СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной практики по дисциплине "Лесоразведение и воспроизводство лесов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной практики по дисциплине "Лесоразведение и воспроизводство лесов" для студентов 3 курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной практики по дисциплине "Лесоразведение и воспроизводство лесов"»

7




ГБОУ СПО « СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ ЛЕСНОЙ ТЕХНИКУМ»




«Утверждаю»

Зам. Директора по учебной работе

____________ Селимов Ш.А.

«_______» ________________ 201 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

профессионального модуля





ПМ. 01. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОВ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЮ


МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов









Специальность: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»




Квалификация: «Специалист лесного и лесопаркового хозяйства»






г. Алагир 2014 год


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (базовый уровень) среднего профессионального образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 450. и примерной программой, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федерального института развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «07» октября 2011 г. № 5 Регистрационный номер рецензии №334 от «20» 10 2011 г. ФГАУ «ФИРО»



Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Северо – Кавказский лесной техникум»



Разработчик: Преподаватель профессионального модуля Кодоева Марина Аликовна













Рассмотрена и рекомендована к утверждению



На заседании цикловой комиссией

общепрофессиональных и специальных дисциплин


( Протокол № _1__ от «_12__» __09__ 2014 год )


Председатель _____________ Зозуля Г.М.













СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

  1. Паспорт программы учебной практики


4

  1. Результаты освоения программы учебной практики


6

  1. Структура и содержание учебной практики


7

  1. Условия реализации программы учебной практики


10

  1. Контроль и оценка результатов учебной практики


12

































1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной практики

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.01 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):


Лесоразведение и воспроизводство лесов


  • Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.

  • Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.

  • Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.

  • Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.

  • Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.


1.2. Цели и задачи учебной практики:


Формирование у обучающихся практических профессиональных умений и приобретение первоначального практического опыта работы по специальности в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

По разделу МДК 01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов



Требование к результатам освоения учебной практики

  • выбирать и закладывать объекты постоянной лесосе­менной базы для заготовки семян;

  • прогнозировать и учитывать урожай семян.

  • заготавливать семена, принимать и учитывать семенное сырье.

  • создавать условия хранения семян;

  • проводить проверку качества семян

  • формировать и готовить к работе агрегаты по опе­рациям, обработки почвы, посеву и посадке, уходу;

  • проводить инвентаризацию и техническую приемку работ в питомнике;

  • оформлять соответствующую документацию.

  • выбирать лесокультурные площади и тип лесных культур;

  • проводить инвентаризацию лесных культур, перевод лесных культур в покрытую лесом земли:

  • оформлять техническую документацию.

  • пользоваться нормативной документацией при разме­щении защитных лесных насаждений

  • оформлять необходимую документацию.


1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики

90 часов, в том числе:

В рамках освоения ПМ 04. - 90 часов


1.4. Формы проведения учебной практики

Учебная практика проводится в форме практической деятельности обучающихся под непосредственным руководством и контролем преподавателя профессионального модуля.


1.5. Место и время проведения учебной практики


Учебная практика проводится на учебных полигонах и учебных объектах, расположенных на территории Алагирского лесничества и территории техникума.

Время прохождения учебной практики определяется графиком учебного процесса и расписанием занятий.

Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении учебной практики – 6 часов и не более 36 академических часов в неделю.

На обучающихся, проходящих учебную практику на базах практической подготовки, распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие на базе практической подготовки.


2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Результатом освоения программы учебной практики является формирование практических профессиональных умений и первоначального практического опыта при овладении видом профессиональной деятельности Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.


ПК 1.2

Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.

ПК 1.3


Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.


ПК 1.4

Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.


ПК 1.5

Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.


ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.


ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала практики

Количест-

во часов

Оборудование практики

Уровень освоения

1

2

3

4

5


Содержание

6




Тема 1. Семеношения древесных и кустарниковых пород


  • Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.

  • Подготовка исходных материалов и инструментов.

  • Учёт урожая семян различными методами (глазомерный, пробных ветвей, модельного дерева)

  • Обследование насаждений перед заготовкой семян

  • Проверка их качества и степени их зараженности вредителя­ми и болезнями.




6/6

Типовая инструкция по охране труда:

-Сбор лесных семян, плодов и шишек ТОИ Р-07-007-2010

-работа в лесных питомниках ТОИ Р-07-005-2010

-посев и посадка леса

ТОИ Р-07-004-2010

Секаторы, бинокли, шкала Капера, Корчагина, ведомость учета урожая семян

РАБОЧАЯ ВЕДОМОСТЬ

определения ожидаемого урожая шишек и семян на ЛСП (ПЛСУ)





2


Тема 2. Лесная селекция и семеноводство

Содержание

12





1

Организация ПЛСБ. Проведение отбора кандидатов в плюсовые насаждения. Подбор участков под ПЛСУ. Учет и аттестация объектов ПЛСБ.

  • Назначение мероприятий, обеспечивающих повышение урожайнос­ти.

