Mуниципальное образование город Алейск Алтайского края
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Алейска
«Рассмотрено» На заседании МО протокол № __ от « »_______2014 г. Руководитель МО | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №7 __________ Е.В. Провоторова «__»_____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №7 __________Н.Н. Толмачева Приказ №___ от «___»_________2014г. |
Р А Б О Ч АЯ П Р О Г Р А М М А
Направление | общекультурное |
Театральная студия | «Творчество» |
Начальное общее образование
Срок реализации программы 01.09.2014 – 23.05.2017 гг.
Составлена учителем начальных классов Авакян Татьяной Валентиновной
Алейск- 2014
Пояснтельная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших школьников и реализуется через дополнительные занятия, оказывая положительное влияние на развитие детей. Преемственность учебной и внеурочной театральной деятельности проявляется при изучении учебных дисциплин, в использовании нестандартных форм проведения учебных занятий, в организации внеурочной (досуговой) деятельности.
Программа курса «Творчество» рассчитана на 3 года занятий в группе учащихся 2(1) - 4 (5) классов с расчетом 1 час в неделю.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи предмета:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения);
- развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- обогащение духовного мира.
Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр - средств театральной педагогики. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии. Через любимую деятельность детей - игру - можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.
Ценностные ориентиры
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ученик, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, формируются нравственные и эстетические позиции. Упражнения для развития речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат учащегося. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других.
Планируемые результаты
Личностные:
- занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою выдумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче;
- ребенок становится раскрепощеннее, контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Конкурсы-соревнования привносят в школьную жизнь праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности детей их родителям, учителям.
Метапредметные: наши занятия аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики. Это делает их живыми и увлекательными, наполненными интересным содержанием.
Предметые: обращение к литературным и драматургическим произведениям с использованием игровой формы позволяет исподволь знакомить учащихся с законами сцены и театрального творчества.
Курс "Творчество" не преследует цели приемов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира.
Программа курса делится на три раздела: "гимнастика чувств", "импровизационный метод существования", "драматургические опыты".
Раздел первый
"ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ"
Этот раздел включает в себя большое количество различных упражнений, которые могут повторяться со 2 по 5 класс. Качества, способности, навыки, необходимые для творческой деятельности, которые они развивают у школьников:
- организованность, способность взаимодействовать с партнерами. Средства формирования - тренинг концентрации и распределения внимания;
- различные стороны зрительного восприятия и зрительную память (наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве, способность понимание внутреннее состояние людей по внешним признакам, ассоциативное мышление). Средства формирования - действие в условиях вымысла;
- другие сенсорные восприятия и память (слуховые, осязательные, вкусовые). Средства формирования - действие с реальными и воображаемыми предметами;
- мышечно-двигательное восприятие и мышечную память. Средства формирования - тренинг мысленных действий, темпо-ритма;
- непрерывность, логику, последовательность и завершенность действия. Средства формирования - действия с воображаемым предметом;
- речь, дыхание , голос;
- способность различать разные подтексты в словесном воздействии партнеров;
- способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.
Раздел второй
"ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ МЕТОД СУЩЕСТВОВАНИЯ"
Этот раздел в театральной педагогике называется "Этюдным методом существования". Но в данном случае импровизационная игра - так будет понятнее. Здесь мы используем сумму знаний и навыков, выработанных в процессе "гимнастики чувств", и двигаемся от игры к постижению своей психологии и психологии партнеров. Все задания этого раздела осуществляются на сцене и доминантой является позиция "Я в предлагаемых обстоятельствах".
Перед выполнением каждого задания уясняется: "Чего я хочу и как воздействую на партнера?", "Для чего я это делаю и каким образом?", "Мое отношение к партнеру". В результате мы получаем следующие умения и навыки:
- видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;
- управлять своим вниманием;
- различать оттенки отношения, анализируя слова и действия, и адекватно реагировать на них;
- четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.
