Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» города Искитима Новосибирской области
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета (протокол №____от «________» _____________________________ ____20_______года | | «Утверждаю» Директор ЦДО _____________ М. И. Курдюмова |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Радуга палитры»
Направление «Художественно-эстетическое»
для начальных классов
Составитель:
М.И. Дмитриева
педагог дополнительного
образования
г. Искитим
Пояснительная записка
«Радуга палитры» является рабочей программой по внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской дополнительной образовательной программы «Художественная роспись по дереву», «Живая связь времен, живое дерево ремесел», «Наш дом и мы в нем» и методического пособия «У истоков мастерства».
Образовательной областью данной программы является художественное творчество, предмет изучения - декоративно прикладное искусство, народное творчество.
Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития обучающихся, полученные знания, умения, навыки, в результате освоения программы, обучающиеся могут применять в повседневной жизни.
Декоративно – прикладное искусство и народное творчество является неотъемлемой частью художественной культуры. Рабочая программа «Радуга палитры» дает возможность детям познакомиться с народными игрушками, росписью, а так же с народными традициями и современными техниками по ДПИ.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
Определение видов организации деятельности обучающихся , направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения рабочей программы.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся со своими педагогом как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ( 2- год) — получение обчающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, объединения, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ( 2 год) — получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды объединения, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Актуальность и перспективность курса общеобразовательной программы «Радуга палитры» заключается в том что:
декоративно прикладное искусство, народное творчество раскрывается как особый тип художественного творчества;
декоративно прикладное искусство, народное творчество представляется как равноправный и ведущий компонент художественного образования и эстетического развития личности обучающихся на национальной основе;
содержание программы раскрывается на материале ДПИ и народного творчества и рассматривается как часть культуры, как носитель исторической памяти;
принцип построения курса и содержание УТП данной программы как части школьного образования дает возможность уже в школе заложить основы духовного возрождения, столь необходимого нашему обществу;
раннее приобщение детей к практической деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения;
освоение программы «Радуга палитры» помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родом, родным домом и краем, Отечеством и миром.
по средством данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях;
на внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов;
внеурочная деятельность учитывает личные запросы обучающихся, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Характерная особенность рабочей программы «Радуга палитры» - каждый предполагаемый вид работы на занятиях ориентирует детей на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, соленом тесте, мочала, пластилине, природном материале, в рисунках с красками и кистью. Эти образы, подсказанные природой, выполненные и в народных традициях, и на основе выдумки и фантазии, благодаря чему приобретут целостность и художественную ценность. Польза и красота создаваемых вещей послужит пробуждению устойчивого интереса детей к народному искусству и творчеству.
Педагогическая целесообразность рабочей программы «Радуга палитры» объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд занятий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии.
По направлению и уровню рабочая программа «Радуга палитры» является художественно – эстетической. Программа развивает художественную одаренность детей, творческую активность личности, помогает выявить, учесть и развить творческие способности детей, приобщить к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
По цели обучения дополнительная образовательная программа «Радуга палитры» познавательная, прикладная, развивающая художественную одаренность детей.
По продолжительности реализации дополнительная образовательная программа «Радуга палитры» – двухгодичная
По способу реализации дополнительная образовательная программа «Радуга палитры» - творческая.
По уровню освоения - рабочая программа «Радуга палитры» предполагает развитие познавательных интересов детей, повышает уровень информированности в области ДПИ и народного творчества. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, ориентирует на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления творческих работ. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Психолого – педагогические принцы и методы
Вся деятельность направлена на развитие созидательной личности ребенка и учебно – образовательный процесс построен на следующих принципах:
Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения ДПИ и народного творчества.
Принцип наглядности.
Принцип доступности.
Принцип творческой самореализации.
Принцип единства реальности и фантазии.
Принцип реализации связи ДПИ и народного творчества с жизнью.
Цель: Духовное развитие личности в процессе освоения техник декоративно – прикладного и народного творчества на основе активизации обучающихся в творчестве.
Задачи: 1-го года обучения
Овладеть элементарными приемами художественной обработки разных материалов: бумаги, ткани, глины, природных материалов.
Познакомить с различными техниками на основе индивидуального, коллективного и группового создания творческой работы.
Создать среду общения для освоения ДПИ и народного прикладного творчества во всем
многообразии его видов.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Задачи 2-го года обучения:
Учить выполнять работу коллективно, прививая настойчивость в достижении цели.
Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.
Развить интерес к истории родного края, его культуре.
Научить экономному и разумному использованию материалов, делать различные поделки в разных техниках декоративно – прикладного искусства.
Вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами.
Особенности возрастной группы обучающихся на которых ориентирована рабочая программа «Радуга палитры»
Организация образовательного процесса
Характерная особенность образовательного процесса:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет;
В течение учебного года педагог имеет право вносить изменения в расписание учебных занятий рабочей программы «Радуга палитры» в зависимости от изменения расписания образовательной школы.
Педагог вправе вносить коррективы в тематику занятия, варьировать объем часов на выполнение задания, определять и отбирать наиболее приемлемую и интересную форму проведения занятия в зависимости от состояния здоровья обучающихся.
