Рассмотрено: Школьное методическое объединение учителей_______________ Протокол №_______ от «___»__________20______г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР______________ Стукалова Е. Н. «____»______20______г. | Утверждено: Приказом №____ от «___»________20_____г. Директор школы ___________ Латышева С.Г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С.Белинского»
Рабочая программа учебного предмета география
К учебнику «Начальный курс географии» 6 класс
Т.Н. Герасимова, Н.П. Неклюкова
Составитель программы: Берняцкая Ольга Николаевна
2016-2017 учебный год
г п Северо-Енисейский
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
За основу взята авторская программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В.П.Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева, и ООП ОО ОУ с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы С. В. Курчиной М.: Дрофа 2014 г.
Учебник «Начальный курс географии» Т.Н. Герасимова, Н. П. Неклюкова 6 класс М..: Дрофа 2013
Программа рассчитана на 1 чес в неделю. Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Цель курса: заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
-формирование у школьников знаний об основных географических понятиях; первых пространственных представлений об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
-развитие умений работы с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; применять географические знания, объяснять и оценивать явления и процессы в природе;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Общая характеристика учебного предмета.
Программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре всего человечества.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Начальный курс географии», из расчета 1 учебный час в неделю.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Введение | 1 ч |
2. | Виды изображения поверхности земли | 10ч |
3. | Строение Земли. Оболочки Земли | 22ч |
5 | Население Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека | 2ч |
Количество часов: 35
Четверть | Кол-во часов | Практич. работы | Зачеты | Тесты | Контрольные работы |
1 четверть | 8 | 3 | | 1 | |
2 четверть | 8 | 2 | 1 | 1 | |
3 четверть | | | | | |
4 четверть | | | | | |
Итого | | | | | |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Географическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. География — единственный в российской школе учебный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей, о нашей Родине — России, ее природе, хозяйстве, населении, крупных регионах, экологической обстановке.
География органично включает взаимосвязанные разделы о природных процессах и явлениях, их воздействии на человека, общество и хозяйство, характеристики ресурсного потенциала, природопользования, населения, хозяйства, городов и сельских поселений, регионов нашей страны необходимые для формирования современной картины мира, понимания характера развития конкретных территорий, стран и народов, особенностей их материальной и духовной культуры, состояния окружающей природной среды. Содержание школьной географии представляет важный элемент общечеловеческой культуры, активно способствует воспитанию человека и гражданина, патриота и интернационалиста.
Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития географической науки должно войти в интеллектуальный багаж каждого человека.
Личностные УУД
Делает осознанный выбор поручений в классе |
Стремится расширить свой кругозор. Активен в поиске новых знаний. |
Ориентируется в социальных ролях. |
Интересуется историей своей семьи, малой родины, своего народа. |
Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять. Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в др. общественных местах. |
Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести. |
Стремится к сохранению здоровой окружающей среды. |
Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни. |
в метапредметном направлении:
познавательные, регулятивные, коммуникативные
Умение понимать и использовать географические средства наглядности (общегеографические и тематические карты, топографические планы, графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации ответов.
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Умение работать по алгоритму.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.
Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Владение монологической и диалогической речью
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
организация и осуществление сотрудничества;
передача информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры;
групповые игры.
Регулятивные УУД:
Организует рабочее место. Соблюдает режим учебной работы |
Совместно с учителем разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом. |
Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению. |
Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи. |
Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи. |
Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. |
Самостоятельно определяет цель, проблему в учебной деятельности |
Адекватно оценивает учебную работу на основе заданных критериев, алгоритма. |
Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности с помощью учителя |
Познавательные УУД:
Осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач |
Сравнивает объекты по заданным критериям |
Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач |
Решает задачи разными способами. |
Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом уровне |
Осуществляет синтез (составляет целое из частей). |
Проводит сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии |
Устанавливает причинно-следственные связи на простом уровне |
Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи. |
Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию) |
Владеет смысловым чтением: самостоятельно вычитывает фактуальную, подтекстовую информацию |
Выделяет главную мысль (мысли) текста, определяет главное и второстепеннон |
Осваивает основы реализации проектно-исследовательской деятельности |
Коммуникативные УУД:
Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия. |
Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев |
Задает партнеру вопросы по способу выполнения действия. |
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Продуктивно содействует разрешению конфликтов |
Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства) |
Извлекает информацию, данную в неявном виде |
