СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Технология -11 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая помощь по предмету в составлении рабочей программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Технология -11 класс»

Рассмотрено на ШМО Протокол №___от__________2017г.

Руководитель__________






Согласовано на ГМО:

Протокол №___от_________2017г.

Руководитель___________

Титова Е.Г.

Проверено: Зам директора по УВР ________Алексашина Л.А ______________2017 г.

Утверждаю: директор МБОУ СОШ №4 _________Медведева В.Е. Приказ№ ___от______2017





Рабочая программа по предмету

Технология

11 класс





Программа составлена учителем технологии

1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №4

Алекса Е.Ф.



2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

11 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Рабочие программы по технологии для 11 классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования, с учетом требований обра­зовательного стандарта и ориентированы на работу по учебникам под редакцией В. Д. Симоненко (М.: Вентана-Граф, 2011

  3. Программы реализуются: в11 классе - в объеме 1часа в неделю, 34 часа в год,

  4. Учебник: Технология: базовый уровень: 10-11 классы: под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана- Граф,2011.

5 Авторская программа СимоненкоВ.Д. Матяш Н.В..Технология 10-11 классы. Базовый уровень М. Вентана-Граф 2011.


Цели

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном раз­витии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной дея­тельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения про­фессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к само­стоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе кол­лективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культу­ры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке тру­да, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Учебно - тематический план 11класс


Разделы и темы программы.

Количество часов

Всего

Практические занятия

Контрольные занятия

1 ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

8

8

1

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

8

8

1

3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

16

16


4 ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2

2


Итого

34

34

2



Календарно-тематическое планирование 11 класс


п/п

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающийся

Вид контроля.

Измерители

Дата

проведения

план

факт

1 ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Структура и составляющие современного производства

1

Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда. Технологический процесс. Продукты производственной деятельности: товар, услуги

Практическая работа Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона и типы предприятий

1

Введение новых знаний.

Комбинированный

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, ком­плексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных пред­приятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, коопера­тивные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производст­венных предприятий и предприятий сервиса

Знать/понимать:— понятие «отрасль»;

— определение материальной нематериаль­ной сфер произ­водства;— понятия«производствен­ное предприя­тие», «произ­водственное объединение»,

«научно-производственное объединение»,«межотраслевой комплекс»;

что такое со­ставляющие производства понятия «сред­ства труда», «средства про­изводства»,«орудия произ­водства»;что представля­ет собой произ­водственный

технологический процесс

Лекция-бесе­да; конспек­т тестирование, самосто­

ятельная работа; экс­курсия.

Устный оп­рос, конт­роль по ито­-

гам экскур­сии



2

Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия

Практическая работа Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.


Объяснение нового ма­териала; конспекти­рование; самостоятель­ная работа. Устный опрос; конт­роль по ито­гам самостоятельной работы




1.2 Нормирование и оплата труда

3

Система нормирования труда, ее назначение Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда Практическая работа Изучение нормативных и производственных документов

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью про­цессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.


Знать /понимать:

— понятие «нормирование

труда»;— виды норм труда;

— понятие «тарифная система»;

— что такое тарифная система, тарифная ставка

Объяснение нового ма­териала; конспекти­рование; самостоятель­ная работа. Устный опрос; конт­роль по ито­гам самостоятельной работы

Ответы на вопросы



4

Система оплаты труда, Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка Сдельная, повременная и договорные формы оплаты труда. Виды применение и способы расчета. Роль форм заработной платы в стимулировании труда

Практическая работа Определение видов оплаты труда для работников определенных профессий

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства произ­водства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Кон­трактные формы найма и оплаты труда.

Знать: формы оплаты труда на предприятии. Кон­трактные формы найма и оплаты труда.

Уметь: Определять достоинства и недостатков различных форм оплаты труда



1.3 Культура труда и профессиональная этика

5

Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. Практическая работа Расчет эффективности своей трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия Анализ учебного дня и предложения по мерам его реорганизации, повышающим эффективность учебы

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирова­ние туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная орга­низация рабочего места. Эстетика труда




Знать/понимать: — что входит в понятие «культура труда»; — что такое на­учная организа­ция труда;

— какими мера­ми обеспечивается безопасность труда; — понятие охра­ны труда; — что такое этика;

— что означают понятия «мо­раль» и «нравственность,»; — какие нормы поведения пред­писывает профессиональная этика; — виды профессиональной этики



Лекция-бесе­да; решение ситуацион­ных задач; практиче­ская работа. Устный оп­рос: конт­роль по ито­гам практиче­ской работы




6

Понятия мораль и нравственность Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения Профессиональная этика и ее виды.

