СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по внеурочной деятельности хореографического объединения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по хореографии способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Занятия по хореографии влияют на воспитание внимания, трудолюбия, собранности. Благодаря систематическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции, реализовать энергию. 

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по внеурочной деятельности хореографического объединения"»

Рабочая программа

внеурочной деятельности



Танцевальное объединение «Карамельки»


Срок реализации программы: 5 лет


Возраст обучающихся: 6-12 лет





Составила:

Чистякова Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования,

I квалификационная категория





Рыльск, 2015г.




















Пояснительная записка


Программа по хореографии способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость. Занятия по хореографии влияют на воспитание внимания, трудолюбия, собранности. Благодаря систематическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции, реализовать энергию. Занятия хореографией развивают творческие способности, координацию движений, чувство ритма, воспитывает вкус. Развивается умение ориентироваться в пространстве, формируется правильная осанка и красивая походка. В тоже время происходит развитие психических процессов: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления и общее оздоровление.

Пленителен мир танца. Он богат разнообразием стилей, каждый из которого находит либо своего танцора, либо зрителя, но никак не равнодушного к этому искусству человека. Занятия хореографией способствуют гармоничному развитию детей, учат их красоте и выразительности движений, развивают физическую силу, выносливость, ловкость. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции, реализовать энергию. Занятия хореографией развивают творческие способности, воспитывают вкус, улучшают координацию движений, развивают чувство ритма. Развивается умение ориентироваться в пространстве, формируется правильная осанка и красивая походка. В тоже время происходит развитие психических процессов: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления, и общее оздоровление.

Программа является основой занятий. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.

Обоснование актуальности программы

Сегодня современное дополнительное образование обращает внимание на «многогранность» современного хореографического искусства, синтез искусств. Следовательно, возникла необходимость разработать модифицированную программу, которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Занятия программы получения знаний и навыков проходят в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. Внедрение в программу интегрированных занятий, индивидуальных, интегрированных занятий с элементами импровизации, является отличительной чертой от других программ. В процессе обучения возникла необходимость дополнить интегрированные занятия элементами импровизации. Разработанные интегрированные занятия «Фэнтази – Данс» с элементами импровизации позволят обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично», выступить в роли «новатора» в любом виде искусств. Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени.

Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Учитывая требования современного образования, создана данная образовательная программа  детского творческого объединения. Данная модифицированная программа реализует основные идеи и цели системы внеурочной деятельности детей:

 развитие мотивации детей к познанию и творчеству;

 содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

 приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;

 сохранение и охрана здоровья детей.

Педагогические принципы и идеи

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

 гуманизации образования;

 личностно-ориентированного подхода;

 научности;

 интеграции;

 осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

 соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Концептуальные основы и методики программы

Научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);

 публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);

 материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская).

Формы и методы работы:

 эвристический;

 исследовательский;

 поощрения;

 интеграции;

 игровой;

 беседа;

 практическая работа;

 творческая работа;

 самоанализ;

 самооценка;

 наблюдение.

Одним из главных методов программы, является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволит соединить элементы различных предметов, что способствует рождению качественно новых знаний, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Занятия по программе оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса.

Обучающиеся танцевального объединения значительно укрепят своё здоровье, что подтвердит показатель посещения занятий.

Цели и задачи реализации программы

Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Стратегической целью программы: является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности. Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

В области хореографии:

 расширение знаний в области современного хореографического искусства;

 выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

 умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

 содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;

 развития чувства гармонии, чувства ритма;

 совершенствования нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

 развитие гибкости, координации движений;

 развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;

 укрепление физического и психологического здоровья.

Режим занятий.

Продолжительность и численность занятий для детей определяется следующим образом:

Первый год обучения ( 6 - 7 лет) – 2 раза в неделю (2 часа)- по 30 минут

· Второй год обучения (7 – 8 лет) – 2 раза в неделю(2 часа) – по 30 минут

· Третий год обучения (8 – 9 лет) - 2 раза в неделю (2 часа) – по 30 минут

· Четвертый год обучения (9- 10 лет) – 1 раз в неделю (2 часа) – 60 минут

Пятый год обучения (10- 11 лет) – 1 раз в неделю (2 часа) – 60 минут


Учитывая особенности и содержание работы учебной  группы, исходя из педагогической  целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.

  1. Структура курса



п/п

Разделы

1 год

2 год

3 год

4

год









1

Вводные занятия. Правила техники безопасности.

2

2

2

2


2

Танцы народов мира.

4

4

4

4


3

Игровые технологии.

12

8

4

4


4

Интегрированные занятия.

4

4

4

4


5

Интегрированное занятие: "Фентази-данс" с элементами импровизации.

8

12

16

12


6

Ритмика.

4

4

4

4


7

Репитиционно-постановочная работа.

22

20

22

22


8

Азбука классического танца.

4

4

4

8


9

Индивидуальные занятия.

8

8

6

6


10

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

4

6

6

6


 

Всего:

72

72

72

72



Вводные занятия.

Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида обучащюегося.

Танцы народов мира.

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:

 Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк.

 народные танцы - русские народные, испанские танцы, танцы Казахстана, Китая, Африки, Индии.

 Особенности восточного танца - Турция, Сирия, Египет.

 Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.

 Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые танцы, твист, танец модерн.

