СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предшкольной подготовки «Клуб «Дошкольник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

 

предшкольной подготовки

«Клуб «Дошкольник»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предшкольной подготовки «Клуб «Дошкольник»»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 13















Рабочая программа


дошкольной подготовки

«Клуб «Дошкольник»

57 часов





Составила: Омельченко С.В.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория




















2015 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

 Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе трёх образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;

  • подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;

  • формирование положительного отношения к школе.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

  • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

  • воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

  • формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;

  • укреплять и развивать эмоционально–положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  

  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка


ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Данный курс содержит три комплексных блока:

  1. Обучение грамоте, развитие речи

  2. Развитие мелкой моторики

  3. Математика




ХАРАКТЕИСТИКА РАЗДЕЛОВ

Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению

Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.

На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)

Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)

На занятиях используются:

  • пальчиковая гимнастика;

  • веселые подвижные игры (речь + движения);

  • штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;

  • обводки по трафарету или шаблону;

  • печатание букв, слогов, слов, цифр.

Математика

Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.

На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.

Дети обучаются элементарным основам математики:

  • знакомство с цифрами;

  • состав числа;

  • отношения и связи между числами;

  • геометрические фигуры;

  • математические знаки;

  • арифметические задачи;

  • примеры на сложение и вычитание;


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 состоит из учебных пособий:

1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 

2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2) 

3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2) 

Средства, необходимые для реализации программы:

  • Учебно-тематическое планирование;

  • Рабочие тетради, альбом

  • Слоговые таблицы

  • Демонстрационный материал 

  • Презентации к занятиям


ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:

  1. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала», - СПб, 1997 г

  2. Максимова Ю., Кружок «Штриховка и развитие речи» 1 класс// "Первое сентября. Начальная школа"- 2008 №9,12,20,23; 2009 №1,2,3



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Математика (57 ч)

п/п

Тема занятия

Стр. тетради

Дата


Доцифровой период (6ч)



1

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке.

1

06.10

2

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал).

1

08.10

3

Количество и счёт. Сравнение группы предметов. Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник).

2

12.10

4

Понятия «Больше, меньше, столько же».

Геометрические фигуры (круг, овал).

3

15.10

5

Понятия «Больше, меньше, столько же».

4

19.10

6

Штриховка геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, овала).

4

22.10


Цифровой период (24ч)



7

Число и цифра 0. Понятия «Много - ни одного».

5

26.10

8

Число и цифра 1..

6

29.10

9

Понятия «Длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже».

7

02.11

10

Число и цифра 2.

8

05.11

11

Соотнесение количества предметов с цифрой.

9

09.11

12

Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с цифрой.

10-11

12.11

13

Число и цифра 4. Счёт предметов.

12-13

16.11

14

Число и цифра 5.

14

19.11

15

Состав числа 5.

15

23.11

16

Число и цифра 6. Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6.

16

26.11

17

Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки ,

17

30.11

18

Число и цифра 7.

18

03.12

19

Состав чисел: 3, 4, 5, 6,7

19

07.12

20

Число и цифра 8. Соотнесение количества предметов с цифрой.

20-21

10.12

21

Число и цифра 9.

22

14.12

22

Состав чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

23

17.12

23

Число и цифра 10.

24

21.12

24

Сравнение чисел. Порядковый счёт от 1 до 10.

25

24.12

25

Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение. Порядковый и обратный счёт.

26-27

28.12

26

Последовательность и закономерности.

Написание изученных цифр.

28-29

31.12

27

Соотнесение количества предметов с цифрой и их сравнение.

30

11.01

28

Закрепление состава чисел 1-9.

31

14.01

29

Повторение изученного.

32

18.01

30

Порядковый и обратный счёт. Соотнесение цифры и цвета.

1 (ч.2)

21.01


Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (7ч)



31

Знаки +,-. Решение задач.

2-3

25.01

32

Решение примеров. Увеличение и уменьшение чисел на 1.