Практическая работа Обоснование смысла и содержание эстетических норм своей профессиональной деятельности

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Понятия мораль и нравственность Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения Профессиональная этика и ее виды

Ответы на вопросы



7

Материальная и нематериальная сфера производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности взаимосвязи сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов.

Практическая работа Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона и типы предприятий»

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности по­вышения качества товаров и услуг Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. От­ветственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Лекция-бе­седа; демон­страция наглядных пособий. самостоятельная работа. Устный оп­

рос; контроль по итогам само­стоятельной

работы



















8

Виды деятельности человека. Профес­сиональная деятельность, ее цели, принципи­альное отличие от трудовой дея­тельности. Человек как субъ­ект профессио­нальной деятель­ности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разде­ление труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства Понятие коопе­рации. Понятия специальности и перемены труда

Практическая работа Определение целей, задач будущей про­фессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда профессии ро­дителей, препо­давателей школы, своей пред­полагаемой профессиональ­ной деятельности. Анализ форм разделения тру­да в организа­ции




1

Введение новых знаний

Комбинированный

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделе­ние труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основ­ные виды работ и профессий.

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мо­бильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.


Знать / понимать: что такое профессиональная деятельность, её цели и функции; что является факторами успе­ха в профессио­нальной дея­тельности;

понятия разде­ления, специали­зации и кооперации труда; существующие формы разделе­ния труда;

различие между понятиями про­фессии и специальности; понятие переме­ны труда


Лекция-бе­седа; демон­страция наглядных пособий. Самостоятельная работа. Устный оп­рос; контроль по итогам само­стоятельной

работы



2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

2.1Этапы профессионального становления и карьера

9

Этапы и результаты профессионального становления личности Выбор профессии. Профессиональная обученность Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Практическая работа Определение целей задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности.

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Этапы и результаты профессионального становления личности Выбор профессии. Профессиональная обученность Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство

Знать / понимать: основные этапы профес­сионального становления; значение понятий «про­фессиональная обученность» и «профессио­нальная компе­тентность», «профессио­нальное мастер­ство»; сущность по­нятий «профес­сиональная карьера», «должностной рост», «призвание»; из чего складывается профессиональная подготовка.

Уметь: планировать будущую про­фессиональную карьеру; правильно оценивать соб­ственные про­фессиональные данные

Лекция-беседа, дискуссия, диспут, практическая работа устный опрос



10

Понятия карьеры, должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьера Практическая работа Составление плана своей будущей профессиональной карьеры

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалифика­ционного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мо­бильность.




2.2 Рынок труда и профессий

11

Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий Спрос и предложение на различные виды профессионального труда. Практическая работа Изучение регионального рынка труда

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий Востребованные, невостребованные профессии. Службы занятости населения Проблемы трудоустройства

Знать/ понимать:

  • что такое ры­нок труда и про­фессий;

  • что понимает­ся под конъюнк­турой рынка тру­да и профессий;

способы изу­чения рынка тру­да и профессий

— источники ин­формации о рынке труда и профессий.

Уметь: — находить и анализировать информацию о ситуации на

рынке труда и профессий

Лекция; практиче­ская работа. Устный опрос; конт­роль по ито­гам практи­ческой работы



12

Способы изучения рынка труда и профессий Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости Практическая работа Изучение содержания трудовых действий уровня образования, зарплаты, мотивации, удовлетворенности трудом работников различных профессий

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Способы изучения рынка труда и профессий Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости



2.3 Центры профконсультационной помощи

13

Профконсультационная помощь: цели и задачи Методы и формы работы специализированных центров занятости. Практическая работа Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Региональный рынок образователь­ных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Знать /пони­мать:

— что такоепрофконсульта-

ционная по­мощь;

— виды профессионального

консультирова­ния;

— как и где можно получить

профконсультационную по

мощь

Объяснение нового ма­териала;

