Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012), ФГОС СОО и примерной программы учебной дисциплины «Экономика», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования для профессии 38.01.03 Контролер банка.
Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» составлена для профессии СПО социально-экономического профиля.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
самостоятельной работы обучающегося 44 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Экономика и экономическая наука | Содержание учебного материала | 14 |
2,3 |
1 | Введение в экономику. Понятие «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Товары и услуги. Основные действующие лица экономики. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения субъектов хозяйственной деятельности. |
|
2 | Практическое занятие: Главные вопросы экономики. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика. |
3 | Потребности. Потребности, блага и услуги, ресурсы. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Пирамида потребностей А. Маслоу. |
4 | Практическое занятие: Ограниченность ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Основные экономические проблемы человечества. |
5 | Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. |
6 | Практическое занятие: Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль. Рентабельность производства. Расчет прибыли и рентабельности предприятия. |
7 | Выбор и альтернативная стоимость.Понятие альтернативной стоимости. Проблема выбора. |
8 | Практическое занятие: Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек. |
9 | Типы экономических систем. Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. |
10 | Практическое занятие:Составление сводной таблицы на тему: «Типы экономических систем», определение основных особенностей, плюсов и минусов экономических систем. |
11 | Собственность в экономике. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности. |
12 | Практическое занятие: Конкуренция.Экономическая свобода. Право частной собственности. |
13 | Экономическая свобода. Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля рождает богатство. | |
14 | Практическое занятие: Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли. | |
Самостоятельная работа обучающихся:изучение лекционного материала, изучение ЭОР, подготовка реферата «Идеи выдающихся экономистов теоретиков» таких, как А. Смит, К.Маркс, Дж. Кейнс.,индивидуальные задания, написание мини-эссе «К какой экономической системе относится современная Россия?» | 6 |
Тема 2. Семейный бюджет | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Источники семейных доходов. Заработная плата, рента, процент, прибыль.Семейные расходы. Основные статьи расходов семьи. Закон Энгеля. | |
2,3 |
2 | Практическая работа. Номинальный и реальный доход. Влияние инфляции на семейную экономику. Семьи с фиксированными и переменными доходами. |
3 | Неравенство доходов. Сбережения граждан. Причины и последствия неравенства доходов. Меры социальной поддержки граждан.Метод построения кривой Лоренца. Смещение кривой Лоренца при смягчении неравенства доходов граждан. |
4 | Практическое занятие: Принципы построения и расчет бюджета своей семьи. |
5 | Страхование. Виды страхования в РФ. |
6 | Практическое занятие: Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекционного материала, ресурсов Интернета, сбор данных для расчета семейного бюджета. | 5 |
Тема 3. Товар и его стоимость | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Стоимость и цена товара.Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. Понятие цены.Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по данному вопросу. | |
2,3 |
2 | Практическое занятие: Изучение соотношения полезности и стоимости товаров. |
3 | Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства. |
4 | Практическое занятие: Цена товаров, динамика цен на товары города. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекционного материала, ресурсов Интернета, сравнительная характеристика цен на товары города. | 4 | |
Тема 4. Рыночная экономика
| Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Спрос. Закон спроса.Понятие рынка. Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы, формирующие спрос.Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши. | |
2,3 |
2 | Практическое занятие: Графическое изображение спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Влияние неценовых факторов на смещение кривой рыночного спроса. |
3 | Предложение. Закон предложения. Понятие предложения. Величина предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.Эластичность предложения по цене. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии. |
4 | Практическое занятие: Графическое изображение предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Влияние неценовых факторов на смещение кривой предложения. |
5 | Рыночное равновесие. Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке.Дефицит и избыток товара. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос. |
