Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов:
1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована для подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящая в состав укрупненной группы специальностей по направлению подготовки 14.00.00 Энергетика.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
8. Оформление отчета и подготовка к защите практических работ и курсового проекта. | | |
Примерная тематика курсовых работ (проектов) | | |
Проект ремонта бытовой стиральной машины «Вятка-Аленка». | | |
Обязательная аудитовная нагрузка по курсовой работе (проекту) | 30 | |
Тема 1.4. Ремонт и техническое обслуживание электробытовой техники. | Содержание | | |
9. | Ремонт и техническое обслуживание бытовых холодильников | Ремонт компрессионных морозильников. | 2 | 2 |
Ремонт абсорбционных холодильников. | 2 |
Дефектация компрессионных холодильников | 2 |
Дефектация компрессионных морозильников. | 2 |
Дефектация абсорбционных холодильников. | 2 |
Структура капитально-востановительного ремонта. | 2 |
Технические требования к отремонтированым холодильникам (морозильникам). | 2 |
Методы контроля отремонтированных холодильников (морозильников). | 2 |
Техника безопасности при выполнении капитально-восстановительного ремонта холодильных агрегатов на дому у потребителя. | 2 |
10. | Ремонт и техническое обслуживание бытовых микроволновых печей | Основные неисправности и методы ремонта и технического обслуживания. | 2 |
Ремонт магнетрона. | 2 |
Замена проходных конденсаторов в микроволновых печах | 2 |
| Контрольная работа | 2 | 2 |
Тема 1.4. Ремонт и техническое обслуживание электробытовой техники. | Практические занятия | 12 | |
1. | Практическая работа №4 | Визуальный контроль за состоянием щеток. | 2 | 2 |
2. | Практическая работа №5 | Замена ТЭНа в электроплите. | 2 | 2 |
3. | Практическая работа №6 | Контроль работы терморегулятора в бытовых кондиционерах. | 2 | 2 |
4. | Практическая работа №7 | Контроль нагрузки на электродвигатель в стиральных машинах типа СМР. | 2 | 2 |
5. | Практическая работа №8 | Контроль нагрузки на электродвигатель в стиральных машинах типа СМП. | 2 | 2 |
6. | Практическая работа №9 | Контроль нагрузки на электродвигатель в стиральных машинах типа СМА. | 2 | 2 |
7. | Практическая работа №10 | Проверка бытовых холодильников на плотность. | 2 | 2 |
8. | Практическая работа №11 | Проверка и настройка пускозащитных реле в бытовых холодильниках. | 2 | 2 |
9. | Практическая работа №12 | Контроль работы терморегулятора в бытовых холодильниках. | 2 | 2 |
10. | Практическая работа №13 | Замена магнетрона в бытовых микроволновых печах SAMSUNG | 2 | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Ремонт приборов автоматики в электронагревательных приборах. | |
2. | Особенности ремонта и настройки терморегуляторов в элекктроутюгах. | |
3. | Ремонт коллекторных электродвигателей в электробритвах | |
4. | Заполнение кондиционеров хладагентом. | |
5. | Проверка уровня громкости звука пылесосов. | |
6. | Испытание посудомоечных машин после ремонта. | |
7. | Демонтаж составных элементов бытовых стиральных машин. | |
8. | Проверка электрических параметров стиральных машин. | |
9. | Методы ремонта барабанов в стиральных машинах типа СМА | |
10. | Ремонт командоаппарата в стиральных машинах типа СМА | |
11. | Проверка терморегуляторов в бытовых кондиционерах. | |
12. | Особенность ремонта бытовых двухкомпрессионных холодильников. | |
13. | Замена холодильного агрегата в бытовых компрессионных холодильниках. | |
14. | Ремонт дверцы низкотемпературного отделения. | |
15. | Ремонт электропроводки в бытовых холодильниках. | |
16. | Вакуумирование и заполнение холодильных агрегатов хладагентом. | |
17. | Реставрация алюминевых испарителей бытовых холодильников (морозильников). | |
18. | Искрения в микроволновых печах. Причина и метод устранения. | |
Тема 1.5. Организация и планирование работы персонала | Содержание | 18 | |
1. | Структура современного сервисного предприятия | Численность ремонтного предприятия по ремонту бытовой техники. | 2 | 2 |
