СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа технология 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по технологии 3 класс составлено на основе авторской программы по техлологии под редакцией Симоненко.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа технология 3 класс»

Примерное тематическое планирование

1 класс (33/33 ч)


Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч) (*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец!
(1/1 ч)

Многообразие природного мира. Человек — творец и созидатель. Использование человеком природных богатств для создания предметного мира (мира вещей). Многообразие предметов материального мира, функциональная и эстетическая направленность предметов (вещей).

Технология как процесс создания человеком полезных и нужных предметов и наука о том, как сделать эти предметы.

Понятие дизайна и его основные законы: единство пользы, красоты, назначения и формы.


Труд. Роль труда в жизни человека.
Признаки труда: действие, использование орудий труда, полезность (положительный результат). Виды труда: умственный, практический, научный, художественный, бытовой и др.

С помощью учителя:

наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; функциональные; конструкторско-технологические декоративные особенности предлагаемых изделий;


сравнивать формы природных материалов и простейших геометрических фигур, делать простейшие обобщения о существенных признаках материалов, изделий, инструментов, конструкций и композиций;

анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

оценивать результат своей деятельности по предложенным критериям: точность разметки и изготовления деталей, аккуратность сборки деталей; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено на уроке

Тема 2. Основы культуры труда*
(1/1 ч)

Основы культуры труда: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, приспособлений. Приёмы безопасного труда и их соблюдение в работе.


Приёмы анализа образца изделия, планирования работы
по образцу и алгоритму, критерии и приёмы оценки качества продукта и деятельности, к нему приводящей (в том числе оригинальность), вербализация и осознание результатов деятельности по созданию продукта; приёмы совместной деятельности.


Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии народных мастеров

Тема 3. Мастер учится у природы. Мастер учится у других мастеров* (1/1 ч)

Формы и образы природы — первоисточник творческих идей в создании предметного мира и в искусстве. Необходимость бережного отношения к природе и её ресурсам.


Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в аппликации, лепке, оригами, мозаике, вырезании и пр.).


Ремёсла и их роль в культуре. Традиции и творчество народных мастеров

Тема 4. Основы самообслуживания (1/1 ч)

Общее представление о правилах ухода за одеждой. Ремонт одежды (виды пуговиц и их назначение, пришивание плоских пуговиц и пуговиц на ножке)

Тема 5. Основы культуры быта
(3/3 ч)

Весенний букет и фитокомпозиция, их назначение в жизни человека. Понятие о фитодизайне. Правила и приёмы составления весенних фитокомпозиций и букетов (материалы и приёмы их подготовки для весенних фитокомпозиций и букетов; приёмы составления фитокомпозиций; приёмы декорирования сосудов
для фитокомпозиций).


Понятие о семье и семейных традициях. Понятие о родовом древе.


Правила организации чаепития. Сервировка стола
к чаепитию (столовая посуда для чаепития; приёмы складывания салфеток из ткани)

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17/17 ч)

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/2 ч)

Природные материалы родного края, их свойства и возможности использования для изготовления разнообразных изделий. Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки к работе природного материала. Общее представление о назначении бумаги.

Виды бумаги, её свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу.

Пластические материалы (глина, гипс, солёное тесто, пластика) и их применение для изготовления предметов быта и художественных предметов. Свойство материалов — пластичность.

Общие сведения о назначении и видах тканей и ниток, их свойствах (цвет, толщина).


Аппликация. Аппликационные композиции в декоративно-прикладном творчестве. Аппликационные композиции из целых форм растений, бумаги, ткани, приёмы их составления.

Лепка. Пластический способ лепки и его приёмы


Оригами. Приёмы сгибания и складывания фигур из бумаги.


Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды.


Кисточки и помпоны: назначение и приёмы их изготовления из нитей.


Вышивка как способ декоративного украшения изделия из ткани. Прямые стежки. Вышивание прямыми стежками. Оформление края изделия бахромой. Национальные особенности вышивки прямыми стежками у разных народов.


Коллаж. Материалы и приёмы его изготовления.


