СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Истоки Возрождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Истоки Возрождения"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Истоки Возрождения"»

ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая программа «Истоки возрождения» для 1-4 класса разработана в соответствии:

с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,

авторской программой «Истоки возрождения»,разработаной на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Введение курса «Истоки возрождения» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Программа "Истоки возрождения" разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 1классе на 33 часа и 34 часа во 2-4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -135 часов. Срок реализации четыре года.


Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.


Задачи программы:


— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Особенностью данного курса является его интегративный метапредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные -ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , здоровьесберегающего поведения;

-гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка , России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ставить вопросы; обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действи:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- запись, фиксация информации об окружающем мире.

По итогам первого года обучения по курсу «Мой мир» учащиеся:

  • осваивают первичные базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.

Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

А также:

  • раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;

  • умеют правильно применять в своей речи.

По итогам второго года обучения учащиеся:

  • осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы.  Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение.

Ставрополье. Природа Ставропольского края.

А также:

  • раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;

  • умеют правильно использовать в своей речи;

  • использовать их  при организации самостоятельных видов деятельности.

По итогам третьего года обучения учащиеся:

  • осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.

Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.

Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.

А также:

  • исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;

  • опираются на них в своей деятельности и общении.

По итогам четвертого года обучения учащиеся:

  • осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.

Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.

Подвижники.

Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Ставропольский край. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции народов Ставропольского края» по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.

А также:

  • истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;

  • используют при создании первой авторской Книги;

  • опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

  • применяют их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Программа курса «Истоки возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.

В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.

В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Ставропольского края» и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, выделенными в НРК ГОС Ставропольского края, как с теми основаниями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:

  • формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;

  • укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;

  • привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;

  • раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию НРК ГОС, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Разумеется, изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической,  социально-правовой и другим надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

Во втором классе усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию, не закрывая всех остальных связей.

В третьем классе доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии НРК ГОС.

В четвертом классе на новом уровне осуществляется  повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы, и, следовательно, актуализируются все содержательные линии НРК ГОС.

Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.

Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Ставрополя, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.

Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет  пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.

Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».

Содержательное наполнение данной темы может варьироваться в зависимости от запросов семьи и детей, национальных традиций субрегиона, в котором находится ОУ, на основе обращения к тем образам культуры, которые отражают светлые, духовно возвышающие устремления человека.

Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться  к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям НРК ГОС в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.

«Слово», «Образ» и «Книга» соотносимы с категорией «информация», поскольку сегодня ребенок с раннего детства опосредованно сталкивается с различными ее источниками. Обращение к метапонятию «Информация» вызвано стремительным процессом становления постиндустриальной цивилизации и необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии. «Информация» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях, намерениях, предпочтениях. Через переживание ценностной значимости информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих доверия и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей.

Главными целями курса в 1-м классе являются:

Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.

Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.

Главными целями курса во 2-м классе являются:

Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, культуры Ставрополья, к истокам духовных ценностей и образа жизни;

Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем;

Через развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенности в том, что мир вокруг нас не является чужим, ибо переживание отчужденности ведет его к отчужденности от своих истоков, непониманию их;

Содействие идентификации учащихся с культурой родного края как основой становления гражданственности и патриотизма.

Несмотря на то, что программа включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений и ценностного освоения их учеником. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.

Раздел, связанный с родным краем, может быть наполнен разнообразным вариативным содержанием в зависимости от непосредственного социокультурного окружения, в котором живет ребенок, с которым сталкивается в процессе жизнедеятельности, предпочтений семьи и самого учителя. Это особенно относится к теме «Труд души». При этом обязательным является рассмотрение с детьми внутреннего духовного усилия как важнейшего труда человека, который он должен осуществлять в течение всей сознательной жизни - «не позволяй душе лениться».

Тематика программы в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России, Ставропольского края как ее части.

Главными целями курса в 3 классе являются:

  • освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.

  • актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.

  • содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.

  • становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).

Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своем внутреннем мире и первом духовном опыте.