Для достижения этих результатов используются следующие средства:
- пластические загадки;
- демонстрация поведения представителей животного мира в природной среде (без слов);
- показ животных при встрече друг с другом (без слов и со словами);
- работа с воображаемым предметом вместе с партнером;
- показ людей разных профессий в работе;
- массовые сценки-импровизации из современной жизни по месту действия;
- театр-экспромт.
Раздел третий
"ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ"
Этот раздел как бы венчает деятельность курса каждое полугодие. Именно он является основой, на которой строятся курсы "Творчества".
На базе навыков и умений, полученных при прохождении первых двух разделов, ученик уже теперь выступает от лица выбранных им персонажей. Мостиком к этому этапу являются:
- импровизационные показы, когда при помощи учителя рождаются и закрепляются сюжетные сценки, записывается текст и порядок действий;
- инсценировки литературных произведений детских писателей, когда каждому ученику поручается та или иная роль;
- работа с произведениями профессиональных драматургов, когда анализируются события, особенности эпохи, конфликтные ситуации, характеры и поступки героев.
В процессе постановки пьес на сцене учащиеся познают основные методы и приемы оформления спектакля (декорации, костюмы, грим, свет, шумы, музыка). При работе над драматургией проводятся несколько бесед об истории театра, его деятелях, знакомство с устройством театра и театральной терминологией для расширения кругозора и воспитания культурного зрителя.
Основным требованием к качеству исполнительской деятельности является умение ученика жить и действовать естественно (органично) в образе персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель должен следить, чтобы ученики не просто "показывали" действие, а выполняли четко поставленную задачу. Для этого каждый ученик должен уяснить следующие вопросы: "Зачем я здесь? Чего хочу? Каким образом я выполняю свое желание?"
И все-таки главной задачей конкурсов является не результат, а участие!
Распределение часов курса
Год обучения | Авторская программа | Рабочая программа |
Первый год (2 (1) класс) | 32 часа | 34 (33) часа |
Второй год (3 (2) класс) | 32 часа | 34 часа |
Третий год (4 (3) класс) | 32 часа | 34 часа |
ПРОГРАММА КУРСА "ТВОРЧЕСТВО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 (1) КЛАССА
(первый год обучения, 33 часа)
В первый год обучения мы в основном опираемся на развивающие игры и упражнения раздела "Гимнастика чувств". Дети учатся создавать сказочные образы. Они вовлекаются в мир фантазии и воображения, выполняя несложные и понятные задания.
За этот период дети должны уяснить принципиально важную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость), основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию), убедиться в полезности наших действий и привыкнуть получать удовольствие от их выполнения. Урок должен стать желанным. Поэтому поначалу включается побольше игр, в том числе подвижных, развивающих внимание, наблюдательность, реакцию. Ребятам заранее объявляется тема предстоящего конкурса, чтобы иметь перед собой цель, к которой мы будем стремиться. Для полученной роли в будущем представлении каждый ученик должен придумать себе костюм, нарисовав его.
Содержание
Упражнения для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления:
"Исходное положение", "Зернышко", "Капитаны", "Как один", "Ай да я!", "Деревянные куклы", "Ходьба с изменениями", "Кто летает?", "Эстафета", "Переходы", "Хлопки", "На одну букву", "Кто сзади?", "Угадай - кто это?", "Кто как сидел?", "Звукоуловители", "Видящие пальцы", "Фотографы", "Превращение палочки", "Оживи предмет", "Работа с воображаемым предметом", "Цепочка", "Сочини сказку".
Упражнения для развития речевого аппарата
Задания, выполняемые на сцене и развивающие смелость публичного выступления, пластическую выразительность движений и коммуникативные навыки:
"Волшебное путешествие", "Изобрази птицу, животное...", "Привычки и повадки животных", "Встреча двух", "Животные во дворе", "Картина", "Театр-экспромт", "Кукольный театр".
Игры в зале:
"Совушка", "Повтори быстро", "Воробышек", "Горелки", "Убежище зайца", "Сантики", "Здравствуйте", "Капканы", "Подмигни", "Сказочные эстафеты", "Командные игры".
Темы для конкурсов:
1. С. Маршак. "Зоосад", "Детки в клетке" (чтение стихов и пластический показ поведения животных).