Плетение. Плоское плетение из трёх прядей.


Украшение изделий в технике декупажа и его приёмы

С помощью учителя:

исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические и технологические свойства; способы обработки (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка); конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, стека, игла, фальцовка); приёмы работы с освоенными приспособлениями (шаблон) и инструментами;


анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;


осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;


анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы, художественные эскизы);


воплощать мысленный образ в эскизе, материале с опорой (при необходимости) на обобщённый алгоритм, графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;


планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи и замысла
(с опорой на обобщённый алгоритм действий);


осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям);


участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении заданий;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов
(2/2 ч)

Инструменты и приспособления для работы с природными материалами, бумагой, тканью и нитками. Их рациональное размещение на рабочем месте.

История возникновения, назначение, конструктивные особенности инструментов (ножницы, игла, стека, фальцовка) и приёмы рациональной и безопасной работы с ними. Приёмы безопасной работы с клеем

Тема 3. Общее представление
о технологическом процессе
(4/4 ч)

Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): в технике аппликации из целых форм растений, плоской аппликации из бумаги и ткани, коллажа, мозаики, вырезания, лепки пластическим способом; изготовления ребристой игрушки; изготовления кисточки и помпона и игрушек на их основе; изготовления салфетки с вышивкой,
в технике плоского плетения, вышивки прямыми стежками, декупажа и др.

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
(8/8 ч)

Технологическая операция и приём. Правила и приёмы разметки деталей по шаблонам, на глаз, сгибанием, с помощью копировальной бумаги, продёргиванием нити на ткани; приёмы разметки симметричных деталей. Способы и приёмы разделения материала на детали (отрывание, резание ножницами, вырезание). Способы сборки (соединения) деталей в изделие (склеивание, сшивание, плетение, с помощью болтов). Способы придания изделию окончательного вида (сушка, лакирование, роспись). Приёмы формообразования (сгибание, складывание, скручивание)

Тема 5. Графические изображения
в преобразовательной деятельности
(1/1 ч)

Графические изображения и их назначение (рисунок, схема, эскиз). Линии чертежа, их названия и начертание. Условные обозначения на схемах (на примере схем оригами). Приёмы чтения схем. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты

3. Конструирование и моделирование (10/10 ч)

( *контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности*

(1/1 ч)

Изделие, часть и деталь изделия. Форма предмета.


Композиция (декоративно-прикладного характера, фитокомпозиции) на плоскости и в объёме. Фигуро-фоновые отношения в композициях (расположение деталей встык, внахлёст, композиционносвободно, орнаментально). Законы цветосочетания в композициях. Композиционные решения в декоративно-прикладных изделиях и изделиях, выполненных в традициях народных мастеров.


Конструкция изделия, конструктивные особенности различных изделий.


Особенности болтового соединения. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Понятия

«прочность», «надёжность», «безопасность»

С помощью учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки (в пределах изученных);


моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку (в рамках изученного);


определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты;


читать простейшие схемы и выполнять работу по ним;


планировать последовательность практических действий для реализации замысла;


участвовать в совместной творческой деятельности по выполнению творческих заданий;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Элементарные представления о конструкции зданий и строительных машин (1/1 ч)

Архитектурные сооружения и их особенности у различных народов (на примере жилищ). Общее представление о строительных сооружениях, процессе строительства. Конструктивные особенности здания. Машины и их значение в жизни людей. Понятие о типовых деталях (на примере технического машиностроительного конструктора)

Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (8/8 ч)

Назначение строительного конструктора, детали конструктора, особенности их соединения.


Конструирование изделий по образцу и рисунку из природных материалов, бумаги, из деталей конструктора (разборные и неразборные, однодетальные и многодетальные).


Модель, моделирование несложных технических объектов (модели летательных аппаратов из бумаги и строительных машин из деталей машиностроительного конструктора) и архитектурных объектов (из деталей строительного конструктора).