  • Оценка состояния и планирования уходов за лесосеменными участками и плантациями




6/12

Мерная вилка, высотомер, мерная лента, мел, Карточку предварительного отбора плюсового насаждения, бланки плюсового дерева и насаждения

Указание по лесному семеноводству

http://www.forest.ru/rus/legislation/laws/lesosem.html-Наставление

по лесосеменному делу в Российской Федерации

2


2

Камеральная обработка полевого материала. Составление отчета.


6/18

Указание по лесному семеноводству

Бланки, письменные принадлежности, калькуляторы.


2

Тема 3. Заготовка и переработка семенного сырья


Содержание

12



1

Сбор, приемка и учет семенного сырья.

6/24

Приспособления для заготовки семян, тара, , аптечка.

3

2

Камеральная обработка. Формирование партии семян, плодов, оформление документации Подбор режима работы плодотерочно-отмывочных машин, машин для обескрыливания и очист­ки семян.



6/30



Бланки наряда-акта


2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала практики

Количест-

во часов

Оборудование практики

Уровень освоения

1

2

3

4

5


Содержание

6



Тема 4. Хранение семян и плодов


1


  • Осмотр склада для хранения семян. Закладка семян на хранение в траншеях.

  • Камеральная обработка полевых материалов.

  • Отбор средних образцов для проверки качества семян.

  • Оформление документации для отправки образцов на ЛСС



6/36



Склад для хранения семян,

Электронные весы, мешочки для образцов семян, бланки


3


Тема 5. Лесной питомник.



Содержание

36



1


  • Подготовка агрегатов предпосадочной или предпосевной об­работки почвы.

  • Подготовка агрегатов к посеву и посадке сеянцев, проведе­ние посева и посадки, закладка школы и плантаций.

  • Подготовка машин для ухода, внесение удобрений, проведение полива, осуществление мер борьбы с вредителями и болезнями

6/42


Трактора, почвообрабатывающие машины, орудия, механизмы, сеялки, лесопосадочные машины, технические паспорта на них.

2


3

  • Камеральная обработка полевых материалов.

  • Расчет потребности в семенах, посадочном материале, удоб­рениях, гербицидах, пестицидах.

  • Разработка мероприятий по борьбе с вредителями и болез­нями посадочного материала.

6/48

Отчет по практике, бланки по инвентаризации посадочного материала в питомник, калькуляторы, письменные принадлежности.

3

4


  • Подготовка агрегатов для выкопки посадочного материала.

  • Проведение выкопки, сортировки и прикопки посадочного ма­териала.

Проведение инвентаризации посадочного материала.

6/54


Выкопочные скобы, выкопочные машины, лопаты, шпагат

Колышки, шпагат, топор, рулетка, бланки,

2


5

  • Камеральная обработка полевых материалов.

  • Оформление документации по лесному питомнику.

  • Выводы по результатам.

6/60

Отчет по практике, бланки по инвентаризации, калькулятор, письменные принадлежности, справочная литература


3






Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала практики

Количест-

во часов

Оборудование практики

Уровень освоения

1

2

3

4

5


Содержание

36





Тема 6. Лесокультурные площади.



1

  • Обследование участков лесных культур.

  • Учет естественного возобновления

  • Анализ проекта лесовосстановления.

  • Выбор способа создания лесных культур и подготовки почвы.



6/66

Топор, мерная вилка, буссоль, шнур, лопата, бланки, аптечка

3


2

  • Камеральная обработка полевого материала

  • Составление плана графика посева и посадки леса.

  • Расчет потребности посадочного (посевного) материала. Составление отчета.


6/72

Отчет по практике, калькуляторы, нормы выработки на лесокультурные работы

3



3

  • Определение места прикопки посадочного материала.

  • Подготовка агрегата для посадки и работа на них.

  • Осуществление текущего контроля за посадкой и посевом леса. Техническая приемка лесных культур.


6/78

Лопаты, лесопосадочная машина, акт технической приемки, рулетка.


2

4


Проведение инвентаризации лесных культур, созданных различными способами.

  • Перевод лесных культур в покрытую лесом площадь

  • Оценка санитарного состояния молодняков.

6/84


Колышки, шнур, рулетка, перечетная ведомость лесных культур

Мерная вилка, высотомер, акт о переводе лесных культур в покрытые лесом земли.

3


5

  • Камеральная обработка полевого материала по лесным культурам.

  • Составление отчета.

  • Заполнение технической документации.


6/90

Отчёт по практике, калькуляторы, справочная литература, бланки по лесным культурам.

3

Всего часов:

90



Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. Условия реализации рабочей программы учебной практики




Учебная практика проводится преподавателем, ведущий данный предмет и вторым преподавателем, имеющий высшее специальное лесное образование при количестве студентов в группе более 16 человек.

В первый день перед выездом на практику проводят инструктаж по технике безопасности, и студенты расписываются в журнале.