Исходной теоретической основой программы является принцип коррекционно – развивающего обучения.
Технологическим инструментом программы является дифференцированный подход, учитывающий возрастной состав, уровень интеллектуального развития и состояния здоровья обучающихся.
В реализации рабочей программы «Радуга палитры» участвуют дети из общеобразовательной школы №2.
Организационная форма занятий:
Группа комплектуется из учащихся 1-го класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы: 10 - 15 человек.
Режим занятий:
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 1 час.(40 мин) для первого класса, для второго класса один раз в неделю по 2 часа для второго класса.
Согласно требованиям Сан ПиН продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 33 час (по одному часу в неделю) для первого класса, для второго класса 66 час. (по два часа в неделю).
Итоги занятий проводятся в форме:
Выставки: за четверть, за полугодие, отчетной выставки за год с приглашение родителей, педагогов, друзей.
Контрольно — игрового занятия.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных, образовательных, познавательных и творческих задач занятия, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики программы для развития образного мышления детей.
Основные методы обучения:
Метод стимулирования и мотивации учения: создание ситуации успеха в учении.
Метод самостоятельной работы: выполнение самостоятельной работы не только на занятиях, но и дома по собственной инициативе ( выход на уровень самообразования).
Метод организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, практический, творческий, непосредственный и опосредованный контроль восприятия практических работ.
Основные методы воспитания:
Метод контроля и самоконтроля: педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности воспитанников.
Методы организации деятельности и опыта поведения: поручение, коллективно – творческая деятельность.
Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, единые требования.
Метод формирования сознания: пример, рассказ.
Предполагаемый результаты:
Данная программа способствует формированию следующих универсальных действий
Личностные универсальные действия:
развитие умений работать с разными материалами;
осознание своих творческих способностей;
проявление познавательных мотивов;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с ДПИ и народным творчеством;
уважение к истории национальной культуры, сохранения и передачи народных традиций.
Метапредметные: в процессе освоения дополнительной образовательной программы обучающиеся:
используют знания, полученные на уроках народоведения, окружающего мира, изобразительной деятельности, родной речи;
могут организовать свою учебную деятельность:
самостоятельно получать информацию с различных источников:
применять полученные знания и умения на практике:
могут оценивать собственные результаты деятельности:
могут работать в коллективе:
организовать свою жизнь с нормами морали.
Предметные:
Мониторинг качества освоения рабочей программы «Радуга палитры»:
карта творческого развития обучающихся:
самостоятельные работы:
карточки – задания:
карта для выявления творческих детей:
творческая папка для одаренных детей.
Учебно-тематический план
Рабочей программы «Радуга палитры»
1-го года обучения
№ П п | Раздел, тема | Общкол. час. | В том числе | Предполагаемый результат |
Теор. | Практ |
I | общ. – 3 час. (теор. - 0,75 час., практ. – 2,25 час.) |
| Тема 1. 1. Ежик (аппликация из сухих листьев) | 1 | 0,25 | 0,75 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения и образного мышления |
| Тема 1.2. Листопад (оттиск) | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера |
II | Направление «Работа с бумагой» Общ. – 5 час. ( теор. – 1,25 час., прак. – 3,75 час.) |
| Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки) | 1 | 0,25 | 0,75 | Приобретение навыка совместной работе в микрогруппе. |
| Тема 2.2. Новогодняя елочка | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера |
| Тема 2.3. Ангел в облаках (аппликация) | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера |
III | Направление «Работа с пластилином, соленым тестом» Общ. – 8 час. (теор. – 2 час., практ. – 6 час.) |
| Тема 3.1.Ежик | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера |
| Тема 3.2. Чудо – звери, чудо – птицы (По мотивам каргопольской игрушки) | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций |
| Тема 3.3.Каргопольские «тетерки» | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие чувства прекрасного |
| Тема 3.4. Барыня сударыня (по мотивам дымковской игрушки) | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера |
IV | Направление «Работа с тканью и нитками Общ. – 3 час. ( теор. – 0,75 час.,практ. –2,25 час.) |
| Тема 4.1. Кукла - закрутка | 1 | 0,25 | 0,75 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Применение знаний полученных на народоведении. |
| Тема 4.2. Новогодняя снежинка | 1 | 0,25 | 0,75 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения. |
| Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография) | 1 | 0,25 | 0,75 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения. |
V | Направление «Русская народная живопись» Общ – 7 час. (теор. – 1,75 час., практ. – 5,25 час.) |
| Тема 5.1. Городецкие цветы | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры. |
| Тема 5.2.Пермогорская красота | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры. |
| Тема 5.3.Кукла - стригушка | 1 | 0,25 | 0,75 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций Уважение к истории национальной культуры. |
| Тема 5.4.Ракульская теплота | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Уважение к истории национальной культуры. Сохранение и передача традиций |
VI | Контрольно – игровое занятие Общ. – 3 час. (теор. – 0,75 час., практ. – 2,25 час.) |
| Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник | 1 | 0,25 | 0,75 | Применение полученных знаний и умений |
| Тема 6.2. Волшебная кисточка | 1 | 0,25 | 0,75 | Применение полученных знаний и умений. Развитие воображения Умение работать с разным материалом. |
| Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка | 1 | 0,25 | 0,75 | Оценка собственного результата деятельности. |
| Итого: | 29 | 7,25 | 21,75 | |
Учебно-тематический план
рабочей программы «Радуга палитры»
2-го года обучения
№ П п | Раздел, тема | Общкол. час. | В том числе | Предполагаемый результат |
Теор. | Практ |
I | Направление «Работа с природным материалом» общ. – 14 час. (теор. – 3,5 час., практ. – 10,5 час.) |
| Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомыу» | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Формирование образного мышления и воображения |
| Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок» | 6 | 1,5 | 4,5 | Умение составлять композицию с применение мотивов. Формирование мотивации к обучению. |
| Тема 1.3. Декоративное панно в круге и овале | 6 | 1,5 | 4,5 | Умение составлять композицию с применение мотивов Развитие фантазии. |
II | Направление «Работа с бумагой» Общ. – 10 час. ( теор. – 2,5 час., прак. – 7,5 час.) |
| Тема 2.1. Композиция в технике аппликация | 2 | 0,5 | 1,5 | Приобретение навыка совместной работе в микрогруппе. Формирование умений слушать друг друга. |
| Тема 2.2. Новогодние украшения | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Формирование умений находить ответы на вопросы. |
| Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера |
| Тема 2.4. Изготовление объемных композиций из салфеток | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера Развитие воображения и образного мышления |
| Тема 2.5. Изготовление украшений из писчей бумаги | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Формирование образного мышления и воображения |
III | Направление «Работа с пластилином, соленым тестом» Общ. – 12 час. (теор. – 3 час., практ. –9 час.) |
| Тема 3.1. Основные приемы лепки | 4 | 1 | 3 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Уметь высказывать свое предположение на основе работы не занятие |
| Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков | 2 | 0,5 | 1,5 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Умение оценивать выполненную работу. |
| Тема 3.3. Декоративное панно | 6 | 1,5 | 4,5 | Умение составлять композицию с применение мотивов. Развитие чувства прекрасного |
IV | Направление «Работа с тканью, лентами и нитками Общ. – 12 час. ( теор. – 3 час.,практ. –9 час.) |
| Тема 4.1.Технология работы с тканью и лентами | 4 | 1 | 3 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Применение знаний и умений полученных ране на занятие. |
| Тема 4.2. Колокольчик | 4 | 1 | 3 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения. |
| Тема 4.3. Поделки для дома | 4 | 1 | 3 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения. |
V | Направление «Русская народная живопись» Общ – 12 час. (теор. – 3 час., практ. – 9 час.) |
| Тема 5.1. Городецкие цветы | 4 | 1 | 3 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры. |
| Тема 5.2.Пермогорская красота | 4 | 1 | 3 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры. |
| Тема 5.3.Ракульская теплота | 4 | 1 | 3 | Умение выполнять задание репродуктивного характера. Уважение к истории национальной культуры. Сохранение традиций |
VI | Контрольно- игровое занятие Общ. – 6 час. (теор. – 1,5 час., практ. – 4,5 час.) |
| Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник | 2 | 0,5 | 1,5 | Применение полученных знаний и умений |
| Тема 6.2. Волшебная кисточка | 2 | 0,5 | 1,5 | Применение полученных знаний и умений. Развитие воображения Умение работать с разным материалом. |
| Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка | 2 | 0,5 | 1,5 | Оценка собственного результата деятельности. |
| Итого: | 66 | 16,5 | 49,5 | |
Виды деятельности обучающихся, при освоение рабочей программы «Радуга палитры»
1-го года обучения
№ | Наименование раздела | Тема занятия | Вид деятельности |
I | Направление «Работа с природным материалом» | Тема 1. 1. Ежик (аппликация из сухих листьев) | Трудовая, художественное творчество |
Тема 1.2. Листопад (оттиск) | Трудовая, художественное творчество |
II | Направление «Работа с бумагой» | Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки) | Трудовая, художественное творчество |
Тема 2.2. Новогодняя елочка | Трудовая, художественное творчество |
Тема 2.3. Ангел в облаках (аппликация) | Трудовая, художественное творчество |
III | Направление «Работа с пластилином, соленым тестом» | Тема 3.1. Основные приемы лепки | Трудовая, художественное творчество |
Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков | Трудовая, художественное творчество |
Тема 3.3. Декоративное панно | Трудовая, художественное творчество |
IV | Направление «Работа с тканью и нитками | Тема 4.1. Кукла - закрутка | Трудовая, художественное творчество |
Тема 4.2. Новогодняя снежинка | Трудовая, художественное творчество |
Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография) | Трудовая, художественное творчество |
V | Направление «Русская народная живопись» | Тема 5.1. Городецкие цветы | Трудовая, художественное творчество |
Тема 5.2.Пермогорская красота | Трудовая, художественное творчество |
Тема 5.3.Кукла - стригушка | Трудовая, художественное творчество |
Тема 5.4.Ракульская теплота | Трудовая, художественное творчество |
VI | Контрольно – игровое занятие | Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник | Трудовая, художественное творчество |
Тема 6.2. Волшебная кисточка | Трудовая, художественное творчество |
Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка | Познавательная |
Виды деятельности обучающихся, при освоение рабочей программы «Радуга палитры»
