СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа ТРИЗформашки" 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Школа ТРИЗформашки" направлен на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся  и на создание условий, обеспечивающих их творческую деятельность.

Элементы ТРИЗ в данном курсе «Школа ТРИЗформашки» дадут детям действенные инструменты творчества, в основе которых – опыт реальной изобретательной и исследовательской деятельности. Данный курс объединил в себе элементы ТРИЗ + предмет «информатика», которые и дали название курса «Школа ТРИЗформашки».

Цель курса – научить детей раскрывать резервы своей личности с помощью специальных методов и приемов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа ТРИЗформашки" 3 класс»

Управление образования города лабытнанги


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ








Рассмотрена на заседании методического объединения

протокол от_____________ 2014 г № ______


Утверждена приказом от_____________ 2014 г № ______


Принята на заседании НМС. протокол от_____________ 2014 г № ______











Рабочая программа внеурочной деятельности

Школа ТРИЗформашки

3 класс



Составитель

Дереполенко Марина Александровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории





2014– 2015 учебный год

I. Пояснительная записка



Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • содержание и объем внеурочной деятельности учащихся.

Программа внеурочной деятельности разработана для развития интеллектуальных способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, и на создание условий, обеспечивающих их творческую деятельность, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Интеграция предметов в образовательных учреждениях с использованием комплексного и блочного подходов в преподавании позволило повысить интенсивность обучения. Один из предметов, который способен внедрить эти направления, является информатика.

Одновременно, возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Постепенно наряду с традиционным обучением, в педагогический процесс начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Одна из инновационных технологий, способная повысить эффективность образования – это ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, разработанная Г.С. Альтшуллером), которая положена в основе ТРИЗ-педагогики.

Основные идеи ТРИЗ-педагогики заключаются в следующем:

  1. Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России.

  2. Помочь человеку полностью самореализоваться и прожить свою жизнь по максимуму. Для этого необходимо:

    • определить врожденные способности человека;

    • развить все положительные качества человека;

    • перевоспитать все отрицательные качества.

3. Воспитать важнейшее качество личности - нравственность.

4. Укрепить физическое и психологическое здоровье детей.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Элементы ТРИЗ в данном курсе «Школа ТРИЗформашки» дадут детям действенные инструменты творчества, в основе которых – опыт реальной изобретательной и исследовательской деятельности. Данный курс объединил в себе элементы ТРИЗ + предмет «информатика», которые и дали название курса «Школа ТРИЗформашки».

Цель курса – научить детей раскрывать резервы своей личности с помощью специальных методов и приемов обучения.

Задачи курса:

  1. сформировать положительное отношение детей к учебному процессу;

  2. развивать самостоятельность, уверенность в своих силах;

  3. развивать память, внимание, логику, мышление;

  4. развивать умение анализировать и решать изобретательские, практические задачи;

  5. развивать творческое воображение, фантазию, речь.

Задачи курса реализуются через систему занятий, на которых создаются ситуации моделирующие реальность. Занятия могут проводиться в виде: викторины, игры, конкурса, тренинга и т.д.

На занятиях можно использовать разные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, коллективную или индивидуальную.

Курс творческий и, значит, он немыслим без творческих уроков, где предлагаются игры с творческим ролевым сю­жетом, инсценируются различные логические ситуации, прово­дятся научные обозрения, устные журналы.

Игровая форма уроков с разнообразными видами упражнений, примеров и задач, вовлечение всех детей в полидиалог, предоставят каждому ребенку высказать свое мнение. Основной метод обучения детей – проблемно-поисковый, когда учащиеся самостоятельно находят решения творческих задач. Важную роль играет и умение педагога создать на занятии «ситуацию успеха», обстановку раскованности. Необходимо, чтобы обучающиеся получали удовольствие от процесса «думания». Задачи, используемые на занятиях, должны быть предельно конкретными, сопровождаться подробностями, воссоздающие реальную жизненную ситуацию. Желательно, чтобы форма вопросов стимулировала творческое воображение, была бы живой и образной.

