СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Риторика. 5 класс.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полная рабочая программа по риторике для учащихся 5-х классов. Учебник под ред. Ладыженской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Риторика. 5 класс.»

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №5



Рассмотрено Утверждено

на заседании кафедры приказом директора

_______________________ от «___»____________2014 года

от «___»________2014 года № __________

протокол № ____________ _________________А.В. Дорохин

Руководитель кафедры

Никитина О.В.



Рабочая программа

учебного предмета

«риторика»

5 класса

Составитель:

Раевская Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы











Раздел I Пояснительная записка

Статус документа

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–7 кл. и «Риторика» для 8–11 кл. под ред. Т.А. Ладыженской.



Структура документа

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общая характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


Место учебного предмета «Риторика» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Риторика» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение программного материала в 5 классе выделяется 17 часов; в неделю – 0,5 часа.


Общая характеристика учебного предмета «Риторика»

Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в

самых различных сферах деятельности.

В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

Цели обучения по программе «Риторика»

Изучение риторики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- учиться вежливой речи;

– учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
- учиться выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни

Задача обучения: формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.


Требования к результату освоения учащимися учебного предмета «Риторика»


Личностные результаты:

1. Объясняет принципы продуктивного диалога

2. Вербально выражает в процессе диалога собственные чувства к собеседнику.

3. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

4. Получил и проанализировал опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых.

5. Получил и проанализировал опыт участия в школьных и вне школьных мероприятиях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 1.Обнаруживает и формирует учебную проблему.

2.Планирует пути достижения целей, отбирает методы.

3.Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности.

4.Оценивает свои возможности достижения цели определенной сложности различной сфере.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

2. Определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью.

3. Адекватно использует выразительные средства языка.

4. Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

5. Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные УУД:

1.Знает основы ознакомительного и поискового чтения.

2. Умеет структурировать тексты.

3. Понимает переносный смысл выражений.

4. Употребляет различные обороты речи.

5. Самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Предметные результаты:

  1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).

  2. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

  3. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

  4. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.

  5. Вести этикетный диалог.

  6. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.

  7. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

  8. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

  9. Определять вид слушания и приемы слушания.

  10. Критически оценивать слушание собеседников.

  11. Оценивать соответствие чтения заданий установке.

  12. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.

  13. Находить коммуникативные недочеты.

  14. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

  15. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.

  16. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

  17. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

  18. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

  19. Искоренять ошибки в своей собственной речи.

  20. Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

  21. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого).

  22. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

  23. Составлять объявления устные и письменные.

  24. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.


Раздел II Содержание учебного предмета

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: – риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: • что сказал говорящий (пишущий); • что хотел сказать (написать); • что сказал (написал) ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа: • восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего; • каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта; • что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения; • являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения; • может ли быть несколько правильных решений этой задачи; • какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения. Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: – кто говорит – пишет (адресант); – почему (причина, мотив); – для чего, зачем (задача высказывания);– что – о чем (содержание высказывания); – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); – когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно). Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.


Раздел III Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Сроки

Основное содержание

Требования к результату

Средства

Виды контроля

предметные

метапредметные

личностные



1




Общение.

6

январь-февраль

Законы общения; понятия «речь» и «речевое общение».

Понятие о ситуативных целях общения.

Особенности устной и письменной форм речи.

Выбор формы речи.

Виды речевой деятельности.

Понятие «этикетная ситуация», ее отличие от речевой ситуации.

Понятия «диалог», «монолог», «речь внутренняя и внешняя».

Важность правильного понимания значения слов.

Понятие многозначности слова.

Понятие синонимов в лингвистическом, культурно-речевом и риторическом аспектах.

Об антонимах в лингвистическом, культурно-речевом и риторическом аспектах.

Знать: законы общения; понятия «речь» и «речевое общение»;

понятие о ситуативных целях общения;

особенности устной и письменной форм речи;

виды речевой деятельности;

понятие «этикетная ситуация», ее отличие от речевой ситуации;

понятия «диалог», «монолог», «речь внутренняя и внешняя»;

понятие многозначности слова;

понятие синонимов в лингвистическом, культурно-речевом и риторическом аспектах;

антонимы в лингвистическом, культурно-речевом и риторическом аспектах.

Регулятивные УУД: 1.Обнаруживает и формирует учебную проблему.

2.Планирует пути достижения целей, отбирает методы.

3.Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности.

4.Оценивает свои возможности достижения цели определенной сложности различной сфере.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

2. Определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью.

