ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕНИКА 2 КЛАССА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ПРЕДМЕТУ:
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(65 ч.; 2 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по предметно-практической деятельности составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8го вида под редакцией Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А соответствии с методологическим основанием, изложенным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностному подходу, базисному учебному плану, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006г. и учебному плану общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области…, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от ________________ 2011 г.
Цели курса:
Создание условий для формирования у ребенка определённых представлений о предметах и действиях с ними.
Задачи курса:
-формирование положительного отношения к труду;
-совершенствование психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия);
-воспитание положительных эмоций по отношению к людям.
Базовые ценности:
Семья будет реализовываться через темы: «Перекладывание бобов из банки», .Дидактическая игра «Тарелочки».
Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Постройка башни из строительного материала», «Постройка домика из строительного материала».
Обоснование программы:
Наблюдение и опыт изучения предметно-практической деятельности учащегося с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в самостоятельном выполнении. Специальные коррекционные занятия по предметно-практической деятельности направлены на формирование у него умений действовать с предметами с помощью взрослого и частично самостоятельно.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать приемы работы с предметами.
Основными формами и методами обучения являются:
-совместные с учителем практические работы, коррекционные упражнения;
-сюжетно-ролевые игры,
-наглядные средства обучения;
На занятиях по предметно-практической деятельности уделяется внимание обогащению пассивного словарного запаса. Для этого используется не только повторение обиходной терминологии, но и чтение пословиц, поговорок, загадок.
Занятия по предметно-практической деятельности тесно связаны с уроками чтения, письма, математики, ручным трудом.
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе сюжетных игр и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение узнавать окружающие предметы,
-умение слушать учителя,
-умение понимать обращенную речь.
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы
по предметно-практической деятельности
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Предметно-манипулятивные действия. Работа со строительным материалом. | Формирование и расширение знаний о предметах. Складывание простейших фигур. | Развитие внимания Расширение пассивного словаря. Развитие мелкой моторики | Эмоционально откликаться на совместные действия со взрослым. |
Предметно-практическая деятельность (16 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Наблюдение за движущимися заводными игрушками. | Рассматривание игрушек. Называние. Показ ключика и способа завести игрушку. Наблюдение за движением игрушек. Словарная работа: катится, прыгает, бегает, едет. |
2.Перекладывание бобов из банки. | Поможем маме сварить бобы. Перекладывание из банки в кастрюлю. Словарная работа: мало положили, много положили. |
3.Прослеживание движений предмета. | Внесение игрушек би-ба-бо. Игра «Куда идет игрушка». Упражнение с колокольчиком, бубном. |
4.Выполнение совместных движений (стучим, гладим). | Рассматривание молоточка, постучим молоточком: гвозди заколачивает, кулачком стучим в дверь. Погладим ладошкой стол, подушку. Словарная работа: мягкий, твердый. |
5.Выбор предметов по образцу. | Рассматривание матрешки. Игра «Что внутри». Расставим матрешек – их много. Возьмем самую маленькую, самую большую. |
6.Смена подражательных действий. | Игра «Катаем» - катание мяча, машинки. Бросим мяч в корзину, поставим машинку в коробку. |
7.Складывание предметов в коробку. | «Все игрушки рассыпались, будем собирать». Складывание в коробку мелких игрушек. Словарная работа: много, мало, осталось, все. |
8.Катание шаров в определенном направлении. | Рассматривание иллюстрации клоуна с шарами. У нас тоже много шаров, будем их катать. Называние цвета, смена направления движения шаров. |
9.Группировка предметов по цвету (по коробкам). | Рассматривание цветных коробок. Называние цвета. Рассматривание предметов, называние их цветов. Игра «Разложи по цвету». |
10.Бросание шаров. | Будем играть шарами: катать, толкать, кидать. Совместная деятельность. Словарная работа: укатился, далеко, упал. |
11.Заполнение отверстий грибочками. | Рассматривание игрушек-грибочков. Называние размера. Рассматривание коробочки с отверстиями: маленькие, большие. Игра «Разложи грибы». |