В данном курсе рассматриваются основные направления развития учащихся средствами предмета «Информатика»:

1. Алгоритмизация.

2. Информация.

3. Моделирование.

Интегрированный подход (Элементы ТРИЗ + предмет «Информатика») позволяет также охватить единой обучающей средой и элементы психологии, математики, логики.

На протяжении всего курса занятия выстраиваются в следующие блоки:

  1. Диагностическое тестирование.

  2. Развитие психофизических качеств личности.

  3. Работа с тестами.

  4. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин.

  5. Уроки-информашки.

  6. Создание логических игр своими руками. Участие работы в игротеки.

  7. Работа в интеллектуальном театре.

  8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка.

Материал каждого блока рассматривается на протяжении всего курса концентрически, т.е. углубляется и расширяется в зависимости от возрастных особенностей и года обучения (объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу).

Систематическое проведение занятий по курсу «Школа ТРИЗформашки» будут способствовать всестороннему развитию психофизических качеств личности. Выстроенные в определенной последователь­ности и подкрепленные соответствующим тестированием уп­ражнения обеспечат комплексное развитие памяти, внима­ния, речи, интуиции, фантазии, воображения, нестандартного творческого мышления, повысят интерес не только к конечным результатам работы, но и, что особенно важ­но, к самому процессу познания. Более того, разнообразие тематики занятий сделает процесс обучения более радостным и инте­ресным, научит удивляться и познавать, находить правильное решение в нестандартных ситуациях, принимать участие в реше­нии проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин, рассматривать их в целом.

Предлагаемый развивающий курс «Школа ТРИЗформашки» для учащихся 3 класса, рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа курса «Школа ТРИЗформашки» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, которая позволит учащимся повысить уровень освоения любых предметов. Использование элементов ТРИЗ сделает педагогический процесс эффективным, сформирует системно-диалектическое мышление, способность применять творческие методы и модели в любых ситуациях, самостоятельность учащихся и углубит их знания.

II. Учебно-тематический план


II класс (34 ч)


Разделы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Диагностическое тестирование.

2


2

2.

Развитие психофизических качеств личности.

5


5

3.

Работа с тестами.

5

1

4

4.

Уроки-информашки.

4


4

5.

Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин.

8

1

7

6.

Создание логических игр своими руками.

2


2

7.

Работа в интеллектуальном театре.

4

1

3

8.

Проведение итоговых олимпиад и их обработка.

3


3

9.

Резерв.

1



1


ИТОГО

34

3

31



III. Содержание изучаемого курса


II класс (34 ч)

Блок 1. Диагностическое тестирование (2 ч)

Диагностика уровня интеллекта. Диагностика особенностей внимания. Диагностика памяти.

Блок 2. Развитие психофизических качеств личности (5 ч)

Упражнения на развитие навыков правильного распределения внимания.

Игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, память, внимание, пространственно-временной ориентации. Игры на развитие интеллектуальных способностей. Игры на развитие логического мышления.

Блок 3. Работа с тестами (5 ч)

Правила работы с тестами. Выполнение тестов логического содержания.

Блок 4. Уроки-информашки. (4 ч)

Занимательный материал по информатике.

Блок 5. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин (8 ч)

Проведение интеллектуального марафона (2 этапа). Разбор интеллектуального марафона. Игры, конкурсы, соревнования на закрепление изучаемого материала. Знакомство с методами и приемами решения нестандартных задач. Построение алгоритма решения творческих задач. Конкурс «Умники и умницы». Конкурс Эрудитов.

Блок 6. Создание логических игр своими руками. (2 ч)

Знакомство с логическими играми. Создание логической игротеки. Игры на развитие комбинаторных способностей. Моделирование игр.

Блок 7. Работа в интеллектуальном театре (4 ч)

Инсценирование логических задач. Построение алгоритмов решения задач. Подготовка и проведение научных обозрений, устных журналов.

Блок 8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка (3 ч)

Предметные олимпиады.