решение си­

туационных задач; практическая ра­бота Устный оп­рос; отчёт по результатам посещения центра профкон­

сультацион­

ной помощи



14

Виды профконсультационной помощи: справочно-нформационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая. Практическая работа Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая



2.4 Виды и формы получения профессионального образования


15

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование Региональный рынок образовательных услуг Методы поиска информации о рынке образовательных услуг Практическая работа Изучение регионального рынка образовательных услуг

1

Практическая работа

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование Региональный рынок образовательных услуг Методы поиска информации о рынке образовательных услуг

Знать /пони­мать:— в чём отличие общего и профессионального образования;

— виды профес­сионального об­

разования ;формы получения профессионального образования;

— что входит понятие «рынок образовательных услуг».

Уметь: — находить нужную инфор­мацию о рынке образователь­ных услуг

Объяснение

нового мате­

риала, бесе­

да; практиче­

ская работа.

Письменныйопрос; конт­роль по ито­гам практической работы



2.5 Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

16

Формы самопре­зентации. Автобио­графия как форма самопрезентации для профессио­нального образования и трудоустрой­ства. Типичные ошибки при собесе­довании. Правила самопрезентации при посещении ор­ганизации Практическая работа Составление автобиографии и профессионального резюме

1

Комбинированный урок

Формы самопрезентации. Автобиография. Аудиенция. Содержание резюме. Правила самопрезентации при посещении ор­ганизации.

Знать /понимать:

— какие существуют виды самопрезентации;— сущность и назначение профессиональ­ного резюме и автобиографии; — правила поведения при собеседовании.

Уметь: составлять профессиональное резюме, написать автобиографию

Лекция-бесе

да; практиче­

ская работа.

Устный оп­

рос



3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1 Выбор объекта проектирования и требования к нему

17

Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования Практическая работа Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта»

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Понятия бизнес-план, его разновидности маркетинг, рентабельность, инвестиция, реклама

Уметь:

— определять выбор наиболее

удачного вари­анта проекти­руемого изделия на основании анализа;— формулиро­вать требования к объекту проек­тирования;

— делать выбор материала для

Проектируемого изделия;

— делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на ос­новании анализа

Творческая работа по проектированию Устный опрос. Контроль по результатам практической работы.



18

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Практическая работа Выбор материалов проектного изделия Выбор наиболее удачных вариантов ( с применением методов ТРИЗ)

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ Выбор материалов для изготовления проектного изделия



3.2 Расчёт себестоимости изделия

19

Понятие себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли Статьи расходов проекта Практическая работа Предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия

1

Практическая работа

Понятие себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли Статьи расходов проекта

Знать /

понимать:— из чего скла­дывается себе­стоимость про­дукции;

— отличие себе­стоимости от

рыночной цены.

Уметь: рассчитывать себестоимость проектируемого изделия;

делать пред­варительный расчёт матери­альных затрат

Объяснение нового материала. Конспектирование. Практическая работа. Предварительный расчет матер.затрат



3.3 Документальное представление проектируемого продукта труда

20

Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. Практическая работа Составление резюме по дизайну. Составление проектной спецификации проектируемого изделия

1

Практическая работа

Стандартизация, проектная документация, эскиз. Чертеж, сборочный чертеж проектируемого изделия




Знать /понимать:— что такое стандартизация;— что входит в понятие «про­ектная докумен­тация»;

— что представляют собой эс

киз, чертёж, сборочный чертёж проектируе­мого изделия.

Уметь:

— составлять ре­зюме по дизайну

Проектируемого изделия; выполнять проектную спе­цификацию про­ектируемого из­делия;

— выполнять эс­киз проектируе­мого изделия; выполнять чер­тежи проекти­руемого изделия

Объяснение

нового мате­

риала; прак­

тическая

работа.

Контроль по

итогам прак­

тической

работы (под­

готовка ра­

бочей доку­

ментации

для созда­

ния проекти­

руемого из­

делия)




21

Использование компьютера для выполнения проектной документации Практическая работа Выполнение эскизов, технических рисунков проектируемого изделия.

1


Комбинированный

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербаль­ной и визуальной информации.



22-23

Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия Практическая работа Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия

2

Введение новых знаний

Комбинированный

Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж.