2. "Ребятам о зверятах":
а) сценки-импровизации из жизни животных, рожденные на занятиях. Это может быть пластический показ, повторяющий движения и действия животных;
б) эти же сценки, но в "сказочном исполнении", когда "животные" разговаривают. (Привлекать знания учеников по природоведению).
3. Стихотворные сказки К. Чуковского, С. Маршака, и других писателей.
4. Кукольный театр.
Здесь используются не только перчаточные куклы, но и мягкие игрушки детей, которые у них есть дома. Эти сценки ребята должны сочинить сами, взяв за основу какое-то событие: "День рождения", "Болезнь и помощь другу", "Поиск клада", "Охота", "Рыбалка", "Строительство дома", "Сбор урожая" и др.
Структура урока
1. Приветствие. Упражнение на внимание - 3-5 минут.
2. Упражнение на развитие психических качеств и речи - 18-20 минут.
3. Выполнение заданий на сцене - 10-12 минут.
4. Подвижные игры - 5-7 минут.
Раздел | Игры | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления | "Исходное положение" | + | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Зернышко" | + | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Капитаны" | | + | + | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Как один" | | | | + | + | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Ай да я!" | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Деревянные куклы" | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Ходьба с изменениями" | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Кто летает?" | | + | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Эстафета" | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Переходы" | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Хлопки" | | | | | | + | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | |
"На одну букву" | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | |
"Кто сзади?" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | |
"Угадай - кто это?" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | |
"Кто как сидел?" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |
"Звукоуловители" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | |
"Видящие пальцы" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | |
"Фотографы" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | + | | | | | | | | |
"Превращение палочки" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | | |
"Оживи предмет" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | |
"Работа с воображаемым предметом" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | |
"Цепочка" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | |
"Сочини сказку" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения для развития речевого аппарата Задания, выполняемые на сцене и развивающие смелость публичного выступления | "Волшебное путешествие" | | + | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | |
"Изобрази птицу, животное..." | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | |
"Привычки и повадки животных" | | + | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | |
"Встреча двух детенышей" | | | | + | | | + | | | | | + | + | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | |
"Животные во дворе" | | | | | + | + | | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Картина" | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | + | | | | | | | | | | |
"Театр-экспромт" | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | + | | | | | | | | |
"Кукольный театр" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | + | + | + | + | + | + | |
| | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Игры в зале | "Совушка" | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Повтори быстро" | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Воробышек" | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Горелки" | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | |
"Убежище зайца" | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | |
"Сантики" | | | + | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Здравствуйте" | | | + | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Капканы" | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Подмигни" | | + | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | |
"Сказочные эстафеты" | | | | | | | | | | | | | + | + | | | | | | + | + | + | | | | + | + | + | | | | | | |
"Командные игры" | | | | | | | | | | + | + | | | | | | + | + | + | | | | | | | | | | + | + | + | | | |
| Пословицы и скороговорки | | | | + | | + | | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | + | + | + | + | + | + | | | |
Темы для конкурсов | 1. С. Маршак. "Зоосад", "Детки в клетке" | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. "Ребятам о зверятах" | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Стихотворные сказки К. Чуковского, С. Маршака, и других писателей. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | |
4. Кукольный театр. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
-
| Знакомство. Игры на внимание | |
-
| Игры на развитие внимания и воображения | |
-
| Пластический тренинг | |
-
| Пластический образ персонажа | |
-
| Пластический образ персонажа | |
-
| Просмотр спектаклей выездных театров в городе | |
-
| Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | |
-
| Конкурс. Чтение стихов и пластический показ поведения животных | |
-
| Подведение итогов конкурса | |
-
| Организация внимания, воображения, памяти | |
-
| Пластический образ персонажа | |
-
| Пластический образ персонажа | |
-
| Сценическое действие | |
-
| Пластический тренинг | |
-
| Сценическое действие. Подготовка к конкурсу, рисование костюмов | |
-
| Конкурс "Ребятам о зверятах" | |
-
| Сценическое действие | |
-
| Бессловесные элементы действия | |
-
| Пантомима. Узнай героя. | |
-
| Изображение героев. Попробуем измениться. | |
-
| Изображение героев. Попробуем измениться. | |
-
| Игра жестов, мимики лица. | |
-
| Игра жестов, мимики лица. | |
-
| Давайте поиграем. Моя любимая игра. Подготовка к конкурсу | |
-
| Конкурс "Стихотворные сказки К. Чуковского, С. Маршака, и других писателей". | |
-
| Сказка – миниатюра. Дыхательная гимнастика | |
-
| Сказка – миниатюра. "Голосовая гимнастика" | |
-
| Сказка – миниатюра. "Артикуляционная гимнастика" | |
-
| Давайте поиграем. Моя любимая игра. | |
-
| Давайте поиграем. Моя любимая игра. | |
-
| Работа над созданием кукольной сценки | |
-
| Характер и эмоции героев, подготовка к конкурсу | |
-
| Конкурс "Кукольный театр" | |
-
| Поведение итогов по разделу "Гимнастика чувств" | |
Общие методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся
Занятия проводятся с детьми без какого - либо отбора. Зал для занятий просторный, регулярно проветриваемый. Предполагается наличие сцены, объемных мягких модулей различной формы, технических средств.
