

В каких произведениях прослеживалось милосердие?

1

Диалог, практическое занятие


Узнают, что такое милосердие.

17

Тема: прощение

Читают притчу «Прощение»

1

Практическое занятие

Узнают о человеческом чувстве – прощение.

18

Тема: ответственность

Что такое ответственность.

1

Рассказ по презентации

Формируют знание об ответственности






19

Тема: душа

Что такое душа?

Кто такой бездушный человек?

Анализ пословиц и поговорок (Душа дороже ковша; Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа; Плоха рожа, да душа гожа

1

Экскурсия в церковь, рассказ батюшки о душе

Формируют знание о душе.

20

Тема: Богородская игрушка

1

Рассказ по презентации

Узнают о богородском художественном промысле






21

Тема: Храм Александра Невского

1

Рассказ по презентации

Получат знания об особенностях храма

22

Тема: Военные учения в Кособродке


1

Просмотр фильма.

Получат знания о прохождении военных учений

23

Тема: Леса России

1

Виртуальная экскурсия по презентации

Знакомятся с видами лесов и его растениями

24

Тема: Ангел –хранитель, святой покровитель

1

презентация

Знакомство с понятием ангел-хранитель

25

Тема: моя семья

1

Рассказ по презентации

Расширить представления о семье, семейных традициях


26

Тема: Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященные дню земли


1

Практическая деятельность

Осознание проблемы загрязнения окружающей среды

27

Тема: Мои четвероногие друзья

Рассказывают о своих домашних животных, создают выставку рисунков.

1

Практическая занятие







28

Женский день -8 марта

1

Праздник

Поздравление девочек с праздником. Сформированы знания о праздниках.

29

Тема: День Защитника Отечества.

Знакомство с историей праздника

Обучающиеся готовят рассказ о своих папах, подарки.

Проведения праздника для пап.

1

Практическое занятие, праздник

Формирование нравственных качеств.

30

Тема: Масленица

Знакомятся с историей праздника и традициями.

Учувствуют в празднике посвященный Масленице.

1


Практическое занятие, праздник

Узнают о традициях праздника;

Формулируют знание о базовых ценностях.

31

Викторина «путешествие в мир сказок»

1

Практическое занятие, игра

Позволяет оценить значение сказок, закрепить знания о персонажах

32

Конкурс рисунков «Ради мира на земле»

1

Практическое занятие

Создание собственной выставки. Формируются нравственные качества

33

Тема: Здравствуй, лето!

Знакомство с правилами поведения на летних каникулах.

Поход совместно с родителями в театр на сказку.

1

Практическое занятие

Приобщение к культуре.

34

Викторина:»дружба и что мешает нам дружить?»


1

Викторина

Закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. 




Содержание программы

  •  Рассмотрение правил поведения в классе и школе. Помощь в адаптации к школе, знакомство с ней;

  •  Воспитание любви к Родине. Получение первоначальных знаний о ней, о ее достопримечательностях и людях;

  • Воспитание гордости за свою семью, составление родословной;

  • Формирование знаний о добре и зле, о дружбе, взаимопонимании, милосердии; Приобщение к традиционным праздникам.

  • Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни. формирование представлений о месте человека в обществе. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, знаменитых людей.

  •  Формирование навыков общения и  культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;

  •  Приобщение к истории и жизни общества, приобретение собственного опыта общественных действий. Расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике; обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

  •  Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики. Формирование объективной Самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.

Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.

  • Приобщение к культуре и истории своей Родине; Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка нравственной задачи перед собой; Попытка определения детьми собственного смысла жизни; Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

  • Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи. Этикет. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

  • Определение понятий «добро» и «зло»; жадность и щедрость; обида, месть, зависть; создание этического кодекса класса; создание «Энциклопедии чувств».



Методическое  обеспечение.

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015 год,5-е издание, ISBN: 9785433501157;

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009

  5. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  6. Н.Н. Носов. «Большая книга рассказов», Издательство: Махаон, 2015 г., ISBN: 978-5-389-01904-1

  7. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  8. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  9. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2013, ISBN: 978-5-86776-026-7;

  10. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!