3.4 Организация технологического процесса

24

Технологический процесс изготовления нового изделия Технологическая операция, технологический переход, содержание и составление технологической карты. Практическая работа Составление технологической карты проектного изделия.

1

Введение новых знаний

Комбинированный

Понятие технологический процесс, Технологическая операция, технологический переход, содержание и составление технологической карты

Знать /

понимать:— что входит в понятие «тех­нологический процесс»;— что представ­ляют собой тех­нологическая операция, техно­логический переход.

Уметь: составлять технологическую карту проектируемого изделия

Объяснение

нового материа;практиче­

ская работа.

Устный оп­

рос; конт­

роль по ито­

гам практи­

ческой

работы



3.5 Выполнение операций по созданию продуктов труда

25

Реализация технологического процесса изготовления деталей. Соблюдение правил безопасной работы Практическая работа Изготовление проектируемого объекта

1

Комбинированный

Изготовление проекта в соответствии с составленной техноло­гической картой. Техника безопасности при работе.

Знать: последователь­ность выполнения техноло­гических операций. Уметь: изготавливать проектные изделия по тех­нологической карте; выпол­нять творческий проект;

Практическая работа Контроль по итогам практ. работы



26

Реализация технологического процесса изготовления деталей. Промежуточный контроль этапов выполнения Практическая работа Изготовление проектируемого объекта

1


Изготовление проекта в соответствии с составленной техноло­гической картой. Техника безопасности при работе.

Уметь изготавливать проектируемое изделие

Практическая работа



27-28

Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей Промежуточный контроль этапов выполнения Практическая работа Изготовление проектируемого объекта

2

Практическая работа

Способы сборки и отделки изделия. Материалы, используемые в работе. Правила безопасности труда.

Уметь изготавливать проектируемое изделие

Контроль качества из­готовленного изделия.



3.6 Анализ результатов проектной деятельности

29-30

Понятие качества материального объекта, услуги, технического прогресса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта Самооценка проекта Практическая работа Апробация готового проектного изделия и его доработка Самооценка проекта

2

Практическая работа

Критерии оценки проекта, апробация проектного изделия, рецензирование, самооценка проекта

Уметь:

— производить самооценку про­екта согласно критериям оцен­ки качества про­ектного изде­лия; проводить испытания изго­товленного из­делия; выполнять рецензирование продукта проек­тирования

Практическая работа; самосто­ятельная работа по самооценке продукта проектиро­вания. Контроль по итогам самостоя­тельной работы



3.7 Презентация проектов и результатов труда


31-32

Критерии оценки выполненного проекта Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов. Практическая работа Подготовка и проведение презентации проектов.

2

Комбинированный

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербаль­ной и визуальной информации

понимать:

— принципы оп­ределения кри­

териев оценки продукта проек­

тирования и его защиты.

Уметь: проводить презентацию и защиту своего проектного изделия; использовать в презентации технические средства

Защита проектов Контроль по итогам презентации и защиты проектов.



4 ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1 Планирование профессиональной карьеры

33-34

Определение жизненных целей и задач Составления плана действия по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств Обоснование выбора специальности и учебного заведения Практическая работа Выполнение проекта Мои жизненные планы и профессиональная карьера

2

Комбинированный

Определение жизненных целей и задач Составления плана действия по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств Обоснование выбора специальности и учебного заведения

Знать/ понимать:

  • сущность и назначение автобиографии как формы самопрезента­ции.

  • Уметь:

планировать свои действия по достижению на­меченных жиз­ненных целей

Лекция-бесе­да; решение ситуацион­ных задач; практиче­ская работа. Устный оп­рос; конт­роль по ито­гам проект­ной деятель­ности




Часы за год

34









СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательньш потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности:

  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;

  • подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Учебный процесс на занятиях по технологии строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности и ориентирован на профессиональное самоопределение учащихся.

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие.

Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда1'11.

Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).

Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства.

Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.

Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯМАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ

Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.

Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.

Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты

.Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности.

Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда.

Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.

Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.

1111 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

интеллектуальной собственности.









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров или услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

  • основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

  • проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

  • организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

  • выполнять изученные технологические операции;

  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.

  • рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • составления резюме и проведения самопрезентации.


Литература

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

  1. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников. - М.: Педаго­гика, 1986.- 175 с.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагоги­ка, 1989.-192 с.

