Программа по биологии ФГОС-17
. Рабочая программа предмета «Биология» для 9 класса. Базовый уровень.
Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям
к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательно го развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
Пояснительную записку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание курса биологии
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
I.Пояснительная записка
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства.
Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования.
В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Программа является базовой, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы по биологии для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Программа является отражением научного знания биологических дисциплин. Поэтому, если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, научиться читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, культуры, формируемой в процессе изучения биологии.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности, и, соответственно, определенные учебные действия.
На этапе основного общего среднего образования при изучении биологии происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания биологии.
Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладеть методами научного познания и т.д.;
Таким образом, в программе обозначено целеполагание курса биологии на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Формы организации учебных занятий
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:
уроки усвоения новой учебной информации;
уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
Помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
Основные виды учебной деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
Требования к рабочим программам упрощены
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три. Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
* планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
* содержание учебного предмета, курса;
* календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ п/п Тема урока Количество часов Дата План Факт
Пояснительная записка должна быть.
Источник:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). Скачать
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
При составлении рабочей программы использовались следующие источники:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.п 6. и 7.
«О внесении изменения в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена №17-ФЗ от 09. 02. 2007.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23.12. 2002, 01.02. 2005 30.12. 2005, 20.07.2007, 18.08. 2008, 10.03.2009).
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN978-5-09-023273-9;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
Рабочие программы биология ФГОС Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко,О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Б63 Биология : 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.;
Биология. 9 класс «Общие биологические закономерности» Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Под ред. Пономарёвой И.Н. 2016г.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
2.Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД)
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как:
- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- выбор условий для проведения и наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
-использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
-описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;
-поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных носителях;
-работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем;
-корпоративная деятельность на уроке;
- развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов исследований.
ФГОС основного общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
III. Содержание курса биологии.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 6 часов отводится на выполнение лабораторных работ.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
2.Содержание обучения
Общие закономерности жизни. 4 часа.
Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.
Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. 13 часов.
Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.
Лабораторная работа №1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
Лабораторная №2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.
Контрольная №1. « Явления и закономерности жизни на клеточном уровне».
Закономерности жизни на организменном уровне. 20 часов.
Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.
Лабораторная работа №3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.
Лабораторная №4. Изучение изменчивости у организмов.
Контрольная работа №2. « Закономерности жизни на организменном уровне».
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. 21 час.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Лабораторная работа №5. Приспособленность организмов к среде обитания.
Контрольная работа №3. «Закономерности происхождения жизни на Земле».
Закономерности взаимоотношений организмов и среды.12 часов.
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере.
Лабораторная №6. Оценка качества окружающей среды.
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Тема 1. Общие закономерности жизни. 5 часов. |
1.1 | Биология – наука о живом мире. | 1 | | |
2.2. | Методы биологических исследований. | 1 | | |
3.3. | Общие свойства живых организмов. | 1 | | |
4.4. | Многообразие живых организмов. | 1 | | |
5.5. | Контрольная №1 | 1 | | |
Тема 2.Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. 12 часов. |
6.1 | Многообразие клеток. | 1 | | |
7.2. | Лабораторная работа №1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток. | 1 | | |
8.3. | Химические вещества в клетке. | 1 | | |
9.4. | Строение клетки. | 1 | | |
10.5. | Органоиды клетки и их функции. | 1 | | |
11.6. | Обмен веществ – основа существования клетки. | 1 | | |
12.7. | Биосинтез белка в клетке. | 1 | | |
13.8. | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 1 | | |
14.9. | Обеспечение клеток энергией. | 1 | | |
15.10. | Размножение клетки и ее жизненный цикл. | 1 | | |
16.11. | Лабораторная работа №2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения. | 1 | | |
17.12. | Контрольная №2. | 1 | | |
Тема3. Закономерности жизни на организменном уровне. 20 часов. |
18.1. | Организм – открытая живая система (биосистема). | 1 | | |
19.2. | Примитивные организмы. | 1 | | |
20.3. | Растительный организм и его особенности. | 1. | | |
21.4. | Многообразие растений и их значение в природе. | 1. | | |
22.5. | Организмы царства грибов и лишайников. | 1. | | |
23.6. | Животный организм и его особенности. | 1 | | |
24.7. | Разнообразие животных. | 1. | | |
25.8. | Сравнение свойств организма человека и животных. | 1 | | |
26.9. | Размножение живых организмов. | 1. | | |
27.10. | Индивидуальное развитие. | 1. | | |
28.11. | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | | |
29.12. | Изучение механизма наследственности. | 1. | | |
30.13. | Основные закономерности наследования признаков у организмов. | 1. | | |
31.14. | Лабораторная №3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов. | 1. | | |
32.15. | Закономерности изменчивости. | 1. | | |
33.16. | Ненаследственная изменчивость. | 1. | | |
34.17. | Лабораторная работа №4. Изучение изменчивости у организмов. | 1. | | |
35.18. | Основы селекции организмов. | 1. | | |
36.19. | Обобщающий урок по теме 3. | 1. | | |
37.20. | Контрольная работа №3. | 1. | | |
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. 21 час. |
38.1. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | 1. | | |
39.2. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1. | | |
40.3. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1. | | |
41.4. | Этапы развития жизни на Земле. | 1. | | |
42.5. | Идеи развития органического мира в биологии. | 1. | | |
43.6. | Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. | 1. | | |
44.7. | Современные представления об эволюции органического мира. | 1. | | |
45.8. | Вид, его критерии и структура. | 1. | | |
46.9. | Процессы образования видов. | 1. | | |
47.10. | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | 1. | | |
48.11. | Основные направления эволюции. | 1. | | |
49.12. | Примеры эволюционных преобразований живых организмов. | 1. | | |
50.13. | Основные закономерности эволюции. | 1. | | |
51.14. | Лабораторная работа №5. Приспособленность организмов к среде обитания. | 1. | | |
52.15. | Человек - представитель животного мира. | 1. | | |
53.16. | Эволюционное происхождение человека. | 1. | | |
54.17. | Этапы эволюции человека. | 1. | | |
55.18. | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1. | | |
56.19. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1. | | |
57.20. | Обобщающий урок по теме 5. | 1. | | |
58.21. | Контрольная работа №4. | 1. | | |
Тема5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды. 12 часов. |
59.1. | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | 1. | | |
60.2. | Общие законы действия факторов среды на организмы. | 1. | | |
61.3. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | 1. | | |
62.4. | Лабораторная №6. Оценка качества окружающей среды. | 1. | | |
63.5. | Биотические связи в природе. | 1. | | |
64.6. | Популяции. | 1. | | |
65.7. | Функционирование популяции в природе. | 1. | | |
66.8. | Сообщества. | 1. | | |
67.9. | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1. | | |
68.10. | Развитие и смена биогеоценозов. | 1. | | |
69.11. | Основные законы устойчивости живой природы. | 1. | | |
70.12. | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. | 1. | | |
11