Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 6 класса линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева
Рабочая программа по географии составлена на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно - нравственного развития и воспитания личности.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно - общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств ( план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
предпрофильной ориентации.
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Предметные результаты
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
13) Формирование ответственного отношения к учению.
14) Формирование основ экологической культуры.
Содержание учебного предмета
Всего: 34 часа (1 час в неделю)
Тема 1. Гидросфера - (11ч).
Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.
Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».
Практические работы.
№1. Описание реки и озера по плану. № 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. (15 мин) . № 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. (15 мин) .№ 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Тема 2. Атмосфера - (10 ч).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.
Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».
Практические работы.
№ 5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. № 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. (15 мин). №7. Построение и анализ розы ветров. № 8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. №9. Анализ погоды на ближайшие два-три дня. (15 мин).
Тема 3. Биосфера - (3 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.
Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».
Практические работы.
№10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. №11. Описание одного растения или животного своей местности. (15 мин).
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)
Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».
Практические работы.
№12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата урока | Корректировка | Вид урока и деятельность учащихся на нём | Примечание |
1 | Тема. Гидросфера. Состав и строение гидросферы | | | Урок «открытия» нового знания | |
2 | Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. | | | Урок общеметодической направленности | |
3 | Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. | | | Урок общеметодической направленности | |
4 | Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. | | | Урок общеметодической направленности | |
5 | Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане | | | Урок общеметодической направленности | |
6 | Воды суши. Реки – артерии Земли. | | | Урок общеметодической направленности | |
7 | Речная система. Питание и режим рек. | | | Урок общеметодической направленности | |
8 | Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. | | | Урок общеметодической направленности | |
9 | Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. | | | Урок общеметодической направленности | |
10 | Охрана гидросферы. | | | Урок общеметодической направленности | |
11 | Обобщение по теме «Гидросфера». | | | Урок развивающего контроля | |
12 | Тема. Атмосфера Атмосфера — воздушная оболочка Земли. | | | Урок «открытия» нового знания | |
13 | Части атмосферы. | | | Урок общеметодической направленности | |
14 | Тепло в атмосфере. | | | Урок общеметодической направленности | |
15 | Атмосферное давление. | | | Урок общеметодической направленности | |
16 | Ветер. | | | Урок общеметодической направленности | |
17 | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. | | | Урок общеметодической направленности | |
18 | Облака и их виды. | | | Урок общеметодической направленности | |
19 | Погода. Климат и климатические факторы | | | Урок общеметодической направленности | |
20 | Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. | | | Урок общеметодической направленности | |
21 | Обобщение по теме «Атмосфера». | | | Урок развивающего контроля | |
22 | Тема 3. Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли | | | Урок «открытия» нового знания | |
23 | Почва как особое природное образование. | | | Урок общеметодической направленности | |
24 | Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера» | | | Урок развивающего контроля | |
25 | Тема 4. Географическая оболочка Земли Понятие «географическая оболочка». | | | Урок «открытия» нового знания | |
26 | Понятие «природный комплекс». | | | Урок общеметодической направленности | |
27 | Свойства географической оболочки. | | | Урок развивающего контроля | |
28 | Природные зоны — зональные природные комплексы. | | | Урок «открытия» нового знания | |
29 | Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт | | | Урок общеметодической направленности | |
30 | Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли | | | Урок рефлексии | |
31 | Анализ физической карты мира (Повторение) | | | Урок развивающего контроля | |
32 | Решение задач по картам мира | | | Урок развивающего контроля | |
33 | Анализ физической карты России | | | Урок развивающего контроля | |
34 | Решение задач по физической карте России | | | Урок развивающего контроля | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п | Наименование |
Программы |
1. | (ФГОС) География. Рабочие программы. Предметная линия учеюников «Полярная звезда», 5-9 классы. Пособие для учитеелй общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2016. |
Учебники |
2. | (ФГОС) География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2016– (Академический школьный учебник) («Полярная звезда») |
Тематические и контрольные тесты |
3. | Входная диагностика (печатная форма) Итоговая контрольная работа по географии за I полугодие (печатная форма) Итоговая контрольная работа по географии (печатная форма) |
Интернет- ресурсы |
4. | Тематические презентации http://prezentacii.com/geografiya/ |
Техническое обеспечение |
5. | Персональный компьютер Интерактивная доска WEB – камера |