  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

  4. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. 4.1. /Под ред. П.Р. Атутова. - М. ИОСД РАО, 1997. - 230 с.

  5. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. 4.2. /Под ред. П.Р. Атутова. - М. ИОСД РАО, 1998. - 176 с.

  6. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. - М.: Профиздат, 1984.-248 с.

  7. Основы профессиональной культуры. /Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического универси­тета. 1997.-307 с.

  8. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 клас­сов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000. - 176 с.

  9. Сасова И.А., Чечель ИД. Методическое руководство к таблицам «Эко­номика и основы современного производства», 8 - 9 классы. - М.: Просвеще­ние, 1991.-45 с.

  10. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2011. -

  11. Симоненко В.Д., Федоришин Б.А. Основы профессиографии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - Брянск, 1991. - 76 с.

  12. Справочник по техническому труду: Обработка древесины, металла, электротехнические и др. работы: Книга для учителя /А.Н. Ростовцев, А.П. Надточий, Ф.А. Фурманов и др.; Под ред. А.Н. Ростовцева и др. - М.: Просве­щение, 1996.-319 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ

  1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. - Кишинев: МНТЦ. «Прогресс», Картя Молдовеняскэ, 1990.-4.1 -237 е., 4.2.-71 с.

  2. Атутов П.Р. О технологическом мышлении: Постановка проблемы //Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. - М., 1997.

  3. Барлекс Д., Питт Дж. Технологическое образование в школах Велико­британии: 40-90-е гг. XX в. //Школа и производство. - 1999. - № 5.

  4. Быстрое В.М. Проблемы инновационных процессов в школьном пред­мете «Технология» //11аука и школа. 1999. - № 4.

  5. Воронин Ю.А., Лалетин Д.Д. Образовательная область «Технология» и личность //Наука и школа. - 1998. - № 2.

  6. Галибардов Г.И. и др. Техника ФСА /библиотека инженера - Киев: Техника, 1989.

  7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии, - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

  8. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной тех­нологии обучения //Директор школы. - 1995. - № 5.

  9. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. /Под ред. П.Р. Атутова. - М: ИОСО РАО, 1997.

  10. Злотин Б.Л., Зусман А. Месяц под звездами фантазии.: Школа развития творческого воображения. - Кишинев: Лумина, 1988. - 271с.

  11. Злотин Б.Л., Чистов А. Ариз - инструмент мышления //Изобретатель и рационализатор. - 1990 - №5, С.24.

  12. Карпов Е. Проектная работа в школе: это возможно //Школьный эко­номический журнал. - 1997. - № 2.

  13. Килпатрик У. Метод проектов: Применение целевой установки в педа­гогическом процессе. - Л.: Брокгауз - Ефрон, 1925.

  1. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассни­ков творческой деятельности: Учебно-мегодическое пособие для студентов технолого-экономических факультетов (технологии и предпринимательств педвузов и педколледжей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования. - Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. - 321 с.

  2. Лернер П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании как методе обучения технологии в средней школе //Школа и производство. - 1999. -№2.

  3. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

  4. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. - М.: Высшая школа, 2000.

Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в подавании общеобразовательной области «Технология». - В. Новгород: НРЦРО, 2000.

  1. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподава­ния технологии. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагоги­ческого университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра­зования /Под ред. Е.С. Полат. -М.: Академия, 2000.

  3. Павлова М.Б., Питт Дж., Сасова И.А., Гуревич М.И. Новый взгляд на технологическое образование школьников //Мониторинг и статистика. - 2001. - №1.

  4. Поляков В.А., Атутов П.Р. и др. Образовательная область «Техноло­гия» //Содержание образования в двенадцатилетней школе. - М.: МО РФ, 2000.

  5. Саламотов Ю.П. Как стать изобретателем.: 50 часов творчества.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.

  6. Сасова И.А. Метод проектов в обучении школьников: На пути к 12- летней школе. - М.: ИОСО РАО, 2000.

  7. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2002. - 192 е.: ил.

  8. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. -М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000. - 176 с.

  9. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 288 е.: ил.

  10. Халемский Г.А. Подготовка молодежи к рационализаторской и изобре­тательской деятельности. - М.: Высшая школа. 1991 - 157 с.