6 | Практическое занятие: Построение графика рыночного равновесия. Определение равновесной цены на рынке. |
7 | Предприятие. Классификация предприятий. Цели предприятия.Малые, средние и крупные предприятия. Классификация предприятий по характеру хозяйственной деятельности, по характеру собственности, по принадлежности капитала и контролю, по сфере деятельности. | |
8 | Практическое занятие: Организационно-правовые формы предприятий. Устав и учредительный договор. Производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, государственные предприятия. | |
9 | Теория производства. Фирмакак производственная функция. Производительностьресурсов (факторов производства).Производительность труда. Измерение производительности, факторы, влияющие на производительность труда. | |
10 | Практическое занятие: Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. | |
11 | Бухгалтерские и экономические затраты. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль.Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. | |
12 | Постоянные и переменные издержки. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование формы кривых издержек. Эффект масштаба. Бюджет затрат. | |
Самостоятельная работа обучающихся:изучение лекционного материала, ресурсов Интернета. Выберите товар, который вас интересует и проведите исследование: в течении четырех недель отмечайте изменение цены на него в нескольких магазинах нашего города, округа. По результатам наблюдений сделайте доклад, в котором отразите следующие вопросы: -Изменилась ли цена (объясните снижение её или повышение) -Различается ли цена на этот товар в различных магазинах. Объясните. Удалось ли вам установить связь между спросом на выбранный товар и его ценой в разное время и разных местах. Приведите примеры. Напишите письменный отчет. Реферат «Роль АО в экономике», индивидуальные расчетные задания, изучение ЭОР по теме, составление кроссворда по теме «Предпринимательство». | 6 |
Тема 5. Труд и заработная плата | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Труд. Рынок труда. Особенности рынка труда. Рабочая сила. Спрос фирмы на труд. Рынок труда Мурманской области. Экспресс-показатели рынка труда города. | |
2,3 |
2 | Заработная плата в экономической теории и практике.Расчет повременной, сдельной и бонусной заработной платы. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. |
3 | Практическое занятие: Расчет повременной и сдельной заработной платы работников предприятия. |
4 | Стимулирование труда работников. Человеческий капитал.Мотивация труда. Основные способы и методы стимулирования труда на предприятии. |
5 | Практическое занятие: Изучение основных мотивационных механизмов работников на предприятии. |
6 | Безработица. Виды безработицы. Понятие и причины безработицы. Критерии признания человека безработным. Определение уровня безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая, сезонная безработица. |
7 | Практическое занятие: Социально-экономические последствия безработицы. |
8 | Государственная политика в области занятости в России. Работа ЦЗН. Пути сокращения безработицы. Понятие полной занятости. Деятельность профсоюзов. |
9 | Безработица в городе Полярные Зори. Экспресс-показатели уровня безработицы в городе и в регионе. Показатели безработицы в сфере торговли. |
10 | Практическое занятие:Практикум по поиску работы: составление резюме, подготовка к собеседованию, правила ведения телефонных переговоров, основные пути самостоятельного поиска работы. |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, изучение ЭОР, изучение брошюр ЦЗН города, их анализ. | 5 |
Тема 6. Деньги и банки | Содержание учебного материала | 13 | |
1 | Деньги. Функции денег в экономике. История возникновения денег. Основные элементы современных денежных систем. Формы денег. Денежные агрегаты. Функции денег в экономике. | |
2,3
|
2 | Практическое занятие: Определение подлинности банкнот. |
3 | Банки. История банковского дела. Эмиссионные и коммерческие банки. Операции коммерческих банков. Виды коммерческих банков в России. Процент. |
4 | Банковская система страны. Центральный банк и его функции. |
5 | Практическое занятие: Знакомство с работой коммерческих банков города. |
6 | Финансовые институты государства. Деятельность паевых и пенсионных фондов, страховых компаний. |
7 | Ценные бумаги: акции и облигации. Виды акций и облигаций. Их значение для привлечения денежных средств. Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. |
8 | Фондовая биржа. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. |
9 | Законы денежного обращения. Денежная масса. Уравнение обмена Ирвинга Фишера. |
10 | Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. |
11 | Практическое занятие: Социально-экономические последствия инфляции. |
12 | Антиинфляционная политика государства. Темп инфляции, его снижение. |
