Государственное казённое образовательное
учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа-интернат п.г.т. Ильского
УТВЕРЖДЕНО
.
Образовательная программа дополнительного образования
«Общая физическая подготовка»
(настольный теннис, дартс, шашки, лёгкая атлетика, ОФП)
Педагог дополнительного образования
Григорук Игорь Константинович
п.г.т. Ильский
2017г
Пояснительная записка
Занятия в секции общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой; формирования моральных и волевых качеств.
Программа секции общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учётом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Имеются спортивные сооружения для занятий секции ОФП: спортивная площадка, зал для занятий ОФП, шашками, дартсом, упражнениями по лёгкой атлетики. Кроме того, есть в наличии подсобные помещения: раздевалки, комната для хранения инвентаря.
Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребёнком; в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по каждому кружковцу); в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам контрольных упражнений.
Тренер должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием воспитанников, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
При подборе средств и методов практических занятий тренер-преподаватель секции должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, и т. д.)
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.
Цели и задачи:
Основными целями программы являются:
- формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом
- развитие двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы)
- расширение знаний по вопросам правил соревнований и судейства
- укрепление здоровья детей путём приобщения их к занятиям физическими упражнениями.
Ожидаемые результаты программы:
- оздоровление и физическое развитие детей
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом
- развитие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности,
смелости, самообладания
Оценка результативности:
- анализ медицинских осмотров детей
- анализ выполнения занимающимися тестовых заданий в начале и конце года
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на год обучения. Программа распространяется на 3 группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов по программе – 40 часов. Возраст учащихся –6-9 классы. Наполняемость групп – до 12-ти человек. В группах может заниматься смешанный контингент учащихся.
По окончанию обучения учащиеся должны:
знать
основные требования к занятиям по ОФП;
историю развития всех пройденных видов спорта;
гигиенические требования к занимающимся и местам проведения занятий и соревнований;
влияние физических упражнений на функциональные возможности организма;
основы техники и тактики в игре дартс, шашки, настольный теннис, лёгкой атлетике;
уметь
усваивать программный материал;
выполнять зачетные требования по ОФП, СФП и технико-тактической подготовке;
владеть основами техники и тактики в игре дартс, шашки, настольный теннис, лёгкой атлетике;
владеть основными навыками восстановительных мероприятий;
принимать участие в соревнованиях;
использовать знания, умения, навыки на практике
Тематический план кружка ОФП
(второе полугодие)
№ | Содержание темы | Количество часов | |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Дата проведения |
1 | Настольный теннис | 5 | - | 5 | |
2 | Дартс | 4 | - | 4 | |
3 | Шашки | 7 | - | 7 | |
4 | Лёгкая атлетика | 17 | - | 17 | |
5 | ОФП | 7 | - | 7 | |
| ИТОГО: | 40 | | 40 | |
Содержание программы (второе полугодие)
Шашки. Основы шашечной игры. Основы шашечной игры: сила флангов. Основы шашечной игры: как выиграть шашку. Основы шашечной игры: как пройти в дамки. Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии. Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза. Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание).
Дартс. Правила поведения на занятиях. Порядок обращения с дротиками на линии бросков и вне ее. Элементы техники дартс. Виды позиций для броска. Хватка дротика. Особенности работы пальцев при различных хватках при опускании дротика. И.п. – подготовка для броска. Подготовительная фаза: удержание положения в течение 0,5–3 мин. Повторить 5–7 раз.
Настольный теннис. Введение теоретических понятий. Практика: Развитие умения выполнения подач, парная и индивидуальная работа над подачей. Обучение одному из простейших технических приемов – толчку. Демонстрация. Виды подрезок: открытой и закрытой ракеткой. Демонстрация. Показ и объяснение приемов топ-спина слева и топ-спина справа. Разновидности комбинаций, используемых защитниками и нападающими.
Лёгкая атлетика. Ходьба и медленный бег. Специальные беговые упражнения. Бег на короткие дистанции до 30-60м. Старт высокий, низкий. Финиширование Прыжки в длину с места, много скоки. Техника прыжка в длину с места. Бег на длинные дистанции. Основы техники прыжка в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Основы техники метаний. Метание малого мяча из-за спины через плечо. Метание малого мяча на дальность и заданное расстояние. Метание малого мяча с места в горизонтальную цель с расстояния 5-6м. Метание малого мяча с места в вертикальную цель с расстояния 5-6м, стоя лицом и боком в направлении метания.
