СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Радуга Палитры"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Радуга палитры» является рабочей программой по внеурочной деятельности  и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Образовательной областью данной программы является художественное творчество, предмет изучения  - декоративно прикладное искусство, народное  творчество.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Радуга Палитры"»



Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» города Искитима Новосибирской области





Рассмотрена и одобрена на

заседании педагогического совета

(протокол №____от «________»

_____________________________

____20_______года


«Утверждаю»

Директор ЦДО

_____________

М. И. Курдюмова





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Радуга палитры»

Направление «Художественно-эстетическое»

для начальных классов



Составитель:

М.И. Дмитриева

педагог дополнительного

образования













г. Искитим

Пояснительная записка

«Радуга палитры» является рабочей программой по внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской дополнительной образовательной программы «Художественная роспись по дереву», «Живая связь времен, живое дерево ремесел», «Наш дом и мы в нем» и методического пособия «У истоков мастерства».

Образовательной областью данной программы является художественное творчество, предмет изучения - декоративно прикладное искусство, народное творчество.

Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития обучающихся, полученные знания, умения, навыки, в результате освоения программы, обучающиеся могут применять в повседневной жизни.

Декоративно – прикладное искусство и народное творчество является неотъемлемой частью художественной культуры. Рабочая программа «Радуга палитры» дает возможность детям познакомиться с народными игрушками, росписью, а так же с народными традициями и современными техниками по ДПИ.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  • Определение видов    организации деятельности обучающихся , направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения рабочей программы.

  • Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

  • Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

  • При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

  • В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

  • Первый уровень результатов ( 1 год )приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие обучающихся со своими педагогом  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  •  Второй уровень результатов ( 2- год) — получение обчающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, объединения, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • Третий уровень результатов ( 2 год) — получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды объединения, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Актуальность и перспективность курса общеобразовательной программы «Радуга палитры» заключается в том что:

  • декоративно прикладное искусство, народное творчество раскрывается как особый тип художественного творчества;

  • декоративно прикладное искусство, народное творчество представляется как равноправный и ведущий компонент художественного образования и эстетического развития личности обучающихся на национальной основе;

  • содержание программы раскрывается на материале ДПИ и народного творчества и рассматривается как часть культуры, как носитель исторической памяти;

  • принцип построения курса и содержание УТП данной программы как части школьного образования дает возможность уже в школе заложить основы духовного возрождения, столь необходимого нашему обществу;

  • раннее приобщение детей к практической деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения;

  • освоение программы «Радуга палитры» помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родом, родным домом и краем, Отечеством и миром.

  • по средством данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях;

  • на внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов;

  • внеурочная деятельность учитывает личные запросы обучающихся, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Характерная особенность рабочей программы «Радуга палитры» - каждый предполагаемый вид работы на занятиях ориентирует детей на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, соленом тесте, мочала, пластилине, природном материале, в рисунках с красками и кистью. Эти образы, подсказанные природой, выполненные и в народных традициях, и на основе выдумки и фантазии, благодаря чему приобретут целостность и художественную ценность. Польза и красота создаваемых вещей послужит пробуждению устойчивого интереса детей к народному искусству и творчеству.

Педагогическая целесообразность рабочей программы «Радуга палитры» объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд занятий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии.

По направлению и уровню рабочая программа «Радуга палитры» является художественно – эстетической. Программа развивает художественную одаренность детей, творческую активность личности, помогает выявить, учесть и развить творческие способности детей, приобщить к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По цели обучения дополнительная образовательная программа «Радуга палитры» познавательная, прикладная, развивающая художественную одаренность детей.

По продолжительности реализации дополнительная образовательная программа «Радуга палитры» – двухгодичная

По способу реализации дополнительная образовательная программа «Радуга палитры» - творческая.

По уровню освоения - рабочая программа «Радуга палитры» предполагает развитие познавательных интересов детей, повышает уровень информированности в области ДПИ и народного творчества. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, ориентирует на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления творческих работ. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Психолого – педагогические принцы и методы

Вся деятельность направлена на развитие созидательной личности ребенка и учебно – образовательный процесс построен на следующих принципах:

  • Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения ДПИ и народного творчества.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип доступности.

  • Принцип творческой самореализации.

  • Принцип единства реальности и фантазии.

  • Принцип реализации связи ДПИ и народного творчества с жизнью.

Цель: Духовное развитие личности в процессе освоения техник декоративно – прикладного и народного творчества на основе активизации обучающихся в творчестве.

Задачи: 1-го года обучения

  1. Овладеть элементарными приемами художественной обработки разных материалов: бумаги, ткани, глины, природных материалов.

  2. Познакомить с различными техниками на основе индивидуального, коллективного и группового создания творческой работы.

  3. Создать среду общения для освоения ДПИ и народного прикладного творчества во всем

многообразии его видов.

  1. Развивать конструктивное мышление и сообразительность.

Задачи 2-го года обучения:

  1. Учить выполнять работу коллективно, прививая настойчивость в достижении цели.

  2. Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие.

  3. Развить интерес к истории родного края, его культуре.

  4. Научить экономному и разумному использованию материалов, делать различные поделки в разных техниках декоративно – прикладного искусства.

  5. Вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами.



Особенности возрастной группы обучающихся на которых ориентирована рабочая программа «Радуга палитры»

Организация образовательного процесса

Характерная особенность образовательного процесса:

  • Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет;

  • В течение учебного года педагог имеет право вносить изменения в расписание учебных занятий рабочей программы «Радуга палитры» в зависимости от изменения расписания образовательной школы.