Концепт четвертого класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «…ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. Смысловым центром программы в четвертом классе служат традиции как важный механизм передачи ценностей новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Детям важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем их мире.

Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

  • межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

  • ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);

  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;

  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

Первый класс

Тема «Мир» (5 час.)

МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Семья. Школа. Класс. Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, - мир людей. Красота мира. Красота человека – духовная (внутренняя) и внешняя.

МИР ПРИРОДЫ. Красота природы. Царства живой и неживой природы. Стихии природы: земля, вода, воздух, огонь. Земля-кормилица. Огонь – благо и опасность. Священный огонь. Вода - источник жизни. Небо, светила, звезды. Путеводная звезда.

АЗБУКА ИСТОКОВ ЗДОРОВЬЯ. Единство здоровья духовного и физического. Народные представления о богатыре: сила, доброта, справедливость. Былинные и сказочные богатыри. Как сохранить здоровье.

Тема «Слово» (10 час.)

Первое слово – исток речи.  Общение через слово. Драгоценный дар Слова. Слово как ценность.  МИР – глубина смысла в русском языке. Родной язык выражает социокультурный опыт народа. Богатство и красота родной речи в созвучии с сердцем ребенка. Какое первое слово я дарю всем людям.

ДОБРОЕ СЛОВО – исток радости. Какие слова душу радуют. Азбука волшебных  слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте здоровы...

Слова приветствия: «Доброе утро», «Добрый день». Смысл жизни - делать добро. Почему добро побеждает зло?

ЧЕСТНОЕ СЛОВО - основа крепкой дружбы. Верность слову. Верный друг. Честь. Почему важно беречь честь смолоду?

СВЯТОЕ СЛОВО – исток мира. Святое слово несет веру, надежду, любовь. Бережное отношение к слову. Родина – святое слово для каждого. Какие слова являются святыми для вас?

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях - основа порядочности человека.

Тема «Образ» (9 час.)

РОДНИК - начало жизни. Реки, озера моего края. Русские сказки о живой и мертвой воде. Почему люди берегут источники воды? Святой источник и Святая вода.

ПЕРВЫЙ ОБРАЗ – исток видимого. Первый образ, увиденный человеком. Не все увиденное есть Образ. Безобразное (безобразное). Сказочный образ. Слово Образа.

Светлый образ. Солнце – исток света и тепла. Образ Солнца в сказках. Светлый путь. Образ матери. Образ отца. Благодатный образ. Образ Родины.

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА. Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность. Духовный образ человека. Образ человека и его имя. Образование – путь по достижению Образа человека.  

Тема «Книга» (9 час.)

КНИГА – семья Слова и Образа. Как Книга передает Слово и Образ? Согласие Слова и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы и Слова.

ПЕРВАЯ КНИГА. Первая прочитанная книга. Первая услышанная сказка. «Мои Истоки» - первая авторская Книга. Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать. Кому ты хотел бы  посвятить свою книгу.

ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. Любимые стихи и сказки. Какую сказку ты рассказал бы всем детям?

МИР КНИГИ В книге сосредоточена мудрость народа. Торжество Света и Добра. Вечные и великие книги.  Свет учения. Выбор книги, книжные открытия. Чтение как ценность.

Второй класс

Тема «Родной очаг» (8 час.)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно означает. Именины. Почему нужно дорожить своим именем. Имена твоих родных и друзей.

СЕМЬЯ - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей — основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье. Дружная семья.

РОД - люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ - территория семьи, мир вещей. Мир дома. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне. Родная деревня.

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Здания. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков. Милосердие к незнакомым людям. Родной город. Столица.

Тема «Родные просторы» (8 час.)

РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос. Богатство и красота природы Ставропольского края. Животные и растения Ставропольского края. Мир человека и мир природы - их единство. Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека.

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются физическая сила и сила духа человека. Поле и воля. Казачество.

ЛЕС. Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья и древо жизни человека.

РЕКА. О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. Течение реки и ход времени.