Правила и приёмы: сборки моделей строительных сооружений из деталей строительного конструктора; работы с отвёрткой и гаечным ключом; сборки моделей транспортных машин из типовых деталей конструктора

4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)

(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема. Работа с информацией*

Работа с доступной информацией из учебника и рабочей тетради, словаря (пиктограммы, текст, рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий и др.).


Восприятие и анализ демонстрируемых учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам



С помощью учителя:

наблюдать мир образов на видеоэкранах;


исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) материальные и информационные объекты, их элементы (линия, фигуры, текст, таблица, пиктограмма, технологическая карта)





Примерное тематическое планирование

2 класс (34/34 ч)


Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы
культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч)
(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! (1/1 ч)

Наблюдения человека за природой — источник познания способов преобразовательной деятельности. Общие сведения о различных технологиях. Понятие об информационных технологиях.


История развития технологий и создания предметов материального мира, их современность

С помощью учителя:

наблюдать связи человека с природой и предметным миром и взаимосвязи особенностей (функциональные, конструкторско-технологические и декоративные) предлагаемых изделий;


понимать и исследовать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов, используемых для рукотворной деятельности;


определять актуальность изготовления предлагаемых изделий, анализировать потребности на основе предложенных проблемных ситуаций; отбирать оптимальные способы решения проблемной ситуации по реализации потребности;

анализировать предлагаемые проблемные ситуации и задания;

планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания (на основе обобщённых алгоритмов действия) с учётом возможных и ограничивающих условий;

организовывать свою и совместную деятельность; соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

работать в малых группах, осуществлять совместные действия, исполнять различные социальные роли;

оценивать результат своей деятельности, предлагать пути коррекции конструкции и технологии изделия; учитывать мнение других людей о процессе своей деятельности и её результатах;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено на уроке

Тема 2. Основы культуры труда и проектной деятельности
(2/2* ч)

Развитие представлений о процессе и результатах труда человека.


Приёмы безопасного труда, их соблюдение в работе с ручными инструментами.


Творческая проектная деятельность, её значение, задачи, содержание основных этапов. Понятие

«творческий проект». Основные этапы творческой проектной деятельности, критерии оценки, этапов и результата (продукта) деятельности.


Виды и традиции народных ремёсел и промыслов.


Профессии народных мастеров, современные профессии людей, создающих предметный мир

Тема 3. Основы самообслуживания
(1/1 ч)

Ремонт одежды (распоровшихся швов строчкой петлеобразных стежков); реставрация и пришивание вешалки. Уход за обувью. Чистка и сушка обуви. Инструменты и приспособления для ухода за обувью

Тема 4. Основы культуры быта
(2/2 ч)

Уход за жилищем. Сухая уборка помещения (квартиры): инструменты и приспособления для её проведения; последовательность действий и приёмы работы. Бытовая техника, предназначенная для ухода за домом: назначение, общее представление об устройстве и правила безопасного пользования. Экономное расходование электроэнергии.


Меню для завтрака. Сервировка стола для завтрака. История предметов сервировки, их современность (материалы, функции, дизайн, конструкция). Правила этикета (поведения) за столом.


Фитодизайн: букеты из живых цветов, основные формы букетов, правила и приёмы их составления, размещения в интерьере

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (18/18 ч)

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/2 ч)

Особенности применения природных материалов для создания аппликаций из модифицированных (изменённых) форм растений, мозаики, объёмных композиций. Способы крепления природного материала к основе из различных материалов (к бумаге, картону, ткани, стеклу); способы соединения в композиции объёмных природных материалов (с помощью пластилина и клея). Традиции лепки гончарных изделий: подготовка глины для изготовления посуды, приёмы гончарного мастерства; народные промыслы по изготовлению посуды и их стилевые особенности (форма, цвет, роспись, декоративные детали). Основные способы лепки посуды — спиральная лепка из жгутов и лепка из целого куска материала, их приёмы.


Солёное тесто как пластичный материал: свойства, традиции применения у разных народов; рецепт приготовления; приёмы обработки и декорирования деталей.