2-го года обучения
№ | Наименование раздела | Тема занятия | Вид деятельности |
I | Направление «Работа с природным материалом» | Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомых» | Трудовая, Художественное творчество |
Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок» | Трудовая, художественное творчество |
Тема 1.3. Декоративное панно в круге и овале | Трудовая, художественное творчество |
II | Направление «Работа с бумагой» | Тема 2.1. Композиция в технике аппликация | Трудовая, художественное творчество |
Тема 2.2. Новогодние украшения | Трудовая, художественное творчество |
Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона | Трудовая, художественное творчество |
Тема 2.4. Изготовление объемных композиций из салфеток | Трудовая, художественное творчество |
Тема 2.5. Изготовление украшений из писчей бумаги | Трудовая, художественное творчество |
III | Направление «Работа с пластилином, соленым тестом» | Тема 3.1. Основные приемы лепки | Трудовая, художественное творчество |
Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков | Трудовая, художественное творчество |
Тема 3.3. Декоративное панно | Трудовая, художественное творчество |
IV | Направление «Работа с тканью, лентами и нитками | Тема 4.1.Технология работы с тканью и лентами | Трудовая, художественное творчество |
Тема 4.2. Колокольчик | Трудовая, художественное творчество |
Тема 4.3. Поделки для дома | Трудовая, художественное творчество |
V | Направление «Русская народная живопись» | Тема 5.1. Городецкие цветы | Трудовая, художественное творчество |
Тема 5.2.Пермогорская красота | Трудовая, художественное творчество |
Тема 5.3.Ракульская теплота | Трудовая, художественное творчество |
VI | Контрольно – игровое занятие | Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник | Трудовая, художественное творчество |
Тема 6.2. Волшебная кисточка | Трудовая, художественное творчество |
Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка | Познавательная |
Содержание рабочей программы «Радуга палитры»
1-го года обучения
Раздел I. Направление «Работа с природным материалом»
Тема 1.1. Ежик (аппликация из сухих листьев)
Коллективное занятие -1 час.
Теоретические часы . – 0,25 ч.,
Практические часы. – 0,75 ч.
Просмотр иллюстраций. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненного изделия
Тема 1.2. Листопад (оттиск сухих листьев) - 2 час.
Теоретические часы . – 0,5 ч.,
Практические часы. – 1,5 ч.
Просмотр иллюстраций. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с красками, кисточкой. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненного изделия.
Раздел II. Направление «Работа с бумагой»
Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки)
Коллективное занятие -1 час.
Теоретические часы – 0,25 ч,
Практические часы – 0,75 ч.
Просмотр иллюстраций, рисунков, репродукций с изображениями зимнего леса. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы вырезания различных пород деревьев( ель, сосна, береза) из бумаги сложенной «гармошкой», определение последовательности операций в микрогруппе. .Деление группы на микрогруппы. Определение задания в микрогруппе. Практическая работа. Составление композиции из вырезанных деревьев. Просмотр и анализ выполненного изделия.
Тема 2.2. Новогодняя елочка (из трубочек) - 2 час
Теоретические часы – 0,5 ч.
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр иллюстраций, рисунков, фотографий, репродукций с изображениями новогодней елки.. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; тренировочное упражнение скручивания бумаги в трубочку). Составление эскиза. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 2.3. Ангел в облаках – 2 час.
Теоретические часы – 025 ч.
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр иллюстраций, рисунков, репродукций с изображениями ангелочков. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ). Составление эскиза. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.
Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленным тестом»
Тема 3.1. Ежик (плоскостная лепка) – 2 час.
Теоретические часы – 0,5 ч.
Практические часы – 1,5 ч.
Тема 3.2. Чудо звери – чудо птицы (по мотивам каргопольской игрушки) - 2 час.
Теоретические часы – 0,5 ч.,
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр образцов каргопольской игрушки. История возникновения каргопольской игрушки. Основные цвета и орнаменты, используемые в росписи игрушки. Характерная особенность игрушки. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с инструментами и материалом. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы выполнения плоскостной лепки). Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 3.3.Каргопольские «тетерки»– 2 час.
Теоретические часы – 0,5 ч.
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр демонстрационного материала. История возникновения и названия каргопольских «тетерок». Орнамент и композиция «тетерок» . Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с инструментами и материалом. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы выполнения лепки каргопольских тетерок). Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 3.4. Барыня сударыня (По мотивам дымковской игрушки) – 2 час.
Теоретические часы – 025 ч.
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр образцов дымковской игрушки. История возникновения дымковской игрушки. Основные цвета и орнаменты, используемые в росписи игрушки. Характерная особенность игрушки. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с инструментами и материалом. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы выполнения плоскостной лепки). Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.
Раздел IV. Направление «Работа с тканью и нитками»
Тема 4.1. Кукла – закрутка – 1 час.
Групповое занятие
Теоретические часы – 0,25 ч.