Форма одежды облегченная, обувь мягкая.
Продолжительность занятия 1 раз в неделю 40 минут.
Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих упражнений, тренингов, зарисовок, этюдов, игр, направляемых на развитие способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активного поиска в занимательной и интересной форме.
Методическое обеспечение учебного процесса:
(Ведущие методы, приемы, технологии)
Содержание программы направлено на развитие ребенка и обусловливает его потребность в познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а именно: обеспечение не только усвоения знаний, но и развитие школьников, вовлечение в сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности.
Оно потребовало применения многогранности методов, приемов и средств обучения.
Методы:
словесные (передача информации);
наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);
практические (разнообразные упражнения, творческие задания);
метод сопоставительного анализа;
театрально-игровой метод
Театрально-игровой метод реализуется при помощи:
общеразвивающих игр и упражнений, включенных в театральный тренинг (готовят к творческой деятельности, способствуют быстрой адаптации);
сюжетно-ролевых, подвижных, занимательных игр (мотивируют познание окружающего мира, формируют навыки и умения);
упражнений и речевых игр (активизируют речевой аппарат, формируют речь, развивают память, интеллект, учат вести диалог, развивают правильное дыхание);
комплексных ритмических, музыкальных, пластических зарисовок, этюдов, игр (активизируют двигательные способности, развивают пластическую выразительность и импровизацию, развивают умение владеть своим телом);
специальных театральных игр, творческих задач (развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и здравомыслящему человеку; готовят к тонкому восприятию различных видов искусства);
импровизаций, игр-перевоплощений, игр-подражаний (развивают умение с помощью воображения, фантазии изменить свое отношении, поведение, оправдать позу или действие нафантазированными причинами);
инсценировок, игр с куклами разных видов, игр-драматизаций, постановок (развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, реагировать на поведение партнеров, поощряют попытки детей уйти от стереотипов, будят творческую фантазию, воспитывают коллективизм).
Приемы:
организации и самоорганизации;
стимулирования и мотивации;
разнообразные приемы контроля.
Средства:
Учебно-методическая литература:
| Личностные | Метапредметные | Предметные |
Уровень 1 (Знать) | - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | -о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | -о сценической речи; - о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. |
Уровень 2 (Уметь) | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с изученными системами при показе спектакля; импровизировать; работать в группе, в коллективе. выступать перед публикой, зрителями. |
Уровень 3 (Применять) | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
ПРОГРАММА КУРСА "ТВОРЧЕСТВО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
(второй год обучения, 34 часа)
На этом этапе ставятся более сложные задачи в области осмысления действий на сцене. Превалирующим становится 2-й раздел программы «Импровизационный метод существования». Здесь необходимо больше уделять времени развитию выразительной речи, упражнениям на развитие воображения, фантазии и общения, выработке естественности поведения на сцене при выполнении заданий «Я в предлагаемых обстоятельствах».
