СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (ШАХМАТЫ) - 1 кл. (2017-2018 уч.г.) -кружок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (ШАХМАТЫ) - 1 кл. (2017-2018 уч.г.) -кружок

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (ШАХМАТЫ) - 1 кл. (2017-2018 уч.г.) -кружок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Субботинская основная общеобразовательная школа»





Рассмотрено

«Согласовано»

«Утверждено»:

на заседании Педсовета

Зам. по ВР

Директор школы

Протокол № ___ от



«____» ___________ 2017 г.

__________ / Кухтиева Э.И.

___________ / Субханкулов Г.М.



Приказ № _____


«____» ___________ 2017 г.

от «____» ____________ 2017г.
























Рабочая программа


кружка


«ШАХМАТЫ»


для 1 класса











Автор составитель:

Шарипов А.С.,

Учитель географии

и обществознания,






Субботино,2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Разработка рабочей программы кружка по тематике учебного предмета (курса) «Шахматный Всеобуч» осуществлялась на основе нормативных документов и методических материалов федерального и регионального уровней. При работе с нормативными документами использован рекомендуемый официальный сайт компании «КонсультантПлюс» (и информационно-правовой портал «Гарант.ру»), т.к. данные интернет-ресурсы представляют действующие редакции нижеуказанных документов:

1.1. Перечень нормативных документов

Федеральный уровень

1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016 № 359-ФЗ);

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936)

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016г №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г №253»;

6) Приказ Минтруда России от 18.10.2013№ 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

8) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;


Региональный уровень

1) Приказа Главного управления образования Курганской области № 2126 от 18.11.2013 года» О развитии шахматного образования в системе общего образования Курганской области.


1.2. Перечень методических материалов


Федеральный уровень:

1) Примерная основная образовательная программа начального общего образования;


УМК «Шахматы-школе»:

3) Сухин И.Г. Программ курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2013.

4) Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»: Учебник для начальной школы первый год обучения. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, - 2014.

5) Сухин И.Г. «Шахматы». Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях – Обнинск: Духовное возрождение, - 2013.

6) Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения 1500 малофигурных позиций. - Обнинск: Духовное возрождение, -2012.

7) Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, -2011.

8) Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»: Тетрадь для проверочных работ. - Обнинск: Духовное возрождение, -2014.

9) Сухин И.Г. «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»: Учебник для начальной школы первый год обучения. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, - 2014.

10) Сухин И.Г. «Шахматы». Рабочая тетрадь для начальной школы 2 класс. В 2-х частях – Обнинск: Духовное возрождение, - 2013.

11) Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения. - Обнинск: Духовное возрождение, -2016.

12) Сухин И.Г. «Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, -2011.

13) Сухин И.Г. «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»: Тетрадь для проверочных работ. - Обнинск: Духовное возрождение, -2014.

14) Сухин И.Г. «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры»: Учебник для начальной школы третий год обучения. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, - 2014.

15) Сухин И.Г. «Шахматы». Рабочая тетрадь для начальной школы 3 класс. В 2-х частях – Обнинск: Духовное возрождение, - 2013.

16) Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Третий год обучения. - Обнинск: Духовное возрождение, -2016.

17) Сухин И.Г. «Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, -2011.

18) Сухин И.Г. «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры»: Тетрадь для проверочных работ. - Обнинск: Духовное возрождение, -2014.


Региональный уровень

  1. Методический паспорт проекта «Интеллектуал Зауралья» (шахматный всеобуч);

  2. Резолюции научно-практических конференций по вопросам шахматного образования, проведенных в Курганской области;

  3. Резолюция форума «Шахматное образование. Курганская область 17.12.2014;

  4. Сборник «Интеллектуал Зауралья» № 4

  5. Сборник «Интеллектуал Зауралья» № 5

  6. http://doirost.ru/course/view.php?id=346 интернет-сообщество педагогов по шахматному обучению.



Программа кружка «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-го класса начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г. Сухин).


Актуальность

Программа «Шахматы» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.


Цель программы:


Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.


Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.


Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.


Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.


Основные методы обучения:


Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.


Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.

  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • Участие в турнирах и соревнованиях.


Планируемые результаты освоения учебного занятия (модуля):

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.


Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.


Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу по программе на всём протяжении её реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста качества знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности реализации программы учебного занятия (модуля) осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания могут проводятся в торжественной соревновательной обстановке.




МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Учебный курс «Шахматы» в начальных классах общеобразовательных организаций Курганской области может реализоваться за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Используемый в МКОУ «Субботинская ООШ» вариант учебного плана предусматривает изучение учебного занятия «Шахматы» в объеме 1 часа в неделю со 2 класса за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений (шестидневная рабочая неделя).