В период прохождения практики учебные группы студентов подразделяют на две подгруппы, их, в свою очередь, на бригады по 4 – 6 человек для отработки отдельных тем программы. Каждый студент под контролем руководителя практики выполняет тренировочную работу и упражнения по теме. После усвоения всеми студентами приемов работы, технологического процесса и техники безопасности на рабочих местах бригады приступают к самостоятельной работе. Каждая бригада в период прохождения практики ведет дневник-отчёт. В нём по каждой отработанной теме отражают: содержание выполненных работ, анализ полученных результатов (соответствие технологического процессов требованиям действующей нормативной документации, недостатки в организации труда и в использовании машин и принятых технологий) и предложения по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции (работ), а также наименование нормативно-технической, технической и отчетной документации по производству работ. Камеральные работы выполняются каждым студентом самостоятельно и в конце практики, предоставляют отчёт для сдачи дифференцированного зачёта.

Рабочая программа по учебной практики по лесоразведение и воспроизводство лесов реализуется на учебном полигоне, расположенном в лесокультурном и лесном фонде Алагирского лесничества лесного хозяйства РСО – Алания.

Доставка студентов к местам прохождения практики осуществляется транспортом (автобусом) техникума.

Для качественного прохождения практики в полевых и камеральных условиях кабинет располагает необходимым количеством соответствующими приборами, инструментами, справочными и методическими пособиями, учебниками, практикумами.

Перечень приборов, инструментов и других приспособлений, необходимых на практике приводится в разделе оборудование учебной практики в зависимости от выполняемой на полигоне работы.




УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. А.Р.Родин, С.А.Родин. Лесные культуры и лесомелиорация. М.:ВО Агролромиздат,1987.

  2. А.Р.Родин, А.З.Найбич, М.И.Калинин. Практикум по техноло­гии и организации лесовыращивания.м.:60 Агропромиздат, 1991.

  3. Наставление по лесосеменному делу в Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства России. М.:1994.

  4. Лесной кодекс Российской Федерации. М.,29.01.97 № 22-ФЗ.

  5. Федеральная целевая программа "Леса России" на 1997-2000гг. М. 1997.

  6. ОСТ 56-99-93. Лесные культуры. Оценка качества.

  7. ОСТ 56-74-96. Плантации лесосеменные основных лесообразующих пород. Основные требования.

  8. OCT 56-35-96. Участки лесные семенные основных лесообразующих пород. Основные требования, закладка и формирование.

  9. Основные положения по лесному семеноводству в Российской Федерации.М.: Федеральная служба лесного хозяйства России, .1994.

  10. Указания по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материа­ла. М.: Федеральная служба лесного хозяйства России,1997.

  11. Технические указания по проведению инвентаризации лесных культур, защитных лесных насаждений, питомников, площадей с проведением мер содействия естественному возобновлению леса и вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений. Государственный комитет СССР по лесу,1990.


ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.


  1. Определители и атласы:- определители насекомых.

  2. Определители болезней древесно-кустарниковых пород.

  3. Прейскуранты цен на семена древесных и кустарниковых пород (местные).

  4. Прейскуранты цен на сеянцы и саженцы (местные).

  5. Региональные (местные) нормы выработки на работы в лес­ном хозяйстве.

  6. Региональные руководства по лесовосстановлению.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.


  1. Паспорт ПЛСУ, лесосеменной плантации.

  2. Паспорт и карточка плюсового дерева.

  3. Книга учета лесных семян.

  4. Карточка учета лесных семян на складе длительного хранения.

  5. Книга лесного питомника.

  6. Книга учета лесных семян.

  7. Типовой проект питомника.

  8. Книга учета защитных лесных насаждений, создаваемых на землях сельскохозяйственных предприятиях.


Профильные web сайты Интернета:

  1. http://forest-culture.narod.ru/

  2. http://www.mgul.ac.ru/info/izdat/books.shtml

  3. http://www.twirpx.com/files/forest/forestry/



5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися видов работ. В результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.


Результаты обучения

(освоенные умения, приобретенный первоначальный опыт работы по видам профессиональной деятельности)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.


Текущий контроль в форме:


  • защиты тем учебных практик

  • самостоятельных работ по темам практики.


Зачет по итогам учебной практике.


Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.


Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.


Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.


Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.


















5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ



Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется преподавателем, ведущий занятия у группе (подгруппе) ежедневно по следующим направлением а зависимости от содержания выполняемой работы:


  1. Соблюдение студентами правил техники безопасности, посещаемости практики.

  2. Проверка самостоятельной домашней работы для выполнения задач текущего дня.

  3. Проверка качества ведения полевой документации и их камеральная обработка.

  4. Активность участия студентов в работе бригады и качества выполнения ими возложенных на него объема работ.

  5. Заинтересованность студентов в получении хороших знаний и профессиональных навыков для будущей специальности.

  6. Умение владения техникой применения специальных приборов и инструментов.

  7. Умение и знания методики использования справочной и технической литературой.

  8. Умение использовать информацию интернета.

  9. Умение студентов объяснять своим сокурсникам вопросы, возникающие в ходе выполнения, как в полевых, так и в камеральных условиях и отстоять свою точку зрения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!