СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Экологические основы природопользования для специальности 13.02.11. "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Экологические основы природопользования для специальности 13.02.11. "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)". Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта по специальностям среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Экологические основы природопользования для специальности 13.02.11. "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)".»

министерство образования и науки пермского края

Государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение "ЧУСОВСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 08 . Экологические основы природопользования

для специальности

13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКООГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)



















2016 г.

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Председатель ЦК Зам. директора по УР
____________________________ __________________________

«_____»_______________2016г. «____»______________2016г.



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Организация-разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»

Разработчик: Журавлева Нэлля Владимировна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Чусовской индустриальный техникум», первой категории




СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12





1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.

Целью курса Экологические основы природопользования является формирование у обучающихся экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей природной среде и здоровью человека.

Задача курса – дать обучающимся элементарные представления об основных понятиях экологии, экологических закономерностях развития природных и городских экосистем, биосферных процессах, глобальных проблемах экологии и попытках их решения.

В результате освоения курса обучающиеся должны не только знать виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые территории Российской Федерации; основные источники масштабы образования отходов производства; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, моноторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Уметь анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; определять экологическую пригодность выпускаемой продукции, оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.



В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть вышеперечисленными умениями и знаниями как элементами компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

  • обязательных аудиторных практических работ 5 часов

  • обязательной самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников, конспектом лекций, заполнение таблиц, письменные ответы на вопросы, собственные наблюдения, подготовка сообщений и презентаций, поиск информации в сети Интернет, выполнение индивидуальных заданий, подготовка материала для исследовательской деятельности)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. .Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала:

2

1



2

Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» Специфика, цель и задачи дисциплины. Роль в формировании естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей, рационального природопользования и охраны природы.

Раздел 1. Общая экология

6


Тема 1. 1. Взаимодействие организма и среды

Содержание учебного материала:




2


2

Понятие о среде обитания. Разновидности сред обитания. Экологические факторы и их влияние на организм. Пути приспособления организмов к среде обитания. Воздействие организмов на среду обитания.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить примеры воздействия организмов на среду обитания.

2

Тема 1. 2. Экологические системы

Содержание учебного материала:




2


2

Экосистема как функциональная и структурная единица биосферы. Учение Сукачева В. Н. о биогеоценозе. Градации экосистем.

Биогеоценоз, его состав и структура. Смена биоценозов под влиянием внешних и внутренних факторов.

4


2

Особенности городских и сельскохозяйственных экосистем. Экологические проблемы современного города.

Практическая работа: «Основные циклы веществ»

Самостоятельная работа обучающихся:

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

2


Раздел 2. Природная среда и ее загрязнения

10


Тема 2.1. Биосфера


Содержание учебного материала:




2


2

Контрольная работа по теме «Общая экология»

Биосфера – глобальный уровень организации живой природы. Другие оболочки Земли. Ноосфера.

2

Тема 2. 2 Антропогенное

воздействие на биосферу и

окружающую среду


Содержание учебного материала:





2

Воздействие человека на биосферу как компонента биоты. Классификация воздействий человека на биосферу. Загрязнители среды и их виды.



8


2

Значение, строение, состав и свойства атмосферы. Естественное и техногенное загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы

2

Вода как составная часть биосферы. Основные виды загрязнения гидросферы. Источники загрязнения поверхностных и подземных вод и их истощение. Последствия загрязнения гидросферы

2

2

Значение почвы. Воздействие на почвы: эрозия, загрязнение, опустынивание. Последствия загрязнения почвы. Антропогенное воздействие на недра.

Практическая работа «Основные загрязнители воды, воздуха, почвы»

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка сообщения или реферата по одной из тем: «Основные источники загрязнения атмосферы своего города, поселка», «Основные источники загрязнения гидросферы своего города, поселка» «Особенности воздействия энергетики на природную окружающую среду»

3


Раздел 3. Природные ресурсы и рациональное природопользование

10


Тема 3. 1. Природные ресурсы и регулирование их использования



Содержание учебного материала:








2

2

Контрольная работа по темам раздела «Природная среда и ее загрязнения»

Природные ресурсы и их классификация. Вторичные материальные ресурсы

6

2

Природопользование. Его формы. Особенности рационального природопользования

2

. Основные принципы рационального природопользования. Рациональное комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов. Практическая работа «Рациональное и нерациональное природопользование»

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка сообщения по теме: «Природные ресурсы Пермского края»,

3

Тема3.2.Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала:


2



2

Природные и техногенные экологические ситуации. Глобальные экологические проблемы.

4


2

Понятие концепции устойчивого развития. Переход России на путь устойчивого развития.