История возникновения бумаги, общие сведения о производстве бумаги. Виды бумаги: рисовальная, чертёжная, хозяйственно-бытовая. Свойства бумаги: плотность, упругость, сминаемость, прочность, гигроскопичность.


Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения. Полотняное переплетение нитей в ткани. Основные свойства тканей: прочность, сминаемость, гигроскопичность. Основные сведения о прядении и ткачестве. Долевая и поперечная нити в ткани. Определение долевой нити в ткани. Полотняное переплетение нитей в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани и их признаки. Раскрой деталей из ткани (по выкройкам-шаблонам). Припуски на швы Петлеобразные стежки и приёмы их выполнения. Соединение деталей строчкой петлеобразных стежков. Косые стежки и приёмы их выполнения. Обработка края изделия косыми стежками.


Аппликационные композиции из изменённых форм растений и приёмы их составления.


Мозаичные композиции из мелких форм растений и приёмы их составления.


Объёмные композиции из природного материала и приёмы их составления.


Лепка. Спиральная лепка из жгутов и лепка из целого куска материала, их приёмы.


Тестопластика. Приёмы изготовления композиций из солёного теста.


Квиллинг: история возникновения, основные приёмы изготовления закрытых и открытых форм («шайбочка», «глаз», «капля», «сердечко»).


Гобелен: приёмы изготовления на ткацкой раме.


Материалы для вышивки. Вышивка изделий косыми, петлеобразными стежками


С помощью учителя:

исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов; приёмы работы с освоенными приспособлениями и инструментами;


анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;


осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;


анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы, чертёж одного вида детали или изделия, художественные эскизы);


воплощать: мысленный образ в эскизе, материале с опорой (при необходимости) на обобщённый алгоритм; графические изображения с соблюдением приёмов безопасного и рационального труда;


планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи и замысла (с опорой на обобщённый алгоритм действий);


осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям);


участвовать в совместной творческой и проектной деятельности при выполнении заданий;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/2 ч)

Шило, приёмы безопасной работы шилом.


Инструменты, приспособления для вышивки. Организация рабочего места для вышивания.

Основные чертёжно-измерительные инструменты (линейка, карандаш, циркуль): история изобретения, назначение, конструктивные особенности, приёмы использования

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (4/4 ч)

Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): аппликационных работ из изменённых форм растений; мозаики из мелких растительных форм; спиральной лепки и лепки из целого куска пластического материала; изготовления закладки с элементами плоского плетения из бумаги; книжки-блокнота на основе тетради; новогодних игрушек на щелевом замке; игрушек из сложенного листа; подвесок, игрушек на основе конуса; квиллинга; плетения гобеленов; изготовления текстильных изделий с прямоугольными срезами, с вышивкой петлеобразными и косыми стежками и др.

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (8/8 ч)

Технологическая операция и приём. Правила и приёмы изменения формы природных материалов (вырезание) и их соединения с помощью клея и пластилина, спиральной лепки и лепки из целого куска пластического материала, скручивания полос бумаги в технике квиллинга. Приёмы анализа геометрической формы предмета. Приёмы разметки деталей прямоугольной и круглой формы с помощью чертёжно-измерительных инструментов. Приёмы соединения деталей из бумаги сшиванием и на основе щелевого замка. Приёмы полотняного плетения гобеленов. Приёмы выполнения петлеобразных и косых стежков

Тема 5. Графические изображения в преобразовательной деятельности

(2/2 ч)

Чертёж: назначение чертежей и основные сведения об их оформлении. Название, назначение, начертание основных линий чертежа. Простейшие сведения о нанесении линейных размеров и чтении чертежей. Технический эскиз: его назначение, этапы построения и приёмы чтения. Развёртка боковой поверхности конуса и приёмы её построения


3. Конструирование и моделирование (10/10 ч)

(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности* (2/2 ч)

Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.


Виды соединения деталей конструкции. Разъёмное и неразъёмное соединение деталей. Конструктивные особенности изделий с щелевым соединением деталей.


