СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета география К учебнику «Начальный курс географии» 6 класс Т.Н. Герасимова, Н.П. Неклюкова

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для  6  класса  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Примерная программа основного общего образования по географии  «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

За основу взята авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В.П.Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева, и ООП ОО ОУ с учетом программ, включенных в ее структуру.   

Рабочие программы С. В. Курчиной М.: Дрофа 2014 г.  

Учебник     «Начальный курс географии»  Т.Н. Герасимова, Н. П. Неклюкова  6 класс М..: Дрофа 2013  

Программа рассчитана на 1 чес в неделю. Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета география К учебнику «Начальный курс географии» 6 класс Т.Н. Герасимова, Н.П. Неклюкова»

Рассмотрено:

Школьное методическое объединение учителей_______________

Протокол №_______ от «___»__________20______г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР______________ Стукалова Е. Н.

«____»______20______г.

Утверждено:

Приказом №____ от «___»________20_____г.

Директор школы

___________ Латышева С.Г.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С.Белинского»







Рабочая программа учебного предмета география



К учебнику     «Начальный курс географии» 6 класс


Т.Н. Герасимова, Н.П. Неклюкова



Составитель программы: Берняцкая Ольга Николаевна





















2016-2017 учебный год


г п Северо-Енисейский




Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

За основу взята авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В.П.Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева, и ООП ОО ОУ с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы С. В. Курчиной М.: Дрофа 2014 г.

Учебник     «Начальный курс географии» Т.Н. Герасимова, Н. П. Неклюкова 6 класс М..: Дрофа 2013

Программа рассчитана на 1 чес в неделю. Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.


Цель курса:  заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

-формирование у школьников знаний об основных географических понятиях; первых пространственных представлений об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

-развитие умений работы с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; применять географические знания, объяснять и оценивать явления и процессы в природе;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;


Общая характеристика учебного предмета.

Программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре всего человечества.


Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Место предмета в базисном учебном плане:


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Начальный курс географии», из расчета 1 учебный час в неделю.


п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение

1 ч

2.

Виды изображения поверхности земли

10ч

3.

Строение Земли. Оболочки Земли

22ч

5

Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека



Количество часов: 35


Четверть

Кол-во

часов

Практич. работы

Зачеты

Тесты

Контрольные работы

1 четверть

8

3


1


2 четверть

8

2

1

1


3 четверть






4 четверть






Итого








Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Географическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. География — единственный в российской школе учеб­ный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей, о нашей Родине — России, ее природе, хо­зяйстве, населении, крупных регионах, экологической об­становке.

География органично включает взаимосвязанные разде­лы о природных процессах и явлениях, их воздействии на че­ловека, общество и хозяйство, характеристики ресурсного по­тенциала, природопользования, населения, хозяйства, горо­дов и сельских поселений, регионов нашей страны необходи­мые для формирования современной картины мира, понима­ния характера развития конкретных территорий, стран и на­родов, особенностей их материальной и духовной культуры, со­стояния окружающей природной среды. Содержание школьной географии представляет важный элемент общечеловеческой культуры, активно способствует воспитанию человека и гражданина, патриота и интернационалиста.

Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития географической науки должно войти в интеллектуальный багаж каждого человека.


Личностные УУД

Делает осознанный выбор поручений в классе

Стремится расширить свой кругозор. Активен в поиске новых знаний.

Ориентируется в социальных ролях.

Интересуется историей своей семьи, малой родины, своего народа.

Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять.

Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в др. общественных местах.

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

Стремится к сохранению здоровой окружающей среды.

Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни.

в метапредметном направлении:

познавательные, регулятивные, коммуникативные

  • Умение понимать и использовать географические средства наглядности (общегеографические и тематические карты, топографические планы, графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации ответов.

  • Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

  • Умение работать по алгоритму.

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

  • Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

  • Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

  • Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  •      Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

  • Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

  •   Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • Владение монологической и диалогической речью

  • Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  • Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта.

  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

  • Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
         Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).

  • Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  •   Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  •  Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • организация и осуществление сотрудничества;

  • передача информации и отображение предметного содержания;

  • тренинги коммуникативных навыков;

  • ролевые игры;

  • групповые игры.


Регулятивные УУД:

Организует рабочее место.

Соблюдает режим учебной работы

Совместно с учителем разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом.


Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.

Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.

Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.


Самостоятельно определяет цель, проблему в учебной деятельности

Адекватно оценивает учебную работу на основе заданных критериев, алгоритма.


Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности с помощью учителя


Познавательные УУД:

Осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

Сравнивает объекты по заданным критериям


Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач

Решает задачи разными способами.


Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом уровне

Осуществляет синтез (составляет целое из частей).


Проводит сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии

Устанавливает причинно-следственные связи на простом уровне

Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.

Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию)

Владеет смысловым чтением: самостоятельно вычитывает фактуальную, подтекстовую информацию

Выделяет главную мысль (мысли) текста, определяет главное и второстепеннон

Осваивает основы реализации проектно-исследовательской деятельности


Коммуникативные УУД:

Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия.

Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев

Задает партнеру вопросы по способу выполнения действия.

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Продуктивно содействует разрешению конфликтов

Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства)

Извлекает информацию, данную в неявном виде

Объясняет непонятные слова из контекста

При изложении заданного вопроса придерживается темы.


Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Корректирует своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признает его ошибочность

Умеет организовывать работу в паре (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)


Предметные результаты обучения    

Учащиеся должны уметь

по теме: « Введение»

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значения понятий: «Солнечная система», « планета», « полярные круги», «тропики», «параллели», «меридианы»;

по теме: Виды изображений поверхности Земли»

- объяснять значения понятий: « градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

- называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- определять направления, расстояния, на глобусе, карте и плане местности;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных предметов;

- определять географические координаты, точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

- называть и показывать элементы градусной сетки, полюса;

по теме: «Строение Земли. Земные оболочки»

- объяснять значения понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

- называть и показывать основные географические объекты;

- работать с контурной картой;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

- объяснять особенности движения вод Мирового океана;

-определять температуру воздуха, его свойства и значение для живых тел природы;

-образование ветра, осадков;

- состав воды ее свойства и значение для живых тел природы, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру за сутки, месяц, год;

- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

- описывать погоду и климат своей местности, вести фенологические наблюдения

-основные рудные и нерудные полезные ископаемые, их использование человеком;

-называть и показывать основные формы рельефа Земли

-меры по охране живой и неживой природы;

по теме: «Население Земли»

- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

-составлять описание природного комплекса;

- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;























Календарно-тематическое планирование



урока

у

Тема.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Формы неурока


Введение


1



1

Изучение Земли. Вращение Земли и ее следствие.


1




Виды изображения земной поверхности

10




План местности

4



2

План местности. Условные знаки. Масштаб.

П.Р. №1 «Изображение здания школы в масштабе»

1



3

Стороны горизонта. Ориентирование на местности. П.Р.№2 «Нахождение азимута»

1


Практикум

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Тест.

1



5

Составление простейших планов местности. П.Р.№3 «Глазомерная съемка участка местности»

1


Познавательная лаборатория


Географическая карта

6

+1резерв


6

Форма и размеры Земли. Географическая карта

1



7

Градусная сеть на глобусе и картах

1



8

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

1



9

П. Р.№4 «Определение географических координат»

1


Практикум

10

Изображение на физических картах высот

и глубин.

1



11

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Зачет.

1




Строение Земли. Земные оболочки.

22




Литосфера

5



12

Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера.

1



13

Движения земной коры. Вулканизм.

1


Виртуальная экскурсия к центру Земли

14

Основные формы земного рельефа. Горы. Равнины. Рельеф, его назначение для человека.»

П. Р.№ 5 «Описание форм рельефа по плану

1



15

Рельеф дна Мирового океана

1



16

Обобщающий урок по теме: « Литосфера». Тест

1




Гидросфера

7

+1


17

Вода на Земле. Материки и океаны. Части мирового Океана.

Свойства вод Мирового океана.

1


Образовательное

Путешествие по материкам и океанам

18

Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения.

1



19

Подземные воды.

1



20

Реки.

1



21

Озера. П.Р.№ 6 «Описание водного объекта по плану».

1



22

Ледники. Горное и покровное оледенение.

1


Учебное

исследование

23

Обобщающий урок по теме: « Гидросфера». Зачет

1




Атмосфера

7



24

Атмосфера: строение, значение, изучение

1



25

Атмосферный воздух. Температура воздуха.

П. Р.№7 «Измерение и нахождение средней температуры. Построение графиков температур».

1


Практикум

26

Атмосферное давление. Ветер. П. Р. №8 «Определение направления ветра. Роза ветров».

1


Познавательная

лаборатория

27

Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки. Облака. П.Р.№9 «Построение диаграммы осадков»

1



28

Погода. Климат Земли.

1


Проект «Описание погода за определенный период»

29

Причины, влияющие на климат.

1



30

Обобщающий урок по теме: « Атмосфера». Тест

1




Биосфера

3



31

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1


Образовательное

Путешествие «Многообразие организмов»

32

Природный комплекс.П.Р.№10 «Описание географического комплекса своей местности»

1



33

Контрольная работа «Строение Земли. Земные оболочки»

1




Население Земли

2



34

Человечество – единый биологический вид.

Численность населения земли.

1



35

Человек и природа.

1



























Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

 

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.



Список литературы.

«Начальный курс географии» Т.Н. Герасимова, Н.П. Неклюкова

6 класс М..: Дрофа 2007

Сборник нормативных документов. География. М.: Дрофа, 2008г.

Рабочая программа по географии. Программа под редакцией С.В. Курчина 6 класс. М: Дрофа 2014г.

- Настольная книга учителя географии. М.: Астрель 2004г.

-Уроки географии в 6 классе. Дмитриева Л.М. М.: Дрофа 2007г.

-Занимательная география. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. М.: Дрофа 2005г. -------- Поурочные разработки по географии. 6 класс.-М.: «ВАКО», 2005

Практические работы по географии 6 – 10 классы. Румынина Н.С., Сапропенкова Н.С. М.: «Школа –Пресс» 2001г.

Географии в 6 классе: поурочные планы по учебнику Т.Н. Герасимовой, Н.П. Неклюковой /авт.-сост. И.И. Нагорная. – Волгоград: Учитель, 2007

Т. А. Иванова Тематическое и поурочное планирование по географии: по учебнику Т.Н. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.- М.: Издательство « Экзамен» 2006.

О.А.Бахчиева начальный курс географии. 6 класс.: метод. Пособие к учебнику М: Т.Н. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» Дрофа 2009г.







































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!