  • Педагог вправе вносить коррективы в тематику занятия, варьировать объем часов на выполнение задания, определять и отбирать наиболее приемлемую и интересную форму проведения занятия в зависимости от состояния здоровья обучающихся.

  • Исходной теоретической основой программы является принцип коррекционно – развивающего обучения.

  • Технологическим инструментом программы является дифференцированный подход, учитывающий возрастной состав, уровень интеллектуального развития и состояния здоровья обучающихся.

В реализации рабочей программы «Радуга палитры» участвуют дети из общеобразовательной школы №2.

Организационная форма занятий:

  • Групповая;

Группа комплектуется из учащихся 1-го класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы: 10 - 15 человек.

Режим занятий:

  • Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 1 час.(40 мин) для первого класса, для второго класса один раз в неделю по 2 часа для второго класса.

  • Согласно требованиям Сан ПиН продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 33 час (по одному часу в неделю) для первого класса, для второго класса 66 час. (по два часа в неделю).

Итоги занятий проводятся в форме:

  • Выставки: за четверть, за полугодие, отчетной выставки за год с приглашение родителей, педагогов, друзей.

  • Контрольно — игрового занятия.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных, образовательных, познавательных и творческих задач занятия, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики программы для развития образного мышления детей.

Основные методы обучения:

  • Метод стимулирования и мотивации учения: создание ситуации успеха в учении.

  • Метод самостоятельной работы: выполнение самостоятельной работы не только на занятиях, но и дома по собственной инициативе ( выход на уровень самообразования).

  • Метод организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, практический, творческий, непосредственный и опосредованный контроль восприятия практических работ.

Основные методы воспитания:

  • Метод контроля и самоконтроля: педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности воспитанников.

  • Методы организации деятельности и опыта поведения: поручение, коллективно – творческая деятельность.

  • Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, единые требования.

  • Метод формирования сознания: пример, рассказ.

Предполагаемый результаты:

Данная программа способствует формированию следующих универсальных действий

Личностные универсальные действия:

  • развитие умений работать с разными материалами;

  • осознание своих творческих способностей;

  • проявление познавательных мотивов;

  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с ДПИ и народным творчеством;

  • уважение к истории национальной культуры, сохранения и передачи народных традиций.

Метапредметные: в процессе освоения дополнительной образовательной программы обучающиеся:

  • используют знания, полученные на уроках народоведения, окружающего мира, изобразительной деятельности, родной речи;

  • могут организовать свою учебную деятельность:

  • самостоятельно получать информацию с различных источников:

  • применять полученные знания и умения на практике:

  • могут оценивать собственные результаты деятельности:

  • могут работать в коллективе:

  • организовать свою жизнь с нормами морали.

Предметные:

  • владеть уменими работы с инструментами труда, и художественным материалом:

Мониторинг качества освоения рабочей программы «Радуга палитры»:

  • карта творческого развития обучающихся:

  • самостоятельные работы:

  • карточки – задания:

  • карта для выявления творческих детей:

  • творческая папка для одаренных детей.















Учебно-тематический план

Рабочей программы «Радуга палитры»

1-го года обучения

П

п


Раздел, тема

Общкол. час.

В том числе


Предполагаемый результат

Теор.

Практ

I

общ. – 3 час. (теор. - 0,75 час., практ. – 2,25 час.)


Тема 1. 1. Ежик (аппликация из сухих листьев)

1

0,25

0,75

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения и образного мышления


Тема 1.2. Листопад (оттиск)

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера

II

Направление «Работа с бумагой»

Общ. – 5 час. ( теор. – 1,25 час., прак. – 3,75 час.)


Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки)

1

0,25

0,75

Приобретение навыка совместной работе в микрогруппе.


Тема 2.2. Новогодняя елочка

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера


Тема 2.3. Ангел в облаках (аппликация)

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера

III

Направление «Работа с пластилином, соленым тестом»

Общ. – 8 час. (теор. – 2 час., практ. – 6 час.)


Тема 3.1.Ежик

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера


Тема 3.2. Чудо – звери, чудо – птицы (По мотивам каргопольской игрушки)

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций


Тема 3.3.Каргопольские «тетерки»

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие чувства прекрасного


Тема 3.4. Барыня сударыня (по мотивам дымковской игрушки)

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера

IV

Направление «Работа с тканью и нитками

Общ. – 3 час. ( теор. – 0,75 час.,практ. –2,25 час.)


Тема 4.1. Кукла - закрутка

1

0,25

0,75

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Применение знаний полученных на народоведении.


Тема 4.2. Новогодняя снежинка

1

0,25

0,75

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения.


Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография)

1

0,25

0,75

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения.

V

Направление «Русская народная живопись»

Общ – 7 час. (теор. – 1,75 час., практ. – 5,25 час.)


Тема 5.1. Городецкие цветы

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры.


Тема 5.2.Пермогорская красота

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры.


Тема 5.3.Кукла - стригушка

1

0,25

0,75

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций Уважение к истории национальной культуры.


Тема 5.4.Ракульская теплота

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Уважение к истории национальной культуры. Сохранение и передача традиций

VI

Контрольно – игровое занятие

Общ. – 3 час. (теор. – 0,75 час., практ. – 2,25 час.)


Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник

1

0,25

0,75

Применение полученных знаний и умений


Тема 6.2. Волшебная кисточка

1

0,25

0,75

Применение полученных знаний и умений. Развитие воображения Умение работать с разным материалом.


Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка

1

0,25

0,75

Оценка собственного результата деятельности.


Итого:

29

7,25

21,75














Учебно-тематический план

рабочей программы «Радуга палитры»

2-го года обучения

П

п


Раздел, тема

Общкол. час.

В том числе


Предполагаемый результат

Теор.

Практ

I

Направление «Работа с природным материалом»

общ. – 14 час. (теор. – 3,5 час., практ. – 10,5 час.)


Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомыу»

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Формирование образного мышления и воображения


Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок»

6

1,5

4,5

Умение составлять композицию с применение мотивов. Формирование мотивации к обучению.


Тема 1.3. Декоративное панно в круге и овале

6

1,5

4,5

Умение составлять композицию с применение мотивов Развитие фантазии.

II

Направление «Работа с бумагой»

Общ. – 10 час. ( теор. – 2,5 час., прак. – 7,5 час.)


Тема 2.1. Композиция в технике аппликация

2

0,5

1,5

Приобретение навыка совместной работе в микрогруппе. Формирование умений слушать друг друга.


Тема 2.2. Новогодние украшения

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Формирование умений находить ответы на вопросы.


Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера


Тема 2.4. Изготовление объемных композиций из салфеток

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера Развитие воображения и образного мышления


Тема 2.5. Изготовление украшений из писчей бумаги

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Формирование образного мышления и воображения

III

Направление «Работа с пластилином, соленым тестом»

Общ. – 12 час. (теор. – 3 час., практ. –9 час.)


Тема 3.1. Основные приемы лепки

4

1

3

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Уметь высказывать свое предположение на основе работы не занятие


Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков

2

0,5

1,5

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Умение оценивать выполненную работу.


Тема 3.3. Декоративное панно

6

1,5

4,5

Умение составлять композицию с применение мотивов. Развитие чувства прекрасного

IV

Направление «Работа с тканью, лентами и нитками

Общ. – 12 час. ( теор. – 3 час.,практ. –9 час.)


Тема 4.1.Технология работы с тканью и лентами

4

1

3

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Применение знаний и умений полученных ране на занятие.


Тема 4.2. Колокольчик

4

1

3

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения.


Тема 4.3. Поделки для дома

4

1

3

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Развитие воображения.

V

Направление «Русская народная живопись»

Общ – 12 час. (теор. – 3 час., практ. – 9 час.)


Тема 5.1. Городецкие цветы

4

1

3

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры.


Тема 5.2.Пермогорская красота

4

1

3

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Сохранение и передача традиций. Уважение к истории национальной культуры.


Тема 5.3.Ракульская теплота

4

1

3

Умение выполнять задание репродуктивного характера. Уважение к истории национальной культуры. Сохранение традиций

VI

Контрольно- игровое занятие

Общ. – 6 час. (теор. – 1,5 час., практ. – 4,5 час.)


Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник

2

0,5

1,5

Применение полученных знаний и умений


Тема 6.2. Волшебная кисточка

2

0,5

1,5

Применение полученных знаний и умений. Развитие воображения Умение работать с разным материалом.


Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка

2

0,5

1,5

Оценка собственного результата деятельности.


Итого:

66

16,5

49,5


Виды деятельности обучающихся, при освоение рабочей программы «Радуга палитры»

1-го года обучения

Наименование раздела

Тема занятия

Вид деятельности

I

Направление

«Работа с природным материалом»


Тема 1. 1. Ежик (аппликация из сухих листьев)

Трудовая,

художественное творчество

Тема 1.2. Листопад (оттиск)

Трудовая,

художественное творчество

II

Направление «Работа с бумагой»


Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки)

Трудовая,

художественное творчество

Тема 2.2. Новогодняя елочка

Трудовая,

художественное творчество

Тема 2.3. Ангел в облаках (аппликация)

Трудовая,

художественное творчество

III

Направление «Работа с пластилином, соленым тестом»


Тема 3.1. Основные приемы лепки

Трудовая,

художественное творчество

Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков

Трудовая,

художественное творчество

Тема 3.3. Декоративное панно

Трудовая,

художественное творчество

IV

Направление «Работа с тканью и нитками


Тема 4.1. Кукла - закрутка

Трудовая,

художественное творчество

Тема 4.2. Новогодняя снежинка

Трудовая,

художественное творчество

Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография)

Трудовая,

художественное творчество

V

Направление «Русская народная живопись»


Тема 5.1. Городецкие цветы

Трудовая,

художественное творчество

Тема 5.2.Пермогорская красота

Трудовая,

художественное творчество

Тема 5.3.Кукла - стригушка

Трудовая,

художественное творчество

Тема 5.4.Ракульская теплота

Трудовая,

художественное творчество

VI

Контрольно – игровое

занятие


Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник

Трудовая,

художественное творчество

Тема 6.2. Волшебная кисточка

Трудовая,

художественное творчество

Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка

Познавательная





Виды деятельности обучающихся, при освоение рабочей программы «Радуга палитры»

2-го года обучения

Наименование раздела

Тема занятия

Вид деятельности

I

Направление

«Работа с природным материалом»


Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомых»

Трудовая,

Художественное творчество

Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок»

Трудовая,

художественное творчество

Тема 1.3. Декоративное панно в круге и овале

Трудовая,

художественное творчество

II

Направление

«Работа с бумагой»


