I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речи для предшкольной подготовки разработана на основе 12-часовой программы «Подготовка детей к школе. Развитие речи», опубликованной в Библиотечке журнала «Вестник образования №2/2002 год», авторы – составители Павлова Л.А., Лобанова Л.В., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М.А.
Задача предмета - обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной речи. Безусловно, такое общение предполагает следование нормам литературного языка. Эффективное общение - это результативное общение, при котором, реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
Основу программы составляют понятия речевого плана, или речеведческие понятия; коммуникативные умения, формируемые на основе осмысления речеведческой теории.
В программе также рассматриваются понятия: культура, культура речевого поведения. В процессе работы дети приближаются к пониманию важных моментов мировоззренческого характера — о связи языка и действительности, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль играют именно те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи и чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают у ребенка внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т. е. с воспитанием деликатности и вежливости.
Таким образом, дети должны усвоить основные понятия: речь (для чего она нужна), виды общения, речевая ситуация, речевой этикет (словесная вежливость); речевые жанры: сказы, истории, считалки, рифмы.
Предмет «Обучение развитию речи» - сугубо практический, на занятиях дети должны как можно больше сами говорить. Большая часть времени уделяется практике.
Развитие речи у детей будет успешным, если на этих занятиях не будет молчащих и в группе будет не более 12 человек. Это принципиальное условие обучения развитию речи.
Работа по формированию грамматического строя речи охватывает решение задач из области морфологии, словообразования и синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правилах, элементарного осознания явлений речи и языка.
Для развития связной речи используются пересказ детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы), рассматривание и словесное описание (с помощью педагога) картин и игрушек.
Для того чтобы восприятие детьми сказки было эмоциональным, желательно использовать настольный театр. Взаимосвязь речевых задач проявляется в том, что от выполнения отдельных словарных и грамматических упражнений дети сразу переходят к составлению короткого связного высказывания.
Задания, направленные на развитие связной речи, должны органически входить в содержание занятия. Сначала дети рассматривают картину (игрушку), отвечают на вопросы о предметах (что это? кто это?), их признаках и действиях, затем составляют описательные рассказы.
II. Цели и задачи
Целью подготовительного курса по развитию речи является формирование любви к родному языку, введение в удивительный мир русского слова, расширение словарного запаса детей.
На занятиях по этой программе при подготовке детей к школе решаются следующие задачи:
Адаптация ребенка к школе, развитие желания учиться.
Работа над дикцией (развитие артикуляционного аппарата, четкость произношения звуков, умение различать звуки речи на слух).
Обучение владению элементарными навыками звукового анализа слов.
Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.
слушать и слышать собеседника (формирование слушания и говорения на уровне текста, предложения, словосочетания).
Развитие умения высказывать свои мысли (я думаю, я считаю...), оценить,
обменяться мнениями, участвовать в свободной беседе.
Развитие умения выделять существенные признаки отдельных
предметов, сравнивать и сопоставлять.
Развитие умения задавать вопросы и наиболее полно отвечать
на них.
Развитие фантазии, воображения, интереса к книге (желание научиться читать).
III. Требования к результатам обучения по программе предшкольной подготовки
Обучающиеся должны
• знать:
Основные понятия: речь (для чего она нужна), виды общения, речевая ситуация, речевой этикет (словесная вежливость).
Речевые жанры: сказы, истории, считалки, рифмы.
• уметь:
Пересказывать хорошо знакомые литературные произведения (сказки, рассказы).
Рассматривать и словесно описывать (с помощью педагога) картины и игрушки.
Связно, полно, выразительно рассказывать, четко выстраивать композицию рассказа.
Уместно употреблять различные слова благодарности в зависимости от ситуации.
IV. Содержание тем учебного курса
Для чего нужна речь?
Виды общения. Устное и письменное общение.
Речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности.
Речевая деятельность. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой (устной) речи. Речевые жанры.
Типы текстов. Речевые жанры. Речь разговорная с элементами художественней речи.
Сказы, истории. Считалки. Ритм, рифма.
V. Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
-
| Знакомство. | 1 |
-
| Мое любимое животное. | 1 |
-
| Для чего нужна речь? | 1 |
-
| Анализ загадок, скороговорок. | 1 |
-
| Моя любимая сказка. | |
-
| Поиграем, посчитаем. | 1 |
-
| Учимся вежливости. | 1 |
-
| Наш родной город. | 1 |
-
| Слова благодарности. Анализ произведения. | 1 |
Итого: | | 9 |
VI. Перечень методической литературы
1. Павлова Л.А., Лобанова Л.В., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М.А. «Подготовка детей к школе». Учебно-методическое пособие. Библиотечка журнала «Вестник образования», №2. Издательство «Про-Пресс», 2002 год.
2. Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у дошкольников. Рабочая тетрадь. Издательство «Мозаика-Синтез», 2007.
3. Павлинская М.А., Малецкая О.В. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов и родителей. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №6, 2006 год.
4. Козлова С.Р. Развитие речи младших школьников. Орел, 2000.
Содержание.
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Требования к уровню подготовки.
Содержание тем учебного курса.
Учебно-тематическое планирование.
Перечень рекомендуемой литературы.
Рецензия.