Организационная структура ремонтного предприятия. | 2 |
Совмещение профессий. | 2 |
2. | Ответственность персонала, за невыполнение должностных обязаностей в соответствии с действующим законодательством. | Должностные обязанности ремонтного персонала. | 2 |
Ответственность персонала за невыполнения должностных обязаностей согласно действующего законодательства. | 2 |
Договорные отношения. | 2 |
3. | Факторы, определяющие критерии конкурентоспособности сервисных центров. | Гарантийное обслуживание бытовой техники. | 2 |
Производственные, рыночные, сервесные факторы конкурентоспособности ремонтных предприятий. | 2 |
Уровень качества ремонта. Информативность. Цена потребления. | 2 |
Практические занятия | | |
1. | Практическая работа №14 | Изучение Закона "О защите прав потребителей" | 2 | |
2. | Практическая работа №15 | Моделирование производственных ситуаций | 2 | |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Послегарантийный период обслуживания бытовой техники. |
2. | Научная, техническая рыночная информация для сервисных центров. |
Тема 1.6. Анализ технического состояния бытовых машин и приборов | Содержание | 10 |
1. | Методы прогнозирования отказов | Особенности прогнозирования отказов в электронагревательных приборах. | 2 | 2 |
Особенности прогнозирования отказов в микроволновых печах. | 2 |
Особенности прогнозирования отказов в бытовых кондиционерах. | 2 |
Особенности прогнозирования отказов в бытовых холодильниках (морозильниках). | 2 |
2. | Показатели результатов работы, связанные с доставкой, монтажем, наладкой и эксплуатацией оборудования, характеризующие эффективность работы участка | Показатели результатов работы ремонтного персонала. | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Особенности прогнозирования отказов в электропылесосах. |
2. | Особенности прогнозирования отказов в приборах личного пользования. |
Тема 1.7. Контроль технического состояния бытовой техники | Содержание | 8 |
1. | Особенности ремонта и виды сервисного обслуживания в зависимости от вида бытовой техники и области применения | Виды сервисного обслуживания крупногабаритной техники. | 2 | 2 |
Особенности ремонта крупногабаритной техники. | 2 |
2. | Основные приборы и инструменты, используемые при проведении ремонтов различной техники. | Основные электроизмерительные приборы используемые при ремонте. | 2 |
Современные ручные инструменты используемые при ремонте. | 2 |
Практические занятия | 6 | |
1. | Практическая работа №16 | Контроль температуры нагревательных приборов. | 2 | |
2. | Практическая работа №17 | Контроль вибрации вращающихся механизмов. | 2 | |
3. | Практическая работа №18 | Контроль наличия заземляющего устройства. | 2 | |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Универсальный ручной инструмент для ремонта бытовой техники. |
2. | Особенности контроля технического состояния бытовой техники на дому у заказчика. |
Тема 1.8. Режим энергосбережения при эксплуатации электробытовой и промышленной техники | Содержание | 12 |
1. | Применение передовых технологий в процессах по обслуживанию бытовых машин и приборов | Бережливый ремонт. | 2 | 2 |
Использование современных инструментов для сокращения время проведения ремонта. | 2 |
Использование современного програмного обеспечения при проведении ремонтных работ. | 2 |
Унификация сборочных единиц и деталей в бытовой технике. | 2 |
2. | Использование ремонтно-восстановительных присадок | Использование современных восстановительных присадок при ремонте бытовой техники. | 2 |
3. | Разработка организационно-технических мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов | Подготовка к ремонтным работам. Правильное планирование ремонтных работ. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Практическая работа № 19 | Разработка энергосберигающих мероприятий | 2 | |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Применение энергосберегающих технологий при эксплуатации крупногабаритной бытовой техники. |