Тема 2.1. Композиция в технике аппликация

Трудовая,

художественное творчество

Тема 2.2. Новогодние украшения

Трудовая,

художественное творчество

Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона

Трудовая,

художественное творчество

Тема 2.4. Изготовление объемных композиций из салфеток

Трудовая,

художественное творчество

Тема 2.5. Изготовление украшений из писчей бумаги

Трудовая,

художественное творчество

III

Направление

«Работа с пластилином, соленым тестом»


Тема 3.1. Основные приемы лепки

Трудовая,

художественное творчество

Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков

Трудовая,

художественное творчество

Тема 3.3. Декоративное панно

Трудовая,

художественное творчество

IV

Направление

«Работа с тканью, лентами и нитками


Тема 4.1.Технология работы с тканью и лентами

Трудовая,

художественное творчество

Тема 4.2. Колокольчик

Трудовая,

художественное творчество

Тема 4.3. Поделки для дома

Трудовая,

художественное творчество

V

Направление

«Русская народная живопись»


Тема 5.1. Городецкие цветы

Трудовая,

художественное творчество

Тема 5.2.Пермогорская красота

Трудовая,

художественное творчество

Тема 5.3.Ракульская теплота

Трудовая,

художественное творчество

VI

Контрольно – игровое занятие


Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник

Трудовая,

художественное творчество

Тема 6.2. Волшебная кисточка

Трудовая,

художественное творчество

Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка

Познавательная





Содержание рабочей программы «Радуга палитры»

1-го года обучения

Раздел I. Направление «Работа с природным материалом»

Тема 1.1. Ежик (аппликация из сухих листьев)

Коллективное занятие -1 час.

Теоретические часы . – 0,25 ч.,

Практические часы. – 0,75 ч.

Просмотр иллюстраций. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненного изделия

Тема 1.2. Листопад (оттиск сухих листьев) - 2 час.

Теоретические часы . – 0,5 ч.,

Практические часы. – 1,5 ч.

Просмотр иллюстраций. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с красками, кисточкой. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненного изделия.

Раздел II. Направление «Работа с бумагой»

Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки)

Коллективное занятие -1 час.

Теоретические часы – 0,25 ч,

Практические часы – 0,75 ч.

Просмотр иллюстраций, рисунков, репродукций с изображениями зимнего леса. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы вырезания различных пород деревьев( ель, сосна, береза) из бумаги сложенной «гармошкой», определение последовательности операций в микрогруппе. .Деление группы на микрогруппы. Определение задания в микрогруппе. Практическая работа. Составление композиции из вырезанных деревьев. Просмотр и анализ выполненного изделия.

Тема 2.2. Новогодняя елочка (из трубочек) - 2 час

Теоретические часы – 0,5 ч.

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр иллюстраций, рисунков, фотографий, репродукций с изображениями новогодней елки.. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; тренировочное упражнение скручивания бумаги в трубочку). Составление эскиза. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 2.3. Ангел в облаках – 2 час.

Теоретические часы – 025 ч.

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр иллюстраций, рисунков, репродукций с изображениями ангелочков. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ). Составление эскиза. Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.

Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленным тестом»

Тема 3.1. Ежик (плоскостная лепка) – 2 час.

Теоретические часы – 0,5 ч.

Практические часы – 1,5 ч.

Тема 3.2. Чудо звери – чудо птицы (по мотивам каргопольской игрушки) - 2 час.

Теоретические часы – 0,5 ч.,

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр образцов каргопольской игрушки. История возникновения каргопольской игрушки. Основные цвета и орнаменты, используемые в росписи игрушки. Характерная особенность игрушки. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с инструментами и материалом. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы выполнения плоскостной лепки). Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 3.3.Каргопольские «тетерки»– 2 час.

Теоретические часы – 0,5 ч.

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр демонстрационного материала. История возникновения и названия каргопольских «тетерок». Орнамент и композиция «тетерок» . Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с инструментами и материалом. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы выполнения лепки каргопольских тетерок). Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 3.4. Барыня сударыня (По мотивам дымковской игрушки) – 2 час.

Теоретические часы – 025 ч.

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр образцов дымковской игрушки. История возникновения дымковской игрушки. Основные цвета и орнаменты, используемые в росписи игрушки. Характерная особенность игрушки. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с инструментами и материалом. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; приемы выполнения плоскостной лепки). Практическая работа. Просмотр и анализ выполненной работы.

Раздел IV. Направление «Работа с тканью и нитками»

Тема 4.1. Кукла – закрутка – 1 час.

Групповое занятие

Теоретические часы – 0,25 ч.

Практические часы – 0,75 ч.

Знакомство с историей создания народных кукол. Просмотр иллюстраций, рисунков, фотографий, репродукций с изображениями кукол. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с нитками, ножницами. Подбор материала. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций, распределение обязанностей в микрогруппе). Просмотр и анализ выполненных работ.

Тема 4.2. Новогодняя снежинка – 1 час.

Теоретические часы – 0,25 ч.

Практические часы – 0,75 ч.

Просмотр иллюстрационного материала. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с кисточкой, нитками и клеем. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов и анализ). Практическая работа. Составление композиции. Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография) – 1 час.

Теоретические часы – 0,25 ч.

Практические часы – 0,75 ч.

Просмотр иллюстрационного материала. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Травила безопасности работы с кисточкой , нитками и красками. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов работ выполненных в технике «ниткография», просмотр презентации, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Практическая работа. Составление композиции. Просмотр и анализ выполненной работы.

Раздел V. Направление «Русская народная живопись»

Тема 5.1. Городецкие цветы - 2 час.