3. Адекватно использует выразительные средства языка.

4. Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

5. Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные УУД:

1.Знает основы ознакомительного и поискового чтения.

2. Умеет структурировать тексты.

3. Понимает переносный смысл выражений.

4. Употребляет различные обороты речи.

5. Самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Ученик: Объясняет принципы продуктивного диалога; вербально выражает в процессе диалога собственные чувства к собеседник; анализирует изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; получил и проанализировал опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых; получил и проанализировал опыт участия в школьных и вне школьных мероприятиях.

Доска, мел, презентации, учебник, тетрадь.

Устный опрос. Составление схемы речевой ситуации. Заполнение таблицы. Анализ использования устной и письменной речи в конкретной ситуации. Творческая работа. Тест. Самостоятельная работа.

2


Текст. Речевые жанры.

15

февраль-май

Признаки текста: цельность, связность. Понятие тематической цепочки. Понятие тематического единства текста. Понятие «основная мысль текста». Средства выражения авторской позиции в профессионально созданном тексте (риторические и языковые). Понятие «параллельная связь». Виды заголовков. Виды плана; уметь составлять план с различной степенью подробности. Повествование как тип информационной речи. Описание как тип информационной речи. Объяснение как тип информационной речи. Текст-рассуждение: схема построения, доказательство основной мысли, авторская позиция. Понятия «речь», «речевое общение», «диалог», «монолог», «текст», «основная мысль текста», «этикетная ситуация».

Знать: Признаки текста: цельность, связность. Понятие тематической цепочки. Понятие тематического единства текста. Понятие «основная мысль текста». Средства выражения авторской позиции в профессионально созданном тексте (риторические и языковые). Понятие «параллельная связь». Виды заголовков. Виды плана; уметь составлять план с различной степенью подробности. Повествование как тип информационной речи. Описание как тип информационной речи. Объяснение как тип информационной речи. Текст-рассуждение: схема построения, доказательство основной мысли, авторская позиция. Понятия «речь», «речевое общение», «диалог», «монолог», «текст», «основная мысль текста», «этикетная ситуация».

Регулятивные УУД: 1.Обнаруживает и формирует учебную проблему.

2.Планирует пути достижения целей, отбирает методы.

3.Самостоятельно планирует и оценивает продукт своей деятельности.

4.Оценивает свои возможности достижения цели определенной сложности различной сфере.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

2. Определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью.

3. Адекватно использует выразительные средства языка.

4. Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

5. Учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные УУД:

1.Знает основы ознакомительного и поискового чтения.

2. Умеет структурировать тексты.

3. Понимает переносный смысл выражений.

4. Употребляет различные обороты речи.

5. Самостоятельно проводит исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Ученик: Объясняет принципы продуктивного диалога; вербально выражает в процессе диалога собственные чувства к собеседник; анализирует изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; получил и проанализировал опыт обсуждения и установления норм поведения в отношении взрослых; получил и проанализировал опыт участия в школьных и вне школьных мероприятиях.

Доска, мел, презентации, учебник, тетрадь.

Устный опрос. Составление схемы речевой ситуации. Заполнение таблицы. Анализ использования устной и письменной речи в конкретной ситуации. Творческая работа. Тест. Самостоятельная работа. Мини-сочинение. Изложение.


Раздел IV Требования к уровню результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Риторика»

Ученик 5 класса должен знать:

-задачи риторики как предмета;

- коммуникативные задачи (намерения);

- виды общения;

- качества устной и письменной речи;

- способы правки речи;

- речевые жанры: первичные и вторичные тексты.

Ученик 5 класса должен уметь:

- слушать информационную речь, читать учебную книгу, отвечать (на уроках, экзаменах);

- создавать первичные и вторичные тексты (пересказы, сказки);

- вести спор;

- говорить комплименты;

- составлять объявления;

- редактировать текст.


Раздел V Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

1. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: ООО «С – Инфо»; ООО «Баласс», 1998.

2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: Издательский дом «С-инфо»: Издательство «Баласс», 2000.

3. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации /Под редакцией Т.А. Ладыженской.- 2-е издание, переработанное. - М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс ЛТД», 1998.

Оснащение кабинета:

  1. Компьютер мультимедийный

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный


Раздел VI Критерии оценки достижений учащихся

В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:  Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);  Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.  Итоговый контроль в формах - публичные выступления ребёнка;- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; - иллюстрирование, выразительное чтение; - сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. - решение риторических задач; - знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)  Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!