2. | Энергосбережение при эксплуатации электронагревательных приборов. |
Самостоятельная работа при изучении тем 1.4-1.8 | 24 | |
1. Чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы. | |
2. Составление плана и конспектирование текста, выписки текста. | |
3. Работа со словарями и справочниками. Ознакомление с нормативными документами. | |
4. Использование компьютерной техники и интернета. | |
5. Ответы на контрольные вопросы, аналитическая работа текста. | |
6. Подготовка рефератов, докладов. | |
7. Составление тематических кроссвордов, тестирования. | |
8. Оформление отчета и подготовка к защите практических работ. | | |
| Контрольная работа | 2 | 2 |
Учебная практика УП.02 Получение навыков ремонта | | |
1. Вводное занятие. 2. Методы диагностирования при восстановлении работоспособности бытовых машин и приборов. 3. Сервисное обслуживание электронагревательных приборов. 4. Сервисное обслуживание электроотопительных приборов. 5. Сервисное обслуживание бытовых стиральных машин. 6. Сервисное обслуживание Бытовых холодильников. 7. Монтаж и наладка автоматических регуляторов. 8. Монтаж и наладка исполнительных механизмов и систем дистанционного управления. 9. Наладка систем автоматического контроля и регулирования. | | |
Производственная практика (по профилю специальности) ПП.01 Технологическая практика | 432 | |
1. Предварительное обучение правилам безопасности и правилам технической эксплуатации электробытовой техники. 2. Ознакомление с рабочим местом, оборудованием и порядком ведения работ. 3. Организация обслуживания и ремонта бытовых машин и приборов. Виды ремонтов. 4. Распределение обязанностей между руководящими инженерно-техническими работниками структурного подразделения. 5. Общие сведения о техническом обслуживании электробытовой техники. 6. Должностные инструкции работников предприятия, режимы их работы, основные направления в работе. 7. Знакомство с диагностикой и контролем технического состояния бытовой техники, используя компьютерные технологии. | 144 | |
Производственная практика (преддипломная) ПДП.01 Преддипломная практика | 144 | |
1. Техника безопасности. 1. Разделка и соединение кабелей и проводов. 2. Пайка. Методы пайки. 3. Пайка радиокомпонентов. 4. Сборка электросхем. 5. Контроль температуры. 6. Контроль расхода. 7. Контроль уровня. 8. Контроль давления. | | |
МДК.02.02. Электробытовая техника | 141 | |
Введение | Суть предмета и его роль. Виды бытовой техники | 2 | 2 |
Тема 2.1. Электронагревательные приборы | Содержание | 14 | |
1. | Нагревательные элементы электробытовых приборов | Общие сведения. Виды нагревательных приборов. | 2 | 2 |
2. | Электронагревательные приборы для приготовления пищи | Электроплиты | 2 |
Электрочайники | 2 |
Электрокофеварки | 2 |
Электрофритюрницы и электрожаровни | 2 |
Электрогрили. | 2 |
Электротостеры и электроростеры | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Закрытый и открытый нагревательный элемент |
2. | Электрорисоварка. Принцип действия, конструктивные элементы. |
3. | Мультиварка. Принцип действия, конструктивные элементы, електрическая схема. |
Тема 2.2. Электроотопительные приборы | Содержание | 4 |
1. | Электрокамины. | Общие сведения об электроотопительных приборах. Конструктивные элементы.Принцип работы. | 2 | 2 |
2. | Электроконвекторы, электрорадиаторы | Типы и номинальная мощность. Конструктивные элементы. Принцип работы. Основные технические характеристики. | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Режимы более интенсивного прогрева воздуха в электрорадиаторах |
2. | Электрорадиаторы с промежуточным теплоносителем. |
Тема 2.3. Электроприборы для глажения и сушки белья | Содержание | 4 |
1. | 1. Электроутюги | Принцип действия, конструктивные элементы. Система защиты от капель и накипи. | 2 | 2 |
2. | 2. Сушильные электроприборы | Принцип действия, конструктивные элементы | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | 1. Функция самоотчистки камеры парообразования в электроутюгах |
2. | 2. Электрические гладильные машины |
