СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Биология» для 9 класса. Базовый уровень. ФГОС второго пколения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа  базового уровня в соответствии с ФГОС второго поколения для взрослых учеников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Биология» для 9 класса. Базовый уровень. ФГОС второго пколения.»

Программа по биологии ФГОС-17

. Рабочая программа предмета «Биология» для 9 класса. Базовый уровень.

Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям

к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательно го развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

  1. Пояснительную записку.

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  3. Содержание курса биологии

  4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

I.Пояснительная записка

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства.

Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования.

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.

Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Программа является базовой, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса био­логии для основной школы. В ней также учи­тываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий для общего образования, соблюда­ется преемственность с примерными программа­ми начального общего образования.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов дея­тельности обучаемых, представленных в програм­мах для начального общего образования. Однако содержание программы по биологии для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы обще­го среднего образования; во-вторых, психологиче­скими и возрастными особенностями обучаемых.

Программа является отражением научно­го знания биологических дисциплин. Поэтому, если в начальной школе на первое место выдвигается учебная дея­тельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, научиться читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникатив­ной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, культуры, формируемой в процессе изучения биологии.

При этом универсальные учебные действия фор­мируются в результате взаимодействия всех учеб­ных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности, и, соответственно, определенные учебные действия.

На этапе основного общего среднего образования при изучении биологии происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифици­ровать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения поняти­ям.

Сюда же относятся приемы, сходные с опреде­лением понятий: описание, характеристика, разъ­яснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения экс­перимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положе­ние о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкре­тизированы до уровня учебных действий, которы­ми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания биологии.

Основные виды учебной дея­тельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладеть методами научно­го познания и т.д.;

Таким образом, в программе обо­значено целеполагание курса биологии на разных уровнях: на уровне метапредметных, пред­метных и личностных целей; на уровне метапред­метных, предметных и личностных образователь­ных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Формы организации учебных занятий

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:

  • уроки усвоения новой учебной информации;

  • уроки формирования практических умений и навыков учащихся;

  • уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;

  • уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

Помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.





Основные виды учебной деятельности

Формируются и совершенствуются умения:

– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

Требования к рабочим программам упрощены

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три. Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

* планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

* содержание учебного предмета, курса;

* календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

№ п/п Тема урока Количество часов Дата План Факт

Пояснительная записка должна быть.

Источник:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

При составлении рабочей программы использовались следующие источники:

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.п  6. и 7.

       «О внесении изменения в  Закон РФ «Об образовании» и  Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена №17-ФЗ от 09. 02. 2007.

    Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23.12. 2002, 01.02. 2005  30.12. 2005, 20.07.2007, 18.08. 2008, 10.03.2009).

      Приказ Министерства образования  Российской Федерации  от 17.12.2010г. № 1897  «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN978-5-09-023273-9;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5;

Программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

Рабочие программы биология ФГОС Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко,О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Б63 Биология : 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.;

Биология. 9 класс «Общие биологические закономерности» Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Под ред. Пономарёвой И.Н. 2016г.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


1.Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.


В результате изучения биологии ученик должен:


знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)


2.Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД)


Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий для проведения и наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

-использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

-описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;

-поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных носителях;

-работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем;

-корпоративная деятельность на уроке;

- развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов исследований.

ФГОС основного общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

III. Содержание курса биологии.


  1. Место курса биологии в базисном учебном плане

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 6 часов отводится на выполнение лабораторных работ.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


2.Содержание обучения


  1. Общие закономерности жизни. 4 часа.

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.

  1. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. 13 часов.

Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.

Лабораторная работа №1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Лабораторная №2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.

Контрольная №1. « Явления и закономерности жизни на клеточном уровне».




  1. Закономерности жизни на организменном уровне. 20 часов.

Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.

Лабораторная работа №3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.

Лабораторная №4. Изучение изменчивости у организмов.

Контрольная работа №2. « Закономерности жизни на организменном уровне».