Теоретические часы – 0,5 ч.,

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр демонстрационного материала. Знакомство с историей городецкой росписи Основные элементы и мотивы росписи. Травила безопасности работы с кисточкой и красками. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов росписи, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Составление композиции бочонка. Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 5.2. Пермогорская красота – 2 час.

Теоретические часы – 0,5 ч.,

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр демонстрационного материала. Знакомство с историей пермогорской росписи . и основными элементами. Травила безопасности работы с кисточкой и красками. Планирование трудовой деятельности (изучение образцов росписи, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Рисование элементов по шаблону. Составление композиции в замкнутом пространстве: квадрате, круге, полосе. Импровизация. Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 5.3. Кукла стригушка – 1 час.

Групповое занятие

Теоретические часы – 0,25 ч.

Практические часы – 0,75 ч.

Знакомство с историей создания народных кукол. Просмотр иллюстраций, рисунков, фотографий, репродукций с изображениями кукол. Вводный инструктаж. Травила безопасности работы с нитками, ножницами. Подбор материала. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, анализ; определение последовательности операций, распределение обязанностей в микрогруппе). Просмотр и анализ выполненных работ.

Тема 5.4. Ракульская теплота – 2 час.

Теоретические часы – 0,5 ч.,

Практические часы – 1,5 ч.

Просмотр демонстрационного материала. Знакомство с историей ракульскойросписи и Основные элементы и мотива росписи. Травила безопасности работы с кисточкой и красками. . Планирование трудовой деятельности (изучение образцов росписи, выполнение тренировочных упражнение в написании мотивов цветок и листок). Рисование элементов по шаблону. Составление композиции разделочной доски (картон). Просмотр и анализ выполненной работы.

Раздел VI. Контрольно – игровое занятие

Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник – 1 час.

Теоретические часы – 0,25 ч.

Практические часы – 0,75 ч

Творческая работа из материалы, выбранного по желанию обучающегося. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.

Тема 6.2. Волшебная кисточка – 1 час.

Теоретические часы – 0,25 ч.

Практические часы – 0,75 ч

Творческая работа, выполненная гуашью. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.

Тема 6.3. Итоговое занятие (выставка) – 1 час.

Теоретические часы – 0 ч.

Практические часы – 1 ч.

Подготовка творческих работ к выставке. Оформление и проведение выставки. Подведение итогов и награждение обучающихся.















Содержание рабочей программы «Радуга палитры»

2-го года обучения

Раздел I. Направление «Работа с природным материалом»

Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомые» - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы-1,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, тренировочные упражнения росписи акриловой краской). Технология изготовления ромашки, объемных цветов, листочков, бабочки, стебельков.

Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок» - (6 час.)

Теоретические часы-1,5 час.

Практические часы-4,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления ромашки, объемных цветов, листочков, бабочки, стебельков). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, приготовить основу, сделать необходимое количество цветков, обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета, на основе составить и раскрасить орнамент, составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью, глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию, приклеить к основе веточки из проволоки  и листочки из дынных семечек, покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона, приклеить готовые цветочки, готовую композицию покрыть лаком . Анализ выполненной работы

Тема 1.3.Декоративное панно в круге и овале - (6 час.)

Теоретические часы-1,5 час.

Практические часы-4,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления ромашки, объемных цветов, листочков, бабочки, стебельков). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, приготовить основу, сделать необходимое количество цветков, обмотать медную проволоку гофрированной бумагой зелёного цвета, на основе составить и раскрасить орнамент, составить, приклеить к основе вазочку и раскрасить её гуашью, глядя на образцы, что-то изменив и добавив свои элементы на основе составить композицию, приклеить к основе веточки из проволоки  и листочки из дынных семечек, покрасить листочки гуашью, или вырезать их из зелёного картона, приклеить готовые цветочки, готовую композицию покрыть лаком . Анализ выполненной работы

Раздел II. Направление «Работа с бумагой»

Тема 2.1. Композиция в технике аппликация - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы-1,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления композиции: изготовление листочков, лепестков цветка, кашпо, крепление на основу, эстетическое оформление). Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 2.2. Новогодние украшения (игрушки из картона) - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы-1,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления игрушек: вырезание, смазывание клеем и присыпание манкой, покраска и декорирование игрушек ). Просмотр и анализ выполненных работ.

Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона (к 8-му марта) - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы- 1,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с клеем, кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления открытки: подбор картона по цвету. Скручивание деталей из гофрированной бумаги, вырезание изготовление объемных листочков, эстетическое оформление открытки). Просмотр и анализ выполненных работ.

Тема 2.4.Изготовление объемных композиций из салфеток - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы- 1,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с проволокой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления цветка: подбор бумаги по цвету с плавным переходом от темного к светлому, нарезание определенных размеров, скручивание проволокой, создание объема цветка). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, сделать необходимое количество цветков, собрать букет из цветов. Просмотр и анализ выполненной работы.

Тема 2.5. Изготовление украшений из писчей бумаги (новогодние снежинки) - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы- 1,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы ножницами, стиплером. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления снежинок: подбор бумаги, складывание бумаги по схеме, включение фантазии и нанесение рисунка простым карандашом, вырезание снежинки по контуру). Просмотр вырезанной снежинки.

Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленым тестом»

Тема 3.1.Основные приемы лепки – (4 час.)

Теоретические часы - 1 час.

Практические часы - 3 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с пластилином. Просмотр образцов. Лепка рыбки конструктивным, скульптурным и комбинированным способом. Просмотр и анализ выполненных работ.

Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков – (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы- 1,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с соленым тестом. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления цветка и листочка). Просмотр и анализ выполненных работ.

Тема 3.3. Декоративное панно – (6 час.)

Теоретические часы-1,5 час.

Практические часы- 4,5 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кисточкой, ножницами. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления, объемных цветов, листочков, стебельков). Составление композиции: проанализировать этапы составления композиции, приготовить основу, изготовить цветы, листочки, веточки ,составить и приклеить к основе, раскрасить гуашью, готовую композицию покрыть лаком. Анализ выполненной работы.

Раздел IV. Направление «Работа с тканью, лентами и нитками»

Тема 4.1. Технология работы с тканью и нитками – (4 час.)

Теоретические часы - 1 час.

Практические часы - 3 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с ножницами, тканью, нитками и лентами. Просмотр образцов. Практическая работа. Изготовление цветов из ниток (работа по шаблону). Просмотр и анализ выполненных цветков.

Тема 4.2. Колокольчик – (4 час.)

Теоретические часы - 1 час.

Практические часы - 3 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с ножницами, тканью, нитками и лентами. Просмотр образцов. Практическая работа. Просмотр образцов. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления колокольчика: изготовить основу из пластиковой папки, намотать нитки на руку, промазать клеем ПВА, проложить нить по всей высоте основы, горизонтально проложить нить на основе, после высыхания снять с основы и обрезать кончики ниток, задекоровать колокольчик, закрепить бусину внутри и приклеить бантик) . Просмотр и анализ выполненных работ.

Тема 4.3. Поделки для дома – (4 час.)

Теоретические часы - 1 час.

Практические часы - 3 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с ножницами, тканью, нитками и лентами. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности (изучение образца, технология изготовления подковы: нарисовать и вырезать основу из картона, обмотать атласной лентой, задекорировать, закрепить петельку). Просмотр и анализ выполненной работы.

Раздел V. Направление «Русская народная живопись»

Тема 5.1. Городецкие цветы – (4 час.)

Теоретические часы - 1 час.

Практические часы - 3 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кистью, красками. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности (последовательность выполнения мотива: «листок», «цветок», «птица). Варианты подмалевок «Бутона», «купавки», «розана». Теневка и оживка мотивов. Работа по схеме цветочной композиции: «букет», «гирлянда», «ромб». Просмотр выполненных работ. Творческий анализ.

Тема 5.2.Пермогорская красота – (4 час.)

Теоретические часы - 1 час.

Практические часы - 3 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кистью, красками. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности: последовательность выполнения элементов пермогорской росписи: «листок», «ягода», «цветок», «трехлопастный цветок», «чудо-тюльпан». Мотивы и приемы построения пермогорской росписи. Просмотр выполненных работ. Творческий анализ

Тема 5.3.Ракульская теплота - (4 час.)

Теоретические часы - 1 час.

Практические часы - 3 час.

Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности работы с кистью, красками. Просмотр образцов. Практическая работа. Планирование трудовой деятельности: последовательность выполнения элементов ракульской росписи: «листок», «куст», «дерево», «птица». Цветовая гамма и орнаментальные композиции в росписи. Просмотр выполненных работ. Творческий анализ

Раздел VI. Контрольно – игровое занятие

Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы- 1,5 час.

Творческая работа из материалы, выбранного по желанию обучающегося. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.

Тема 6.2. Волшебная кисточка - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы- 1,5 час.

Творческая работа, выполненная гуашью. Разработка эскиза к изделию. Анализ эскиза. Подготовка заготовки для работы. Анализ выполненной работы. Покрытие лаком.

Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка - (2 час.)

Теоретические часы-0,5 час.

Практические часы- 1,5 час.

Подготовка творческих работ к выставке. Оформление и проведение выставки. Подведение итогов и награждение обучающихся.







Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

«Радуга палитры» 1-го года обучения

Тема

Тип занятия

Приемы, методы

Дидактический материал и игры

Форма подведения итогов

Раздел I. Направление «Работа с природным материалом»

Тема 1. 1. Ежик (аппликация из сухих листьев)

Занятие – ознакомление с новым материалом

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Образцы

Коллективная работа

Качественная оценка всех обучающихся

Тема 1.2. Листопад (оттиск)

Занятие – ознакомление с новым материалом

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Образцы

Самостоятельная работа

Качественная оценка всех обучающихся

Раздел II. Направление «Работа с бумагой»


Тема 2.1. Ажурный зимний лес (вырезанки)

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Раздаточный материал

Коллективная работа


Тема 2.2. Новогодняя елочка

Занятие – ознакомление с новым материалом

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Раздаточный материал

Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося

Тема 2.3.

Ангел в облаках (аппликация)

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный


Образцы работ;

Таблица по цветоведению

Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося

Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленным тестом»

Тема 3.1.Ежик

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Образцы; Раздаточный материал

Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 3.2. Чудо – звери, чудо – птицы (По мотивам каргопольской игрушки)

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации;

Образцы работ;

Таблица по цветоведению

Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 3.3.

Каргопольские «тетерки»

Занятие – применение знаний и умений

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации;

Образцы работ; Таблица по цветоведению

Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 3.4. Барыня сударыня (по мотивам дымковской игрушки)

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации;

Образцы работ; Таблица по цветоведению

Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Раздел IV. Направление «Работа с тканью и нитками

Тема 4.1. Кукла - закрутка

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный


Практическая работа

Тема 4.2. Новогодняя снежинка

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации;

Образцы работ; Таблица по цветоведению

Самостоятельная работа

Качественная оценка работы каждого обучающегося

Тема 4.3. Сказочный букет (ниткография)

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации;

Образцы работ

Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Раздел V. Направление «Русская народная живопись»

Тема 5.1. Городецкие цветы

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»;

Таблицы по цветоведению

Практическая работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 5.2.

