МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАХАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждаю
Директор МОУ
Захаровская СОШ
И.М.Аксенов
«__» ___ 2014г.
Рабочая программа по истории Древнего мира
для умственно-отсталых детей
5 класс
Программа составлена:
Учитель истории
Старчукова М.Н.
Обсуждена и согласована на заседании Принята на заседании
Методического объединения Научно –методического совета
Протокол № 1 от 28.08.14 Протокол № 1 от 29.08.14
с. Захарово, 2014г.
Рабочая программа по истории Древнего мира для умственно-отсталых детей
5 класс
Структура программы:
- Пояснительная записка
-Основное содержание курса;
-Учебно-тематическое планирование, организация текущего и промежуточного контроля знаний;
-Требования к подготовке выпускников;
I. Пояснительная записка
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
В учебном плане школы по специальной программе не предусмотрено изучение предмета история в 5 классе, но в связи с запросом обучающихся была разработана программа факультатива по истории Древнего мира, в которой учитываются особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии.
Рабочая программа факультатива по истории Древнего мира в 5 классе для умственно-отсталых детей составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. под редакцией В.В. Воронковой. (М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. – Сб.1 раздел «История» авторы: О.И. Бородина, В.М. Мозговой), авторской программы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира. 5 класс» Реализация данной программы обеспечивается УМК Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира 5 класс».
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Для наиболее полного понимания и усвоения информации обучающимися предусматривается применение многообразных наглядных средств. Это формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, необходимо показать его взаимосвязь с изученным ранее. Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Методы обучения:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
- Наглядные - наблюдение, демонстрация.
- Практические – упражнения.
- Методы повторения, закрепления знаний.
- Методы применения знаний.
- Методы контроля.
Вид реализуемой программы: программа коррекционно-развивающего обучения.
Цель курса: обеспечить развитие личности, способствовать их умственному развитию, а также обеспечение гражданского, эстетического, нравственного воспитания обучающихся.
Задачи курса:
- освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний по истории Древнего мира;
- развитие у обучающихся чувства патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
- вырабатывание умения и навыков самостоятельной работы с историческим материалом.
Место предмета в учебном плане. Программа рассчитана на 68 часов - 2 учебных часа в неделю (34 учебных недели).
Основное содержание курса история Древнего мира (34 часа).
Введение (2 ч) . Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Раздел 1.Первобытное общество.(2 часа) Возникновение человека. Археология и ее свидетельства о жизни древних людей. Каменный век. Занятия, орудия труда, огонь, жилище, образ жизни людей. Первобытные земледельцы и скотоводы. Род и племя. Появление неравенства и знати. Возникновение искусства и религиозных верований
Раздел II. Цивилизации Древнего Востока.(10 часов)
Древний Египет. Египет – дар Нила. Общество Древнего Египта: фараон, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы, рабы. Возникновение государства в Древнем Египте. Религия древних египтян. Обожествление сил природы. Пирамиды. Гробницы. Мумии. Храмы как жилища богов. Жрецы и их роль в жизни общества. Искусство Древнего Египта. Мифы. Письменность: иероглифы, египетский папирус. Древнеегипетская школа. Научные знания.
Междуречье. Природные условия Междуречья. Города из глиняных кирпичей. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Культура Междуречья.
Финикия. Природные условия и занятия населения. Мореплавание. Финикийские корабли. Торговцы и строители городов. Открытия и изобретения финикийцев.
Древняя Палестина Природные условия, занятия жителей. Древнееврейские племена. Библия – священная книга. Сказания о богах и героях. Царство Давида и Соломона. Строительство храма в Иерусалиме.
Древняя Ассирия. Начало железного века. Организация и вооружение ассирийской армии. Дворцы и рельефы ассирийских царей. Клинопись. Библиотека глиняных книг.
Древняя Персия. Завоевания Кира Великого. Возвышение Персидской державы. Дарий I и его завоевания. Управление Персидской державой.
Индия в древности. Природные условия, население. Древнейшие индийские сказания. Кастовый строй. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культура Индии.
Древний Китай. Природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Китайский мудрец Конфуций. Конфуцианские нормы вежливости и правила поведения. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»
Раздел III. Древнегреческая цивилизация (10 часов)
Древнейшая Греция. Природные условия. Население и его занятия. Элины. Греческая мифология. Боги и герои Эллады. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Тема 2. Греческая цивилизация VIII-VI вв. до н. э. Образование городов-государств (полисов). Аристократия и демос. Направления греческой колонизации. Колонизация морского побережья.
