СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карандашик» для учащихся 3 классов начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карандашик» для учащихся 3 классов начальной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карандашик» для учащихся 3 классов начальной школы.»

Общекультурное направление внеурочной деятельности

Образовательная программа « Карандашик»

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карандашик» для учащихся 3 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Актуальность

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

В процессе работы по данной программе учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, о красоте природы и человеческих чувств. А так же знакомятся с творчеством наиболее выдающихся мастеров изобразительного искусства, посещают, как музеи родного края, так и совершают заочные путешествия по музеям России и мира.



Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.



Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 


Сроки реализации программы


Программа для 3 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)



Формы и режим занятий


Групповые (творческие мастерские).
Индивидуальные (самостоятельная работа).
Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.










Ожидаемые результаты освоения программы


В результате изучения курса «Карандашик» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Карандашик»:


  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Личностные УУД:

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать

свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;

- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание изучаемого курса


1. Живопись

(11 часов)

Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.


Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.


2. Графика 

(10 часов)

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.


Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью.


3. Скульптура 

(4 часа)

Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).


Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.


4. Аппликация

(4 часа)

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.


Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.


5. Бумажная пластика 
(2 часа)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.


Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).


6. Работа с природным материалом 

(2 часа)

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.


Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.


7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

(1 час)

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

Тематическое планирование


п/п

Дата


Тема занятия


Количество часов

Теоретическая работа

Практическая работа



Живопись – 11 часов



1

2

08.09

15.09

«Осенний листопад»

0,5

1,5

3

22.09

«Грустный дождик».

0,5

0,5

4

29.09

«Золотая рыбка».

0,5

0,5

5

06.10

«Волшебная птица весны».

0,5

0,5

6

13.10

«Веселый поезд»

0,5

0,5

7

8

20.10

27.10

«Волшебный сад».

0,5

1,5

9

10

10.11

17.11

«Портрет снегурочки».

0,5

1,5

11

24.11

«Зимний лес»

0,5

0,5



Графика -10 часов



12

01.12

Точка. Линия. Пятно.

0,5

0,5

13

08.12

«Цветы и травы».

0,5

0,5

14. 15

15.12

22.12

Натюрморт из предметов быта.

0,5

1,5

16. 17

29.12

12.01

«Могучий лес».

0,5

1,5

18. 19

19.01

26.01

«Подводный мир».

0,5

1,5

20. 21

02.0209.02

«Портрет человека».

0,5

1,5



Скульптура -3часа



22

16.02


Урок-игра: «Как накормить ослика».

0,5

0,5

23

01.03

«Сад динозавриков».

0,5

0,5

24

09.03

«Мишка очень любит мед».


1



Аппликация - 4часа



25

15.03

«Лоскутная радуга».


1

26

22.03

«Ваза с цветами».


1

27

05.04

«Грустное и веселое».


1

28

12.04

«Подарок маме».


1



Бумажная пластика - 3часа



29

19.04

«Смешные человечки».


1

30

26.04

«Превращение прямоугольника в цилиндр».


1

31

03.05

«Перышки для сказочной птицы».


1



Работа с природным материалом -2часа



32

10.05

«Орнамент в круге».


1

33

17.05

«Корзина с цветами».


1



Организация и обсуждение

выставки детских работ -1 час



34

24.05

Выставка детских работ


1


Итого: 34 часа



















Материально-техническое обеспечение программы


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Технические средства обучения

1

Компьютер

1

Оборудование кабинета


Плакаты демонстрационные


1

Организация рабочего места при работе с бумагой и картоном.

1

2

Организация рабочего места при работе с пластилином.

1

3

Организация рабочего места при работе с природными материалами.

1

4

Организация рабочего места при работе с текстилем

1

5

Организация рабочего места при работе с набором деталей «конструктор»

1

6

Организация рабочего места при работе с пластиком и пенопластом.

1

7

Техника безопасности при работе с ножницами.

1

8

Деление листа бумаги на части.

1

9

Формообразование бумажных деталей.

1

10

Приёмы наклеивания бумажных деталей.

1

11

Деление круга на части.

1

12

Разметка деталей.

1

13

Разметка деталей копированием.

1

14

Разметка деталей по линейке.

1

15

Разметка деталей по угольнику.

1

16

Линии чертежа.

1

17

Чертеж, эскиз, рисунок.

1

18

Разметка деталей с помощью циркуля.

1

19

Разметка объёмных деталей. Развёртка.

1

20

Технология изготовления изделия

1

21

Технологический проект

1

22

Информационный проект.

1

23

Анализ образца изделия.

1




Список литературы

Литература, используемая учителем:

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991.

  2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994.

  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.

  4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2009.

  5. Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.

  6. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

  7. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

  8. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов /Е.И. Коротеева . – М., 2003.

  9. Коротеева Е.И. Озорные подружки - нитки: аппликация из ниток /Е.И. Коротеева . – М., 2009.

  10. Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987.

  11. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)

  12. Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.

  13. Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. – М., 1981,1985.

  14. Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».

  15. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

  16. И. П. Волков. Художественная студия в школе.

  17. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

  18. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006

  19. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод: Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

  20. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

  21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

  22. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

  23. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.

  24. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

  25. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

Интернет-ресурсы

  1. http://school2100.ru

  2. http://festival.1september.ru















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!