Пермогорская красота

Комбинированное занятие (формирование новых умений)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации; образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»;

Таблицы по цветоведению

Практическая работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 5.3.Кукла - стригушка

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Методический сборник

Практическая работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 5.4.

Ракульская теплота

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»;

Таблицы по цветоведению

Практическая работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Контрольно – игровое занятие

Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник

Занятие – обобщения и систематизации знаний

креативный

Карточка - задание

Контрольная работа

Тема 6.2. Волшебная кисточка

Занятие –проверки и коррекции знаний и умений

креативный

Карточка - задание

Контрольная работа

Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка

-

-

-

Выставка всех работ. Обсуждение результатов совместно с обучающимися.


















Методическое обеспечение рабочей программы

«Радуга палитры» 2-го года обучения

Тема

Тип занятия

Приемы, методы

Дидактический материал и игры

Форма подведения итогов

Раздел I. Направление «Работа с природным материалом»

Тема 1. 1. Технология изготовления мотива «цветок», «листок», «насекомые»

Занятие – ознакомление с новым материалом

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Образцы

Практическая работа

Качественная оценка всех обучающихся

Тема 1.2. Цветочная композиция с применением мотива «листок», «цветок»

Занятие – ознакомление с новым материалом

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Образцы;


Самостоятельная работа

Качественная оценка всех обучающихся

Тема 1.3.

Декоративное панно в круге и овале

Занятие творчество

Объяснительно – иллюстративный, креативный

Демонстрационный материал;

Раздаточный материал


Коллективная работа

Качественная оценка всех обучающихся

Раздел II. Направление «Работа с бумагой»


Тема 2.1. Композиция в технике аппликация

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Раздаточный материал

Коллективная работа


Тема 2.2. Новогодние

украшения (игрушки из картона)

Занятие – ознакомление с новым материалом

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Демонстрационный материал;

Раздаточный материал

Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося

Тема 2.3. Открытка в технике гофрокартона (к 8-му марта)

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный


Образцы работ;

Таблица по цветоведению

Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося

Тема 2.4.

Изготовление объемных композиций из салфеток

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный


Образцы работ;

Таблица по цветоведению

Практическая работа Качественная оценка работы каждого обучающегося

Тема 2.5.

Изготовление украшений из писчей бумаги (новогодние снежинки)

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный


Образцы работ;

Таблица по цветоведению

Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося

Раздел III. Направление «Работа с пластилином, соленым тестом»

Тема 3.1.

Основные приемы лепки

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Таблица приемов лепки;

Образцы работ;

Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 3.2. Технология изготовления цветов и листочков

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации;

Образцы работ;

Таблица по цветоведению

Практическая работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 3.3.

Декоративное панно

Занятие – творчество

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный


Образцы работ; Таблица по цветоведению

Коллективная работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Раздел IV. Направление «Работа с тканью, лентами и нитками»

Тема 4.1.

Технология работы с тканью и нитками

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, креативный


Образцы работ;

Практическая работа


Тема 4.2.

Колокольчик

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации;

Образцы работ; Таблица по цветоведению

Самостоятельная работа Качественная оценка работы каждого обучающегося

Тема 4.3. Поделки для дома

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, креативный

Иллюстрации;

Образцы работ

Самостоятельная работа Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Раздел V. Направление «Русская народная живопись»

Тема 5.1. Городецкие цветы

Занятие – объяснение нового материала

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»;

Таблицы по цветоведению

Практическая работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 5.2.

Пермогорская красота

Комбинированное занятие (формирование новых умений)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации; образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»;

Таблицы по цветоведению

Практическая работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Тема 5.3.

Ракульская теплота

Комбинированное занятие (закрепление изучаемого материала)

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации; Образцы мотива: «Цветок», «листок», «элементов росписи»;

Таблицы по цветоведению

Практическая работа

Обсуждение результатов совместно с обучающимися.

Раздел VI Контрольно – игровое занятие

Тема 6.1. Рукам работа – душе праздник

Занятие – обобщения и систематизации знаний

Креативный

Карточка - задание

Контрольная работа

Тема 6.2. Волшебная кисточка

Занятие – проверки и коррекции знаний и умений

Креативный

Карточка - задание

Контрольная работа

Тема 6.3. Итоговое занятие Выставка

-

-

-

Выставка всех работ. Обсуждение результатов совместно с обучающимися.








Список литературы для педагога



  1. Алферов Л.Г. Технология росписи. Учебный курс / Под ред. С.М. Плема. – М.: ФЕНИКС, 2001.

  2. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. Методическое пособие. / Под ред. Н.Н. Дымова, худ. А.М. Драговой. - М.: Айрис-пресс, 2003.

  3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. В. С. Краснокутский, худ. К.К. Федоров. - М.: Просвящение 1981.

  4. Бабкина Н. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности./ Под ред. И. В. Сецкая. - М.: 2002.

  5. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. / Под ред. О.Морозовой, худ. А.Головкова. – Р – на Дону., «Феникс» 2006 .

  6. Границкая А. С. Научить думать и действовать. Книга для учителя. /Под ред. Р. К. Лопина , худ. Н. А. Парцевская. - М.: Просвящение 1991.