Формообразование деталей на основе приёмов скручивания бумаги в технике квиллинга и сгибания в технике оригами


С помощью учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки (в пределах изученных);


характеризовать основные требования к изделию;


моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку (в пределах изученного);

конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту, схему, чертёж одного вида детали или изделия) и выполнять по ней работу;


выполнять проектные задания и несложные проекты (индивидуальные и групповые): осознание и принятие проблемной ситуации, поиск и отбор необходимой информации, создание идей и их отбор, планирование и практическая реализация образа объекта, определение своего места и роли в общей деятельности;


осуществлять самоконтроль и корректировку деятельности и конечного результата;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке




Тема 2. Конструирование и моделирование несложных объектов (8/8 ч)

Макет, приёмы макетирования. Модель, приёмы моделирования. Конструирование и моделирование изделий (строительных машин, моделей летательных аппаратов) из разных материалов по образцу, модели, простейшему чертежу или эскизу.


Проектирование изделий декоративно-прикладного и утилитарно-бытового назначения

4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)

(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема. Работа с информацией*

Информация, способы получения, хранения и передачи информации. Информационные технологии, их назначение и приёмы.


Работа с доступной информацией из учебника, рабочей тетради, словаря (пиктограммы, текст, рисунки, схемы, инструкционные карты, образцы изделий и др.). Самостоятельный поиск и отбор информации из печатных источников и в процессе общения со взрослыми и сверстниками.


Восприятие и анализ демонстрируемых учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD)
по изучаемым темам

С помощью учителя:

наблюдать мир образов на видеоэкранах;


исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять), материальные и информационные объекты, их элементы (линия, фигуры, текст, таблица, пиктограмма, технологическая карта)




Примерное тематическое планирование

3 класс (34/34 ч)


Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч)

(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! (1/1 ч)

Развитие представлений о трудовой деятельности. Внутренние признаки труда: целесообразность, рациональный выбор орудий труда, создание материальных и духовных ценностей. Моральный аспект трудовой деятельности — потребность и обязательность. Задачи по организации рабочего места.


Влияние развития технологий на окружающую среду.


Профессии людей, связанные с производством и обработкой металлов и древесины

Под руководством учителя:

прогнозировать получение практических результатов деятельности в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать пути и средства деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий;


искать, отбирать и использовать необходимую информацию (в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий);


ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем, выдвигать возможные способы их решения; выделять пути и средства совершенствования продукта и деятельности, к нему приводящей;


осуществлять совместную деятельность по различным линиям сотрудничества;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Основы проектной деятельности* (2/2 ч)

Линии сотрудничества в проектной деятельности. Распределение функциональных обязанностей в проектной группе и их исполнение.


Приёмы самоконтроля (рефлексии и вербализации) содержания деятельности и её результатов.


Критерии оценки изделия


Тема 3. Основы самообслуживания
(1/1 ч)

Основы самообслуживания и культуры дома: ремонт одежды — декоративные заплаты. Материалы, инструменты и приспособления для их изготовления. Общие правила и приёмы изготовления декоративных заплат

Тема 4. Основы культуры быта
(2/2 ч)

Влажная уборка жилых помещений и последовательность её выполнения. Моющие средства и приспособления, применяемые при влажной уборке помещений. Правила безопасного пользования ими.


Мытьё посуды. Моющие средства и приспособления для мытья посуды. Правила безопасного пользования ими. Правила уборки посуды со стола.


Сервировка стола к обеду. Способы украшения стола, сервированного к обеду, способы складывания салфеток из ткани. Правила и приёмы этикета (поведения) за столом.


Значение горячих напитков в питании человека. История появления чая, какао. Особенности приготовления горячих напитков.


Фитодизайн: украшение интерьера жилища композициями из сухих растений. Основные приёмы засушивания цветов и декоративных трав. Приёмы изготовления декоративных элементов композиций из природных материалов. Закрепление сухого букета в сосуде


2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17/17 ч)

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/2 ч)

Традиции народных мастеров по художественной обработке природных материалов. Изделия из соломки народных мастеров. Аппликационные работы из соломки. Виды соломки, её свойства.


Пух растительного и животного происхождения, его свойства для выполнения аппликационных работ.


Виды картона, его свойства (цвет, толщина, плотность, прочность, коробление). Операции — фальцовка, биговка и рицовка, окантовка, условия их выбора и приёмы выполнения.


Ткани животного происхождения, их свойства.


Общее представление о металлах, сплавах и их свойствах. Виды проволоки, её свойства и применение.


Фольга: её свойства и применение. Чеканка и тиснение (история техник и современное состояние).


Древесина: её виды и свойства (цвет, твёрдость, текстура). Способы разметки деталей из древесины и их соединения.


Глиняная игрушка: традиции и современность. Стилевые особенности народных игрушек различных промыслов.


Объёмная аппликация из бумаги, её виды — выпуклая, ребристая, торцевая, особенности их выполнения. Объёмные композиции в технике квиллинга.


Стебельчатый шов, приёмы его выполнения. Тамбурный шов, приёмы его выполнения.


Традиции народной игрушки из ткани. Конструктивные и декоративные особенности тряпичных кукол.


Вязание крючком. Инструменты, материалы, приспособления для вязания крючком, условия их выбора. Воздушные петли и цепочки из воздушных петель. Аппликации из цепочек воздушных петель.


Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции

Под руководством учителя:

исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы с освоенными приспособлениями и инструментами;


анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;


создавать образ конструкции, выражать его в адекватной графической форме, воплощать его в материале, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;


осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения для реализации образа;


планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи и замысла;


осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям);


участвовать в совместной творческой и проектной деятельности при выполнении заданий;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/2 ч)

Инструменты для работы с картоном, проволокой, фольгой, древесиной; правила и приёмы безопасной работы с ними.


Организация рабочего места: для аппликационных работ из соломки и пуха; резания картона ножом с помощью фальц-линейки; вязания крючком, для работы с проволокой и фольгой; обработки древесины

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (4/4 ч)

Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): аппликационных работ из соломки (сюжетных и орнаментальных) и пуха; лепки игрушек в традициях дымковского промысла; лепки объёмных композиций из солёного теста, объёмных композиций из бумаги в технике аппликации и квиллинга; изготовления тряпичной куклы; вышивки миниатюр; аппликации из цепочек воздушных петель; тиснения фольги и др.

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7/7 ч)

Правила и приёмы: подготовки соломки к работе; изготовления «соломенного листа»; крепления пуха к основе (сцеплением — слоями, жгутиками, крошкой); изготовления выпуклых, ребристых и торцевых деталей; резания бумаги и картона ножницами и ножом; сгибания бумаги и картона, проволоки в зависимости от различного вида условий; окантовки бумаги и картона; лепки игрушек в традициях народных промыслов; лепки объёмных фигур и декоративных изделий из солёного теста и их декорирования; изготовления закрытых и открытых форм в технике квиллинга («рожки, «завиток», «веточка»); выполнения крючком воздушной петли и цепочки из воздушных петель; обработки проволоки (выравнивание, нарезание заготовок, сгибание и скручивание); обработки фольги (выравнивание, нанесение рисунка, создание рельефов, оформление фона, крепление к основе); разметки и резания деталей из древесины; обработки деталей из древесины шлифовальной бумагой; соединения деталей из древесины клеем

Тема 5. Графические изображения в преобразовательной деятельности

(2/2 ч)

Чтение чертежей, состоящих из одного или двух видов. Цилиндр, его конструктивные особенности. Приёмы построения развёртки цилиндра

3. Конструирование и моделирование (7/7 ч)

(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности* (1/1 ч)

Проектирование и изготовление изделий определённого назначения по принципу стилевой гармонии.


Конструирование изделий на основе развёрток с накладными элементами.


Формообразование деталей на основе приёмов скручивания бумаги в технике квиллинга.


Технологические машины, их виды и применение.