Древняя Спарта. Возникновение спартанского государства. Спартанцы и илоты. Законы Ликурга. Быт и военное воспитание спартанцев.
Древние Афины. Древнейшая Аттика. Занятия жителей. Реформы Солона. Тирания в Афинах.
Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Марафонская битва. Битва при Фермопилах. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Создание афинской морской державы
Демократические Афины. Усиление афинского демоса после греко-персидских войн. Народное собрание и народный суд. Перикл и его реформы. Афинская демократия.
Греция под властью Македонии. Усиление Македонии при Филиппе II. Реформы Филиппа II. Завоевания Александра Македонского. Держава Александра и ее распад. Греция и государства Востока под властью приемников Александра.
Культура и быт Древней Греции. Афинское общество и его нравы. Гражданское равенство. Досуг афинянина. Семья. Афиняне-рабовладельцы, использование труда рабов, обращение с рабами. Афинская школа. Олимпийские игры. Греческий театр. Греческая литература.
Повторительно — обобщающий урок «Наследие Древней Греции».
Раздел IV. Древнеримская цивилизация (12 часов)
Основание Рима. Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Нума Помпилий. Изгнание Тарквиния Гордого и установление римской республики.
Римская республика. Борьба патрициев и плебеев. Государственное устройство республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Народное собрание.
Римская религия. Древние италийские божества. Их храмы и праздники. Патрицианские боги Капитолия. Плебейские боги Авентина. Домашние боги. Понтифики и Авгуры.
Войны Рима с соседними племенами. Нашествие галлов. Войны с Пирром и покорение Южной Италии. Установление римского господства в Центральной Италии. Римская армия.
Пунические войны. Причины войны. Первая Пуническая война. Вторая Пуническая войны. Битва при Каннах. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена.
Рабство в Древнем Риме. Рим – рабовладельческая держава. Источники рабства. Рынки рабов. Городские и сельские рабы. Рабы-гладиаторы. Восстание Спартака.
Гражданские войны в Риме. Земельные реформы братьев Гракхов. Подавление движения Гракхов. Первая гражданская война. Вторая гражданская война. Гибель республики. Юлий Цезарь. Диктатура Цезаря, его гибель. Третья гражданская война и начало Империи. Октавиан и Антоний. Октавиан Август – первый император.
Тема 8. Римская империя в I в. н.э. Римские императоры. Флавии – строители империи.
Возникновение христианства. Легенда об Иисусе Христе. Первые христианские общины.
"Золотой век" Римской империи (II в. н.э.). Император Траян. Войны с даками. Расцвет имперских городов во II в. Римское право. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары.
Римская культура. Быт и нравы римлян. Римская литература. Римские писатели и поэты. Историки. Архитектура. Римские города. Римская семья. Римская доблесть и честь. Повседневная жизнь. Одежда, Жилище, пища.
Повторительно - обобщающий урок «Культурное наследие Древнего Рима».
Итоговое повторение по курсу (4 часа)
Учебно – тематическое планирование
(68 часов)
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | Виды деятельности |
1 | Введение Путешествие в страну история. Как заглянуть в прошлое? | 2 ч 1 ч 1ч | Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. | Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет «до н.э.» и «н.э.», используя «линию времени». Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории. |
2 | Раздел I. Жизнь первобытных людей | 2 ч | Расселение древнейшего человека. Человек разумный. занятия первобытных людей, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Родовая община, соседская община. Ремесло, торговля. цивилизация | Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества. |
2.1. | Первобытные люди. | 1 | | |
2.2. | Расцвет первобытного общества. | 1 | | |
3 | Раздел II. Древний Восток Древний Египет | 9 ч 9ч | Образование Древнеегипетского государства. Власть и положение фараона. Особенности древней религии Египта. Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. | Показывать на карте территорию Древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов: фараон, жрец, рабу пирамида, папирус. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах |
3.1 | История, раскопанная из-под песка. | 1 | | |
3.2 | Египет-дар Нила. | 1 | | |
3.3 | Общество Древнего Египта. | 1 | | |
3.4 | Как жили в Древнем Египте. | 1 | | |
3.5 | Религия древних египтян. | 2 | | |
3.6 | Тайна египетских иероглифов. | 2 | | |
3.7 | Повторительно-обощающий урок «Древний Египет» | 1 | | |