Объясняет непонятные слова из контекста |
При изложении заданного вопроса придерживается темы. |
Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте. |
Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. |
Корректирует своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признает его ошибочность |
Умеет организовывать работу в паре (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) |
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь
по теме: « Введение»
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значения понятий: «Солнечная система», « планета», « полярные круги», «тропики», «параллели», «меридианы»;
по теме: Виды изображений поверхности Земли»
- объяснять значения понятий: « градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
- называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять направления, расстояния, на глобусе, карте и плане местности;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных предметов;
- определять географические координаты, точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть и показывать элементы градусной сетки, полюса;
по теме: «Строение Земли. Земные оболочки»
- объяснять значения понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
- называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
- объяснять особенности движения вод Мирового океана;
-определять температуру воздуха, его свойства и значение для живых тел природы;
-образование ветра, осадков;
- состав воды ее свойства и значение для живых тел природы, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру за сутки, месяц, год;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
- описывать погоду и климат своей местности, вести фенологические наблюдения
-основные рудные и нерудные полезные ископаемые, их использование человеком;
-называть и показывать основные формы рельефа Земли
-меры по охране живой и неживой природы;
по теме: «Население Земли»
- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
-составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;
Календарно-тематическое планирование
№ урока у | Тема. Тема урока | Кол-во часов | Дата | Формы неурока |
| Введение | 1 | | |
1 | Изучение Земли. Вращение Земли и ее следствие. | 1 | | |
| Виды изображения земной поверхности | 10 | | |
| План местности | 4 | | |
2 | План местности. Условные знаки. Масштаб. П.Р. №1 «Изображение здания школы в масштабе» | 1 | | |
3 | Стороны горизонта. Ориентирование на местности. П.Р.№2 «Нахождение азимута» | 1 | | Практикум |
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. Тест. | 1 | | |
5 | Составление простейших планов местности. П.Р.№3 «Глазомерная съемка участка местности» | 1 | | Познавательная лаборатория |
| Географическая карта | 6 | +1резерв | |
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта | 1 | | |
7 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | | |
8 | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | 1 | | |
9 | П. Р.№4 «Определение географических координат» | 1 | | Практикум |
10 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | | |
11 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Зачет. | 1 | | |
| Строение Земли. Земные оболочки. | 22 | | |
| Литосфера | 5 | | |
12 | Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. | 1 | | |
13 | Движения земной коры. Вулканизм. | 1 | | Виртуальная экскурсия к центру Земли |
14 | Основные формы земного рельефа. Горы. Равнины. Рельеф, его назначение для человека.» П. Р.№ 5 «Описание форм рельефа по плану | 1 | | |
15 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | | |
16 | Обобщающий урок по теме: « Литосфера». Тест | 1 | | |
| Гидросфера | 7 | +1 | |
17 | Вода на Земле. Материки и океаны. Части мирового Океана. Свойства вод Мирового океана. | 1 | | Образовательное Путешествие по материкам и океанам |
18 | Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения. | 1 | | |
19 | Подземные воды. | 1 | | |
20 | Реки. | 1 | | |
21 | Озера. П.Р.№ 6 «Описание водного объекта по плану». | 1 | | |
22 | Ледники. Горное и покровное оледенение. | 1 | | Учебное исследование |
23 | Обобщающий урок по теме: « Гидросфера». Зачет | 1 | | |
| Атмосфера | 7 | | |
24 | Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 | | |
25 | Атмосферный воздух. Температура воздуха. П. Р.№7 «Измерение и нахождение средней температуры. Построение графиков температур». | 1 | | Практикум |
26 | Атмосферное давление. Ветер. П. Р. №8 «Определение направления ветра. Роза ветров». | 1 | | Познавательная лаборатория |
27 | Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки. Облака. П.Р.№9 «Построение диаграммы осадков» | 1 | | |
28 | Погода. Климат Земли. | 1 | | Проект «Описание погода за определенный период» |
29 | Причины, влияющие на климат. | 1 | | |
30 | Обобщающий урок по теме: « Атмосфера». Тест | 1 | | |
| Биосфера | 3 | | |
31 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | | Образовательное Путешествие «Многообразие организмов» |
32 | Природный комплекс.П.Р.№10 «Описание географического комплекса своей местности» | 1 | | |
33 | Контрольная работа «Строение Земли. Земные оболочки» | 1 | | |
| Население Земли | 2 | | |
34 | Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли. | 1 | | |
35 | Человек и природа. | 1 | | |
| | | | |
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Список литературы.
«Начальный курс географии» Т.Н. Герасимова, Н.П. Неклюкова
6 класс М..: Дрофа 2007
Сборник нормативных документов. География. М.: Дрофа, 2008г.
Рабочая программа по географии. Программа под редакцией С.В. Курчина 6 класс. М: Дрофа 2014г.
- Настольная книга учителя географии. М.: Астрель 2004г.
-Уроки географии в 6 классе. Дмитриева Л.М. М.: Дрофа 2007г.
-Занимательная география. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. М.: Дрофа 2005г. -------- Поурочные разработки по географии. 6 класс.-М.: «ВАКО», 2005
Практические работы по географии 6 – 10 классы. Румынина Н.С., Сапропенкова Н.С. М.: «Школа –Пресс» 2001г.
Географии в 6 классе: поурочные планы по учебнику Т.Н. Герасимовой, Н.П. Неклюковой /авт.-сост. И.И. Нагорная. – Волгоград: Учитель, 2007
Т. А. Иванова Тематическое и поурочное планирование по географии: по учебнику Т.Н. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.- М.: Издательство « Экзамен» 2006.
О.А.Бахчиева начальный курс географии. 6 класс.: метод. Пособие к учебнику М: Т.Н. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» Дрофа 2009г.