  11. http://www.fid-tech.com/rus/technol/data/new_materials

  12. http://www.fid-tech.com/rus/technol/data/mech_eng

  13. http://www.innovbusmess.ru/contenfdoc-422.html

  14. http://ippro.ru/projects/projects4.shtml

  15. www.designet.ru //sreda.boom.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

    1. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. -М.: Прометей, 1996.- 161 с.

    2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.-М.: Наука, 1970. 271 с.

    3. Делопроизводство в кадровой службе. 5-е изд. /Сост. А.В. Верховцев. - М.: ИНФА - М, 2002. 224 с. (библиотека журнала «Трудовое право Россий­ской Федерации». Вып. 10).

    4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. - Минск: Пар. Совета, 1978. 112 с.

    5. Климов Ii,А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

    6. Климов К.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов- на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996-512 с.

    7. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» /Отв.ред. проф. В.И. Шкатулла. -М.: Юрист, 1998.-558 с.

    8. Комментарии официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации /Сост. А.В. Верховцев. - 3-е изд., доп. - М.: ИНФА - М, 2003. - X, 1190 с. - (Библиотека журнала «Трудовое право Российской Федерации». Вып. 16 (97)).

    9. Методика формирования профессионального самоопределения школь­ников на различных возрастных этапах: Книга для учителя /Под ред. А.Я. Жур- киной, С.Н. Чистяковой. - Кемерово, 1996. - 149 с.

    10. Муравьёв Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета им. акад. ИД". Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.

    11. Найн А.Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молоде­жи: педагогический аспект/А.Я. Найн.-М.: Педагогика, 1991,- 133 с.

    12. Основы профессиональной культуры /Под редакцией В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета. 1997. - 307 с.

    13. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 клас­сов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000. - 176 с.

    14. Постановление правительства Российской Федерации о внесении и до­полнении в федеральную целевую программу «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы.

    15. Профессиональная ориентации молодёжи /А.Д. Сазонов. - М.: Высшая школа, 1989.-272 с.

    16. Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Уч. пособие для 11 кл. общеобразов. учреждений. М.: 11роовещеиие, 1995. - 191 с.

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с.

  2. Рыкова Е.А. Технология поиска работы: Учебное пособие /Е.А. Рыкова; Под общ. ред Е.А. Рыковой; Е.А. Рыкова, И.А. Волошина, Л.Н. Прожерина. - М.: ПрофОбрИздат, 2001,- 93 с.

  3. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов B.C. Профессиональная ори­ентация учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

  4. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентака-Граф, 2002. - 192 е.: ил.

  5. Справочник для поступающих в образовательные учреждения среднего профессионального образования (средне специальные учебные заведения) Рос­сийской Федерации в 1999 году /Сост.: Т.Д. Барер, АЛ. Коломенская, А.Л. Смятских и др.; Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: НМЦ СПО Минобразования России, 1999.-490 с.

  6. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 кл. общоебразов. учреждений /Под ред. С.Н. Чистяковой. -М.: Просвещение, 1997. - 191 с.

Ниже приводятся те сайты в Internet, которые помогут, как можно больше узнать о существующих на сегодняшний день профессиях и специальностях. http://acareer.narod.ru/professions/abc_professions.htm http://www.e-xecutive.ru/professions/

http://www.moldovajob.oumet.md/dictionaiy profession/dictionary_profession_a. htm

http://www.vde.infobus.ru/dictionary.htmJ http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm http://www.zarplata.ru/Article/id49/article.html http://rabota.dpt.ustu.ru/publication/worker/professn/articles.asp http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm http://www.vakansii.com.ua/show ArticleNames.html?id=24 В Internet представлены следующие сайты, содержащие тесты на само­оценку:

http://www.bitnet.ru/psycho/reliance-result.cgi http ://psy. agava.ru/test214 .shtml

В Internet существуют тесты по определению типа темперамента. http://it-med.rU/libraiy/t/temperament.htm http://psypage.virtualave.net/temper5.shtml http://www.bitnet.ru/psycho/temperament.html

http://www.bitnet.ru/psycho/psychological-tests.html - сайт, на котором пред­ставлены тесты, которые позволяют определить характер, темперамент, степень уверенности в себе.

http://psy.agava.ru/test.shtml





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!