4 | Раздел III. Древние Цивилизации Азии. Передняя Азия в древности | 14 ч 8 ч | Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья. Законы Хаммурапи. Передняя Азия. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие –архитектурные памятники Вавилона. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания | Сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различия; читать историческую карту, пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации. Показывать на карте местоположение древнейших государств. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы). Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. |
4.1 | Древнее Двуречье | 1 | | |
4.2 | Древний Вавилон. | 2 | | |
4.3 | Финикия. | 1 | | |
4.4 | Библейские сказания. | 1 | | |
4.5 | Древнееврейское царство | 1 | | |
4.6 | Ассирийская держава | 1 | | |
4.7 | Персидская держава «царя царей» | 1 | | |
5 | Индия и Китай в древности | 6 ч | Природные условия, занятия населения. Древние города- государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь | Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Объяснять значение понятий: империя, конфуцианство. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних индийцев и китайцев, высказывать суждение об их вкладе в мировую культуру. |
5.1 | Древняя Индия. | 1 | | |
5.2 | Жизнь в индийском обществе | 1 | | |
5.3 | Древний Китай. | 2 | | |
5.4 | Правление Цинь Шихуана | 1 | | |
5.5 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток» | 1 | | |
6 | Раздел III. Древняя Греция | 17 ч | Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, полис, города – государства, Афины и Спарта. Демократи, аристократия. Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии, значение Олимпийских игр (с 776г.до.н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания. | Сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различия; читать историческую карту, пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. |
6.1 | Начало Греческой цивилизации. | 1 | | |
6.2 | Троянская война | 1 | | |
6.3 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 2 | | |
6.4 | Мир богов Древней Греции | 1 | | |
6.5 | Государство-полис в Древней Греции. | 1 | | |
6.6 | Афинская демократия. | 1 | | |
6.7 | Древняя Спарта | 1 | | |
6.8 | Греческая колонизация | 1 | | |
6.9 | Олимпийские игры в древности | 1 | | |
6.10 | Греко-персидские войны | 2 | | |
6.11 | Возвышение Афин | 2 | | |
6.12 | Александр Македонский и его завоевания | 2 | | |
6.13 | Повторительно-обобщающий «Наследие Древней Греции». | 1 | | |
7 | Раздел IV. Древний Рим | 16 ч | Древний Рим; патриции, плебеи, республика (власть Сената, народное собрание выборные должности). Римские завоевания: Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.Римская империя: роль Октавиана Августа, культурное наследие античной цивилизации. Возникновение христианства в 1 веке.; Раздел Римской Империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. | Сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различия; читать историческую карту, пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения древней Италии. Раскрывать значение понятий: патриций, плебеи, республика, консул, трибун, сенат, диктатор, легион, император, провинция. Характеризовать верования древних жителей Италии Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме |
7.1 | Древняя Италия. | 1 | | |
7.2 | Становление республики в Древнем Риме. | 2 | | |
7.3 | Пунические войны. | 1 | | |
7.4 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | | |
7.5 | Гражданские войны в Риме | 2 | | |
7.6 | Падение Республики. Диктатура Цезаря. | 1 | | |
7.7 | Становление Римской империи. | 1 | | |
7.8 | Правление императора Нерона | 1 | | |
7.9 | Зарождение христианства | 1 | | |
7.10 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | | |
7.11 | Повседневная жизнь римлян. | 1 | | |
7.12 | Римская империя при Константине. | 1 | | |
7.13 | Вторжение варваров. Падение Западной Римской империи. | 1 | | |
7.14 | Повторительно-обобщающий урок Культурное наследие Древнего Рима. | 1 | | |
8 | Итоговое повторение по курсу | 4ч | | |
9 | Резерв | 4 ч | | |
Организация текущего и промежуточного контроля знаний
Виды контроля: текущий, тематический, тестирование.
Формы контроля: выявляющие подготовку обучающегося по истории:
устные сообщения учащегося,
тесты,
индивидуальная работа, дифференцированная самостоятельная работа,
дифференцированная проверочная работа,
разноуровневые тесты, в том числе с компьютерной поддержкой,
Требования к подготовке выпускников
- уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Раскрыть содержание иллюстрации;
- сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2008 г.
2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2008г.
3. Исторические карты по истории Древнего мира.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира».
5. История Древнего мира 5 класс http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=286