Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей» № 107» Советского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/Минигалеева Э.Х../ Протокол № 1 от 30.08. 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей №107» _________/Иманаева А.А./ 31.08. 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей № 107» _________/Субботина И.Н./ Приказ № _334____ от 31.08. 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дроздовой Ольги Владимировны
по курсу
«Родной (русский) язык»
«Секреты русской орфографии»
(внеурочная деятельность)
3 класс
Рассмотрено на
заседании
Педагогического совета
МБОУ «Лицей №107»
протокол № 1
от 30.08.16 г.
г. Уфа
2016-2017 г.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностными результатами изучения учебного курса «Родной (русский) язык», «Секреты русской орфографии» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;16
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло-вия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Содержание учебного курса (34 часа)
Язык и речь (3 часа).
Речь устная и письменная. Речевые действия. Правила записи слов. Большая буква в именах собственных. Слово: его значение, значимые части. Слово в предложении и тексте.
Проводники наших мыслей и чувств (10 часов).
Слово. Предложение. Текст. Слово и словосочетание. Части речи. Род имен существительных. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. Изменение имен прилагательных по родам. Связь частей речи в словосочетаниях. Устойчивые сочетания слов. Предложение. Вопросительные и повествовательные предложения. Употребление отрицательной частицы НЕ. Побудительные предложения. Выражаем чувства… Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Текст. Повествование. Описание. Рассуждение.
О главном… (10 часов)
Главные части в средствах языка. Корень – главная значимая часть слова. Правописание корня. Если в корне две безударные гласные. Главное слово в словосочетании. Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое. Главная (основная) мысль текста. Главные части слова и словосочетания. «Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения. Подлежащее. Употребление личных местоимений. Сказуемое. Употребление форм глагола. Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.
Конкретизируем значение, распространяем мысль (6 часов).
Роль приставок и суффиксов в словах. Употребление и правописание слов с приставками. Правописание приставок и предлогов. Правописание гласных в приставках. Правописание согласных в приставках. Употребление разделительного твердого знака после приставок. Правописание слов с приставками. Употребление слов с суффиксами. Назначение зависимого слова в словосочетании. Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Второстепенные члены предложения. Анализ (разбор) простого предложения. Развиваем главные мысли в текстах.
Повторение изученного в 3 классе (5 часов).
Средства языка и их анализ. Слово как часть речи. Правописание слов. Выражаем мысли и чувства. Предложение. Текст. Защита проектов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы на 2016-2017 учебный год
№ урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
Раздел 1. Язык и речь (3 часа) |
1 | 8.09. | | Речь устная и письменная. Речевые действия. Правила записи слов. Большая буква в именах собственных. | |
2 | 15.09. | | Слово: его значение, значимые части. Слово в предложении и тексте. | |
3 | 22.09. | | Школа Грамотея. Защита проектов. | |
Раздел 2. Проводники наших мыслей и чувств (10 часов). |
4 | 29.09 | | Слово. Предложение. Текст. Слово и словосочетание. Части речи. Род имен существительных . | |
5 | 6.10 | | Изменение имен прилагательных по родам. | |
7 | 13.10 | | Связь частей речи в словосочетаниях. Устойчивые сочетания слов. | |
8 | 20.10 | | Предложение. Вопросительные и повествовательные предложения. Употребление отрицательной частицы НЕ. | |
9 | 27.10 | | Побудительные предложения. | |
10 | 10.11. | | Выражаем чувства… Восклицательные предложения. | |
11 | 17.11. | | Знаки препинания в конце предложений. | |
12 | 24.11. | | Рассказываем… Описываем… Рассуждаем.. Текст. Повествование. Описание. Рассуждение. | |
13 | 1.12 | | Школа Грамотея. Защита проектов. | |
Раздел 3. О главном… (10 часов) |
14 | 8. 12 | | Главные части в средствах языка. Корень – главная значимая часть слова. Правописание корня. Если в корне две безударные гласные. | |
15 | 15.12 | | Главное слово в словосочетании. | |
16 | 22.12 | | Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое. Главная (основная) мысль текста. | |
17 | 29.12 | | Школа Грамотея. Защита проектов. | |
18 | 19. 01 | | Защита проектов по теме: «Проводники наших мыслей и чувств» | |
19 | 26.01 | | Главные части слова и словосочетания. «Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения. | |
20 | 2.02 | | Подлежащее. Употребление личных местоимений. | |
21 | 9.02 | | Сказуемое. Употребление форм глагола. Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. | |
22 | 16.02 | | Главная (основная) мысль текста | |
23 | 2.03 | | Школа Грамотея. Защита проектов. | |
Раздел 4. Конкретизируем значение, распространяем мысль… (6 часов) |
24 | 9.03 | | Роль приставок и суффиксов в словах. Употребление и правописание слов с приставками. Правописание приставок и предлогов. Правописание гласных в приставках. | |
25 | 16.03 | | Употребление разделительного твердого знака после приставок. Правописание слов с приставками. | |
26 | 23.03 | | Употребление слов с суффиксами. | |
27 | 6.04 | | Назначение зависимого слова в словосочетании. Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Правописание местоимений с предлогами. | |
28 | 13.04 | | Второстепенные члены предложения. Анализ (разбор) простого предложения. Развиваем главные мысли в текстах. | |
29 | 20.04 | | Школа Грамотея. Проекты «Строим слова и предложения» | |
Повторение изученного в 3 классе (5 часов) |
30 | 27.04 | | Средства языка и их анализ. Называем. Слово и словосочетание… Слово как часть речи. | |
31 | 4.05 | | Правописание слов. Выражаем мысли и чувства… Предложение. Текст. | |
32 | 11.05 | | Школа Грамотея. Защита проектов. | |
33 | 18.05 | | Школа Грамотея. Защита проектов. | |
34 | 25.05 | | Школа Грамотея. Защита проектов. | |