ОФП. Развитие скоростно-силовых качеств. Развитие силовых способностей. Упражнения для развития выносливости Комплексы упражнений для развития гибкости. Развитие координационных способностей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задачи:
- воспитывать волевые качества: активность, целеустремленность, дисциплинированность, организованность и требовательность к себе, стойкость, инициативность, решительность действий в принятии решений, способность продолжать борьбу в трудной ситуации, настойчивость, упорство в достижении цели;
- воспитывать спортивное трудолюбие – способность выполнения больших объемов интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок ради решения индивидуальных и коллективных задач;
- в плане интеллектуального воспитания: способствовать усвоению специальных знаний в области теории и методики тренировки, анатомии, физиологии, психологии, гигиены и других смежных со спортом дисциплин, формировать творческое отношение к труду и занятиям спортом;
- воспитывать чувство ответственности за порученное дело;
- воспитывать бережное отношение к собственности учреждения;
- способствовать самовоспитанию спортсмена (сознательной деятельности, направленной на совершенствование собственной личности учащегося);
Воспитательная работа проводится на протяжении многолетнего периода занятий.
Условия реализации программы:
Для реализации данной программы необходимо следующее техническое обеспечение:
- спортивный зал
- стадион
- мячи для футбола, волейбола, баскетбола, набивные мячи, мячи для метания
- гимнастические палки
- спортивные гранаты
- эстафетная палка
- секундомер,
- гимнастическая скамейка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОФП
Количество часов: 40 часов; в неделю 1 час
№ п.п | Наименование раздела программы | Содержание программного материала | Количество ча сов | Дата План. | Примечание |
1 группа | 2 группа | 3 группа | 3 группа | |
-
| теннис | Введение теоретических понятий. Практика: Развитие умения выполнения подач, парная и индивидуальная работа над подачей. | 1 | 05.09 | 07.09 | 05.09 | 07.09 | |
-
| дартс. | Правила поведения на занятиях. Порядок обращения с дротиками на линии бросков и вне ее. | 1 | 12.09 | 14.09 | 12.09 | 14.09 | |
-
| теннис | Обучение одному из простейших технических приемов – толчку. Демонстрация. | 1 | 19.09 | 21.09 | 19.09 | 21.09 | |
-
| дартс. | Элементы техники дартс. Виды позиций для броска. Хватка дротика. | 1 | 26.09 | 28.09 | 26.09 | 28.09 | |
-
| теннис | Виды подрезок: открытой и закрытой ракеткой. Демонстрация. | 1 | 03.10 | 05.10 | 03.10 | 05.10 | |
-
| дартс. | Особенности работы пальцев при различных хватках при опускании дротика. | 1 | 10.10 | 12.10 | 10.10 | 12.10 | |
-
| теннис | Показ и объяснение приемов топ-спина слева и топ-спина справа. | 1 | 17.10 | 19.10 | 17.10 | 19.10 | |
-
| дартс. | И.п. – подготовка для броска. Подготовительная фаза: удержание положения в течение 0,5–3 мин. Повторить 5–7 раз. | 1 | 24.10 | 26.10 | 24.10 | 26.10 | |
-
| теннис | Разновидности комбинаций, используемых защитниками и нападающими. | 1 | 31.10 | 02.11 | 31.10 | 02.11 | |
-
| Лёгкая атлетика | Ходьба и медленный бег. | 1 | 07.11 | 09.11 | 07.11 | 09.11 | |
-
| Лёгкая атлетика | Специальные беговые упражнения | 1 | 14.11 | 16.11 | 14.11 | 16.11 | |
-
| Лёгкая атлетика | Бег на короткие дистанции до 30-60м. | 1 | 21.11 | 23.11 | 21.11 | 23.11 | |
-
| Общая физическая подготовка. | Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | 28.11 | 30.11 | 28.11 | 30.11 | |
-