«От импровизации к драматургии» - так можно назвать этот этап. Ребята учатся соотносить свои действия с действиями товарищей, подмечать свои и чужие ошибки, искать пути для оптимального выполнения поставленных задач. Игры уже носят более целенаправленный характер, дается больше индивидуальных заданий, оттачивается пластика движений для выражения характеров персонажей. Обращение к драматургии позволяет раскрыть перед учениками внутренний мир театра, его законы и правила.
Содержание
Упражнения для развития всех видов внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления, чувства ритма:
«Зернышко», «Капитаны», «Деревянные куклы», «Ай да я!», «Запрещенное движение», «Рисунок пальцами», «На ком оборвется», «Хлопки», «Переходы», «Калькулятор», «Пишущая машинка», «Видящие пальцы», «Фотографы», «Игра со стулом», «Игры индейцев», «Оживи предмет», действие с воображаемым предметом, «Общая работа», «Ребусы», «Басни-диалоги», «Рассказ-картина», «Сочиним сказку», «Игры по карточкам».
Упражнения на развитие речевого аппарата.
Задания, выполняемые на сцене и развивающие умение управлять своим вниманием, логикой действий и оправдывать предлагаемые обстоятельства, слышать, видеть и понимать товарища:
«Картина», «Оживите», «Животные в цирке», «Кукольный театр», «Изображение человека в образе животного», «Театр-экспромт», «Репетиция сказки».
Игры в зале:
«Сказочные эстафеты», «Обойди спиной», «Кто за кем», «Животные», «Камень – ножницы», «Отыщи обувь», «Сыщик», «Детективы», «Кто и что», «Скопируй позы».
Темы для проведения конкурсов:
Кукольный театр.
Цирк зверей (разрабатываются цирковые номера с «животными»).
Инсценировки сказок А. Афанасьева, А. Толстого и др., отобранных в процессе «театра-экспромта».
Сцены из произведений детской драматургии или инсценировок для кукольного театра.
Структура урока
Приветствие. Упражнение на внимание – 3 – 5 мин.
Упражнения на развитие психических качеств и речи – 10 – 12 мин.
Выполнение заданий на сцене – 18 – 20 мин.
Подвижные игры – 5 – 7 мин.
Раздел | Игры | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| | |
Упражнения для развития всех видов внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления, чувства ритма | «Зернышко» | | | | | | | | | + | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Капитаны» | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Как один!» | | | | | | | + | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Капканы» | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Деревянные куклы» | + | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Ай да я!» | | | | | | | | | + | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Запрещенное движение» | | + | | | | | | | + | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Рисунок пальцами» | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«На ком оборвется» | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Хлопки» | + | | | + | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Переходы» | | + | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Калькулятор» | + | | | + | | | | | | | | | + | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Пишущая машинка» | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Видящие пальцы» | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Фотографы» | | + | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Игра со стулом» | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Игры индейцев» | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Оживи предмет» | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Действие с воображаемым предметом | | | | | | + | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Общая работа» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Ребусы» | | | + | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Басни-диалоги» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Рассказ-картина» | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Сочиним сказку» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Игры по карточкам»: «Различи в шуме» и др. | | | + | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«На одну букву» | | | + | | + | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Задания, выполняемые на сцене и развивающие умение управлять своим вниманием, логикой действий и оправдывать предлагаемые обстоятельства, слышать, видеть и понимать товарища | «Картина» | + | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Оживите» | + | | | + | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Животные в цирке» | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Кукольный театр» | | | | | | | | | | + | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Изображение человека в образе животного» | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Театр-экспромт» | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Репетиция сказки» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Пословицы и скороговорки | | | + | | | + | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Игры в зале | «Сказочные эстафеты» | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Обойди спиной» | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Кто за кем» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Животные» | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Камень – ножницы» | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Отыщи обувь» | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Сыщик» | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Детективы» | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Кто и что» | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Скопируй позы» | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Темы для конкурсов | Кукольный театр | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Цирк зверей (разрабатываются цирковые номера с «животными») | | | | | + | + | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Инсценировки сказок А. Афанасьева, А. Толстого и др., отобранных в процессе «театра-экспромта» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | |
Сцены из произведений детской драматургии или инсценировок для кукольного театра | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
-
| Упражнения на развитие памяти, ассоциативного мышления | |
-
| «Оживите картину» | |
-
| Игры на внимание | |
-
| Развиваем речь и слух | |
-
| «Театр-экспромт» | |
-
| «Животные в цирке» (формирование цирковых номеров) | |
-
| «Кто и что» | |
-
| Цирк зверей (цирковые номера с «животными») | |
-
| «Рисунок пальцами», «Кукольный театр» | |
-
| «Рассказ-картина» | |
-
| Действие с воображаемым предметом | |
-
| «Рисунок пальцами», «Кукольный театр» | |
-
| Конкурс «Кукольный театр» | |
-
| Конкурс «Кукольный театр» | |
-
| Игры на внимание | |
-
| «Театр-экспромт» | |
-
| Игры на развитие внимания, наблюдательности, воображения | |
-
| Игры на развитие внимания, чувства ритма | |
-
| «Басни-диалоги» | |
-
| «Сказочные эстафеты» | |
-
| «Скопируй позы» | |
-
| «Общая работа», игры по карточкам | |
-
| «Сочиним сказку» | |
-
| «Басни-диалоги», игры по карточкам | |
-
| Игры на развитие внимания, воображения. «Сказочные эстафеты» | |
-
| Инсценировки сказок | |
-
| Инсценировки сказок | |
-
| «Рассказ-картина», «Оживи предмет» | |
-
| Сцены из произведений детской драматургии | |
-
| Сцены из произведений детской драматургии | |
-
| Репетиция сказки | |
-
| Репетиция сказки | |
-
| Конкурс инсценировок | |
-
| Подведение итогов по разделу «От импровизации к драматургии» | |
ПРОГРАММА КУРСА "ТВОРЧЕСТВО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
(третий год обучения, 34 часа)
Последний год обучения включает в себя освоение умений и навыков всех разделов программы и служит подготовкой к творческой деятельности в последующем обучении. На этом этапе не только совершенствуются личные качества учащихся, но и познаются и моделируются человеческие отношения: «Чего я хочу и как воздействую на партнера?».
«Введение в психологию» - так можно обозначить этот этап. От ученика уже требуется уметь не только существовать в предлагаемых обстоятельствах, а разрабатывать их самому, предлагать своё решение во взаимосвязи с партнерами, в совместном и действенном общении, различать оттенки отношений и соответственно реагировать на них.
В массовых сценках-импровизациях ученики учатся вступать в отношения, проникать в психологию партнеров по сценической жизни.
В дальнейшем всё это поможет учащимся в анализе характеров и поступков героев литературных и драматургических произведений, жизненных ситуаций и конфликтов, а также при организации творческих вечеров.
В завершающем году обучения требуется несколько изменить как структуру урока, так и методы подачи материала. Это связано с возрастными особенностями учеников и с тематикой курса. Многие упражнения уже требуют попарного выполнения, где ребята зависят друг от друга, а это значит, что нужно привыкнуть к партнеру, провести с ним репетицию. Чтобы интенсифицировать урок, группа разбивается на пары, которые начинают работу в зале одновременно. Учитель же обходит всех и делает корректирующие замечания. Только после таких действий устраивается просмотр на сцене. Для повышения интереса к занятию можно разделить класс на команды, а потом подсчитать количество «талантов», заработанных каждой группой. Этот же прием остается и при подготовке к конкурсу КВН.
Общие упражнения:
«Как один!», «Капитаны», «Калькулятор», «Пишущая машинка», «Игра со стулом», «Игры индейцев», «Различи в шуме», «Иди сюда», «Басни-диалоги», «Анаграммы и логограммы».
Задания, выполняемые в зале и на сцене:
«Профессионалы», «Что бы это значило?», «Общая работа», «Перехват», «Зеркало», «Окно», «Скульптор и модель», «Сиамские близнецы», «Цирковые артисты», «Разное отношение», «Пресс-конференция», «Массовые сценки по месту действия», «Импровизация сказок». (Эти задания выполняются в той последовательности, в какой они указаны.)