Тема 2.4. Электроприборы индивидуального пользования | Содержание | 16 |
1. | Электробритвы | Общие сведения о электробритвах. Конструкция. | 2 | 2 |
Электробритвы с коллекторным электродвигателем. Конструкция. | 2 |
Электробритвы с микродвигателем. Конструкция. | 2 |
Электробритвы с магнитным вибратором. Конструкция. | 2 |
Электробритвы с импульсным электродвигателем. Конструкция. | 2 |
2. | Электромашинки для стрижки и подравнивания волос | Электромашинки для стрижки и подравнивания волос | 2 |
3. | Электрофены | Электрофены. Конструкция. Принцип действия. | 2 |
4. | Вибрационные масажные электроприборы | Вибрационные масажные электроприборы. Конструкция. | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Электрические схемы зарубежных электробритв с коллекторным электродвигателем | |
2. | Электрические схемы зарубежных электробритв с магнитным вибратором | |
3. | Конструктивные особенности современных триммеров | |
4. | Модельные характеристики повышающие комфортность бритвы. | |
5. | Зарубежные модели электрофенов. Конструктивные особенности. | |
Тема 2.5. Электрокондиционеры и электровоздухоочистители | Содержание | 6 | |
1. | Бытовые электрокондиционеры | Оконные бытовые кондиционеры. Принцип действия, конструктивные элементы. | 2 | 2 |
Бытовые сплит-системы. Принцип действия, конструктивные элементы | 2 |
2. | Электровоздухочистители | Принцип действия, конструктивные элементы. | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Тенденции развития бытовых электрокондиционеров | |
2. | Автоматическое переключение режима "Тепло-холод" в зависимости от заданной температуры | |
Самостоятельная работа при изучении тем 2.1-2.5 | 24 | |
1. Чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы. | |
2. Составление плана и конспектирование текста, выписки текста. | |
3. Работа со словарями и справочниками. Ознакомление с нормативными документами. | |
4. Использование компьютерной техники и интернета. | |
5. Ответы на контрольные вопросы, аналитическая работа текста. | |
6. Подготовка рефератов, докладов. | |
7. Составление тематических кроссвордов, тестирования. | |
| Контрольная работа | 2 | 2 |
Тема 2.6 Электропылесосы | Содержание | 8 | |
1. | Нагревательные элементы электробытовых приборов | Общие сведения. Класификация. Основные технические характеристики. | 2 | 2 |
2. | Электронагревательные приборы для приготовления пищи | Ручные электропылесосы. Конструкция. Электрическая схема. | 2 |
Напольные электропылесосы. Конструкция. Электрическая схема. | 2 |
Современные электропылесосы зарубежного производства | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Электродвигатели пылесосов с цифровым автоматическим режимом управления. |
2. | Система воздушного потока "Омега" |
3. | Современные системы фильтрации загрязненного воздуха. |
Тема 2.7 Бытовые стиральные машины | Содержание | 16 |
1. | Физические основы стирки белья. | Способы стирки белья. Особенности стирки разных типов ткани. Физическая сущность стирки белья. | 2 | 2 |
2. | Основные конструктивные элементы стиральных машин | Назначение. Конструкция. | 2 |
3. | Электроодорудование стиральных машин | Электронагреватели. Электродвигатели. Конструкция, принцип действия. | 2 |
4. | Приборы автоматики стиральных машин | Реле уровня. Командоаппарат. Терморегулятры. Конструкция, принцип действия. | 2 |
5. | Стиральные машины типа СМР | Принцип действия, конструктивные элементы. | 2 |
6. | Стиральные машины типа СМП | Принцип действия, конструктивные элементы. | 2 |
7. | Стиральные машины типа СМА с горизантальной загрузкой | Принцип действия, конструктивные элементы. | 2 |
8. | Стиральные машины типа СМА с вертикальной загрузкой | Принцип действия, конструктивные элементы. | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Приводы современных стиральных машин. | |
2. | Ультразвуковые стиральные машины. Конструкция, принцип действия. | |
3. | Бытовые центрифуги. Конструкция, принцип действия. | |
4. | Материалы корпусов стиральных машин. | |
5. | Современные функции стиральных машин. | |