  7. Голованова В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е.А. Королева. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  8. Гольдин В.Е. Речь и этикет. Книга для внеклассного чтения 7-8кл. / Под ред. А.П. Грачева худ. Е.С. Шабельника. - М.: Просвещение 1983.

  9. Жигалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся / Под ред. Э.В. Мозина, худ. М.К. Шевцова./ – М.: Просвещение, 1984.

  10. Жигалова С.К., Жижина С.Г. Пряник, прялка и птица. Книга для учащихся / Под ред. Э.В. Мозина, худ. Ю.П. Артюхова. – М.: Просвещение, 1984.

  11. Зайцева Л. Г. Жестовая речь. Дактилология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т. Д. Гамбурцева, худ. М. Л. Уранова. - М.: ВЛАДОС 2000.

  12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. Лабораторный практикум / Под ред. В.А. Салахетдинова, В.И. Липецкой, худ. А.Л. Камикова. - М.: Просвещение, 1987.

  13. Каплан Н. И. . Митлявская Т. Б. Народные художественные промыслы. Учебное пособие для средних проф. Тех. училищ / Под ред. Л. А. Морсина, худ. В. В. Шмендин. - М.: Высшая школа, 1980.

  14. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебно – методическое пособие. / Под ред. Е. А. Кречетова. - М.: 2002.

  15. Маерова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Учебное издание. /Под ред. А. Б. Карпух, худ. Ю. М. Славнова. - М.: Русский язык 1990.

  16. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для учащихся / Под ред. А.И. Лунькова..- М: «Просвящение» 1900.

  17. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А. И. Уткин, худ. В.А. Федоров. - М.: ВЛАДОС, 1999.

  18. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. Н. А. Бирич, худ. Н. В. Черемных. – М.:ВЛАДОС, 2004.

  19. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие / Под. Ред. Р. К. Лопина. – М.: 2001.

  20. Подласный И.П. Педагогика 1 и 2 часть. Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. В.А. Салахетдинова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  21. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя – М.: Интор, 1995.

  22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. института / Под ред О.Н. Тавароса, худ. М.К. Шевцова. – М.: Просвещение, 1980.

  23. Ростовцев Н. Н. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия / Под ред. Е. А. Комарова. - М.: Просвящение 1989.

  24. Шевчук А.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя / Под ред. С.П. Истратова, худ. Н.А. Чернышова. – М.: Просвещение, 1985.

  25. Шамшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Кирьязева, худ. М.Л. Уранова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  26. Шпикалова Т.Я. Бабушкины уроки. Занятия с младшими школьниками / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: 2001.

  27. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: 2000.

  28. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. Учебно-методическое пособие I часть / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: 2001.

  29. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. Учебно-методическое пособие II часть / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: 2001.

  30. Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Сборник научных трудов / Под ред.Э.В. Василевская, М.А. Коровушкина. - Н.; 1998.

  31. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред.В. В. Петрусинского. - М.: Высшая школа, 1994.























Список литературы для детей



  1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / Под ред. Ю.В. Иконникова. – М.: Просвящение, 2004.

  2. Голь Н. Учимся рисовать. Дидактическое издание / Научн. рад. Д.Тонконогая, Санкт-Петербург.: Сова, 1995.

  3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста / Ред. коллегия Р.Б. Стеркина, Л.Н. Галигузова, Е.Г. Юдина. – М.: Просвящение, 2002.

  4. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Акакдемия,2000.

  5. Евдокимова М.М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию. – М.: Школьная пресса, 2003.

  6. Жегалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся старших классов / Под ред. Э.В. Мознина, худ. М.К. Шевцова. - М.: Просвещение, 1984.

  7. Жигалова С.К., Жижина С.Г. Пряник, прялка и птица. Книга для учащихся старших классов / Под ред. Э.В. Мазнина, худ. Ю.И. Артюхова. - М.: Просвещение, 1983.

  8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. Учебное пособие / Под ред. Т.А. Феоктисова, худ. Е.П. Корсина. - М.: Дрофа, 1997.

  9. Куревина О. И. Путешествие по радуге.Тетрадь для развития образного мыщления и эстетического вкуса. / Под ред. И.В. Сецкой, худ. Ю.Е. Клименюк. - М.: ИРКТИ, 2000.

  10. Маерова, К. Дубинская К. Русское прикладное искусство. Учебное издание / Под ред. Е.А. Крючкова, худ. Ю.М. Славнова. - М.: Русский язык, 1990.

  11. Максимов Ю. В. У истоков мастерства народное искусство в художественном воспитании детей / Под. ред. Э.В. Мознина, худ. Е.А. Зайцева. - М.: Просвещение, 1983.

  12. .Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Академия – 1998г.

  13. Федоров, С. А., Семенова М. Н. Изобразительное искусство 4 класс. Книга для учащихся / Под ред. А.В. Щербакова, худ. М.К. Шевцова. - М.: Просвещение, 1970.

  14. Чибрикова О.Прикольные подарки/ Под ред.Л. Клюшкин, худ.Е. Ененко.- М.: «ЭКСМО», 2007.

  15. Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. Книга для учащихся / Под ред. О.Н. Товараса, худ. А.Т. Яковлева.- М.: Просвещение, 1981.

  16. Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. Книга для учащихся / Под ред. О.Н. Товараса, худ. А.Ф. Сергачева. - М.: Просвещение, 1975.











36



Скачать

© 2017 369 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!