министерство образования и науки пермского края
Государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение "ЧУСОВСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 . Экологические основы природопользования
для специальности
13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКООГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
2016 г.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель ЦК Зам. директора по УР
____________________________ __________________________
«_____»_______________2016г. «____»______________2016г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
Разработчик: Журавлева Нэлля Владимировна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Чусовской индустриальный техникум», первой категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.
Целью курса Экологические основы природопользования является формирование у обучающихся экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей природной среде и здоровью человека.
Задача курса – дать обучающимся элементарные представления об основных понятиях экологии, экологических закономерностях развития природных и городских экосистем, биосферных процессах, глобальных проблемах экологии и попытках их решения.
В результате освоения курса обучающиеся должны не только знать виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые территории Российской Федерации; основные источники масштабы образования отходов производства; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, моноторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Уметь анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; определять экологическую пригодность выпускаемой продукции, оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть вышеперечисленными умениями и знаниями как элементами компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
обязательных аудиторных практических работ 5 часов
обязательной самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников, конспектом лекций, заполнение таблиц, письменные ответы на вопросы, собственные наблюдения, подготовка сообщений и презентаций, поиск информации в сети Интернет, выполнение индивидуальных заданий, подготовка материала для исследовательской деятельности) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. .Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
2 | Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» Специфика, цель и задачи дисциплины. Роль в формировании естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей, рационального природопользования и охраны природы. |
Раздел 1. Общая экология | 6 | |
Тема 1. 1. Взаимодействие организма и среды | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Понятие о среде обитания. Разновидности сред обитания. Экологические факторы и их влияние на организм. Пути приспособления организмов к среде обитания. Воздействие организмов на среду обитания. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить примеры воздействия организмов на среду обитания. | 2 |
Тема 1. 2. Экологические системы | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Экосистема как функциональная и структурная единица биосферы. Учение Сукачева В. Н. о биогеоценозе. Градации экосистем. Биогеоценоз, его состав и структура. Смена биоценозов под влиянием внешних и внутренних факторов. | 4 |
2 | Особенности городских и сельскохозяйственных экосистем. Экологические проблемы современного города. Практическая работа: «Основные циклы веществ» |
Самостоятельная работа обучающихся: Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | 2 | |
Раздел 2. Природная среда и ее загрязнения | 10 | |
Тема 2.1. Биосфера | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Контрольная работа по теме «Общая экология» Биосфера – глобальный уровень организации живой природы. Другие оболочки Земли. Ноосфера. | 2 |
Тема 2. 2 Антропогенное воздействие на биосферу и окружающую среду | Содержание учебного материала: | | |
2 | Воздействие человека на биосферу как компонента биоты. Классификация воздействий человека на биосферу. Загрязнители среды и их виды. | 8 |
2 | Значение, строение, состав и свойства атмосферы. Естественное и техногенное загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы |
2 | Вода как составная часть биосферы. Основные виды загрязнения гидросферы. Источники загрязнения поверхностных и подземных вод и их истощение. Последствия загрязнения гидросферы | 2 |
2 | Значение почвы. Воздействие на почвы: эрозия, загрязнение, опустынивание. Последствия загрязнения почвы. Антропогенное воздействие на недра. Практическая работа «Основные загрязнители воды, воздуха, почвы» |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка сообщения или реферата по одной из тем: «Основные источники загрязнения атмосферы своего города, поселка», «Основные источники загрязнения гидросферы своего города, поселка» «Особенности воздействия энергетики на природную окружающую среду» | 3 |
Раздел 3. Природные ресурсы и рациональное природопользование | 10 | |
Тема 3. 1. Природные ресурсы и регулирование их использования | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Контрольная работа по темам раздела «Природная среда и ее загрязнения» Природные ресурсы и их классификация. Вторичные материальные ресурсы | 6 |
2 | Природопользование. Его формы. Особенности рационального природопользования |
2 | . Основные принципы рационального природопользования. Рациональное комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов. Практическая работа «Рациональное и нерациональное природопользование» |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка сообщения по теме: «Природные ресурсы Пермского края», | 3 |