12.Сталкивание предметов палкой со стола. | Достанем игрушки, не получается, они далеко. Будем сталкивать их палкой. Совместная деятельность. |
13.Раскладывание плоских предметов. | Складывание разрезной картинки. Совместная деятельность: работа с мозаикой. |
14.Группировка предметов по цвету. | Рассматривание ведерок и предметов. Называние цветов и размеров. Раскладывание предметов по ведеркам соответствующего цвета. |
15.Дидактическая игра «Шароброс» | Совместная деятельность. Игра с шарами: катать, толкать, кидать. Словарная работа: укатился, далеко, упал. |
16.Группировка предметов по форме. | Рассматривание коробок разных форм: круглая, овальная прямоугольная и квадратная. Рассматривание предметов разных форм. Игр «Разложи». |
Предметно-практическая деятельность (14 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Нанизывание предметов с отверстиями на стержень. | Рассматривание геометрических форм с отверстиями: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Рассматривание стержней разных форм. Нанизывание. |
2.Дидактическая игра «Тарелочки» (подбор по цвету). | Рассматривание тарелочек, называние цветов. Рассматривание предметов разных цветов. Игра «Разложи». |
3.Нанизывание шаров на шнур. | Рассматривание шаров, называние цветов. Рассматривание шнура: длинный. Игра «Соберем на шнур шары». |
4.Складывание домика из счетных палочек. | Внесение деревянных палочек, обследование. Посмотри, я сложу из палочек домик, теперь сложим другой домик вместе с тобой. |
5.Постройка дорожек из строительного материала. | Рассматривание строительного материала: кубики, кирпичики. «Будем строить дорожки». Игра «Машинки едут». |
6.Нанизывание больших и маленьких колец на разные стержни. | Снесение пирамидок разных размеров. Называние цветов колец. «Соберем маленькую пирамидку. Соберем большую пирамидку». Называние цвета коле и размера. |
7.Складывание ворот из деревянных палочек. | Рассматривание деревянных палочек, обследование. Рассматривание иллюстрации «Ворота для теремочка». Чтение сказки. Выкладывание ворот. |
8.Постройка башни из строительного материала. | Рассматривание строительного материала: кубики, кирпичики. «Будем строить башню». Игра «высокая и низкая башни». |
9.Наложение предметов и сравнение по величине. | Рассматривание предметов. Называние величины. Игра «Что больше» - наложение предметов. |
10.Постройка заборчика из строительного материала. | Рассматривание иллюстрации. Рассматривание строительного материала. «Будем строить заборчик». Обыгрывание. |
11.Дидактическая игра «Разложи в ряд». | Внесение предметов разных цветов и размеров. «Разложим в ряд». |
12.Складывание окна из деревянных палочек. | Рассматривание деревянных палочек, обследование. Рассматривание иллюстрации «Окно». Выкладывание окна из палочек. |
13.Постройка домика из строительного материала. | Рассматривание строительного материала: кубики, кирпичики. «Будем строить домик». Игра «Большой и маленький домик». |
14.Упражнения с флажками. | Рассматривание флажков. Называние цветов и размеров. Упражнение «Разложи по размеру, по цвету» |
Предметно-практическая деятельность (19 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1.Соотнесение названия с формой: шарик. | Рассматривание шаров разных цветов и размеров. Игра «Где шарик». |
2.Нанизывание колец пирамидки. | Внесение пирамидки. Называние цветов колец. Сбор и разбор пирамидки (совместная деятельность). |
3.Доставание предмета с помощью палки. | Посмотри. Какая красивая игрушка, давай ее достанем рукой. Не получается. Палка нам поможет – будем двигать палкой игрушку, вот и достали. |
4.Группировка предметов по величине: большой - маленький. | Посмотри, как много игрушек, будем их раскладывать: большие к большим, маленькие к маленьким. |
5.Выбор предметов одной формы (круг, квадрат). | У маня есть две коробочки – круглая и квадратная. Разложим предметы в коробки. Ищи глазками, где круглые предметы, сложим их в круглую коробочку. Теперь ищи квадратные предметы, их складываем в квадратную коробку. |
6.Выбор цвета по названию. | Сегодня снова будем играть с коробочками. У нас много коробочек, все они разного цвета. Возьмем красную, теперь синюю. Где желтая? Где зеленая? Вот белая, вот черная. |
7.Открывание коробок. | Посмотри, как много разноцветных коробочек. Что в них? Давай вместе будем их открывать и посмотрим, что внутри. |
8.Закрывание коробок. | Разложим предметы в коробки. Много коробок и много предметов. Теперь коробки нужно закрыть. Сделаем это вместе. |
9. Группировка предметов по величине: тонкий - толстый. | Посмотри, как много предметов в коробке. Давай рассмотрим: карандаши, палочки. Будем раскладывать их по коробкам. Тонкие предметы в одну коробку, толстые в другую. Теперь все тонкие предметы в одной коробке, а все толстые в другой. |
10.Открывание матрешки. | Рассматривание матрешки: внутри большой есть маленькие куколки, посмотри. Откроем вместе. Теперь матрешки спрячутся, вот так я их закрою. Теперь снова будем открывать. |