Практические часы – 0,75 ч.
Знакомство с историей создания народных кукол. Просмотр иллюстраций, рисунков, фотографий, репродукций с изображениями кукол. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с нитками, ножницами. Подбор материала. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций, распределение обязанностей в микрогруппе). Просмотр и анализ выполненных работ.
Тема 4.2. Новогодняя снежинка – 1 час.
Теоретические часы – 0,25 ч.
Практические часы – 0,75 ч.
Просмотр иллюстрационного материала. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с кисточкой, нитками и клеем. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов и анализ). Практическая работа. Составление композиции. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография) – 1 час.
Теоретические часы – 0,25 ч.
Практические часы – 0,75 ч.
Просмотр иллюстрационного материала. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Травила безопасности работы с кисточкой , нитками и красками. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов работ выполненных в технике «ниткография», просмотр презентации, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Практическая работа. Составление композиции. Просмотр и анализ выполненной работы.
Раздел V. Направление «Русская народная живопись»
Тема 5.1. Городецкие цветы - 2 час.
Теоретические часы – 0,5 ч.,
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр демонстрационного материала. Знакомство с историей городецкой росписи Основные элементы и мотивы росписи. Травила безопасности работы с кисточкой и красками. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов росписи, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Составление композиции бочонка. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 5.2. Пермогорская красота – 2 час.
Теоретические часы – 0,5 ч.,
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр демонстрационного материала. Знакомство с историей пермогорской росписи . и основными элементами. Травила безопасности работы с кисточкой и красками. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов росписи, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Рисование элементов по шаблону. Составление композиции в замкнутом пространстве: квадрате, круге, полосе. Импровизация. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 5.3. Кукла стригушка – 1 час.
Групповое занятие
Теоретические часы – 0,25 ч.
Практические часы – 0,75 ч.
Знакомство с историей создания народных кукол. Просмотр иллюстраций, рисунков, фотографий, репродукций с изображениями кукол. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с нитками, ножницами. Подбор материала. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций, распределение обязанностей в микрогруппе). Просмотр и анализ выполненных работ.
Тема 5.4. Ракульская теплота – 2 час.
Теоретические часы – 0,5 ч.,
Практические часы – 1,5 ч.
Просмотр демонстрационного материала. Знакомство с историей ракульскойросписи и Основные элементы и мотива росписи. Травила безопасности работы с кисточкой и красками. . Планирование трудовой деятельности (изучение образцов росписи, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Рисование элементов по шаблону. Составление композиции разделочной доски (картон). Просмотр и анализ выполненной работы.
Раздел VI. Контрольно – игровое занятие
Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник – 1 час.
Теоретические часы – 0,25 ч.
Практические часы – 0,75 ч
Творческая работа из материалы, выбранного по желанию обучающегося. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.
Тема 6.2. Волшебная кисточка – 1 час.
Теоретические часы – 0,25 ч.
Практические часы – 0,75 ч
Творческая работа, выполненная гуашью. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.
Тема 6.3. Итоговое занятие (выставка) – 1 час.
Теоретические часы – 0 ч.
Практические часы – 1 ч.
Подготовка творческих работ к выставке. Оформление и проведение выставки. Подведение итогов и награждение обучающихся.
Содержание рабочей программы «Радуга палитры»
2-го года обучения
Раздел I. Направление «Работа с природным материалом»
Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомые» - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы-1,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, тренировочные упражнения росписи акриловой краской). Технология изготовления ромашки, объемных цветов, листочков, бабочки, стебельков.
Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок» - (6 час.)
Теоретические часы-1,5 час.
Практические часы-4,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления ромашки, объемных цветов, листочков, бабочки, стебельков). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, приготовить основу, сделать необходимое количество цветков, обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета, на основе составить и раскрасить орнамент, составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью, глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию, приклеить к основе веточки из проволоки и листочки из дынных семечек, покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона, приклеить готовые цветочки, готовую композицию покрыть лаком . Анализ выполненной работы
Тема 1.3.Декоративное панно в круге и овале - (6 час.)
Теоретические часы-1,5 час.
Практические часы-4,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления ромашки, объемных цветов, листочков, бабочки, стебельков). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, приготовить основу, сделать необходимое количество цветков, обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета, на основе составить и раскрасить орнамент, составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью, глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию, приклеить к основе веточки из проволоки и листочки из дынных семечек, покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона, приклеить готовые цветочки, готовую композицию покрыть лаком . Анализ выполненной работы
Раздел II. Направление «Работа с бумагой»
Тема 2.1. Композиция в технике аппликация - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы-1,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления композиции: изготовление листочков, лепестков цветка, кашпо, крепление на основу, эстетическое оформление). Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 2.2. Новогодние украшения (игрушки из картона) - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы-1,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления игрушек: вырезание, смазывание клеем и присыпание манкой, покраска и декорирование игрушек ). Просмотр и анализ выполненных работ.
Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона (к 8-му марта) - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы- 1,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления открытки: подбор картона по цвету. Скручивание деталей из гофрированной бумаги, вырезание изготовление объемных листочков, эстетическое оформление открытки). Просмотр и анализ выполненных работ.