  1. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. 21 час.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Лабораторная работа №5. Приспособленность организмов к среде обитания.

Контрольная работа №3. «Закономерности происхождения жизни на Земле».

  1. Закономерности взаимоотношений организмов и среды.12 часов.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере.

Лабораторная №6. Оценка качества окружающей среды.










  1. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Тема 1. Общие закономерности жизни. 5 часов.

1.1

Биология – наука о живом мире.

1



2.2.

Методы биологических исследований.

1



3.3.

Общие свойства живых организмов.

1



4.4.

Многообразие живых организмов.

1



5.5.

Контрольная №1

1



Тема 2.Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. 12 часов.

6.1

Многообразие клеток.

1



7.2.

Лабораторная работа №1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток.

1



8.3.

Химические вещества в клетке.

1



9.4.

Строение клетки.

1



10.5.

Органоиды клетки и их функции.

1



11.6.

Обмен веществ – основа существования клетки.

1



12.7.

Биосинтез белка в клетке.

1



13.8.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1



14.9.

Обеспечение клеток энергией.

1



15.10.

Размножение клетки и ее жизненный цикл.

1



16.11.

Лабораторная работа №2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения.

1



17.12.

Контрольная №2.

1



Тема3. Закономерности жизни на организменном уровне. 20 часов.

18.1.

Организм – открытая живая система (биосистема).

1



19.2.

Примитивные организмы.

1



20.3.

Растительный организм и его особенности.

1.



21.4.

Многообразие растений и их значение в природе.

1.



22.5.

Организмы царства грибов и лишайников.

1.



23.6.

Животный организм и его особенности.

1



24.7.

Разнообразие животных.

1.



25.8.

Сравнение свойств организма человека и животных.

1



26.9.

Размножение живых организмов.

1.



27.10.

Индивидуальное развитие.

1.



28.11.

Образование половых клеток. Мейоз.

1



29.12.

Изучение механизма наследственности.

1.



30.13.

Основные закономерности наследования признаков у организмов.

1.



31.14.

Лабораторная №3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов.

1.



32.15.

Закономерности изменчивости.

1.



33.16.

Ненаследственная изменчивость.

1.



34.17.

Лабораторная работа №4. Изучение изменчивости у организмов.

1.



35.18.

Основы селекции организмов.

1.



36.19.

Обобщающий урок по теме 3.

1.



37.20.

Контрольная работа №3.

1.



Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. 21 час.

38.1.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

1.



39.2.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1.



40.3.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1.



41.4.

Этапы развития жизни на Земле.

1.



42.5.

Идеи развития органического мира в биологии.

1.



43.6.

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира.

1.



44.7.

Современные представления об эволюции органического мира.

1.



45.8.

Вид, его критерии и структура.

1.



46.9.

Процессы образования видов.

1.



47.10.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

1.



48.11.

Основные направления эволюции.

1.



49.12.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

1.



50.13.

Основные закономерности эволюции.

1.



51.14.

Лабораторная работа №5. Приспособленность организмов к среде обитания.

1.



52.15.

Человек - представитель животного мира.

1.



53.16.

Эволюционное происхождение человека.

1.



54.17.

Этапы эволюции человека.

1.



55.18.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

1.



56.19.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

1.



57.20.

Обобщающий урок по теме 5.

1.



58.21.

Контрольная работа №4.

1.



Тема5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды. 12 часов.

59.1.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

1.



60.2.

Общие законы действия факторов среды на организмы.

1.



61.3.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

1.



62.4.

Лабораторная №6. Оценка качества окружающей среды.

1.



63.5.

Биотические связи в природе.

1.



64.6.

Популяции.

1.



65.7.

Функционирование популяции в природе.

1.



66.8.

Сообщества.

1.



67.9.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

1.



68.10.

Развитие и смена биогеоценозов.

1.



69.11.

Основные законы устойчивости живой природы.

1.



70.12.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

1.







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!