11.Закрывание матрешки. | Посмотри, какая сегодня матрешка пришла в гости, будем ее открывать и закрывать. Я открою, посмотри, сколько матрешек получилось. Вместе будем закрывать куколок. |
12.Работа с вкладными кубами. | Рассматривание кубов, называние цвета, размера. Вкладывание кубов друг в друга, разбор кубов по одному. |
13.Катание клубочков. | Котенок принес клубочки, он любит их катать, вот так. Мы тоже будем катать клубочки. Теперь, смотри, как котенок катает клубочки в корзину, попробуем и мы также. |
14.Перемещение колец по проволоке. | Внесение игрушек на проволоке: медведь, овечка, шарики. «Эти игрушки можно передвигать. Вот так. Давай вместе поиграем». |
15.Захват двумя пальцами (сенсорные мешочки) | Вносятся три мешочка, в каждом по одному предмету. Рассматривание мешочков и предметов, называние цвета, размера, предмета. Совместно с учителем ребенок совершает захват предмета двумя пальцами и достает каждый из мешочка. |
16. Группировка предметов по величине: длинный – короткий. | Посмотри, сколько предметов в коробке. Давай их, рассмотрим: ленточки, шнурки. Будем раскладывать их по коробкам. Длинные предметы в одну коробку, короткие в другую. Теперь все длинные предметы в одной коробке, а все короткие в другой. |
17.Перекладывание предметов. | Рассматривание предметов в коробке, называние цвета предметов, коробки, формы и размера. Складывание предметов в одну коробку, перекладывание в другую. |
18.Нанизывание предметов с отверстиями на стержень. | Рассматривание предметов, называние цвета, формы. Рассматривание стержней, называние формы. Будем собирать фигуры на стержни и разбирать. |
19.Постройка дорожки из брусков. | Игра «Кто в домике живет?». Рассматривание игрушечных домиков, называние, кто там живет. Будем строить дорожки к домикам. Все, кто живет в них, будут ходить в гости друг к другу. |
Предметно-практическая деятельность (16 ч.) IV четверть
1.Использование предметов как орудий. | Игра в сухом бассейне. Захват крупы в кулачок. Теперь будем пересыпать крупу с помощью ложки, кружки. Получается быстрее. |
2.Постройка забора из брусков. | Внесение деревянных брусков. Чтение сказки «Теремок» . постоим для теремка заборчик. Из брусков. Теперь медведь не сможет сломать теремок. |
3.Открывание баночек. | Рассматривание баночек. Называние цвета, формы. Будем открывать баночки и посмотрим, что там внутри (совместная деятельность). |
4.Использование палки с кольцом на конце. | У меня есть палка и кольцо. Привяжем кольцо на конец палки, теперь палка с кольцом на конце. Такой палкой можно доставать предметы, которые от нас далеко. Давай попробуем. |
5.Открывание флаконов. | Мы с тобой уже учились открывать баночки, сегодня поучимся открывать флаконы. Рассматривание флаконов, называние цвета, размера, открывание. |
6.Группировка одинаковых по величине предметов. | Рассматривание предметов. Где большие, где маленькие. Разложим по ведеркам. Маленькие предметы сложим в маленькое ведерко, а большие предметы в большое. |
7.Использование палки с крючком на конце. | Изготовим другую палку для помощи. Привяжем к палке крючок. Палка стала длиннее и ей можно зацеплять разные предметы. Давай, попробуем. |
8.Открывание шкатулок. | Рассматривание шкатулок. Будем открывать шкатулки, они все с сюрпризом. Это музыкальные шкатулки и у каждой своя музыка. Давай откроем и послушаем. |
9.Группировка одинаковых по цвету предметов. | Рассматривание предметов. Здесь есть красные, синие, желтые и зеленые предметы. Будем раскладывать по коробкам. В зеленую коробку соберем все зеленые предметы. В красную коробку будем складывать красные предметы, и т.д. |
10.Использование палки с сачком. | Изготовим палку с сачком. Посмотрим как эта палка может нам помочь. Будем доставать предметы сачком. |
11.Постройка домика с крышей. | Рассматривание кубиков и призм, называние цвета, размера. Построим их них домик. Сначала поставим кубик, получился домик, а теперь нужна крыша. Получился красный домик, теперь синий. |
12.Группировка одинаковых по форме предметов. | Рассматривание предметов, называние формы. Раскладывание по коробкам различной формы. В круглую коробку сложим круглые предметы, а в квадратную – квадратные. |
13.Составление чередующихся рядов. | Посмотри, как я разложила фигуры: круг, квадрат. Давай разложим вместе также. Теперь два круга и квадрат. |
14.Постройка башни из цилиндров. | Будем строить из баночек башню. Низкая башня получилась. Добавим баночек. Теперь башня стала высокой. |
15.Исполльзование ложки для доставания предметов. | Рассматривание деревянных ложек с ручками различной длины. Попробуем достать картофель маленькой ложкой, теперь большой. Ложкой с длинной ручкой легче доставать предмет. |
16.Выкладывание заборчика из палочек. | Мы делали заборчик для теремка из брусков. Сегодня будем делать заборчик из палочек. Выкладывание палочек. |