ГОРЫ. Мир гор. Подземные кладовые Ставропольского края. Стихия камня. Горный мир.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море (озеро) служит человеку. В чем красота моря (озера). Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Тема «Труд земной» (8 час.)

СЕВ и ЖАТВА. Мать-Земля в народных сказках. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Земледелие в Ставропольском крае. Мой земледельческий опыт.

Времена года. Народный календарь. Весна - ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком. Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети. Какие праздники связаны с животными. Какие животные живут в твоем доме.

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают. Народные костюмы. Шитье. Красота одежды.

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева. Как рубили дом. Почему предпочитали деревянные изделия. Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Ставропольское подворье.

ЛЮДИ Ставропольского края. Мир народов Ставрополья. Основные профессии. Династия, поколение.

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит. Ярмарка - народный праздник и живая газета. Современные ярмарки. Торговля соединяет страны и людей.

Тема «Труд души» (8 час.)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово священной книги Библии. Чистота слов и речи. СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает. Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. Сказка - ложь, да в ней намек…

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. ПЕСНЯ - ДУША народа. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Песня колыбельная, задушевная, лирическая. Частушка.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души. Главные праздники года. Праздники моего народа. Православные праздники. Народные игры. День Михайловска – общий праздник горожан.

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание. Строение Храма. Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. Храм в душе человека. Дорога к Храму. Храмы Ставропольского края.

КНИГА. Книга рукописная, книга печатная.  Книга электронная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги. Священные книги. Летописи. Учебники – ступеньки восхождения к знанию. МИР ИНФОРМАЦИИ. Информация как сообщение людей друг другу о своих мыслях, состояниях. Информация вокруг нас. Источники информации (слово, книга, кино, компьютер; СМИ: телевидение, радио, газета, журнал; реклама и др.).

МИР ТВОРЧЕСТВА. Народное творчество (фольклор, ремесла). Духовно-нравственные традиции народной культуры. Умей строить мир в душе.

Третий класс

Тема «Вера» (8 час.)

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели. 

Тема «Надежда» (8 час.)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).

Тема «Любовь» (8 час.)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

Тема «Мудрость» (8 час.)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.

ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность.

ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух).

Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.

Четвертый класс

Введение (1 час)

Что такое традиция. Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества. Традиции, обычаи, права и обязанности.

Тема «Родные образы» (7 час.)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды. Символы растений и животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Гимн, герб и флаг - святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни России. Особо памятные места родного края.

ОБРАЗЫ МУДРОСТИ И СВЕТА. Единение, любовь и согласие. Красота образа.

Тема «Умелые Дела» (8 час.)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи — традиционные трудовые сообщества. Современные трудовые сообщества. Современные профессии. Трудовые династии.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество. Законы и нормы справедливого управления и суда. Традиции просвещения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность - основы трудовых традиций. Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант - основы служения. Праведный труд. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. Сделал дело - гуляй смело.

Тема «Заветные слова» (8 час.)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Благодарность. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. Приветствие.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет человека в народной традиции. Слова чести и уговора - самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое сговор. Приветствие. Слово обета. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Раскаяние. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Традиционные праздники. Духовная основа традиционных праздников. Хоровое исполнение песен. Хороводы. Праздник семейный. Торжество семейное, гостеприимство. Трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи народной трапезы. Где песня льется - там легче живется. Народные гулянья, игры. Ярмарка. Воинский парад. Возложение венков. Дни всенародной памяти. 

Тема «Традиции Родного края» (7 час.)

Память народа. Человек, традиции дела и служения. Гражданин. ЗАБОТА О РОДНОМ КРАЕ - ДОЛГ ГРАЖДАНИНА. Единение. Ответственность. Россия, россияне. Ставрополь. Ставропольский край.

Праздники Отечества. Государственные, народные и национальные праздники.

Символы Родного края. Памятные знаки и гербы ставропольских городов городов. Особо памятные места Ставропольского края. Святыни Ставрополья. Чувство Родины.

Традиции уважения и добрососедства – характерная особенность народов Ставрополья, проверенная временем. Совместный труд в годы Отечественной войны и в мирное время. Фестиваль «Майская радуга» - общий праздник детей разных национальностей.  Мы разные, но мы равны. Ставропольский край – наша Родина.

Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение.

Традиции здоровья. Традиции народов Ставрополья по сохранению духовного и физического здоровья. Труд, мастерство, помыслы, вера. Чистота помыслов. Верность слову и традициям. Традиционный образ жизни как сохраняющий здоровье. Традиции здоровья моих родственников (бабушек, дедушек и т. д.).

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Что я могу и за что я отвечаю.  Какие права я имею. Малые и большие дела. Зачем я учусь и у кого я учусь.

Заключительное занятие (1 час)

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать мир вокруг нас. Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Тематическое планирование занятий:

Название темы занятий

Кол-во часов

Дата


1 класс (33 часа)



1

Мир.

5


2

Слово.

10


3

Образ.

9


4

Книга.

9



2 класс (34 часа)



5

Родной очаг.

8


6

Родные просторы.

8


7

Труд земной.

9


8

Труд души.

9



3 класс (34 часа)



9

Вера.

8


10

Надежда.

8


11

Любовь.

9


12

Мудрость.

9



4 класс (34 часа)



13

Введение.

1


14

Родные образы.

7


15

Умелые дела.

8


16

Заветные слова.

9


17

Традиции родного края.

9


18

Заключительное занятие.

1


Итого:


135

















  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МОЙ МИР»

1 класс

п\п

Раздел/Тема

Кол-во часов

Дата проведения

l.

Мир

2


1

1.Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом?

1


2

2.Что обозначает моё имя?

1


3

3.История моей семьи.



4

4.Профессии родителей

1


5

5.Традиции семьи.

1


II

Слово

10


6

1.Народное творчество



7

2.Старинные частушки и песни

1


8

3.Какой музыкальный инструмент был первым

1


9

4.Мир – глубина смысла в русском языке.

1


10

5.Доброе слово – исток радости.

1


11

6.Азбука волшебных слов.

1


12

7.Слова приветствия.

1


13

8.Честное слово.

1


14

9.Святое слово – исток мира.

1


15

10.Родители – самые близкие люди.

1


llI

Образ

9


16

1.Родник – начало жизни.

1


17

2.Реки, озера моего края.

1


18

3.Святой источник и Святая вода.


1


19

4.Сказочный образ.

1


20

5.Солнце – исток света и тепла.



21

6.Образ Солнца в сказках.



22

7.Образ Родины.

1


23

8.Образ человека.



24

9.Защитник, богатырь, герой.



IV

Книга

9


25

1.Книга – семья Слова и Образа.

1


26

2.Любимая книга.

1


27

3.Первая прочитанная книга.

1


28

4.Первая услышанная сказка.

1


29

5.Живая книга.

1


30

6.Сопереживание.

1


31

7.Любимые стихи и сказки.

1


32

8.Мир книги.

1


33

9.Вечные и великие книги.

1



Итого

33



2 класс

п\п

Раздел/Тема

Кол-во часов

Дата проведения

l.

Родной очаг

8


1

Имя и его значение.

1


2

Имена родных и друзей.

1


3

Семья – мир самых близких людей.

1


4

Дружная семья.

1


5

Род – твоя связь с прошлым и будущим.

1


6

Дом – территория семьи, мир вещей.

1


7

О чем рассказывают названия деревень.

1


8

Как город рассказывает о себе.

1


II.

Родные просторы

8


9

Родной край – край, где родился и живешь.

1


10

Богатство и красота природы Ставропольского края.

1


11

Труд земледельцев.

1


12

Дары природы.

1


13

О чем говорят названия рек.

1


14

Мир гор. Подземные кладовые Ставропольмкого края.

1


15

Как море (озеро) служит человеку.

1


16

Дорога жизни. Гостеприимство.

1


III.

Труд земной

9


17

Сев и жатва. Земледелие учит трудолюбию.

1


18

Времена года. Народный календарь.

1


19

Братья наши меньшие. Забота о животных.

1


20

Праздники, связанные с животными.

1


21

Ткачихи и рукодельницы.