13 | Практическое занятие: Определение темпа инфляции на основании индексов цен. | | |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, ответы на вопросы учебника, подготовка к защите реферата «История возникновения денег». | 6 | |
Тема 7. Государство и экономика | Содержание учебного материала | 19 |
2,3 |
1 | Несостоятельность рынка. Общественные блага. Понятия несостоятельности рынка и государства. Частные блага. Общественные блага и услуги, их свойства. Чистые общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость. | |
2 | Практическое занятие: Источники финансирования чистых общественных благ. Эффективность общественных благ. Государственный механизм и принятие общественных решений. |
3 | Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки. Экономический подход к экологии. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов. |
4 | Функции государства в экономике. |
5 | Практическое занятие: Государственные доходы и расходы. Источники формирования государственных доходов, основные статьи расходов государства. |
6 | Налогообложение предприятий. Основные виды налогов, уплачиваемых предприятием.Федеральные, региональные и местные налоги.Система и функции налоговых органов. |
7 | Практическое занятие:Расчет основных видов налогов, уплачиваемых предприятием. |
8 | Государственный бюджет. Бюджетное тождество. Дефицит и профицит государственного бюджета. |
9 | Практическое занятие: Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг. Фискальная политика. |
10 | Экономический рост. Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. |
11 | Практическое занятие: Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития. |
12 | Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов.Фазы цикла. |
13 | Предмет и особенности макроэкономического анализа. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов. | |
14 | Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. | |
15 | Практическое занятие: Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика. | |
16 | Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. | |
17 | Практическое занятие:Решение макроэкономических задач на определение номинального и реального ВВП страны, ВНП, индекса-дефлятора. | |
18 | Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. | |
19 | Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. | |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, индивидуальные расчетные задания, изучение ЭОР по теме, составление кроссворда по теме «Государственное регулирование рынка». Изучение Налогового кодекса РФ. Подготовка и защита реферата «Упрощенная система налогообложения». | 6 |
Тема 8. Международная экономика | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Международная торговля. Экономические причины международной торговли.Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.Экспорт и импорт. | |
2,3 |
2 | Практическое занятие: Регулирование международной торговли. Фритредерство и протекционизм. |
3 | Протекционизм: цели и средства.Инструменты протекционизма.Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция. |
4 | Валюта и валютный курс. Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы. |
5 | Валютные котировки. Прямая и обратная котировки. |
6 | Практическое занятие: Изучение курсов СКВ. Расчет прямой и обратной котировки. |
7 | Глобальные экономические проблемы.Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. |
8 | Становление современной рыночной экономики в России. Эволюция экономических систем. | |
9 | Практическое занятие: Основные проблемы экономики России переходного периода. Экономическая политика России. Россия на мировой арене. | |
10 | Экономическое развитие регионов России. Экономические проблемы развития Мурманской области. Перспективы развития региона. | |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение лекционного материала, изучение ЭОР по темам «Международная торговля», «Современная экономика России», подготовка и защита реферата «Экономические кризисы в истории России». | 6 | |
Итоговая контрольная работа | 1 |
Всего: | 133 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Учебная дисциплина проводится в учебном кабинете «Экономика».
3.проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учеб. для студентов учрежд. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И. Иванова.- В 2-ух книгах.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012
1. И.В.Липсиц Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд.- М: «Вита -Пресс», 2008 г.
2. Л.Н.Череданова «Основы экономики и предпринимательства».- М.: «Академия», 2009 г.
3. С.В.Соколова «Основы экономики», рабочая тетрадь, М:- «Академия», 2009 г.
4. Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина Рабочая тетрадь по экономике.-М.: «Вита-Пресс», 2005 г.
5. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики/Гос. Унив.-Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова.- В 2-х книгах.- М.: «Вита-Пресс», 2006.
6. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред.Н.А.Сафронова.-М.: Экономистъ, 2008
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.