Тема 2.4.Изготовление объемных композиций из салфеток - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы- 1,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с проволокой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления цветка: подбор бумаги по цвету с плавным переходом от темного к светлому, нарезание определенных размеров, скручивание проволокой, создание объема цветка). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, сделать необходимое количество цветков, собрать букет из цветов. Просмотр и анализ выполненной работы.
Тема 2.5. Изготовление украшений из писчей бумаги (новогодние снежинки) - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы- 1,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы ножницами, стиплером. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления снежинок: подбор бумаги, складывание бумаги по схеме, включение фантазии и нанесение рисунка простым карандашом, вырезание снежинки по контуру). Просмотр вырезанной снежинки.
Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленым тестом»
Тема 3.1.Основные приемы лепки – (4 час.)
Теоретические часы - 1 час.
Практические часы - 3 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с пластилином. Просмотр образцов. Лепка рыбки конструктивным, скульптурным и комбинированным способом. Просмотр и анализ выполненных работ.
Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков – (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы- 1,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с соленым тестом. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления цветка и листочка). Просмотр и анализ выполненных работ.
Тема 3.3. Декоративное панно – (6 час.)
Теоретические часы-1,5 час.
Практические часы- 4,5 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления, объемных цветов, листочков, стебельков). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, приготовить основу, изготовить цветы, листочки, веточки ,составить и приклеить к основе, раскрасить гуашью, готовую композицию покрыть лаком. Анализ выполненной работы.
Раздел IV. Направление «Работа с тканью, лентами и нитками»
Тема 4.1. Технология работы с тканью и нитками – (4 час.)
Теоретические часы - 1 час.
Практические часы - 3 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с ножницами, тканью, нитками и лентами. Просмотр образцов. Практическая работа. Изготовление цветов из ниток (работа по шаблону). Просмотр и анализ выполненных цветков.
Тема 4.2. Колокольчик – (4 час.)
Теоретические часы - 1 час.
Практические часы - 3 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с ножницами, тканью, нитками и лентами. Просмотр образцов. Практическая работа. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления колокольчика: изготовить основу из пластиковой папки, намотать нитки на руку, промазать клеем ПВА, проложить нить по всей высоте основы, горизонтально проложить нить на основе, после высыхания снять с основы и обрезать кончики ниток, задекоровать колокольчик, закрепить бусину внутри и приклеить бантик) . Просмотр и анализ выполненных работ.
Тема 4.3. Поделки для дома – (4 час.)
Теоретические часы - 1 час.
Практические часы - 3 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с ножницами, тканью, нитками и лентами. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления подковы: нарисовать и вырезать основу из картона, обмотать атласной лентой, задекорировать, закрепить петельку). Просмотр и анализ выполненной работы.
Раздел V. Направление «Русская народная живопись»
Тема 5.1. Городецкие цветы – (4 час.)
Теоретические часы - 1 час.
Практические часы - 3 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кистью, красками. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности (последовательность выполнения мотива: «листок», «цветок», «птица). Варианты подмалевок «Бутона», «купавки», «розана». Теневка и оживка мотивов. Работа по схеме цветочной композиции: «букет», «гирлянда», «ромб». Просмотр выполненных работ. Творческий анализ.
Тема 5.2.Пермогорская красота – (4 час.)
Теоретические часы - 1 час.
Практические часы - 3 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кистью, красками. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности: последовательность выполнения элементов пермогорской росписи: «листок», «ягода», «цветок», «трехлопастный цветок», «чудо-тюльпан». Мотивы и приемы построения пермогорской росписи. Просмотр выполненных работ. Творческий анализ
Тема 5.3.Ракульская теплота - (4 час.)
Теоретические часы - 1 час.
Практические часы - 3 час.
Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кистью, красками. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности: последовательность выполнения элементов ракульской росписи: «листок», «куст», «дерево», «птица». Цветовая гамма и орнаментальные композиции в росписи. Просмотр выполненных работ. Творческий анализ
Раздел VI. Контрольно – игровое занятие
Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы- 1,5 час.
Творческая работа из материалы, выбранного по желанию обучающегося. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.
Тема 6.2. Волшебная кисточка - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы- 1,5 час.
Творческая работа, выполненная гуашью. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.
Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка - (2 час.)
Теоретические часы-0,5 час.
Практические часы- 1,5 час.
