Программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки). Входящую в укрупненную группу профессий 15.00.00. Машиностроение
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки рабочих профессии 19756 Сварщик
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48часа; самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука | 18 | |
Тема 1.1. Потребности человека | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; 3. Усвоение новых терминов и понятий. | 1 | |
Тема 1.2 Факторы производства Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Факторы производства. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. |
Практическое занятие №1 | 2 | |
1 | Решение задач по теме Прибыль. Рентабельность |
Самостоятельная работа обучающихся. Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; 3. Усвоение новых терминов и понятий. | 2 |
Тема 1.3 Собственность. Конкуренция | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 2. Составление плана текста; составление тематического кроссворда; 3. Усвоение новых терминов и понятий. | 1 | |
Тема 1.4 Типы экономических систем | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности. | 2 |
Практическое занятие №2 | 2 | |
1 | Сравнительная характеристика экономических систем |
Самостоятельная работа обучающихся Составление плана текста; составление тематического кроссворда; Усвоение новых терминов и понятий. | 2 |
Раздел 2. Рыночная экономика | 18 |
Тема 2.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. | 2 |
Практическое занятие №3 | 2 | |
1 | Составление кривых спроса и предложения. |
Самостоятельная работа обучающихся Составление плана текста; Усвоение новых терминов и понятий. | 2 |
Тема 2.2 Экономика фирмы: цели, организационные формы | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; 3. Усвоение новых терминов и понятий. | 1 | |
Тема 2.3 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства..Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Характеристика предприятий химической промышленности и машиностроения. Структурное подразделение предприятия. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; 3. Усвоение новых терминов и понятий. | 1 | |
Тема 2.4 Издержки. Выручка | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. | 1 |
Практическое занятие №4 | 2 | |
1 | расчет себестоимости продукции |
Самостоятельная работа обучающихся Усвоение новых терминов и понятий. | 2 |
Раздел 3 Труд и заработная плата | 18 |
Тема 3.1 Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Особенности выплаты заработной платы в отрасли. | 2 |
2 | Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. | 2 |
3 | Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов . Защита прав профсоюзов . обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов Заработная плата (позиция работника и работодателя) | 2 |
Практическое занятие №5-7 | 6 | |
1 | Решение задач по теме Заработная плата. Поощрительные системы оплаты труда. |
2 | Анализ политики занятости в отрасли. Составление резюме при поиске работы |
3 | Собеседование при приеме на работу |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; 3. Усвоение новых терминов и понятий | 6 |
Раздел 4. Экономика и деньги | 6 |
Тема 4.1 Понятие денег и их роль в экономике | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста учебника, дополнительной литературы; Составление плана текста; | 1 | |
Тема 4.2 Банковская система | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Ценные бумаги и их виды . Акции . Номинальная стоимость курса Акций . Облигации .Рынок ценных бумаг . Первичный и вторичный рынок организованный и не организованный рынок . Фондовая биржа и её функции . Аккумуляция капитала . Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику Биржевые спекуляции .Биржи в России | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; 3. Усвоение новых терминов и понятий | 1 | |
Раздел 5. Государство и экономика | 6 | |
Тема 5.1 Роль государства в развитии экономики | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование, социальное регулирование. Общественное благо и спрос на них. Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов | 1 |
2 | Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; сообщение на тему Налоги 3. Усвоение новых терминов и понятий | 2 | |
Раздел 6 Международная экономика | 6 |
Тема6.1 Международная торговля-индикатор интеграции национальных экономик | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы. Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. | 1 |
2 | Итоговое занятие. Дифференцированный зачет | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся Чтение текста учебника, дополнительной литературы; 2. Составление плана текста; 3. Усвоение новых терминов и понятий | 2 | |
Итого | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) | | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета: таблицы, плакаты, комплекты опорных конспектов, Технические средства обучения: ПК, мультимедийная установка.
Автономов В. С. Экономика: учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. – 13-е издание издательство «ВИТА-ПРЕСС» 2012 г.
Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень)): учебник для 10-11 классов.-М.,2014.
Конституция РФ( принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками)// СЗ РФ.- 2013.-№4.-Ст. 445
Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / под ред. АГ.Грязновой,А.Ю.Юданова.-М.,2011
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.