Водный транспорт

Под руководством учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;


характеризовать основные (конструкторско-технологические и дизайнерские) требования к изделию;


моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку (в пределах изученного);


конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции; подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту, схему, чертёж из одного вида) и выполнять по ней работу;


проектировать материальные и информационные продукты (индивидуальные и групповые): осознание и выделение проблемной ситуации, поиск и отбор необходимой информации, создание идей и их отбор, планирование и практическая реализация образа объекта, определение своего места в общей деятельности;


отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических, декоративно-художественных и проектных задач в зависимости от

возможных и ограничивающих условий;


воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;


участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места и роли в общей деятельности;


осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;


обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Конструирование и моделирование несложных объектов (6/6 ч)


Моделирование парусной лодки (с разработкой дизайна).


Правила и приёмы сборки моделей технологических машин из типовых деталей конструктора.


Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения


4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) (4/4 ч)

Тема 1. Знакомство с компьютером (1/1 ч)

История создания и функции персонального компьютера. Назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключённых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура: общее представление о правилах клавиатурного письма, приёмы работы с мышью.


Правила безопасного труда при работе на компьютере

Под руководством учителя:

наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;


исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы), их свойства; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзаца; технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов;


проектировать информационные продукты (индивидуальные и коллективные) — информационные проекты; искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции, обобщать их в единую тематику, представлять на экране компьютера и вербально;


использовать информационные объекты для создания образа изделия в соответствии с замыслом;


планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;


осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;


обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Работа с информацией (1/1 ч)

Понятие об информационных объектах (текст, таблица, рисунок, звук, видео) и компьютерных программах (текстовых и графических). Текстовый редактор Microsoft Word. Файлы и папки (приёмы их создания, переименования, пользования).


Носители компьютерной информации (переносные запоминающие устройства), приёмы работы с ними.


Сеть Интернет. Приёмы поиска информации в Интернете

Тема 3. Компьютерное письмо (2/2 ч)

Правила клавиатурного письма.

Приёмы создания и оформления текстов (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание текста, оформление абзаца, вставка рисунков)


Примерное тематическое планирование

4 класс (34/34 ч)


Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч)

(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! (1/1 ч)

Технология как наука о преобразовании мира. Развитие технологий. Непрерывность процесса преобразовательной деятельности человека. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение потребностей человека в продуктах материальной культуры. Ключевые технические изобретения в истории человечества и на современном этапе развития общества.


Профессии людей, связанные с производством и обработкой бумаги и картона, текстильных материалов

Под руководством учителя:

прогнозировать получение практических результатов деятельности в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать пути и средства деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий;


искать, отбирать и использовать необходимую информацию (в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий);


ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем, выдвигать возможные способы их решения; выделять пути и средства совершенствования продукта и деятельности, к нему приводящей;


осуществлять совместную деятельность по различным линиям сотрудничества;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке


Тема 2. Основы проектной деятельности* (2/2 ч)

Представление результатов проектной деятельности в виде электронной презентации с использованием программы Power Point. Критерии оценки проектной деятельности и защиты творческого проекта

Тема 3. Основы самообслуживания
(1/1 ч)

Виды украшений человека (аксессуары, ювелирные изделия, бижутерия). Особенности изготовления и ношения украшений у различных народов (история и современность). Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления украшений в традициях народных промыслов.


Изготовление украшений для себя и своих близких

Тема 4. Основы культуры быта
(2/2 ч)

Основы самообслуживания и культуры дома. Меню ужина. Правила сервировки стола к ужину. Приёмы украшения блюд.


Особенности интерьера жилища человека в разные исторические времена. Дизайн окон. Приёмы изготовления украшений для дизайна окон.


Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (16/16 ч)

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/2 ч)

Виды бумаги специального назначения, их свойства: твёрдость, упругость, электропроводность, жиро- и водопроницаемость.


Нетканые швейные материалы, их виды. Общие сведения о назначении и характерных особенностях трикотажных полотен, синтепона, ватина, флизелина, их применении для изготовления одежды.


Заготовка и обработка древесины (технологический и экологический аспекты). Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства и производство.


Папье-маше. История и современность техники. Изделия в технике папье-маше и их конструктивные особенности. Способы отделки готового изделия.