Тема3.2.Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Природные и техногенные экологические ситуации. Глобальные экологические проблемы. | 4 |
2 | Понятие концепции устойчивого развития. Переход России на путь устойчивого развития. Контрольная работа по темам раздела: «Природные ресурсы и рациональное природопользование» |
3 |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка сообщения или реферата по одной из глобальных экологических проблем. | 3 | |
Раздел 4. Природоохранные мероприятия и роль научно-технического прогресса в защите окружающей среды | 10 | |
Тема 4.1. Основные понятия природоохранной деятельности | Содержание учебного материала: | | 1 |
2 | Основные понятия природоохранной деятельности. Общие принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности | 2 |
Самостоятельные работы обучающихся: Мониторинг окружающей среды своего города или поселка. | 2 |
Тема 4.2 Основные направления природоохранных мероприятия | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Очистка газопылевых выбросов Пылеулавливающее оборудование. Очистка газовых выбросов от газо- и парообразных загрязнителей | 6 |
2 | Очистка промышленных и бытовых стоков. Современные биотехнологии охраны окружающей среды. |
2 | Возобновляемые источники энергии, малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Практическая работа «Решение задач» |
Самостоятельные работы обучающихся: Сообщение по теме «Способы очистки воды» | 2 |
Тема 4.3 Особо охраняемые природные территории. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
2 | Особо охраняемые территории. Цели и задачи. Международные объекты охраны окружающей среды. Участие России в международном экологическом сотрудничестве. |
Самостоятельные работы обучающихся: Подготовка сообщения или реферата по теме: «Особо охраняемые территории Пермского края» | 3 |
Раздел 5. Правовые вопросы экологической безопасности и рационального природопользования | 8 |
Тема 5. 1. Правовые вопросы экологической безопасности | Содержание учебного материала: | | 2 |
2 | Контрольная работа по темам раздела «Природоохранные мероприятия и роль научно-технического прогресса в защите окружающей среды» Экономико-правовые основы природоохранной деятельности | 4 |
2 | Экологическая экспертиза и паспортизация. Организация мониторинга окружающей среды. Виды и методы мониторинга. Экологический риск. Экологическая оценка производств. |
Тема 5.2. Экологические права и обязанности граждан | Содержание учебного материала: | 2 |
2 | Основные понятия об экологических правах и обязанностях граждан. Источники экологических прав и обязанностей граждан Практическая работа: «Анализ статей конституции РФ, Уголовного и Административного кодексов РФ. |
Самостоятельные работы обучающихся: Права и обязанности граждан в законе «Об охране окружающей среды» | 2 |
Тема 5.3. Юридическая и экономическая ответственность предприятий | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
2 | Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного здоровью человека и окружающей природной среде |
Самостоятельные работы обучающихся: Сообщение по теме «Возмещение вреда, причиненного здоровью человека» | 2 |
| 2 | Обобщение и повторение материала. Дифференцированный зачет. | 2 | 3 |
| ВСЕГО: | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- контрольно-измерительный материал, тесты по темам, задания к контрольным работам;
- комплект учебно-методической документации, методические указания по выполнению
практических и самостоятельных заданий, схемы, таблицы
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиа проектор;
- экран;
- программное обеспечение;
- доступ к сети Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. – М.: Форум,2011
2. Константинов В.М, Экологические основы природопользования: Учебник. -12 изд.,
М.: Академия, 2012.
3. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник, - М.: 2008
4. Экологические основы природопользования. Часть 1 (Электронный курс): курс лекций. – Электрон. Тестовые данные. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет, 2012.
Дополнительные источники: 1. Гальперин М, В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: ФОРУМ:
ИНФРА -, 2008
2. Демина Т.А., Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аспект Пресс,2000
3. Шепель А.И. Красная книга Пермского края - Пермь: Книжный мир.2008.
4. Блинов Л.Н., Перфилова И.Л. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Дрофа -, 2011.
5. Трушина А.О., Экологические основы природопользования: Ростов Феникс, 2011
Интернет-ресурсы: - http://metod-kopilka.ru/ - Библиотека методических материалов для учителя
http://sbio.info/ - Вся биология
http://bio-lib.org/ - Образовательный портал по биологии
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен: Уметь: - уметь анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - выбирать методы, технологии аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. Знать: - особенности взаимодействия природы и общества; - природный потенциал, принципы и методы рационального природопользования; - размещение производства и проблему отходов; - понятие мониторинга окружающей среды; - прогнозирование последствий природопользования; - правовые и социальные вопросы природопользования; - охраняемые природные территории; - международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды; | 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение). 4. Рубежный контроль по темам. |
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачет |
Разработчики:
преподаватель | _________________________ | ___________________ |
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |