СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса: "Культурное наследие славян".

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс   тесно связан с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией. Программа данного курса предназначена для обучения учащихся 5 классов; рассчитана на 68 часов.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса: "Культурное наследие славян".»










Программа внеурочной деятельности


для учащихся 5 класса



































Пояснительная записка

Культура – это память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир национальной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить учеников со складом мышления родного народа. раскрывает значимость Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Изучение программы курса дает возможность узнать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях.

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа. Анализ литературных произведений позволит учащимся определить причины устойчивого обращения писателей к мифологическим мотивам и образам, расширит читательский кругозор, повысит культуру чтения, сформирует устойчивый интерес к мифологии и устному народному творчеству как источникам и неотъемлемым составляющим национальной культуры.

Основные цели курса следующие:

обеспечить углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси;

формировать у школьников гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус, интерес к русской истории и ценностям отечественной культуры;

дать ученикам представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе, развитие духовной культуры детей и творческого воображения подростков, расширение их художественного и общекультурного кругозора. 

Задачи:

1. Формировать умение ставить проблему и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.

2. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры. 
3. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, прививать навыки библиографической работы.


В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о:


- быте и развитие культуры на древнерусской земле;

- о влиянии христианских духовных традиций на русскую литературу ;

- об основных христианских и языческих обычаях и обрядах, связанных с праздниками церковного календаря.



Знать:

- об истории происхождения славян, об их древних сказаниях, , праздниках, мифах;

- обряды и обрядовый фольклор;

- быт русского народа, устои, традиции;

- особенности архитектуры первых русских городов и обустройство дома.

Уметь:

- выявлять в произведениях русских классиков общечеловеческое содержание, христианско-нравственную проблематику;

- анализировать обрядовую поэзию с учетом её жанровой специфики, в христианском контексте русской литературы;

- применять полученные знания для углубленного изучения материала, полученного на уроках литературы.

Прогнозируемый результат:
1. Ученики знакомы с историей и культурой своей страны.
2. Любят и хранят национальную культуру.
3. Знают, как объясняли язычники таинственную связь окружающих их явлений, мифы древних славян, основные обряды и обычаи.

Личностные результаты

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений.

Метапредметные результаты

1) способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

2) способность к сотрудничеству и коммуникации;

3) способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.


Принципы построения курса.

- доступности в отборе литературных, литературно-критических и духовных произведений;

- единства литературного, речевого и духовно-нравственного развития;

- индивидуального подхода и коллективизма в обучении.

Методы и приемы.

С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность.В программу включены внеаудиторные мероприятия и экскурсии. Прием объяснения способствует осмысленному, целенаправленному применению знаний.

Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа, товарища.

Программа состоит из 68 занятий.

Типы уроков и формы проведения занятий.

Лекция, работа с художественной литературой, игра,экскурсии,внеаудиторные мероприятия, индивидуальная, групповая и коллективная деятельность учащихся при освоении материалов курса.

Учитываются интересы учащихся, возможности и способности, индивидуальные особенности.

Виды контроля: уровень подготовки учащихся определяется по результатам творческих письменных работ, устных сообщений в конце года, защиты проекта в конце года.







Список литературы и Интернет-источников:

  1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература, 1984

  2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М, Эксмо, 1996

  3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995

  4. Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006

  5. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1995

  6. Жуковский В.А. Светлана,, Жуковский В.А. Баллады. М., Художественная литература, 1998

  7. Зуев А. Стихотворения. Барнаул, 2008

  8. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 2007

  9. Есенин С.А. Ключи Марии// Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002 т.5 

  10. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008

  11. Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах// http://www.bibliotekar.ru/karamzin/

  12. Клюев Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1977

  13. Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. СПб.: РХГИ, 1999

  14. Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый Город, 2008

  15. Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007

  16. Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., Эксмо, 1997

  17. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005

  18. Ремизов А. М. Кострома// Ремизов А.М. Посолонь. М, 1996 // http://www.vek-serebra.ru/remizov/kostroma.htm

  19. Семенова М. Мы – славяне. С.-П., Азбука-классика, 2007

  20. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007

  21. Фасмер Макс. Этимологический словарь// http://fasmerbook.com/

  22. Спирин А.С. Русские пословицы.Рост. ун-та,1985




Количество часов

Название темы

Виды учебной деятельности и формы её организации


1



2

1



2


Вводное занятие. Культурное наследие русского народа.


Н.М. Карамзин «История государства Российского». Комментированное чтение рассказов о славянских племенах, о древних русских городах, о характере древних славян.

Установочная лекция учителя.



Комментированное чтение отрывков книги Н.М. Карамзина «История государства Российского».





3

2

Пантеон богов славян. Славянская мифология.



Лекция учителя ( знакомством со славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о животных).

4




5






6

2




1






1

Викторина:"Тайны словянских богов"(внеаудиторное мероприятие)


Поверия, суеверия и предрассудки русского народа. Духи и существа древних славян.





Составление словаря мифологических существ.

Викторина,беседа.



Лекция учителя по русской демонологии этнографическим и фольклорным материалам, содержащая описание духов – лешего, водяного, домового, кикиморы; ученики узнают об огненном змее и народном образе черта.

Творческая работа.

7



8

1



1


Человеческая жизнь от смерти до рождения


Практикум:"Тайна твоего имени".

Беседа учителя об обрядах (рождение, взросление, свадьба, поминание усопшего).

Работа в малых группах.

9

1

Быт русского народа. Жилище. Обустройство дома. Поселение.

Беседа.

Работа с текстами стихотворений Н. Клюева «Изба – святилище земли» и «Рождество избы»

10

1

Быт русского народа. Мой род - моя крепость. Семья.


Составление родословной.

Беседа .



Творческая работа.


11



12

2



1


Быт русского народа.Украшения и обереги.


Изготовление оберега

Беседа учителя.



Мастер-класс по изготовлению оберега.

13

1

Быт русского народа. Русская баня.

Беседа. Работа с текстом стихотворения алтайского поэта Александра Зуева «Черные доски»

14


15






1


3


«Раз в крещенский вечерок…»


Гадания.(Внеаудиторное занятие)

Лекция,беседа.


Праздник «Святочные посиделки»: шутки, игры, гадания. Баллада В.А. Жуковского «Светлана».

16

2

Русская печь

Работа с текстами стихотворений Н. Клюева и С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…», «Пахнет рыхлыми драченами…»

17






1

Хлеб – всему голова.



Работа с этимологическим словарем. История слов – названий изделий из теста: «калач», «коврижка», «каравай» и др.

18

2


Русские народные игры(внеаудиторное мероприятие на стадионе).

Урок-игра



Лекция учителя о сборе лекарственных трав, о народных лечебниках, о полезной и здоровой пище. Практическая работа по изготовлению отвара по старинным рецептам.

19

2

Календарь языческих праздников.

Групповая работа уч-ся. Представление индивидуальных проектов.

20

1

Ритуалы и обряды славян. А.Ремизов «Кострома»,

Лекция учителя. Анализ художественных текстов.

21

1

Герои сказаний древних славян

Работа с текстами.

22

1

Мифологические образы в русской народной сказке. Сказка «Василиса Премудрая».

Анализ художественного текста.

23

3






2

Мифологические образы в живописи, театре, кино.(внеаудиторное мероприятие.Просмотр в театре пьесы-сказки "Две Бабы Яги".)


Театрализованная постановка сказки: "Василиса премудрая".

Посещение театра.

24

2

Песня-душа народа.

Исполнение песен и стихов,хоровод.(внеаудиторное занятие).

Рассказ о любви русского народа к песне.

25

1

Народная мудрость.

Конкурс пословиц и поговорок.


26




27



28





29



30





30





31





1

2




3



3





1



1





2





3




1




1




1


1



2


3


1



1

Крешение Руси

Кирилл и Мефодий- Создатели славянской письменности.

Составление славянской азбуки.


Знакомство с историей родного города.(внеаудиторное занятие). Экскурсия в Краеведческий музей.

Знаменитые люди Таганрога.(внеаудиторное мероприятие).Экскурсия.


Мама-главное слово.Предназначение женщины в славянской семье.

Чтение стихов о матери.

Изготовление открыток к 8 марта


Мужчина- глава семьи.Роль мужчины в славянской семье.

Знакомство с текстами военных песен.

Конкурс рисунков"Русский воин"


Природа-наш дом.Стихи о природе. (внеаудиторное мероприятие) .



Как появился человек? Теории происхождения.


Духовный мир человека.

Испытание временем.


Загадка-испытание мудрости. История происхождения загадок

Викторина.

Лекарство наших предков.Экологическая экскурсия.

С чего все началось? История появления города Таганрога. Экскурсия по набережной.

Знакомство с русскими небылицами.

Самостоятельное придумывание небылиц

От прошлого к современности. Причины изменения русских традиций.

Составление сравнительной таблицы

Лекция,беседа.

Лекция учителя, групповая работа.




Экскурсия.



Экскурсия






Лекция, беседа.







Лекция,беседа.






Экскурсия.



Лекция,беседа.




27

2

Нас Русь зовет и манит. Итоговое занятие.

Рефлексия. Создание школьной газеты.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!