Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО учителей Заместитель директора по УР Директор _____(Крымзина С.М.)
трудового обучения _________(Пушкакрёва Л.И.) Приказ №_____
_______(Погнаева М.В.) «____»__________20____г. от « ____» __________20___г.
Протокол №_____
От «__»_________20____г.
Рабочая программа
по швейному делу в 5 классе
Разработал учитель трудового обучения
КГКОУ ШИ
Суханина Ольга Николаевна
2016 – 2017 учебный год
п. Ванино.
Пояснительная записка
Рабочая программа по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (составители: С.Л.Мирский, Б.А.Журавлева и другие) под ред. В.В.Воронковой.
Планирование составлено на основе приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года, №29/ 20 65 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой и учебного плана Образовательного учреждения.
Вид образовательной программы – базовая.
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению заданий по пошиву белья и легкого платья. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.
Цель: подготовка учащихся к освоению профессионально-трудовых навыков швейного дела.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
-развитие мышления, способности к пространственному анализу;
-формирование эстетических представлений и вкуса;
-воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Программа 5 класса рассчитана на 212 часов учебного времени (6 ч. в неделю).
Учебно-методическая литература:
Швейное дело : учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. — М. : Просвещение, 2004.
ТЕХНОЛОГИЯ. ШВЕЙНОЕ ДЕЛО РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 5 класс
Пособие для учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Картушина Галина Борисовна, Мозговая Галина Георгиевна
Издательство «Просвещение» ,2008
- «Обучение и воспитание детей во вспомогательной
школе». Пособие для учителей и студентов дефектологов под редакцией
В.В. Воронковой
-«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
(олигофренопедагогика)» Б.П. Пузанов, Б.Б. Горекин, Н.П. Коняева, В.Н.
Соломина, Ю.А. Костенкова
- «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной
школе». С.Л. Мирский
-«Проектная деятельность учащихся» (новое в преподавании в школе) технология 5-11кл. – авторы: Л.И.Морозова, Н.Г.Кравченко, О.В.Павлова.
-«Предметные недели в школе» (праздники, викторины, семинары) – автор: О.В.Павлова.
-«Методика трудового обучения с практикумом» Д.А. Тхоржевский
-Научно-методический журнал «Школа производства».
-Научно-методический журнал «Дефектология».
-«Коррекционно-развивающее обучение» С.Г. Шевченко
Дополнительная литература:
- «150 моделей юбок» и «Полная энциклопедия женских рукоделий».
Г.Н. Александрова
- «Аппликация» - в 2-х томах К. Митителло
- «Искусство красиво одеваться» Н.В. Ерзенкова .
- «Основы конструирования одежды». М.М. Смирнова, Л.П. Юдина
- «Конструирование женских платьев». Л.П. Шершнева
- «Иллюстрированная энциклопедия моды». Л. Кибомова, О. Гребенова,
М. Ламарова
- Журналы мод.
-Современная энциклопедия домашнего хозяйства «Рукоделие для всех».
Цифровые образовательные ресурсы:
Сайты учителей технологии http://www.uchportal.ru/dir/12
Образовательный портал «непрерывная подготовка учителей технологии»http://tehnologi.su/publ/43-1
Коллекция идей для рукоделия http://www.mnemosina.ru/forum/
Золотая коллекция "Шедевры рукоделия" http://www.youtube.com/watch?v=zRwbuDWCtHQ
Большая коллекция рукоделия Великий Устюг http://vk.com/rukodelied
Лоскутное шитье. Мастер-класс http://www.youtube.com/watch?v=58svECYa3ME
Лоскутное шитье http://www.myjane.ru/articles/rubric/?id=37
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Школьный портал http://www.portalschool.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
http://www.math.ru
Учительская газета www.ug.ru
ИнтерГУ.ги - Интернет-государство учителей www.intergu.ru
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО www.maro.newmail.ru
Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» www.sch2000.ru
Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru
Официальный сайт МО и науки РФ http://mon.gov.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/ Псковский образовательный портал http://www.pskovedu.ru/
ПГПУ имени Кирова http://www.psksu.ru/
ПГПИ http://www.ppi.psc.ni/#0
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://festival. 1 september.ru/
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
ФГОС http://standart.edu.ru/
Требования к уровню подготовки учащихся
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых
для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве швейной машины и ее основных частей;
представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (сметывание, шитье, утюжка);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
представления о разных видах швейного труда;
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и
родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное
реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих
товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после
уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране
природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения, лекции, а также использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Средства ИКТ и интерактивная доска - дают возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников,
Содержание учебно-тематического планирования 5 класса
(6 часов в неделю)
№ п/п | Темы программы | Теория | Практика | Итого |
I четверть(54ч) |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 |
2 | Повторение | 10 | | 10 |
2 | Швейная машина | 10 | 4 | 14 |
3 | Работа с тканью | 8 | 4 | 12 |
4 | Ремонт одежды | 6 | 2 | 8 |
5 | Практическое повторение | | 6 | 6 |
6 | Контрольная работа | | 2 | 2 |
II четверть(42ч) |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 |
2 | Работа с тканью | 14 | 16 | 30 |
3 | Ремонт одежды | 4 | 4 | 8 |
4 | Контрольная работа | | 2 | 2 |
III четверть(66ч) |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 |
2 | Швейная машина с ножным приводом | 6 | 2 | 8 |
3 | Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани | 16 | 6 | 22 |
4 | Двойной шов | 2 | 4 | 6 |
5 | Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва | 4 | 4 | 8 |
6 | Практическое повторение | | 18 | 18 |
7 | Контрольная работа | | 2 | 2 |
IV четверть(50ч) |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 |
2 | Накладной шов | 2 | 4 | 6 |
3 | Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов | 6 | 16 | 22 |
4 | Практическое повторение | | 18 | 18 |
5 | Контрольная работа | | 2 | 2 |
| Всего | 72 | 132 | 204 |
Содержание самостоятельных контрольных работ
Четверть | Тема | Количество часов |
I | Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке. | 2 |
II | Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. | 2 |
III | Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см. | 2 |
IV | Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом). | 2 |