Контрольная работа по темам раздела: «Природные ресурсы и рациональное природопользование»

3

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка сообщения или реферата по одной из глобальных экологических проблем.

3


Раздел 4. Природоохранные мероприятия и роль научно-технического прогресса в защите окружающей среды

10


Тема 4.1. Основные понятия природоохранной деятельности

Содержание учебного материала:




1

2

Основные понятия природоохранной деятельности. Общие принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности

2


Самостоятельные работы обучающихся:

Мониторинг окружающей среды своего города или поселка.


2

Тема 4.2 Основные направления природоохранных мероприятия

Содержание учебного материала:






2

2


Очистка газопылевых выбросов Пылеулавливающее оборудование.

Очистка газовых выбросов от газо- и парообразных загрязнителей

6

2


Очистка промышленных и бытовых стоков.

Современные биотехнологии охраны окружающей среды.

2

Возобновляемые источники энергии, малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Практическая работа «Решение задач»

Самостоятельные работы обучающихся:

Сообщение по теме «Способы очистки воды»

2

Тема 4.3 Особо охраняемые природные территории.

Содержание учебного материала:

2




2


2


Особо охраняемые территории. Цели и задачи. Международные объекты охраны окружающей среды. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.

Самостоятельные работы обучающихся:

Подготовка сообщения или реферата по теме: «Особо охраняемые территории Пермского края»

3


Раздел 5. Правовые вопросы экологической безопасности и рационального природопользования

8

Тема 5. 1. Правовые вопросы экологической безопасности

Содержание учебного материала:












2




2

Контрольная работа по темам раздела «Природоохранные мероприятия и роль научно-технического прогресса в защите окружающей среды»

Экономико-правовые основы природоохранной деятельности


4

2

Экологическая экспертиза и паспортизация. Организация мониторинга окружающей среды. Виды и методы мониторинга. Экологический риск. Экологическая оценка производств.

Тема 5.2. Экологические

права и обязанности граждан

Содержание учебного материала:


2

2

Основные понятия об экологических правах и обязанностях граждан. Источники экологических прав и обязанностей граждан

Практическая работа: «Анализ статей конституции РФ, Уголовного и Административного кодексов РФ.

Самостоятельные работы обучающихся:

Права и обязанности граждан в законе «Об охране окружающей среды»

2


Тема 5.3. Юридическая и

экономическая ответственность

предприятий

Содержание учебного материала:

2

1


2

Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного здоровью человека и окружающей природной среде

Самостоятельные работы обучающихся:

Сообщение по теме «Возмещение вреда, причиненного здоровью человека»

2


2

Обобщение и повторение материала.

Дифференцированный зачет.

2

3


ВСЕГО:


72






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения


1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3  –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- контрольно-измерительный материал, тесты по темам, задания к контрольным работам;

- комплект учебно-методической документации, методические указания по выполнению

практических и самостоятельных заданий, схемы, таблицы


Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

- мультимедиа проектор;

- экран;

- программное обеспечение;

- доступ к сети Интернет.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования: Учебное пособие. – М.: Форум,2011

2. Константинов В.М, Экологические основы природопользования: Учебник. -12 изд.,

М.: Академия, 2012.

3. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник, - М.: 2008

4. Экологические основы природопользования. Часть 1 (Электронный курс): курс лекций. – Электрон. Тестовые данные. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет, 2012.

Дополнительные источники:

1. Гальперин М, В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: ФОРУМ:

ИНФРА -, 2008

2. Демина Т.А., Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аспект Пресс,2000

3. Шепель А.И. Красная книга Пермского края - Пермь: Книжный мир.2008.

4. Блинов Л.Н., Перфилова И.Л. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Дрофа -, 2011.

5. Трушина А.О., Экологические основы природопользования: Ростов Феникс, 2011

Интернет-ресурсы:
  1. http://metod-kopilka.ru/ - Библиотека методических материалов для учителя
  2. http://sbio.info/ - Вся биология

  3. http://bio-lib.org/ - Образовательный портал по биологии




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен:

Уметь:

- уметь анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

Знать:

- особенности взаимодействия природы и общества;

- природный потенциал, принципы и методы рационального природопользования;

- размещение производства и проблему отходов;

- понятие мониторинга окружающей среды;

- прогнозирование последствий природопользования;

- правовые и социальные вопросы природопользования;

- охраняемые природные территории;

- международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды;




1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся; выявление мотивации к изучению нового материала.


3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).


 4. Рубежный контроль по темам.


 


Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет





Разработчики:

преподаватель

_________________________

___________________

(занимаемая должность)

(подпись)

(инициалы, фамилия)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!