Игровые технологии.

«Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, опосредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и само- реализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций.

Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства. В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «.. .о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в кадрили.

Игровые технологии программы:

- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства»

Интегрированные занятия.

Совместный процесс прослушивания музыки помогает заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы. Обоснование введения интегрированных занятий по искусству в программе составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, окружающего мира. Учитывая принцип дидактики, учебный материал для программы отбирался с точки зрения его доступности, жизненности, практической воспитательной направленности. Преимущество интегрированных занятий:

 повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обучаемости и воспитанности обучающихся;

 способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

 способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

 способствуют развитию музыкальных умений и навыков;

 позволяют систематизировать знания;

 способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого);

 обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых движений, позволяют вовлечь каждого в активную работу на каждой минуте занятия и способствуют творческому подходу к выполнению задания.

Так в процессе изобразительной деятельности учащиеся изучая строение объектов, изображение их пространственного положения, форму, вместе с тем одновременно познают и законы красоты. В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает обучающимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.

Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению обучающихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.

 Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации.

Данное занятие было создано для обучающихся прошедших программу, для обучающихся, которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе. Занятия «Фэнтази-Данс» способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только предлагает. На занятиях обучающиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация - один из главных элементов данного занятия. Если обучающийся изучает по программе восточный танец или современный, то на занятиях «Фэнтази Данс» предлагается придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, или изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, а так же предлагается пофантазировать о новой постановке танца, когда педагог предлагает новую мелодию или обучающийся приносит на занятие понравившуюся ему музыку.

Задачи занятия «Фэнтази - Данс»:

 раскрыть потенциальные способности;

 закрепление музыкальных и хореографических знаний;

 увеличить границы самостоятельного творчества;- содействовать личностному самоопределению.

Ритмика

Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

На занятиях «Ритмика» обучающиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.

Репетиционно-постановочная работа

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления обучающиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование обучающихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня».

Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира «Восточный», «Испанский», «Цыганский». Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.

Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре есть и современные танцы: «Кукарача», «Мне на месте не сидится», «Трио в шляпах», «Танец с тростью», «Снег» и другие. Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка. Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.

Азбука классического танца

Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

Индивидуальные занятия

Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход. Индивидуальные занятия 3-го и 4-го года обучения направлены на:

 развитие творческой индивидуальности;

 развитие коммуникативного воображения;

 развитие логического мышления;

 развитие изобретательности; - формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.

Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой профессиональной культуры и педагога. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.

Итоговые занятия и досуговые мероприятия

В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-концерт, викторина «Путешествие в мир танца», игровые программы. Досуговые мероприятия это походы в лес, вечера отдыха и игровые программы. Программы итоговых и досуговых мероприятий придуманы и составлены самим педагогом.




  1. Календарно-тематическое планирование рабочей программы внеурочной деятельности

Календарно -тематический план 1 года обучения.


п/п

Наименование раздела и тема занятий.

Всего

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие.

2

2

-


2

Танцы народов мира.

4


4


2.1

Танец как вид искусства. История балетного искусства. Зажигательный танец танго.

2

-

2


2.2

Русские народные танцы. Хоровод. Рисунки хоровода.

2

-

2


3

Игровые технологии.

12

-

12


3.1

Мумия. Я умею так (координация движения) Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство).

2

-

2


3.2

Пропоем, прохлопаем любимую мелодию (развитие слуха). Пожелание в кругу. Комплименты (сплочение коллектива).

2

-

2


3.3

1,2,3 - фигура... замри (на воображение).

2

-

2


3.4

Меня зовут (на воображение).

2

-

2


3.5

Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма).

2

-

2


3.6

Подари улыбку. Какая рука у соседа (повышение позитивного настроения).

2

-

2


4

Интегрированные занятия.

4

-

4


4.1

Белоснежка и семь гномов. Полька-дедушка.

2

-

2


4.2

Кот Леопольд и лапки-царапки. Лесное царство.

2

-

2


5

Интегрированное занятие: "Фентази-данс" с элементами импровизации.

8

-

8


5.1

«Мы маленькие звезды»

2

-

2


5.2

«Мы маленькие звезды»

2

-

2


5.3

«Современные ритмы»

2

-

2


5.4

«Современные ритмы»

2

-

2


6.

Ритмика

4

-

4


6.1

Партерная гимнастика

2

-

2


6.2

Упражнения на середине зала

2

-

2


7

Репитиционная-постановочная работа.

22

2

20


7.1

Постановка, изучение танца.

12

2

10


7.2

Отработка движений танца.

4

-

4


7.3

Общеразвивающие упражнения.

2

-

2


7.4

Работа с отстающими.

4

-

4


8

Азбука классического танца.

4

-

4


8.1

Позиции рук и ног. Plie. Releve.

2

-

2


8.2

Post de bras. Battemen. Grand plie.

2

-

2


9

Индивидуальные занятия

8

-

8


9.1

Позиции рук и ног. Plie. Releve.

2

-

2


9.2

«Мы маленькие звезды»

2

-

2


9.3

«Современные ритмы»

2

-

2


9.4

Отработка движений танца.

2

-

2


10

Итоговые занятия и досуговые мероприятия.

4

-

4


10.1

Концертная деятельность.

4

-

4



Итого

72

4

68





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!