1


22

Мастера–плотники.

1


23

Мир народов Ставрополья.

1


24

Ярмарка – народный праздник и живая газета.

1


25

Современные ярмарки.

1


IV.

Труд души

9


26

Слово. Цена слова.

1


27

Сказка ложь, да в ней намёк…

1


28

Песня – душа народа.

1


29

Праздник и его смысл.

1


30

Православные праздники.

1


31

Храм в жизни человека. Храмы Ставрополья.

1


32

Книга и ее мудрость.

1


33

Мир информации.

1


34

Мир творчества.

1



Итого

34 ч




3 класс


п\п

Раздел/Тема

Кол-во часов

Дата проведения

l.

Вера

8


1

Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание.

1


2

Чему доверяет сердце.

1


3

Верность – преданность и надежность.

1


4

Верность не знает мелочей.

1


5

Правда. Что означает жить в правде.

1


6

Правда – путь -веры.

1


7

Честь. Честное слово и скромность.

1


8

Честь и хвала – награда за доблесть.

1


II.

Надежда

8


9

Надежда – стремление к доброму исходу дела.

1


10

Потеря надежды – отчаяние.

1


11

Согласие – единомыслие, единодушие, единоверие.

1


12

Несогласие, собственное мнение и разногласие.

1


13

Терепение и надежда вместе идут.

1


14

Терепение и терпимость.

1


15

Послушание совести.

1


16

Послушание родителям.

1


III.

Любовь

9


17

Любовь – сердечная привязанность.

1


18

Любовь – дружба.

1


19

Дружба. Внутренняя духовная близость людей.

1


20

Милосердие – милость в сердце.

1


21

Милосердие через слово и дело.

1


22

Где гнев, там и милость.

1


23

Добрые слова и добрые дела.

1


24

Добрый человек в доброте проживет целый век.

1


25

Покаяние.

1


IV.

Мудрость

9


26

Ум да разум.

1


27

Ум без разума – беда.

1


28

Истина и правда.

1


29

Знания и мудрость.

1


30

Вечный мир – мечта людей.

1


31

Мир творчества, истоки развития.

1


32

Внутренний мир человека.

1


33

Истоки духовного здоровья.

1


34

Народные традиции ЗОЖ.

1



Итого

34 ч




4 класс

п\п

Раздел/Тема

Кол-во часов

Дата проведения

l.

Введение. Что такое традиция

1


II.

Родные образы

7


1

Родоначальник и род.

1


2

Образы Веры, Надежды и Дюбви.

1


3

Символы растениц и животных в орнаменте.

1


4

Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи а народном творчестве.

1


5

Святые образы в народной традиции.

1


6

Особо памятные места родного края.

1


7

Образы мудрости и света.

1


III.

Умелые дела

8


8

Крестьяне, ремесленники и купцы – труженники России.

1


9

Современные трудовые сообщества.

1


10

Современные профессии.

1


11

Служение Отечеству.

1


12

Честь, отвага и мужество.

1


13

Традиции праведного дела.

1


14

Основы трудовых традиций.

1


15

Талантливый человек – большой труженник.

1


16

Сделал дело – гуляй смело.

1


IV.

Заветные слова

9


17

Традиции святого слова.

1


18

Традиции доброго слова.

1


19

Доброе дело без благословления не начинается.

1


20

Приветствие. Радость личная и радость общная.

1


21

Традиции честного слова

1


22

Традиции покаянного слова. Слова очищения.

1


23

Признание вины. Раскаяние.

1


24

Традиционные праздники.

1


25

Торжестов семейное, гостеприимство.

1


V.

Традиции родного края

9


26

Память народа. Человек, традиции дела и служения.

1


27

Праздники Отечества.

1


28

Символы родного края.

1


29

Традиции уважения и добрососедства.

1


30

Ставропольский край – наша родина.

1


31

Служение Отечеству.

1


32

Традиции народов Ставрополья по сохранению здоровья.

1


33

Мир творчества, истоки развития.

1



Заключительное занятие

1


34

Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

1



Итого

34 ч



20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!