| Лёгкая атлетика | Старт высокий, низкий. Финиширование | 1 | 05.12 | 07.12 | 05.12 | 07.12 | |
-
| Общая физическая подготовка. | Развитие силовых способностей. | 1 | 12.12 | 14.12 | 12.12 | 14.12 | |
-
| Лёгкая атлетика | Прыжки в длину с места, много скоки. | 1 | 19.12 | 21.12 | 19.12 | 21.12 | |
-
| Общая физическая подготовка. | Упражнения для развития выносливости. | 1 | 26.12 | 29.12 | 26.12 | 29.12 | |
-
| Лёгкая атлетика | Техника прыжка в длину с места. | 1 | 02.01 | 04.01 | 02.01 | 04.01 | |
-
| шашки | Основы шашечной игры | 1 | 09.01 | 11.01 | 09.01 | 11.01 | |
-
| шашки | Основы шашечной игры: сила флангов. | 1 | 16.01 | 18.01 | 16.01 | 18.01 | |
-
| шашки | Основы шашечной игры: как выиграть шашку. | 1 | 23.01 | 25.01 | 23.01 | 25.01 | |
-
| Общая физическая подготовка. | Комплексы упражнений для развития гибкости. | 1 | 30.01 | 01.02 | 30.01 | 01.02 | |
-
| шашки | Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 1 | 06.02 | 08.02 | 06.02 | 08.02 | |
-
| Общая физическая подготовка. | Развитие координационных способностей. | 1 | 13.02 | 15.02 | 13.02 | 15.02 | |
-
| шашки | Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии. | 1 | 20.02 | 22.02 | 20.02 | 22.02 | |
-
| Общая физическая подготовка. | Развитие силовых способностей. | 1 | 27.02 | 01.03 | 27.02 | 01.03 | |
-
| шашки | Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза. | 1 | 06.03 | 08.03 | 06.03 | 08.03 | |
-
| Общая физическая подготовка. | Упражнения для развития выносливости. | 1 | 13.03 | 15.03 | 13.03 | 15.03 | |
-
| шашки | Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание). | 1 | 20.03 | 22.03 | 20.03 | 22.03 | |
-
| Лёгкая атлетика | Бег на длинные дистанции. | 1 | 27.03 | 29.03 | 27.03 | 29.03 | |
-
| Лёгкая атлетика | Основы техники прыжка в длину с разбега | 1 | 03.04 | 05.04 | 03.04 | 05.04 | |
-
| Лёгкая атлетика | Прыжки в длину с разбега | 1 | 10.04 | 12.04 | 10.04 | 12.04 | |
-
| Лёгкая атлетика | Прыжки в длину с разбега | 1 | 17.04 | 19.04 | 17.04 | 19.04 | |
-
| Лёгкая атлетика | Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись» | 1 | 24.04 | 26.04 | 24.04 | 26.04 | |
-
| Лёгкая атлетика | Основы техники метаний. Метание малого мяча из-за спины через плечо | 1 | 08.05 | 10.05 | 08.05 | 10.05 | |
-
| Лёгкая атлетика | Метание малого мяча на дальность и заданное расстояние | 1 | 15.05 | 17.05 | 15.05 | 17.05 | |
-
| Лёгкая атлетика | Метание малого мяча на дальность и заданное расстояние | 1 | 22.05 | 24.05 | 22.05 | 24.05 | |
-
| Лёгкая атлетика | Метание малого мяча с места в горизонтальную цель с расстояния 5-6м. | 1 | 29.05 | 31.05 | 29.05 | 31.05 | |
-
| Лёгкая атлетика | Метание малого мяча с места в вертикальную цель с расстояния 5-6м,стоя лицом и боком в направлении метания. | 1 | 05.06 | 07.06 | 05.06 | 07.06 | |
-
| Лёгкая атлетика | Метание малого мяча с места в вертикальную цель с расстояния 5-6м,стоя лицом и боком в направлении метания. | 1 | 12.06 | 14.06 | 12.06 | 14.06 | |
| Всего | | | 40 | 40 | 40 | 40 | |
Список литературы:
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе/ В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкий – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002- 176с.
Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие/ Е.С. Черник - М.: учебная литература, 1997. – 320с.
Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы: книга для учителей/ Е.С. Черник- М.: просвещение, 1992.- 128с.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / З.М. Зарипова, И.М. Хамитов, 2003.- 161с.