Считаю целесообразным организацию подготовки учащихся к введению нового предмета путем организации в 1-м классе внеурочной деятельности, назначение которой – выполнение роли «первого года обучения» курса Шахматный Всеобуч.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Шахматный Всеобуч»

в 1-4 классах

в 2017-2018 уч.г.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов


1-й год обучения:

33 ч.

1)

Шахматная доска

3 ч.

2)

Шахматные фигуры

20 ч.

3)

Шах

2 ч.

4)

Мат

5 ч.

5)

Шахматная партия

3 ч.


2-й год обучения:

34 ч.

1)

Повторение

2 ч.

2)

Краткая история шахмат

1 ч.

3)

Шахматная нотация

3 ч.

4)

Ценность шахматных фигур

4 ч.

5)

Техника матования одинокого короля

4 ч.

6)

Достижение мата без жертвы материала

4 ч.

7)

Шахматная комбинация

15 ч.

8)

Повторение

1 ч.


3-й год обучения:

34 ч.

1)

Повторение и закрепление

17 ч.

2)

Основы дебюта

17 ч.


4-й год обучения:

34 ч.

1)

Основы миттельшпиля

14 ч.

2)

Основы эндшпиля

17 ч.

3)

Повторение

3 ч.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (МОДУЛЯ)

«ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ»


Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

Третий – четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.


1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Шахматная доска.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.


  1. Шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.


  1. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур


Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.


  1. Ходы и взятие фигур.

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под

ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  1. Цель шахматной партии.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.


Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.


  1. Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.


Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА «ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ»


1-й год обучения:


К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.


К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


  • шахматные доски с набором шахматных фигур;

  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;

  • шахматные часы;

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной

нотации;

  • мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек».



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.

2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.



ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.

2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.

3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.

4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .

5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.

6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.

7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.

8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.

9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.

10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.

11. В. Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.

12. О. Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.

13. И.А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.

14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.



ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ «ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА»


  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

  2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983. М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

  3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  4. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

  5. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

  6. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

  7. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

  8. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

  9. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

  10. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

  11. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

  12. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

  13. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

  14. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

  15. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

  16. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

  17. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

  18. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

  19. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

  20. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

  21. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

  22. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

  23. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.

  24. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.

  25. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.

  26. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976

  27. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1-ый год обучения. – Москва: Просвещение, - 2016.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «ШАХМАТЫ» в 1 классе

в 2017-2018 уч.г.

(33 ч.)


Учебник: Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, -

Часть 1 – 2009 г.

Часть 2 – 2009 г.

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

План. дата

Факт. дата


Вводное занятие. Шахматная доска (4 ч.) (Учебник, 1 класс, Часть 1)



1

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.

Отработка теории с помощью мультимедийной программы «Динозавры учат шахматам».

7.09


2

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.

Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».

14.09


3

Линии на шахматной доске. Диагонали.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).

Дидактические задания и игры «Диагональ».Игра с компьютером.

21.09


4

Центр шахматной доски.

Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

28.09



Шахматные фигуры (2 ч.)



5

Шахматные фигуры.

Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

Просмотр видеоурока по теме.

5.10


6

Сравнительная сила фигур.

Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

12.10



Начальная расстановка фигур (1 ч)



7

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические задания. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

19.10



Ходы и взятие фигур (17 ч)



8

Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

26.10


9

Ладья.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «опасными», контролируемыми , полями).

9.11


10

Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

16.11


11

Слон.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

23.11


12

Ладья против слона.

Термин «стоять под боем».

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,

«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

30.11


13

Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

7.12


14

Ферзь.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

14.12


15

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

21.12


16

Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

28.12


17

Конь

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

11.01


18

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

18.01


(Учебник, 1 класс, Часть 2)



19

Пешка.

Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

25.01


20

Пешка.

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

1.02


21

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.

8.02


22

Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

Игра с компьютером.

15.02


23

Король против других фигур.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».

22.02



Цель шахматной партии (6 ч)



24

Шах.

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

1.03


25

Шах.

Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.

7.03


26

Мат.

Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

15.03


27

Мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.

Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

22.03


28

Ничья. Пат.

Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.

5.04


29

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дидактическое задание «Рокировка».

12.04



Игра всеми фигурами из начального положения (3 ч)



30

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Дидактическая игра «Два хода».

19.04


31

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

26.04


32

Шахматная партия.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

3.05



Обобщение и повторение (1 ч)



33

Повторение материала.

Шахматный КВН.

10.05



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!