Подготовка творческих работ к выставке. Оформление и проведение выставки. Подведение итогов и награждение обучающихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
«Радуга палитры» 1-го года обучения
Тема | Тип занятия | Приемы, методы | Дидактический материал и игры | Форма подведения итогов |
Раздел I. Направление «Работа с природным материалом» |
Тема 1. 1. Ежик (аппликация из сухих листьев) | Занятие – ознакомление с новым материалом | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Образцы | Коллективная работа Качественная оценка всех обучающихся |
Тема 1.2. Листопад (оттиск) | Занятие – ознакомление с новым материалом | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Образцы | Самостоятельная работа Качественная оценка всех обучающихся |
Раздел II. Направление «Работа с бумагой» | |
Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки) | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Раздаточный материал | Коллективная работа |
Тема 2.2. Новогодняя елочка | Занятие – ознакомление с новым материалом | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Раздаточный материал | Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Тема 2.3. Ангел в облаках (аппликация) | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Образцы работ; Таблица по цветоведению | Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленным тестом» |
Тема 3.1.Ежик | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Образцы; Раздаточный материал | Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 3.2. Чудо – звери, чудо – птицы (По мотивам каргопольской игрушки) | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы работ; Таблица по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 3.3. Каргопольские «тетерки» | Занятие – применение знаний и умений | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы работ; Таблица по цветоведению | Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 3.4. Барыня сударыня (по мотивам дымковской игрушки) | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы работ; Таблица по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Раздел IV. Направление «Работа с тканью и нитками |
Тема 4.1. Кукла - закрутка | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | | Практическая работа |
Тема 4.2. Новогодняя снежинка | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы работ; Таблица по цветоведению | Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография) | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы работ | Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Раздел V. Направление «Русская народная живопись» |
Тема 5.1. Городецкие цветы | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»; Таблицы по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 5.2. Пермогорская красота | Комбинированное занятие (формирование новых умений) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»; Таблицы по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 5.3.Кукла - стригушка | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Методический сборник | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 5.4. Ракульская теплота | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»; Таблицы по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Контрольно – игровое занятие |
Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник | Занятие – обобщения и систематизации знаний | креативный | Карточка - задание | Контрольная работа |
Тема 6.2. Волшебная кисточка | Занятие –проверки и коррекции знаний и умений | креативный | Карточка - задание | Контрольная работа |
Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка | - | - | - | Выставка всех работ. Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Методическое обеспечение рабочей программы
«Радуга палитры» 2-го года обучения
Тема | Тип занятия | Приемы, методы | Дидактический материал и игры | Форма подведения итогов |
Раздел I. Направление «Работа с природным материалом» |
Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомые» | Занятие – ознакомление с новым материалом | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Образцы | Практическая работа Качественная оценка всех обучающихся |
Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок» | Занятие – ознакомление с новым материалом | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Образцы; | Самостоятельная работа Качественная оценка всех обучающихся |
Тема 1.3. Декоративное панно в круге и овале | Занятие творчество | Объяснительно – иллюстративный, креативный | Демонстрационный материал; Раздаточный материал | Коллективная работа Качественная оценка всех обучающихся |
Раздел II. Направление «Работа с бумагой» | |
Тема 2.1. Композиция в технике аппликация | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Раздаточный материал | Коллективная работа |
Тема 2.2. Новогодние украшения (игрушки из картона) | Занятие – ознакомление с новым материалом | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Демонстрационный материал; Раздаточный материал | Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона (к 8-му марта) | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Образцы работ; Таблица по цветоведению | Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Тема 2.4. Изготовление объемных композиций из салфеток | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Образцы работ; Таблица по цветоведению | Практическая работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Тема 2.5. Изготовление украшений из писчей бумаги (новогодние снежинки) | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Образцы работ; Таблица по цветоведению | Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленым тестом» |
Тема 3.1. Основные приемы лепки | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Таблица приемов лепки; Образцы работ; | Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы работ; Таблица по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 3.3. Декоративное панно | Занятие – творчество | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Образцы работ; Таблица по цветоведению | Коллективная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Раздел IV. Направление «Работа с тканью, лентами и нитками» |
Тема 4.1. Технология работы с тканью и нитками | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, креативный | Образцы работ; | Практическая работа |
Тема 4.2. Колокольчик | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы работ; Таблица по цветоведению | Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося |
Тема 4.3. Поделки для дома | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, креативный | Иллюстрации; Образцы работ | Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Раздел V. Направление «Русская народная живопись» |
Тема 5.1. Городецкие цветы | Занятие – объяснение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»; Таблицы по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 5.2. Пермогорская красота | Комбинированное занятие (формирование новых умений) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»; Таблицы по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Тема 5.3. Ракульская теплота | Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала) | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный | Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»; Таблицы по цветоведению | Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Раздел VI Контрольно – игровое занятие |
Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник | Занятие – обобщения и систематизации знаний | Креативный | Карточка - задание | Контрольная работа |
Тема 6.2. Волшебная кисточка | Занятие – проверки и коррекции знаний и умений | Креативный | Карточка - задание | Контрольная работа |
Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка | - | - | - | Выставка всех работ. Обсуждение результатов совместно с обучающимися. |
Список литературы для педагога
Алферов Л.Г. Технология росписи. Учебный курс / Под ред. С.М. Плема. – М.: ФЕНИКС, 2001.
Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. Методическое пособие. / Под ред. Н.Н. Дымова, худ. А.М. Драговой. - М.: Айрис-пресс, 2003.
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. В. С. Краснокутский, худ. К.К. Федоров. - М.: Просвящение 1981.
Бабкина Н. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности./ Под ред. И. В. Сецкая. - М.: 2002.
Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. / Под ред. О.Морозовой, худ. А.Головкова. – Р – на Дону., «Феникс» 2006 .
