Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шимолинская средняя общеобразовательная школа »
Благовещенского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор школы
по УВР __________/Г.А.Красницкая
_________ /А.А.Райковская Приказ № ____________
«____»_________2014г. от «___» __________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
творческого объединения «Радуга»
на 2014-2015 уч. год
Составитель: Тищенко Людмила Фёдоровна,
учитель первой категории
с. Шимолино – 2014
Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Программа предназначена для детей 11-13-него возраста
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседа, праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Регулярность занятий 1 часа в неделю, 37 часов в год, согласно годовому календарному графику работы школы на 2014-2015 уч. год.
Состав группы постоянный на весь учебный год. В группу входят учащиеся 5-7 классов , набор в группу свободный, по желанию учащихся. Занятия, репетиции проходят в спортивном зале и в местном Доме культуры.
Предполагаемый результат: В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе. Выход результатов: выступление на праздниках в школе, Шимолинском ДК .
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание занятия | Кол-во часов | Сроки выполнения |
1. | Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. . Разучивание движений современного танца «Вальс». | 5 | сентябрь- октябрь |
2. | Классический тренаж. Ритмика. Разучивание новых движений танца. Разучивания движений танца «Танец со свечами», танца «Выйду на улицу…». Подготовка к Дню матери. | 8 | октябрь -ноябрь |
3. | Ритмика. Подготовка к новогодним мероприятиям. Разучивание танца «Мюзикл» | 4 | декабрь |
4. | Повторение выученных танцев, разучивание новых движений современного танца. | 3 | январь |
5. | Классический тренаж. Пластика. Подготовка к мероприятию 8 Марта. Разучивание движений для подтанцовки к песням. | 5 | февраль-март |
6. | Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных, освоение понятий вытянутости и выворотности, музыкальности. | 3 | март |
7. | Повторение пройденного материала. Ритмика. Подготовка ко Дню победы. | 6 | апрель |
8. | Классический тренаж. Повторение пройденного материала. Ритмика . Отчётный концерт. | 3 | май |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Организационная работа. Сбор участников коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. Разучивание разминки. | 1 | 04.09 |
2 | Подготовка ко Дню учителя. Репетиция танцев включенных в концерт. | 1 | 11.09 |
3 | Подготовка ко Дню учителя. Репетиция танцев включенных в концерт. | 1 | 18.09 |
4 | Подготовка ко Дню учителя.. Генеральный прогон танцев ко Дню учителя. | 1 | 25.09 |
5 | Участие коллектива в праздничном концерте, посв. Дню учителя. | 1 | 02.10 |
6 | Постановка рук и ног в танце. Разучивание движений современного танца «Вальс». | 1 | 09.10 |
7 | Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца «Вальс». | 1 | 16.10 |
8 | Постановка танца «Выйду на улицу…». Разучивание характерных движений для русского народного танца. | 1 | 23.10 |
9 | Постановка танца «Выйду на улицу…». Разучивание характерных движений для русского народного танца. | 1 | 30.10 |
10 | Разучивание движений современных танцев «Танец со свечами», «Выйду на улицу…». Постановка танца, соединение выученных упражнений. | 1 | 06.11 |
11 | Постановка танцев. | 1 | 13.11 |
12 | Постановка танцев. | 1 | 20.11 |
13 | Подготовка ко Дню матери. Генеральный прогон танцев ко Дню матери. | 1 | 27.11 |
14 | Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл» | 1 | 04.12 |
15 | Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцам «Мюзикл», «Конфетти». | 1 | 11.12 |
16 | Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцам «Мюзикл», «Конфетти». | 1 | 18.12 |
17 | Подготовка к новогодним праздникам. Генеральный прогон танцев к Новому году. | 1 | 25.12 |
18 | Повторение выученных движений и танцев. | 1 | 15.01 |
19 | Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. | 1 | 22.01 |
20 | Танцевальная импровизация. | 1 | 29.01 |
21 | Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Разучивание и создание музыкальных композиций. | 1 | 05.02 |
22 | Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Разучивание и создание музыкальных композиций. Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням. | 1 | 12.02 |
23 | Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех танцев. Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням. | 1 | 19.02 |
24 | Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и отработка выученных танцев. | 1 | 26.02 |
25 | Подготовка к празднику 8 Марта. Повторение и отработка выученных танцев. Генеральный прогон танцев к празднику 8 Марта. | 1 | 05.03 |
26 | Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев. | 1 | 12.03 |
27 | Пластические этюды на подражание растений и животных. Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. | 1 | 19.03 |
28 | Пластические этюды. Танцевально-образные движения. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев. | 1 | 26.03 |
29 | Разучивание танцев для концерта, посв. Дню Победы. | 1 | 02.04 |
30 | Разучивание танцев для концерта, посв. Дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. | 1 | 09.04 |
31 | Разучивание танцев для концерта, посвящённых Дню Победы. | 1 | 16.04 |
32 | Репетиция танцев для концерта, посвящённых Дню Победы. | 1 | 23.04 |
33 | Репетиция танцев для концерта, посвящённого Дню Победы. | 1 | 30.04 |
34 | Репетиция танцев ,посвящённых Дню Победы. Генеральный прогон танцев к Дню Победы. | 1 | 07.05 |
35 | Повторение и отработка выученных танцев. | 1 ч. | 14.05 |
36 | Генеральная репетиция к отчетному концерту. | 1 ч. | 21.05 |
37 | Отчётный концерт. | 1 ч. | 28.05 |
Информационное и учебно-методическое обеспечение программы
1.Ерохина «Школа танцев для детей»-М.:Искусство, 2000г.
2.Костровицкая, Писарев «Школа классического танца»-М.: Искусство, 1986г.
3.«Сюжетные танцы»- библиотека художественной самодеятельности.
4.З.П. Резникова «Встаньте, дети , встаньте в круг…»-М.:Советская Россия,1976г.
5.Л. Степанова «Танцы народов СССР»-М.:Искусство, 1969 г.
6. «Разрешите пригласить»-М.:Советский композитор,1976 г.
7.Интернетресурсы, CD