4-5

28.01

33

Увеличение и уменьшение чисел на 2.

6-7

01.02

34

Сравнение чисел. Решение примеров.

8

04.02

35

Сравнение чисел. Решение примеров.

9

08.02

36

Решение примеров. Порядковый счёт.

10-11

11.02

37

Решение примеров. Обратный счёт.

12-13

15.02


Простые задачи (20ч)



38

Решение примеров и задач. Порядковый счёт.

14

18.02

39

Решение примеров и задач. Порядковый счёт.

15

20сб.02

40

Решение примеров и задач.

Логические задачи.

16

25.02

41

Решение примеров и задач.

Логические задачи.

17

29.02

42

Решение примеров и задач.

18

03.03

43

Решение примеров и задач.

19

10.03

44

Решение примеров и задач.

20

14.03

45

Состав чисел 7, 8.

21

17.03

46

Решение примеров.

22

21.03

47

Состав числа 10.

23

24.03

48

Решение примеров.

24

28.03

49

Решение примеров. Сравнение чисел.

25

31.03

50

Решение примеров.

26

04.04

51

Решение задач.

27

07.04

52

Измерение линейкой длины, ширины, высоты предметов.

28

11.04

53

Решение примеров.

29

14.04

54

Состав чисел второго десятка.

30

18.04

55

Сравнение чисел.

31

21.04

56

Измерение отрезков. Решение примеров.

32

25.04

57

Игра «Путешествие в страну чисел»


28.04



Обучение грамоте (57ч)

п/п

Тема занятия

Стр. тетради

Стр. букваря

Дата

1

Понятие о слове.



06.10

2

Слово-звук-буква.



08.10

3

Слово-часть предложения



12.10

4

Буквы. Звуки.



15.10

5

Буква А, гласный звук [а].

1

4

19.10

6

Буква О, гласный звук [о].

2

6

22.10

7

Буква И, гласный звук [и].

3

34

26.10

8

Буква У, гласный звук [у].

4

5,9

29.10

9

Буква Ы, звук ы.

5

24

02.11

10

Буква Н, звуки [н], [н`].

6

28-29

05.11

11

Буква Т, звуки [т], [т`].

7

33

09.11

12

Буква К, звуки [к], [к`].

8

31

12.11

13

Буква С, звуки [с], [с`].

9

8

16.11

14

Буква Л, звуки [л], [л`].

10

25-26

19.11

15

Буква Р, звуки [р], [р`].

11

20-21

23.11

16

Буква В, звуки [в], [в`].

12

47-48

26.11

17

Буква Е, звуки [й`э].

13

61-62

30.11

18

Буква П, звуки [п], [п`].

14

37

03.12

19

Буква М, звуки [м], [м`].

15

7

07.12

20

Читаем буквы, читаем слоги.


10-17

10.12

21

Буква З, звуки [з], [з`].

16

39-40

14.12

22

Буква Б, звуки [б], [б`].

17

53-54

17.12

23

Буква Д, звуки [д], [д`].

18

51-52

21.12

24

Буква Я, звуки [й`а].

19

68-69

24.12

25

Буква Г, звуки [г], [г`].

20

45-46

28.12

26

Буква Ч, звук [ч`].

21

80-81

31.12

27

Буква Ш, звуки [ш].

22

22-23

11.01

28

Буква Ж, звуки [ж].

23

58-59

14.01

29

Буква Ё, звуки [й`о].

24

74-75

18.01

30

Буква Й, звук [й`].

25

42-43

21.01

30

Буква Х, звуки [х], [х`].

26

18-19

25.01

32

Буква Ю, звуки [й`у].

27

72-73

28.01

33

Буква Ц, звук [ц].

28

85-86

01.02

34

Буква Э, гласный звук [э].

29

84

04.02

35

Буква Щ, звук [щ`].

30

90-91

08.02

36

Буква Ф, звуки [ф], [ф`].

31

88-89

11.02

37

Буквы ъ, ь.

