СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок ЮИД "Дорожный патруль"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана с учетом возрасных особенностей пятиклассников.Ее главная задача -  формирование и развитие знанийи умений ПДД.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок ЮИД "Дорожный патруль"»

Программа кружка «Дорожный патруль» (ЮИД).


  1. Пояснительная записка.


Программа кружка «Юные Инспектора Движения» составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • СанПиН 2.4.2.2180 -10. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания в ОО»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

  • Закона Российской Федерации «О безопасности»,

  • Сборника «Изучаем ПДД на уроках, часах общения и занятиях ЮИД», Л.П. Сальникова, Г.Л. Зубкова, 2010 год.

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж легкое дело, а главное интересное.

Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.

В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В работе кружка участвуют учащиеся 5 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Срок реализации программы 1 год.

Главные принципы:

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи:

  • Сформировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;

  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  • Повысить интерес школьников к велоспорту;

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа кружка «Дорожный патруль» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа кружка «Дорожный патруль» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Ожидаемый результат:

  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

  • Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;

  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

  • Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

  1. Содержание программы.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тема 1.

Введение в образовательную программу кружка.

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика.

Оформление уголка по безопасности ДД.

Тема 2.

История правил дорожного движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика.

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Тема 3.

Изучение правил дорожного движения.

Теория.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.

Дорожные знаки. Знаки приоритета.

Дорожные знаки. Предписывающие знаки.

Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 час).

Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Движение через железнодорожные пути.

Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки.

Причины ДТП.

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

Практика.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Тема 4.

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Практика.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Тема 5.

Фигурное вождение велосипеда.

Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- перестановка предмета

- ворота с подвижными стойками;

- коридор из коротких досок.

Практика.

Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

Тема 6.

Традиционно-массовые мероприятия.

Практика.

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.

Выступление в старших классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинении).

Участие в районном слёте «ЮИД».


3.Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

  • серии дорожных знаков и их представителей;

  • способы оказания первой медицинской помощи;

  • техническое устройство велосипеда.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

  • участия в конкурсах, соревнованиях.

  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах

2. Атлас медицинских знаний

3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД

4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»

5. Газета «Добрая дорога детства» 2011,2012,2013, 2014, 2015г.

6. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель».

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • Конституция РФ.

  • Конвенция «О правах ребенка».

  • Правила дорожного  движения.

  • Устав образовательного учреждения.

  • Учебный план.

  • План воспитательной работы ОУ

  • Положение об отряде юных инспекторов движения.

Материально-техническое обеспечение:

  • ноутбуки, проектор;

Информационное обеспечение:

  • обзор аналитической информации;

  • оформление информационных стендов;

  • банк данных (разработки уроков, беседы для учащихся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)


6. Аттестация учащихся.

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения каждого раздела, путем тестирования.

Итоговая аттестация – представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года. Аттестация проходит в форме зачета.

Учащиеся в течение года участвуют в следующих мероприятиях:

  1. Операция «Внимание – дети!»

  2. Конкурс «Безопасное колесо»

  3. Проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах

  4. Акция «Памятка пешеходу»

  5. Составление памятки «Юному велосипедисту»

  6. Акция «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения»

  7. Викторина «Знатоки ПДД»

Рабочая программа разработана преподавателем-организатором ОБЖ Сопиным А.В.

Тематическое планирование на 2016-2017 учебный год

Тема

Кол-во часов

Деятельность педагога, форма занятия

Деятельность

учащихся

1

Введение. Правила движения – закон улиц и дорог

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание.

Ответы на вопросы

2

Оформление уголка по безопасности дорожного движения

2


Оформление уголка

3

История и развитие правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

4

ПДД. Общие положения

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

5

Обязанности пешеходов и пассажиров

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

6

Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

7

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

8

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

9

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

10

Просмотр видеофильма по ПДД

2

интеллектуальнаяигра


11

Предупреждающие знаки

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

12

Знаки приоритета. Запрещающие знаки

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

13

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника

14

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички

2

Рассказ, показ, презентация


15

Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД


Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Ее назначение

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

16

Подготовка к игре «Зеленый огонек» в начальных классах

2



17

Проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах

2



18

Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

19

Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

20

Расположение транспортных средств на проезжей части

2

Рассказ, показ, презентация


21

Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Пешеходные переходы

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

22

Выступление в старших классах по пропаганде ПДД

2



23

Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств

2

Рассказ, показ, презентация


24

ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме

2

Рассказ, показ, презентация


25

Основные требования при оказании ПМП при ДТП

2

Рассказ, показ, презентация


26

Аптечка автомобиля и ее содержимое

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

27

Встреча с инспектором ГИБДД. Конференция.

2

встркча


28

Виды кровотечений. Способы наложения повязок

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

29

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшим

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы

30

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипедисту. Экипировка

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

31

Правила движения велосипедистов

2

Рассказ, показ, презентация

Прослушивание, просмотр.

Ответы на вопросы, чтение учебника по ПДД

32

Составление памятки «Юному велосипедисту»

2

Мозговой штурм

Работа в группе

33

Школьный слёт ЮИД

2


агитбригады с 4 по 7 класса

34

Подготовка к районному слету ЮИД




35

Подготовка к районному слету ЮИД




36

Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние каникулы

1

зачет

Ответы на билеты

ИТОГО: 68 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!