Изонить. Основные элементы техники изонити. Приёмы стилизации деталей композиции для техники изонити.


Макраме. История плетения, его основные узлы.


Динамические игрушки. Конструктивные особенности деталей и способы их соединения в изделие.


Плоские игрушки из ткани. Работа с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани. Постоянное и временное соединение деталей.


Изделия из реек, их конструктивные особенности и приёмы изготовления. Изделия из фанеры, выпиленные лобзиком по внешнему контуру. Лобзик, его устройство, приёмы работы им. Декорирование фанеры выжиганием. Прибор для выжигания, приёмы выжигания рисунков

Под руководством учителя:

исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): доступные материалы, их виды, свойства, конструктивные особенности используемых инструментов; приёмы работы с освоенными приспособлениями и инструментами;


анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;


создавать образ конструкции, выражать его в адекватной графической форме, воплощать в материале, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;


осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения для реализации образа;


планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи и замысла;


осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям);


участвовать в совместной творческой и проектной деятельности при выполнении заданий;


обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/2 ч)

Инструменты и приспособления для выполнения изонити, плетения, макраме; папье-маше; выпиливания лобзиком, выжигания, пиления древесины и соединения деталей с помощью гвоздей; обработки фанеры. Правила безопасной работы с ними

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (4/4 ч)

Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): на основе развёрток куба и прямоугольного параллелепипеда, в технике папье-маше по готовой и самодельной формам; динамических игрушек разных типов; в технике шитья; обработки древесины и выпиливания фигур лобзиком

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

(6/6 ч)

Правила и приёмы: чтения чертежей из трёх видов детали или изделия, технических рисунков, развёрток; создания базовой формы из папье-маше и её декорирования; выполнения элементов техники изонити; узелкового плетения в технике макраме; раскроя и соединения деталей из ткани (временного и постоянного); динамических соединений деталей; разметки, пиления, зачистки и отделки древесины; выжигания; выпиливания фигур лобзиком

Тема 5. Графические изображения в преобразовательной деятельности

(2/2 ч)

Чтение чертежей, состоящих из трёх видов. Признаки и конструктивные элементы куба и прямоугольного параллелепипеда. Этапы построения развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда. Технический рисунок, его назначение и этапы чтения

3. Конструирование и моделирование (7/7 ч)

(*контекстное изучение с темами других содержательных линий)

Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности* (1/1 ч)

Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.)

Под руководством учителя:

сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;


характеризовать основные (конструкторско-технологические и дизайнерские) требования к изделию;


моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку (в пределах изученного);


конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту, схему, чертёж из одного вида) и выполнять по ней работу;


проектировать материальные и информационные продукты (индивидуальные и групповые): осознание и выделение проблемной ситуации, поиск и отбор необходимой информации, создание идей и их отбор, планирование и практическая реализация образа объекта, определение своего места в общей деятельности;


отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических, декоративно-художественных и проект ных задач в зависимости от возможных и ограничивающих условий;


воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;


участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;


осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;


обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке


Тема 2. Конструирование и моделирование несложных объектов (6/6 ч)

Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения. Приёмы проектных задач. Презентация результатов проектной деятельности. Критерии оценки качества проектной деятельности и защиты творческого проекта

4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) (5/5 ч)

Тема 1. Знакомство с компьютером (1/1 ч)

Современные технические устройства для работы
с информацией, история их создания и современные функции

Под руководством учителя:

наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов
с помощью компьютера;


исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы), их свойства; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзаца;

технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов;


проектировать информационные продукты (индивидуальные и коллективные) — информационные проекты: искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции, обобщать их в единую тематику, представлять на экране компьютера и вербально;


использовать информационные объекты для создания образа изделия в соответствии с замыслом;


планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;


осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;


обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Тема 2. Работа с информацией (2/2 ч)

Электронная почта, приёмы передачи электронного письма.


Электронная презентация

Тема 3. Компьютерное письмо (2/2 ч)

Приёмы создания электронной презентации в программе Power Point



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!