Упражнения на развитие выразительности речи (раздел «Упражнения по развитию дыхания и речи», глава IV).
Игры в зале:
«Командные игры», «На ком оборвется», «Слово к слову», «Скопируй позы», «Кто и что?», «Сосед справа», «Животные», «Таможня».
Темы для проведения конкурсов:
«Наш цирк».
Массовые сценки из современной жизни.
Акт из пьесы (не более 30 мин).
«КВН».
(Описание конкурсов - глава I)
Структура урока
Вводная часть (приветствие, упражнения на внимание) – 5 мин.
Основная часть, посвященная теме занятия, - 30 мин.
Заключительная часть (игра) – 5 мин.
Раздел | Игры | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Общие упражнения | «Как один!» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Капитаны» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Калькулятор» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Пишущая машинка» | + | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Игра со стулом» | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Игры индейцев» | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Различи в шуме» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Иди сюда» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Басни-диалоги» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Анаграммы и логограммы» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задания, выполняемые в зале и на сцене | «Профессионалы» | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Что бы это значило?» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Общая работа» | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Перехват» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Зеркало» | | | | | | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Окно» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Скульптор и модель» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Сиамские близнецы» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Цирковые артисты» | | | + | + | + | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Дрессировщики» | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Разное отношение» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Пресс-конференция» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Массовые сценки по месту действия» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Импровизация сказок» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Упражнения на развитие выразительности речи | Дыхательная гимнастика | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Голосовая гимнастика» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Артикуляционная гимнастика» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Пословицы и скороговорки | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Игры в зале | «Командные игры» | + | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«На ком оборвется» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Слово к слову» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Скопируй позы» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Кто и что?» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Сосед справа» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Животные» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«Таможня» | | | + | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сказочные эстафеты | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Темы для конкурсов | «Наш цирк» | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Массовые сценки из современной жизни | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Акт из пьесы (не более 30 мин) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
«КВН» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
-
| Искусство пантомимы в играх «Оживите», «Профессионалы» | |
-
| Искусство пантомимы в игре «Профессионалы». Командные игры | |
-
| «Цирковые артисты» (не только с животными) | |
-
| «Дрессировщики», объявление номеров и команды | |
-
| «Цирковые артисты» и «Дрессировщики» | |
-
| Упражнение «Общая работа» | |
-
| «Цирковые артисты» (разработка цирковых номеров) | |
-
| Конкурс «Наш цирк». «Цирковые артисты» (представление цирковых номеров) | |
-
| Совместные действия в игре «Что бы это значило?» | |
-
| Совместные действия в игре «Общая работа» | |
-
| Совместные действия в игре «Перехват» | |
-
| Совместные действия в игре «Зеркало» | |
-
| Совместные действия в игре «Окно» | |
-
| Совместные действия в игре «Скульптор и модельер» | |
-
| Совместные действия в игре «Сиамские близнецы». Подготовка к конкурсу | |
-
| Конкурс «Массовые сценки из современной жизни» | |
-
| Игра «Разное отношение» | |
-
| Совместные действия в игре «Пресс-конференция» | |
-
| «Массовые сценки по месту действия» | |
-
| «Массовые сценки по месту действия» | |
-
| Совместные действия в игре по выбору | |
-
| Выбор акта из пьесы. Подготовка к конкурсу | |
-
| Репетиция акта из пьесы | |
-
| Репетиция акта из пьесы | |
-
| Репетиция акта из пьесы | |
-
| Конкурс «Акт из пьесы» | |
-
| Игра «Импровизация сказок» | |
-
| Игра «Скопируй позы». Командные игры | |
-
| Упражнения по развитию речи | |
-
| Подготовка к игре КВН. Деление на команды. Обсуждение конкурсов | |
-
| Подготовка к игре КВН. Репетиция по командам | |
-
| Подготовка к игре КВН. Репетиция по командам | |
-
| Игра «КВН» | |
-
| Подведение итогов. Награждения | |