СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса "История древних цивилизаций"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципиальное значение имеет вводная часть курса, в которой объясняется, зачем изучать историю и что собой представляет наука история сегодня. КТП (приложение к рабочей программе) и учебник  реализуют задачу -  показать учащимся, что история – наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. Обращается внимание на вопросы хронологии, которые в последние годы оказались в центре исторических дискуссий в российском обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса "История древних цивилизаций"»

Рабочая программа по спецкурсу» История древних цивилизаций»

5 класс.

Пояснительная записка.



Рабочая программа по спецкурсу «Истории древних цивилизаций» (5 класс) составлена на основе ФГОС ООП, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. Программа подготовлена на основе новой исторической методологии. Сегодня в мировой науке и педагогической практике доминирует не фактологическое или социологическое, а цивилизационно – гуманитарное освещение истории Древнего мира. Согласно требованиям времени, определена концептуальная основа рабочей программы – социокультурный, цивилизационный подход. История Древнего мира (с древнейших времен до конца V в. н. э.) рассматривается в динамике, определены этапы, стадии всемирно – исторического процесса. Развитие каждого региона, страны, этноса показано в русле особенного, уникального пути. Усилен акцент на показ и раскрытие культурно – исторических факторов, что означает повышенное внимание к духовному наследию стран и народов, глубокое проникновение во внутренний мир человека прошлого, отказ от рассмотрения событий с узкоклассовых позиций. В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития. Цивилизационный подход в изучении истории предполагает исследование цивилизаций в их взаимосвязях с другими цивилизациями, поэтому ряд тем посвящен вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории. Различные цивилизации имеют свою присущую только им внутреннюю логику развития. Взлет или падение той или иной цивилизации не совпадает по времени с аналогичными моментами развития других цивилизаций. Главное внимание в Рабочей программе предлагается уделить системообразующим чертам цивилизаций: особенности ведения хозяйства; формы повседневной жизни; обычаи; правила поведения; представления о добре и зле; религиозные верования; взгляды людей на окружающий мир.

Важным методическим приемом является сопоставление различных цивилизаций, событий, процессов, личностей, культур Древнего мира. Учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы. Рабочая программа определила стремление, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием современного исторического мышления. Определена одна из важнейших задач – сформировать у учащихся понимание единства, всеобщности человеческой истории с древнейших этапов, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления, т. к. факты могут забыться, а тип мышления, творческого и аналитического восприятия истории становится формирующей чертой личности. Для реализации данной задачи в рабочей программе представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира: во главу угла поставлены вопросы развития цивилизаций Древнего Востока (Цивилизация Древнего Египта, Древние цивилизации Передней Азии, Древние цивилизации Южной и Восточной Азии), цивилизации Древней Греции, цивилизации Древнего мира. При этом основной акцент делается на комплексные характеристики древних обществ с особым вниманием к культуре и религии, к человеку: его образу жизни, ментальности, повседневности. В программе более полно представлена проблематика «Человек в истории»: человек в мире власти, в государственной и общественной жизни, в культурных и религиозных системах, в отношениях с другими людьми, в повседневности, в семье.

Рабочая программа к спецкурсу «История древних цивилизаций» для 5 класса общеобразовательных учреждений гармонирует с учебником А.А Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», выпущенным издательством «Просвещение» (2011 г.). На основе рабочей программы и учебника сделаны попытки ввести детей в мир истории, каким он предстает в освещении современной науки, и вместе с тем показать, что история Древнего мира актуальна и для сегодняшнего дня, составляя фундамент современной цивилизации. Программа и учебник ориентированы на то, чтобы дать возможность учащимся овладеть определенным объемом знаний по истории Древнего мира и пробудить у них стремление к началу поиска ответов на важнейшие для человека и общества вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Итак, основная направленность предлагаемого курса – гуманитарный поиск, в котором познанию истории отводится главенствующая роль.

Принципиальное значение имеет вводная часть курса, в которой объясняется, зачем изучать историю и что собой представляет наука история сегодня. КТП (приложение к рабочей программе) и учебник реализуют задачу - показать учащимся, что история – наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. Обращается внимание на вопросы хронологии, которые в последние годы оказались в центре исторических дискуссий в российском обществе.

Конкретными учебными целями истории Древнего мира являются:

  • современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирования личности;

  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

  • ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;

  • объяснение ключевых исторических понятий, в том числе понятий «цивилизация», «государство» и др.;

  • целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к культурной жизни древних народов;

  • ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;

  • показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

  • раскрытие специфики власти и собственности в древних цивилизациях;

  • освещение становления демократических форм общественного устройства и права в Древнем мире;

  • характеристика выдающихся деятелей истории Древнего мира и их восприятия в современной культуре;

  • раскрытие значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности.


«История древних цивилизаций» (12 часов).

Тема

1.

Путешествие в страну история

2.

Древнейшие люди

3.

Возникновение цивилизаций ( первобытности к цивидизации)

4.

Счет лет в истории

5.

Древний Восток

6.

Древний Египет

7.

Западная Азия в древности

8.

Древняя Индия

9.

Древний Китай

10.

Древняя Греция

11.

Древний Рим

12

Семь чудес света



Список литературы:

Гаспаров М.Л. Занимательная история.- М., 1998 г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!