Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/З.Н.Абкелямова подпись ФИО Протокол заседания МО __ _______2017 г. № ______ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ "Карьерновская средняя школа» ___________________ А.Ю. Орден подпись ФИО ______ _____________2017 г | | УТВЕРЖДЕНО Приказ ____ ___________ 2017 г № ____ Директор МБОУ «Карьерновская средняя школа» ______________________ Э.И.Саттарова подпись ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _________ТЕХНОЛОГИЯ_____________
Уровень __________базовый___________________
базовый, профильный, углубленный
____________ Руденко Лилия Николаевна________
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс ___________10-11____________
Срок реализации: 2 года
Количество часов: Всего: 68 ч:
10 класс – 34 ч, в неделю – 1ч
11 класс – 34 ч, в неделю – 1ч
Программа разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений В.Д. Симоненко Технология 10-11 кл. М.Вентана-Граф, 2010 г
2017г
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений.
В.Д. Симоненко Технология 10-11 кл. М.Вентана-Граф, 2010 г и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в 10 классе отводится 34 часа и в 11 классе 34 часа.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология” являются:
· овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
· овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
· умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
· формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
· развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание учебного предмета.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим образовательным линиям:
Основы предпринимательства – 18 час
Технология профессионального самоопределения и карьеры – 8 часов
Имидж и этикет современного делового человека – 6 часов
Информационные технологии – 15 часов
Основы художественного проектирования изделий – 21 часов
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Тематический план
10-11 классы – 68 часов
Разделы и темы | Кол-во часов |
| | 10 класс | 11 класс |
1 | Основы предпринимательства | 18 | |
2 | Технология профессионального самоопределения и карьеры | | 8 |
3 | Имидж и этикет современного делового человека | 6 | |
4 | Информационные технологии | | 15 |
5 | Основы художественного проектирования изделий | 10 | 11 |
| Всего | 34 | 34 |
Учебно-методический комплекс технология 10-11 класс
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: “Просвещение”, 2006, стр.13-14.
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
Профильный курс “Машинопись и основы делопроизводства” (Технология, профильная подготовка). 9-11 классы / сост. Н. К. Лебедянцева. —Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Учебник для 10-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Критерии оценивания качества знаний, умений и навыков обучающихся по технологии 10-11 класс
Оценка устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный, материал изложен своими словами в определенной логической последовательности; обучающийся самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. обучающийся подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя; обучающийся подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся не усвоил значительную часть учебного материала; допускает существенные ошибки при его изложении своими словами или ответ неполный, несвязный; обучающийся затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на поставленные вопросы учителя.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка практических работ
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся творчески планирует работу выполнил её в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; полностью использует знания программного материала; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка 4 ставится в том случае, если обучающийся правильно планирует работу, выполняет её в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; полностью использует знания программного материала; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся допускает ошибки при планировании работы, выполнил её в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, привыполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид; не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся не может правильно спланировать выполнение работы; совсем не выполнил работу (не смог или отказался); не может использовать знания программного материала. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Оценка проверочных работ
Оценка 5 ставится, если обучающийся:
Оценка 4 ставится, если обучающийся выполнил работу:
полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка 3 ставится, если обучающийся:
правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок,
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если обучающийся:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 1 ставится, если обучающийся:
Примечание.
■ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
При выполнении контрольных тестов
Оценка 5 ставится, если обучающийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка 4 ставится, если обучающийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка 3 ставится, если обучающийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка 2 ставится, если обучающийся: выполнил до 30 % работы
При выполнении творческих и проектных работ
Технико- экономические требования | Оценка «5» ставится, если обучающийся: | Оценка «4» ставится, если обучающийся: | Оценка «3» ставится, если обучающийся: | Оценка «2» ставится, если обучающийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы; правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы; умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы; правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы; умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает неполное соответствие содержания доклада и проделанной работы; не может правильно и четко ответить на отдельные поставленные вопросы; затрудняется самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы; не может правильно и четко отвечает на многие вопросы; не может самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта. | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.) | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное неполное | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные | Печатный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных |
7