32

64-67,93

15.02

38

Слоги

1-3 с ч.2

30,32

18.02

39

Слоги

4-5

35-36

20сб.02

40

Слова

6-7

38,41

25.02

41

Слова

8

44

29.02

42

Деление слов на слоги

9

49

03.03

43

Деление слов на слоги

10

50

10.03

44

Деление слов на слоги

11-12

55

14.03

45

Деление слов на слоги

13-14

57

17.03

46

Слова-предметы

15-16

60

21.03

47

Слова-предметы

17-18

63

24.03

48

Слова-предметы

19

70

28.03

49

Слова-предметы

20-21

71

31.03

50

Предложение. Составление предложений из слов

22

76

04.04

51

Схема предложения.

23

77

07.04

52

Составление предложений по схемам

24

78

11.04

53

Виды предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное)

25-26

79

14.04

54

Составление предложений (повествовательных, вопросительных, восклицательных)

27-28

82-83

18.04

55

Повторение изученного

29-30

87

21.04

56

Повторение изученного

31-32

92

25.04

57

Итоговое занятие


94-95

28.04



Подготовка к письму (57ч)


п/п

Тема занятия

Стр. тетради

Дата

1-2

Подготовка к письму. Правильная посадка при письме. Обводка рисунка по пунктирным линиям.

2

06.10

08.10

3-7

Обведение рисунка по контуру.

3-6

12.10

15.10

19.10

22.10

26.10

8

Обведение рисунка по контуру. Элемент волны.

7

29.10

9-13

Обведение по контуру ряда предметов.

8-11

02.11

05.11

09.11

12.11

16.11

14

Понятие верхней и нижней рабочей строки.

12

19.11

15-18

Обведение по контуру ряда предметов.

13-15

23.11

26.11

30.11

03.12

19

Элемент «с». Различная высота элементов.

16

07.12

20

Обводка по контуру. Штриховка.

17

10.12

21

Наклонная палочка.

18

14.12

22

Письмо изученных элементов.

19

17.12

23

Элементы с наклоном в правую и левую сторону.

20

21.12

24

Наклонная палочка с петлей.

21

24.12

25

Узкая рабочая строка. Прописывание элементов.

22

28.12

26

Элемент «спираль».

23

31.12

27

Элемент «полуовал».

24

11.01

28

Элемент «петля».

25

14.01

29

Наклонная палочка.

26

18.01

30

Наклонная палочка.

27

21.01

31

Элемент «крючок».

28

25.01

32

Элемент «круг».

29-30

28.01

33

Штриховка. Виды штриховки.

2 (ч.2)

01.02

34

Штриховка под наклоном.

3

04.02

35

Вертикальная штриховка.

4-5

08.02

36

Штриховка под наклоном.

6-7

11.02

37

Маленькая и большая наклонные.

8-9

15.02

38

Письмо маленького и большого крючка в узкой строке.

10-11

18.02

39

Письмо элементов. Штриховка.

12

20сб.02

40

Элемент «г».

13

25.02

41

Элемент «о».

14-15

29.02

42

Элемент «волнистая линия».

16-17

03.03

43

Элемент «волнистая линия».

18

10.03

44

Письмо наклонных линий с закруглениями.

19

14.03

45

Письмо наклонных линий с закруглениями.

20

17.03

46

Письмо элементов в узкой рабочей строке.

21

21.03

47

Элемент «с» и «с» обратное.

22

24.03

48

Элемент «с» и «с» обратное.

23

28.03

49

Петля ниже рабочей строки.

24-25

31.03

50

Штриховка. Письмо изученных элементов.

26

04.04

51

Штриховка. Письмо изученных элементов.

27

07.04

52

Безотрывное письмо.

28

11.04

53

Безотрывное письмо.

29

14.04

54

Безотрывное письмо.

30

18.04

55

Безотрывное письмо.

31

21.04

56

Штриховка рисунка.


25.04

57

Итоговый урок.

32

28.04



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!