Резерв 1 ч.


IV. Тематическое планирование c определением форм внеурочной деятельности


п\п

Тема

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Блок 1. Диагностическое тестирование (2 ч)

1.

Диагностика уровня интеллекта.

1


1

2.

Диагностика особенностей внимания. Диагностика памяти.

1


1


Блок 2. Развитие психофизических качеств личности (5 ч)

3.

Упражнения на развитие навыков правильного распределения внимания.

1


1

4.

Игры, тренирующие память.

1


1

5.

Игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции.

1


1

6.

Игры на развитие пространственно-временной ориентации.

1


1

7.

Игры на развитие интеллектуальных способностей. Игры на развитие логического мышления.

1


1


Блок 3. Работа с тестами (5 ч)

8.

Правила работы с тестами.

1

1


9.

Выполнение тестов логического содержания.

1


1

10.

Выполнение тестов логического содержания.

1


1

11.

Выполнение тестов логического содержания.

1


1

12.

Выполнение тестов логического содержания.

1


1


Блок 4. Уроки-информашки. (4 ч)

13.

Занимательный материал по информатике.

1


1

14.

Занимательный материал по информатике.

1


1

15.

Занимательный материал по информатике.

1


1

16.

Занимательный материал по информатике.

1


1


Блок 5. Решение нестандартных проблем, относящихся к различным областям школьных дисциплин (8 ч)

17-18.

Знакомство с методами и приемами решения нестандартных задач. Построение алгоритма решения творческих задач.

2

1

1

19.

Проведение интеллектуального марафона

(1 этап).

1


1

20.

Разбор результатов интеллектуального марафона (1 этап).

1


1

21.

Проведение интеллектуального марафона

(2 этап).

1


1

22.

Разбор результатов интеллектуального марафона (2 этап).

1


1

23.

Конкурс «Умники и умницы».

1


1

24.

Конкурс Эрудитов.

1


1


Блок 6. Создание логических игр своими руками. (2 ч)

25.

Знакомство с логическими играми. Создание логической игротеки.

1


1

26.

Игры на развитие комбинаторных способностей. Моделирование игр.

1


1


Блок 7. Работа в интеллектуальном театре (4 ч)

27.

Построение алгоритмов решения задач.

1

1


28.

Подготовка и проведение научных обозрений, устных журналов.

1


1

29.

Инсценирование логических задач.

1


1

30.

Инсценирование логических задач.

1


1


Блок 8. Проведение итоговых олимпиад и их обработка (3 ч)

31.

Предметные олимпиады.

1


1

32.

Предметные олимпиады.

1


1

33.

Подведение итогов предметных олимпиад.

1


1

34.

Резерв

1


1



34

3

31


V. Планируемые результаты

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию).

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- Осваивать начальные формы рефлексии.


Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать.

- Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные УУД:

- Оформлять свою мысль в устной речи.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Учиться аргументировать, доказывать.

- Учиться вести дискуссию.


Предметные результаты:

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Оценивать предъявленное готовое решение.

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

  • Рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

  • Конструировать несложные задачи


VI. Система оценки достижения планируемых результатов

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • результативность участия в ежегодных конкурсах-олимпиадах (интеллектуальных марафонах и предметных олимпиадах разного уровня);

  • в конце учебного года рекомендуется оценивать продвижение в развитии учащихся с помощью диагностического тестирования (рассматривается динамика и характер изменения);

  • отсутствие конфликтных ситуаций при организации групповой, командной работы;

  • количество публичных выступлений перед незнакомой аудиторией;

  • эффективность составленных алгоритмов и др.;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по учебным предметам.

VII. Оснащённость внеурочной деятельности


Материально-техническое оснащение

  • мультимедийный проектор;

  • сканер;

  • интерактивная доска;

  • компьютер учителя;

  • индивидуальный компьютер ученика (1 компьютер – 1 ученик);

  • Доступ к сети Интернет.

