Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч) (*контекстное изучение с темами других содержательных линий) |
Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! (1/1 ч) | Многообразие природного мира. Человек — творец и созидатель. Использование человеком природных богатств для создания предметного мира (мира вещей). Многообразие предметов материального мира, функциональная и эстетическая направленность предметов (вещей). Технология как процесс создания человеком полезных и нужных предметов и наука о том, как сделать эти предметы. Понятие дизайна и его основные законы: единство пользы, красоты, назначения и формы. Труд. Роль труда в жизни человека. Признаки труда: действие, использование орудий труда, полезность (положительный результат). Виды труда: умственный, практический, научный, художественный, бытовой и др. | С помощью учителя: — наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; функциональные; конструкторско-технологические декоративные особенности предлагаемых изделий; — сравнивать формы природных материалов и простейших геометрических фигур, делать простейшие обобщения о существенных признаках материалов, изделий, инструментов, конструкций и композиций;
— анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
— организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
— оценивать результат своей деятельности по предложенным критериям: точность разметки и изготовления деталей, аккуратность сборки деталей; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
— обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено на уроке |
Тема 2. Основы культуры труда* (1/1 ч) | Основы культуры труда: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, приспособлений. Приёмы безопасного труда и их соблюдение в работе. Приёмы анализа образца изделия, планирования работы по образцу и алгоритму, критерии и приёмы оценки качества продукта и деятельности, к нему приводящей (в том числе оригинальность), вербализация и осознание результатов деятельности по созданию продукта; приёмы совместной деятельности. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии народных мастеров |
Тема 3. Мастер учится у природы. Мастер учится у других мастеров* (1/1 ч) | Формы и образы природы — первоисточник творческих идей в создании предметного мира и в искусстве. Необходимость бережного отношения к природе и её ресурсам. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в аппликации, лепке, оригами, мозаике, вырезании и пр.). Ремёсла и их роль в культуре. Традиции и творчество народных мастеров |
Тема 4. Основы самообслуживания (1/1 ч) | Общее представление о правилах ухода за одеждой. Ремонт одежды (виды пуговиц и их назначение, пришивание плоских пуговиц и пуговиц на ножке) |
Тема 5. Основы культуры быта (3/3 ч) | Весенний букет и фитокомпозиция, их назначение в жизни человека. Понятие о фитодизайне. Правила и приёмы составления весенних фитокомпозиций и букетов (материалы и приёмы их подготовки для весенних фитокомпозиций и букетов; приёмы составления фитокомпозиций; приёмы декорирования сосудов для фитокомпозиций). Понятие о семье и семейных традициях. Понятие о родовом древе. Правила организации чаепития. Сервировка стола к чаепитию (столовая посуда для чаепития; приёмы складывания салфеток из ткани) |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17/17 ч) |
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/2 ч) | Природные материалы родного края, их свойства и возможности использования для изготовления разнообразных изделий. Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки к работе природного материала. Общее представление о назначении бумаги.
Виды бумаги, её свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу.
Пластические материалы (глина, гипс, солёное тесто, пластика) и их применение для изготовления предметов быта и художественных предметов. Свойство материалов — пластичность.
Общие сведения о назначении и видах тканей и ниток, их свойствах (цвет, толщина). Аппликация. Аппликационные композиции в декоративно-прикладном творчестве. Аппликационные композиции из целых форм растений, бумаги, ткани, приёмы их составления.
Лепка. Пластический способ лепки и его приёмы Оригами. Приёмы сгибания и складывания фигур из бумаги. Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды. Кисточки и помпоны: назначение и приёмы их изготовления из нитей. Вышивка как способ декоративного украшения изделия из ткани. Прямые стежки. Вышивание прямыми стежками. Оформление края изделия бахромой. Национальные особенности вышивки прямыми стежками у разных народов. Коллаж. Материалы и приёмы его изготовления. Плетение. Плоское плетение из трёх прядей. Украшение изделий в технике декупажа и его приёмы | С помощью учителя: — исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические и технологические свойства; способы обработки (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка); конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, стека, игла, фальцовка); приёмы работы с освоенными приспособлениями (шаблон) и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; — анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы, художественные эскизы); — воплощать мысленный образ в эскизе, материале с опорой (при необходимости) на обобщённый алгоритм, графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи и замысла (с опорой на обобщённый алгоритм действий); — осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям); — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении заданий; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/2 ч) | Инструменты и приспособления для работы с природными материалами, бумагой, тканью и нитками. Их рациональное размещение на рабочем месте.