Границкая А. С. Научить думать и действовать. Книга для учителя. /Под ред. Р. К. Лопина , худ. Н. А. Парцевская. - М.: Просвящение 1991.
Голованова В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е.А. Королева. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. Книга для внеклассного чтения 7-8кл. / Под ред. А.П. Грачева худ. Е.С. Шабельника. - М.: Просвещение 1983.
Жигалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся / Под ред. Э.В. Мозина, худ. М.К. Шевцова./ – М.: Просвещение, 1984.
Жигалова С.К., Жижина С.Г. Пряник, прялка и птица. Книга для учащихся / Под ред. Э.В. Мозина, худ. Ю.П. Артюхова. – М.: Просвещение, 1984.
Зайцева Л. Г. Жестовая речь. Дактилология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т. Д. Гамбурцева, худ. М. Л. Уранова. - М.: ВЛАДОС 2000.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. Лабораторный практикум / Под ред. В.А. Салахетдинова, В.И. Липецкой, худ. А.Л. Камикова. - М.: Просвещение, 1987.
Каплан Н. И. . Митлявская Т. Б. Народные художественные промыслы. Учебное пособие для средних проф. Тех. училищ / Под ред. Л. А. Морсина, худ. В. В. Шмендин. - М.: Высшая школа, 1980.
Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебно – методическое пособие. / Под ред. Е. А. Кречетова. - М.: 2002.
Маерова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Учебное издание. /Под ред. А. Б. Карпух, худ. Ю. М. Славнова. - М.: Русский язык 1990.
Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для учащихся / Под ред. А.И. Лунькова..- М: «Просвящение» 1900.
Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А. И. Уткин, худ. В.А. Федоров. - М.: ВЛАДОС, 1999.
Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. Н. А. Бирич, худ. Н. В. Черемных. – М.:ВЛАДОС, 2004.
Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие / Под. Ред. Р. К. Лопина. – М.: 2001.
Подласный И.П. Педагогика 1 и 2 часть. Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. В.А. Салахетдинова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя – М.: Интор, 1995.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. института / Под ред О.Н. Тавароса, худ. М.К. Шевцова. – М.: Просвещение, 1980.
Ростовцев Н. Н. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия / Под ред. Е. А. Комарова. - М.: Просвящение 1989.
Шевчук А.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя / Под ред. С.П. Истратова, худ. Н.А. Чернышова. – М.: Просвещение, 1985.
Шамшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Кирьязева, худ. М.Л. Уранова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т.Я. Бабушкины уроки. Занятия с младшими школьниками / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: 2001.
Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: 2000.
Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. Учебно-методическое пособие I часть / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: 2001.
Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. Учебно-методическое пособие II часть / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: 2001.
Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Сборник научных трудов / Под ред.Э.В. Василевская, М.А. Коровушкина. - Н.; 1998.
Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред.В. В. Петрусинского. - М.: Высшая школа, 1994.
Список литературы для детей
Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / Под ред. Ю.В. Иконникова. – М.: Просвящение, 2004.
Голь Н. Учимся рисовать. Дидактическое издание / Научн. рад. Д.Тонконогая, Санкт-Петербург.: Сова, 1995.
Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста / Ред. коллегия Р.Б. Стеркина, Л.Н. Галигузова, Е.Г. Юдина. – М.: Просвящение, 2002.
Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000.
Евдокимова М.М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию. – М.: Школьная пресса, 2003.
Жегалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся старших классов / Под ред. Э.В. Мознина, худ. М.К. Шевцова. - М.: Просвещение, 1984.
Жигалова С.К., Жижина С.Г. Пряник, прялка и птица. Книга для учащихся старших классов / Под ред. Э.В. Мазнина, худ. Ю.И. Артюхова. - М.: Просвещение, 1983.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. Учебное пособие / Под ред. Т.А. Феоктисова, худ. Е.П. Корсина. - М.: Дрофа, 1997.
Куревина О. И. Путешествие по радуге.Тетрадь для развития образного мыщления и эстетического вкуса. / Под ред. И.В. Сецкой, худ. Ю.Е. Клименюк. - М.: ИРКТИ, 2000.
Маерова, К. Дубинская К. Русское прикладное искусство. Учебное издание / Под ред. Е.А. Крючкова, худ. Ю.М. Славнова. - М.: Русский язык, 1990.
Максимов Ю. В. У истоков мастерства народное искусство в художественном воспитании детей / Под. ред. Э.В. Мознина, худ. Е.А. Зайцева. - М.: Просвещение, 1983.
.Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Академия – 1998г.
Федоров, С. А., Семенова М. Н. Изобразительное искусство 4 класс. Книга для учащихся / Под ред. А.В. Щербакова, худ. М.К. Шевцова. - М.: Просвещение, 1970.
Чибрикова О.Прикольные подарки/ Под ред.Л. Клюшкин, худ.Е. Ененко.- М.: «ЭКСМО», 2007.
Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. Книга для учащихся / Под ред. О.Н. Товараса, худ. А.Т. Яковлева.- М.: Просвещение, 1981.
Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. Книга для учащихся / Под ред. О.Н. Товараса, худ. А.Ф. Сергачева. - М.: Просвещение, 1975.
36