Литература к курсу

Методическая литература для педагога

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сфе­ры ребенка. — М.:

Роспедагентство, 2000.

  1. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная математика. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998.

  2. Винокурова Н. Магия интеллекта. — М.: Эйдос, 1994.

  3. Винокурова Н. Подумаем вместе. — М.: Эйдос, 1994.

  4. Волина В. В. Мир математики. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

  5. Гершензон М.Л. Головоломки профессора Головоломкина. — М.:
    Детская литература, 1994.

  6. Гик Л.Я. Занимательные математические игры. — М.: Знание, 1987.

  7. Дормченко С.А., Ященко В.В. 25 этюдов о цифрах. — М.: Теис, 1994.

  8. Дьячкова Г.Т. Математика. 2-4 кл.: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  10. Зайкин М.И. Математический тренинг. — М.: Владос, 1996.

  11. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль: Академия развития, 1996.

  12. Махров В.Г., Махрова В.Н. Задачи-сказки. Серия «Решаем сами» для 3-4 классов. – М.: Глобулус, 2006.

  13. Пензенская интеллектуальная игра «УМКИ 2100». //начальная школа плюс До и После. – 2004. - № 6.

  14. Пензенская интеллектуальная игра «УМКИ 2100». //начальная школа плюс До и После. – 2006. - № 12.

  15. Пензенская интеллектуальная игра «УМКИ 2100». //начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 8.

  16. Синицына Е.Н. Сказки для игры и развития. - М.: Лист Нью, Вече, КАРО, 2002.

  17. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – М.: Академия развития, 1996.

  18. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – М.: Академия развития, 1996.

Литература для детей

  1. Голубкова Г. 365 логических игр и задач. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

  2. Голубкова Г. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

  3. Голубкова Г. 365 весёлых игр и фокусов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

  4. Емельченков Е.П., Щедров Г.П. Разговор с компьютером (в картинках). – М.: ТОК, 2001.

  5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. – М.: «ВАКО», 2008.

  6. Крупенчук О.И. Развиваем мышление. - СПб.: Литера, 2002.

  7. Крупенчук О.И. Развиваем логику. - СПб.: Литера, 2002.

  8. Леонтоьева О.Л. 300 головоломок. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

  9. Махров В.Г., Махрова В.Н. Задачи-сказки. Серия «Решаем сами» для 3-4 классов. – М.: Глобулус, 2006.

  10. Орг А.О., Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады для 2-4 классов. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2010.


Информационно-комплексное обеспечение

  1. C/D «Антошка. Чудеса науки». – М.: Руссобит, 2004.

  2. C/D «Приключения на планете чисел». – М.: Бука, 2001.

  3. C/D «Размышлялки» . – М.: Riverdeep, 2006.

  4. C/D «Учимся думать». Серия «Несерьезные уроки». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2004.

  5. C/D «Учимся запоминать». Серия «Несерьезные уроки». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2004.

  6. C/D «Развиваем реакцию». Серия «Несерьезные уроки». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2004.

  7. C/D «Учимся мыслить логически». Серия «Несерьезные уроки». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2004.

  8. C/D «Учимся анализировать ». Серия «Несерьезные уроки». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2004.

  9. C/D «Информатика для младших школьников». – М.: Новый диск, Compedia Ltd. 2004.

  10. C/D «Информатика для детей (1-4 классы)». – М.: Фирма «1С», Образовательная коллекция. 2007.


Интернет-ресурсы

http://www.solnet.ee/games/g1.html - Развивающие компьютерные игры (Детский портал «Солнышко»)

http://www.nachalka.com/ - "Начальная школа" - информационный сайт

http://zanimatika.narod.ru/ - "Заниматика: методическая копилка"

http://ginger-cat.ru/index.php?article_id=100 – Дистанционные предметные олимпиады «Рыжий кот»

http://vot-zadachka.ru/#top – Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы «Вот задачка»

http://www.infoznaika.ru/ - "Инфознайка" - дистанционная игра-конкурс по информатике.



22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!