История возникновения, назначение, конструктивные особенности инструментов (ножницы, игла, стека, фальцовка) и приёмы рациональной и безопасной работы с ними. Приёмы безопасной работы с клеем |
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (4/4 ч) | Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): в технике аппликации из целых форм растений, плоской аппликации из бумаги и ткани, коллажа, мозаики, вырезания, лепки пластическим способом; изготовления ребристой игрушки; изготовления кисточки и помпона и игрушек на их основе; изготовления салфетки с вышивкой, в технике плоского плетения, вышивки прямыми стежками, декупажа и др. |
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (8/8 ч) | Технологическая операция и приём. Правила и приёмы разметки деталей по шаблонам, на глаз, сгибанием, с помощью копировальной бумаги, продёргиванием нити на ткани; приёмы разметки симметричных деталей. Способы и приёмы разделения материала на детали (отрывание, резание ножницами, вырезание). Способы сборки (соединения) деталей в изделие (склеивание, сшивание, плетение, с помощью болтов). Способы придания изделию окончательного вида (сушка, лакирование, роспись). Приёмы формообразования (сгибание, складывание, скручивание) |
Тема 5. Графические изображения в преобразовательной деятельности (1/1 ч) | Графические изображения и их назначение (рисунок, схема, эскиз). Линии чертежа, их названия и начертание. Условные обозначения на схемах (на примере схем оригами). Приёмы чтения схем. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты |
3. Конструирование и моделирование (10/10 ч) ( *контекстное изучение с темами других содержательных линий) |
Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности* (1/1 ч) | Изделие, часть и деталь изделия. Форма предмета. Композиция (декоративно-прикладного характера, фитокомпозиции) на плоскости и в объёме. Фигуро-фоновые отношения в композициях (расположение деталей встык, внахлёст, композиционносвободно, орнаментально). Законы цветосочетания в композициях. Композиционные решения в декоративно-прикладных изделиях и изделиях, выполненных в традициях народных мастеров. Конструкция изделия, конструктивные особенности различных изделий. Особенности болтового соединения. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Понятия «прочность», «надёжность», «безопасность» | С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки (в пределах изученных); — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку (в рамках изученного); — определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; — читать простейшие схемы и выполнять работу по ним; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла; — участвовать в совместной творческой деятельности по выполнению творческих заданий; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции зданий и строительных машин (1/1 ч) | Архитектурные сооружения и их особенности у различных народов (на примере жилищ). Общее представление о строительных сооружениях, процессе строительства. Конструктивные особенности здания. Машины и их значение в жизни людей. Понятие о типовых деталях (на примере технического машиностроительного конструктора) |
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (8/8 ч) | Назначение строительного конструктора, детали конструктора, особенности их соединения. Конструирование изделий по образцу и рисунку из природных материалов, бумаги, из деталей конструктора (разборные и неразборные, однодетальные и многодетальные). Модель, моделирование несложных технических объектов (модели летательных аппаратов из бумаги и строительных машин из деталей машиностроительного конструктора) и архитектурных объектов (из деталей строительного конструктора). Правила и приёмы: сборки моделей строительных сооружений из деталей строительного конструктора; работы с отвёрткой и гаечным ключом; сборки моделей транспортных машин из типовых деталей конструктора |
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) (*контекстное изучение с темами других содержательных линий) |
Тема. Работа с информацией* | Работа с доступной информацией из учебника и рабочей тетради, словаря (пиктограммы, текст, рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий и др.). Восприятие и анализ демонстрируемых учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на видеоэкранах; — исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) материальные и информационные объекты, их элементы (линия, фигуры, текст, таблица, пиктограмма, технологическая карта) |