Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011. — 64 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки
России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [СМ. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин]. —М.: Просвещение, 2015 — 272 с. — (МГУ — школе).
Математика. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс:. Т.М. Ерина М. «Экзамен» 2016
Математика. Дидактические материалы. 5 класс /М.К. Потапов, М.: Просвещение, 2016.— (МГУ — школе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «математика»
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
учащиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
пользоваться изученными математическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником дни
' нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных,
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного предмета «математика» 5 класс
1. Натуральные числа и нуль (50.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами. Основная цель -систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приёмами вычислений с применением законов сложения и умножения, развивать навыки вычислений с натуральными числами. Знать законы сложения и умножения, свойство вычитания.
Уметь выполнять вычисления устно с опорой на законы сложения и умножения, а
затем уметь вычислять столбиком.
Знать понятие степени с натуральным показателем.
Знать правило порядка действий.
Уметь вычислять степени с натуральным показателем.
Уметь вычислять значения числовых выражений, применяя правило порядка действий.
Дать понятия множества, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Перебор возможных вариантов.
Понимать отношения «больше на...( в ...)», «меньше на ... (в ...)» и уметь связывать их с арифметическими действиями над натуральными числами. Понимать слова «всего», «осталось» и т. п.
Уметь решать задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности. Знать арифметические методы решения задач. Уметь решать задачи арифметическими способами. Уметь решать комбинаторные задачи перебором вариантов.
2. Измерение величин (36 ч.)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель - систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин, продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией. Знать отрезок имеет длину. Координата точки на координатной прямой. Знать определения треугольника и многоугольника, угла.
Уметь измерять отрезки, находить координаты точки на координатной прямой и по координате точки находить её положение на координатной прямой. Уметь измерять величины углов.
Уметь вычислять площадь и объем геометрических фигур.
Уметь строить угол.
Уметь решать задачи на движение.
3. Делимость натуральных чисел (25ч.)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Основная цель - познакомить обучающихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования. Знать свойства и признаки делимости натуральных чисел. Уметь доказывать основные свойства и признаки делимости чисел.
Знать определения НОД и НОК. Уметь находить НОД иНОК.
Ввести понятие о пересечении и объединении множеств, о использовании четности при решении задач.
4. Обыкновенные дроби (75ч.)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель - сформировать умения сравнивать, складывать вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби. Вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами. Знать определение дроби и основное свойство дроби. Знать доказательства законов сложения и умножения дробей. Уметь приводить дробь к новому знаменателю. Уметь решать задачи на нахождение части числа и числа по его части. Уметь решать задачи на совместную работу. Уметь сокращать дробь. Уметь выполнять все действия с обыкновенными дробями. Уметь вычислять площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда, измерения, которых выражены рациональными числами. Уметь изображать дроби точками на координатной прямой. Уметь решать задачи на дроби с помощью умножения и деления на дробь. Ввести понятие о случайном событии. Достоверное и невозможное событие. Сравнение шансов.
5. Повторение (14ч.)
Тематическое планирование
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 5 классе. Из регионального компонента на прохождение программы добавляется 1 час. Итого 6 часов математики.
Рабочая программа составлена из расчета 6 часов математики в неделю.
Общее количество часов по данному курсу составляет 204 часа математики.
Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов курса :
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Повторение курса начальной школы | 4 |
2 | Глава 1. Натуральные числа и нуль | 50 |
3 | Глава 2. Измерение величин | 36 |
4 | Глава 3. Делимость натуральных чисел | 25 |
5 | Глава 4. Обыкновенные дроби | 75 |
6 | Повторение 5 класс | 14 |
| Итого | 204 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведены я урока по плану | Дата проведен и я урока фактичес ки |
1-4 | Повторение .Позиционные системы счисления | 4 | | |
Глава 1. Натуральные числа и нуль (50 час.) |
5 | Ряд натуральных чисел (1.1) | 1 | | |
6-7 | Десятичная система записи натуральных чисел (1.2) | 2 | | |
8-9 | Сравнение натуральных чисел (1.3) | 2 | | |
10-11 | Сложение. Законы сложения (1.4) | 2 | | |
12-13 | Вычитание (1.5) | 2 | | |
14-17 | Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания (1.6) | 4 | | |
18-20 | Умножение. Законы умножения (1.7) | 3 | | • |
21-22 | Распределительный закон (1.8) | 2 | | |
23-25 | Сложение и вычитание столбиком (1.9) | 3 | | |
26 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
27-29 | Умножение чисел столбиком (1.10) | 3 | | |
30-31 | Степень с натуральным показателем (1.11) | 2 | | |
32-33 | Деление нацело (1.12) | 2 | | |
34-36 | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления (1.13) | 3 | | |
37-40 | Задачи на части (1.14) | 4 | | |
41-43 | Деление с остатком (1.15) | 3 | | |
44-45 | Числовые выражения (1.16) | 2 | | |
46 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
47-50 | Нахождение двух чисел по их сумме и разности (1.17) | 4 | | |
Дополнение к главе 1 |
51 | Вычисления с помощью калькулятора | 1 | | |
52-53 | Исторические сведения. Занимательные задачи | 2 | | |
Глава 2. Измерение величин (36 час.) |
54-55 | Прямая. Луч. Отрезок (2.1) | 2 | | |
56-57 | Измерение отрезков (2.2) | 2 | | |
58-59 | Метрические единицы длины (2.3) | 2 | | |
60-62 | Представление натуральных чисел на координатном луче (2.4) | 3 | | |
63 | Контрольная работа № 3 | 1 | | |
64 | Окружность и круг. Сфера и шар (2.5) | 1 | | |
65-67 | Углы. Измерение углов (2.6) | 3 | | |
68-69 | Треугольники (2.7) | 3 | | |
70-71 | Четырехугольник и(2.8) | 2 | | |
72-74 | Площадь прямоугольника. Единицы площади (2.9) | 3 | | |
75-76 | Прямоугольный параллелепипед (2.10) | 2 | | |
77-79 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема (2.11) | 3 | | |
80 | Единицы массы (2.12) | 1 | | • |
81 | Единицы времени (2.13) | 1 | | |
82-86 | Задачи на движение (2.14) | 5 | | |
87 | Контрольная работа № 4 | 1 | | |
Дополнения к главе 2 |
88-89 | Многоугольники | 2 | | |
90 | Исторические сведения. Занимательные задачи | 1 | | |
ГлаваЗ. Делимость натуральных чисел (25 час.) |
91- 93 | Свойства делимости (3.1) | 3 | | |
94-97 | Признаки делимости (3.2) | 4 | | |
98-99 | Простые и составные числа (3.3) | 2 | | |
100-102 | Делители натурального числа (3.4) | 3 | | |
103-106 | Наибольший общий делитель (3.5) | 4 | | |
107-110 | Наименьшее общее кратное (3.6) | 4 | | |
111 | Контрольная работа №5 | 1 | | |
Дополнения к глав 3 |
112-113 | Использование четности и нечетности при решении задач | 2 | | |
114-115 | Исторические сведения. Занимательные задачи | 2 | | |
Глава4. Обыкновенные дроби (75 час.) |
116 | Понятие дроби (4.1) | 1 | | |
117-119 | Равенство дробей (4.2) | 3 | | |
120-124 | Задачи на дроби (4.3) | 5 | | |
125-128 | Приведение дробей к общему знаменателю (4.4) | 4 | | |
129-131 | Сравнение дробей (4.5) | 3 | | |
132-134 | Сложение дробей (4.6) | 3 | | |
135-138 | Законы сложения (4.7) | 4 | | |
139-142 | Вычитание дробей (4.8) | 4 | | |
143 | Контрольная работа № 6 | 1 | | |
144-147 | Умножение дробей (4.9) | 4 | | |
148-149 | Законы умножения (4.10) | 2 | | |
150-153 | Деление дробей (4.11) | 4 | | |
154-155 | Нахождение части целого и целого по его части (4.12) | 2 | | |
156 | Контрольная работа №7 | 1 | | |
157-161 | Задачи на совместную работу (4.13) | 5 | | |
162-164 | Понятие смешанной дроби (4.14) | 3 | | |
165-167 | Сложение смешанных дробей (4.15) | 3 | | |
168-171 | Вычитание смешанных дробей (4.16) | 4 | | |
172-176 | Умножение и деление смешанных дробей (4.17) | 5 | | |
177 | Контрольная работа № 8 | 1 | | |
178-181 | Представление дробей на координатном луче (4.18) | 4 | | |
182-184 | Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда (4.19) | 3 | | |
Дополнения к главе 4 |
185-186 | Сложные задачи на движение по реке | 2 | | |
187-190 | Исторические сведения. Заним. задачи | 4 | | |
Повторение (14 час. | |
191-202 | Повторение за 5-й класс | 12 | | |
203 | Итоговая контрольная работа № 9 | 1 | | |
204 | Обобщающий урок | 1 | | |