Тема 2.8 Посудомоечные машины | Содержание | 2 | |
1. | Посудомоечные машины. | Принцип действия, конструктивные элементы. | 2 | 2 |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Современные функции в посудомоечных машинах. | |
Тема 2.9 Бытовые холодильники | Содержание | 16 |
1. | Физические основы получения низких температур | Параметры состояния тела. Способы искусственного охлаждения. Холодильные циклы. | 2 | |
2. | Хладагенты, холодильные масла, адсорберы | Основные понятия. Хладагенты, холодильные масла, адсорберы. | 2 | |
3. | Основные элементы холодильников и морозильников | Компрессоры. Конденсаторы. Испарители. Теплообменники и фильтры осушители. Капилярные трубки. | 2 | |
4. | Компрессионные холодильники и морозильники. | Компрессионные холодильники и морозильники. Конструкция, принцип действия. | 2 | 2 |
5. | Абсорционные холодильники | Абсорционные холодильники. Конструкция, принцип действия. | 2 | |
6. | Термоэлектрические и вихревые холодильники | Термоэлектрические и вихревые холодильники. Конструкция, принцип действия. | 2 | |
7. | Функции в современных бытовых холодильниках. | Основные функции. Принцип действия. | 2 | |
8. | Энергетические показатели компрессионных холодильников и морозильников | Показатели энергоэкономичности. Толщина теплоизоляции. Аккумулятор холода. | 2 | |
Примерная тематика домашних заданий | | |
1. | Конструкция электродвигателей мотор-компрессоров. | |
2. | Электронагреватели абсорционных холодильников. |
3. | Теплоизоляционные материалы корпусов холодильников и морозильников. |
4. | Двери, затворы и уплотнители дверей. |
5. | Трехкамерные бытовые холодильники. |
Тема 2.10. Микроволновые печи | Содержание | 6 |
1. | Принцип СВЧ излучения | Общие сведения. Принцип действия микроволновой печи. | 2 | 2 |
2. | Микроволновая печь "Электроника" | Конструкция. Магнетрон. Электрооборудование. Приборы автоматики. | 2 |
3. | Микроволновые печи зарубежного производства | Особенности конструкции. Дополнительные функции. | 2 |
Самостоятельная работа при изучении тем 2.6-2.10 | 23 | |
1. Чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы. | |
2. Составление плана и конспектирование текста, выписки текста. | |
3. Работа со словарями и справочниками. Ознакомление с нормативными документами. | |
4. Использование компьютерной техники и интернета. | |
5. Ответы на контрольные вопросы, аналитическая работа текста. | |
6. Подготовка рефератов, докладов. | |
7. Составление тематических кроссвордов, тестирования. | |
| Контрольная работа | 2 | 2 |
Всего | 1197 | |
Оборудование лабораторий и мастерских определяется профессиональными компетенциями и целями ГОС СПО по специальности.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест для прохождения практики:
Основная профессиональная образовательная программа профессионального модуля предусматривает изучение следующих:
МДК.02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов.
МДК.02.02. Электробытовая техника.
Основная профессиональная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем темам, междисциплинарным курсам.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню тем модуля основной профессиональной образовательной программы. При самостоятельной подготовке разделов образовательной программы, обучающиеся, обеспечены, доступом к сети Интернет.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Реализация основной профессиональной образовательной программы по модулю обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой темы модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Педагогические кадры должны иметь высшее образование, соответствующее профилю учебной или производственной практики.
Производственные мастера должны иметь высшее образование, соответствующее профилю учебной или производственной практики. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для мастеров, отвечающих за освоение обучающимся программы практики.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у студента не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.