Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерных программ по учебным предметам: начальная школа (2010г) и на основе авторской программы Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык» (2012г) (УМК Планета знаний).
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе, в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». . В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.
Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2014 – 2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 204 часа в год при 6 часах в неделю. Один час добавлен из части, формируемой участниками образовательного процесса с целью отработки орфографических, орфоэпических, морфологических и синтаксических навыков, развития речевых умений и грамотного письма. Резервные часы, предусмотренные в программе, используются на изучение тем «Язык и речь»( 2ч), «Проводники наших мыслей и чувств»(2ч), «О главном»(1ч), «Конкретизируем значение, распространяем мысль…»(6ч), «Повторение изученного в 3 классе»(3ч).
Название блока | Авторская программа | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | Рабочая программа |
Язык и речь | 20 ч | 7ч | 27 ч |
Проводники наших мыслей и чувств | 32ч | 7ч | 39 ч |
О главном | 46 ч | 10 ч | 56ч |
Конкретизируем значение, распространяем мысль… | 50 ч | 7 ч | 57 ч |
Повторение изученного в 3 классе | 22 ч | 3 | 25 ч |
ИТОГО | 170ч | 34ч | 204ч |
Изучение курса Русский язык в начальной школе направлено на достижение следующих целей.
Формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
Воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
Дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
Обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
Сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
Развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;
Способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты:
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами устной и письменной речи.
Метапредметные результаты:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само-и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Предметные результаты:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов;, правильно оформляя начало и конец предложений;
Способы контроля и оценивания образовательных
достижений учащихся
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечение в оценочную деятельность как педагога, так и обучающихся. В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, ее критериальной базой выступают планируемые результаты основной образовательной программы НОО. В начальной школе используется три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Учёт ошибок и оценка письменных работ по русскому языку.
При оценивании письменных работ учитель должен помнить, что:
Ошибка, допущенная неоднократно при написании одного и того же слова, считается за одну ошибку;
Ошибки на одно и то же правило, допущенные при написании различных слов, считаются как разные ошибки;
Ошибкой считаются:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием).
За ошибку не считаются:
Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку считаются:
Негрубыми ошибками считаются следующие:
Повторение одной и той же буквы в слове;
Недописанное слово;
Перенос слова, одна часть которого на одной строке, а вторая опущена;
Дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Диктанты.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматические задания.
В грамматическом задании учитель оценивает:
Усвоение правил и определений;
Умение самостоятельно применять их в практике письма и при языковом анализе;
Умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка «4» ставится. Если ученик правильно выполнил не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее ½ заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения.
В изложении оцениваются:
Содержание (полнота его изложения, передача без искажений и пропусков важных событий в содержании авторского текста);
Построение текста( ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
Построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста;
Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Оценка «5» ставится :
По содержанию и речевому оформлению:
Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности)
Оценка «4» ставится:
По содержанию и речевому оформлению:
Правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительное нарушение последовательности изложения мыслей;
Имеются отдельные фактические и речевые неточности;
Допускается не более 3 речевых недочётов в содержании и построении текста;
2.Грамотность:
Оценка «3» ставится:
1.По содержанию и речевому оформлению:
Допущены отклонения от авторского текста;
Отклонения от темы;
Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
Беден словарь;
Имеются речевые неточности;
Допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста.
2.Грамотность:
Оценка «2» ставится:
1.По содержанию и речевому оформлению:
Работа не соответствует теме;
Имеются значительные отступления от авторской темы;
Много фактических неточностей;
Нарушена последовательность изложения мыслей;
Во всех частях работы отсутствует связь между ними;
Словарь беден;
Более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста
2.Грамотность:
Контрольное списывание.
К оценке контрольного списывания учитель подходит более строго, чем к оценке диктанта. Оценивая контрольное списывание, учитель руководствуется следующими нормами оценок:
Оценка «5» ставится :
Нет ошибок и исправлений;
Работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится:
Оценка «3» ставится:
Оценка «2» ставится:
Тестирование.
Тестирование оценивается либо по критериям и нормам оценивания грамматического задания, либо по уровням:
Высокий- выполнены все предложенные задания;
Средний- выполнены все задания с незначительными погрешностями;
Низкий - выполнены отдельные задания.
Содержание программы
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи
как основе формирования речевых умений
Речь Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)
1 Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис. Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Материально-техническое обеспечение программы
УМК:
Русский язык: учебник: в 2 ч.: для 3 класса четырехлетней нач. школы / ЛЯ. Желтовская, О.Б. Калинина. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. К учебнику Л.Я. Желтовской «Русский язык». В 2-х частях / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. - М.: АСТ: Астрель. 2013.
Учебные пособия:
Специфическое сопровождение (оборудование):
Таблицы: «Разбор слова по составу», «Проверка безударных гласных в корне», «Проверка парных согласных в корне», «Алфавит», звуко-буквенная лента;
опорная цветовая таблица «Состав слова»;
сигнальные карточки цветовые;
сигнальные карточки буквенные;
набор карточек «Словарные слова»;
набор предметных картинок «Картинный словарь»;
наборы сюжетных картинок для развития речи;
репродукции картин известных художников для развития речи;
Электронно-программное обеспечение:
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
С/D- диск с электронным тренажером по русскому языку;
Электронное пособие «Письменные буквы русского алфавита» (по методике В. Илюхиной),
электронные словари;
презентации по русскому языку.
Технические средства обучения:
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»
Данная программа обеспечивает формирование УУД, а также достижение необхо-димых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ |
У учащихся будут сформированы: осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества; внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка; внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли; стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны; чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка. | Учащиеся получат возможность для формирования: чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; осознания русского языка как основного средства общения народов России; осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.) |
ПРЕДМЕТНЫЕ |
Учащиеся научатся: осознавать слово, предложение как главные средства языка; использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); различать родственные (однокоренные) слова и формы слов; осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы); осознанно использовать для отрицания частицу НЕ; осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление; осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача); дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное); находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса); определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника; распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение; -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов;, правильно оформляя начало и конец предложений; | Учащиеся получат возможность научиться: производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов; осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний; оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств; употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания; анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений; вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ |
Регулятивно-познавательные |
Учащиеся научатся: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника); осуществлять само-и взаимопроверку работ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах); использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений). | Учащиеся получат возможность научиться: осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы; осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения. использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. |
Коммуникативные |
Учащиеся научатся: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения; понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста; подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно); | Учащиеся получат возможность научиться: |
Литература.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. – 4-е изд.,перераб. – М.:Просвещение , 2010 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 3-й класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура:
[сборник]. – М.:Астрель, 2012.
График проведения контрольных работ
Вид контроля | Дата проведения |
Входная контрольная работа | 16.09.14 |
Контрольный диктант по теме «Орфограммы в корне слова» | 25.09.14 |
Контрольный диктант за 1 четверть «Осенний лес» | 20.10.14 |
Контрольный диктант по теме «Язык и речь» | 10.11.14 |
Контрольное списывание за 1 полугодие «Русь» | 15.12.14 |
Контрольный диктант за 2 четверть «Чудесная ёлка» | 19.12.14 |
Комплексная контрольная работа за 1 полугодие. | 23.12.14 |
Контрольный диктант по теме «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения» | 31.01.15 |
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | |
Контрольное списывание за 2 полугодие «Бобровый гон» | |
Контрольный диктант по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль» | |
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | |
Итоговая комплексная контрольная работа | |
Итоговый контрольный диктант «Наш лес» | |
1 Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».