МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
| | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ______________Т.И.Сотникова « _____» ______________20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
по профессии Лаборант – аналитик
на базе основного общего образования
срок обучения 2,5 года
СОГЛАСОВАНО
с базовым предприятием:
20____г.
| | Рассмотрено и рекомендовано на заседании метод.комиссии Председатель метод.комиссии_____Э.Х.Гимазетдинова«___»_____________________20__ г. |
Разработали: Э. И. Малыхина - мастер производственного обучения
I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Лаборант - аналитик» и основных видов профессиональной деятельности (ВПД): Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования; Приготовление растворов различной концентрации; Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа; Обработка и оформление результатов анализа;
1.2. Цели и задачи учебной практики
Целью учебной практики является: формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений и навыков в рамках профессиональных модулей для освоения рабочей профессии (ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования; ПМ.02 Приготовление растворов различной концентрации; ПМ.03 Выполнение качественных и количественных природных и промышленных материалов с применением химических и физико химических методов анализа; ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа) обучение необходимым приемам, операциям и способам, выполнение рабочим процессов, характерных для профессии «Лаборант – аналитик»
В результате прохождения учебной практики в рамках каждого профессионального модуля обучающийся должен приобрести практический опыт работы:
ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
иметь практический опыт:
-использование лабораторной посуды различного назначения, мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;
-выбора приборов и оборудования для проведения анализа;
-подготовки для анализов приборов и оборудования;
ПМ.02 Приготовление растворов различной концентрации
- приготовление растворов точной и приблизительной концентрации;
- установления концентрации растворов различными способами;
ПМ.03 Выполнение качественных и количественных природных и промышленных материалов с применением химических и физико химических методов анализа
- подготовки пробы к анализам;
- установления градуировочной характеристики для физико- химических методов анализа;
- выполнение измерений в соответствии с методикой;
ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа
- снятия показаний приборов;
- расчета результатов измерений согласно методикам выполнения анализа;
- расчета погрешности результата анализа;
- оформление протоколов анализа.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);
Формирование профессиональных компетенций и комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности:
Обучающиеся по профессии 240700.01 «Лаборант - аналитик» при освоении профессиональных компетенций по ПМ.01«Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования» готовятся к следующим видам деятельности:
ПК 1.1.Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализа.
ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.
Обучающиеся по профессии 240700.01 «Лаборант - аналитик» при освоении профессиональных компетенций по ПМ.02 «Приготовление растворов различной концентрации» готовятся к следующим видам деятельности:
ПК 2.1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации;
ПК 2.2. Определять концентрации различными способами;
ПК 2.3 Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.
При освоении профессиональных компетенций по ПМ.03. «Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа» готовятся к следующим видам деятельности:
ПК 3.1Подготавливать пробу к анализам;
ПК 3.2.Устанавливать градуировочную характеристику для химических и физико – химических методов анализа;
ПК 3.3 Выполнять анализы в соответствии с методиками.
При освоении профессиональных компетенций по ПМ.04. «Обработка и оформление результатов анализа» готовятся к следующим видам деятельности:
ПК 4.1 Снимать показания с приборов;
ПК 4.2 Рассчитывать результаты измерений
ПК 4.3 Рассчитывать погрешности результата анализа
ПК 4.4 Оформлять протоколы анализа
Задачами производственной практики являются:
Формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных навыков в рамках модулей программ подготовки квалифицированных рабочих. служащих среднего профессионального образования при освоении рабочей профессии, изучение определенных приемов, операций и способов выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по этой профессии
1.3. Количество часов на освоение программы
производственной практики:
Всего часа, в том числе: 432 часа
В рамках освоения ПМ.01 24 часа
В рамках освоения ПМ 02. 72 часа
В рамках освоения ПМ 03. 264 часа
В рамках освоения ПМ 04. 72 часа
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
№ темы | Содержание учебного материала | Объем часов |
1 | Подготовка химической посуды, приборов и оборудования для проведения анализов | 24 |
2 | Приготовление растворов различной концентрации | 72 |
3 | Основные лабораторные операции. | 108 |
4 | Техника измерения качественных и количественных определений. | 36 |
5 | Открытие катионов и анионов | 36 |
6 | Физико–химические и физические методы анализа | 84 |
7 | Обработка и оформление результатов анализа» | 72 |
| ВСЕГО | 432 |
Содержание работ
№ урока | Наименование профессионального модуля, тем | Содержание учебного материала | Объем часов |
| ПМ.01«Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования» | | 24 |
| Тема 1.1 Комплексные работы по подготовке рабочего места, посуды, применяемой в лаборатории, приборов. | Общие правила безопасности и охраны труда в лаборатории. Комплексные работы по подготовке рабочего места, посуды, применяемой в лаборатории, приборов. | 6 |
| Тема 1.2 Выбор приборов и оборудования для проведения анализов | Выбор приборов и оборудования для проведения анализов. Разборка, изучение лабораторных установок для анализов и синтеза. | 6 |
| Тема 1.3 Правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования. | Правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования. Правила мытья, сушки, подготовка к работе посуды общего и специального назначения. | 6 |
| Тема 1.4 Комплексные работы по свойствам реактивов, требованиям ,правилам обращения, хранения и учету | Комплексные работы по свойствам реактивов, требованиям ,правилам обращения, хранения и учету. Работа с реактивами, подготовка к анализам. | 6 |
| ПМ.02 «Приготовление растворов различной концентрации» | | 72 |
| Тема 2.1. Техника лабораторных работ, освоение приемов смешивания жидкостей | Техника лабораторных работ, освоение приемов смешивания жидкостей Работа с посудой для приготовления растворов Алгоритм приготовления растворов Освоение приемов смешивания | 6 |
| Тема 2.2. Техника приготовления растворов. | Техника приготовления растворов. Алгоритм приготовления растворов Освоение техники приготовления растворов | 6 |
| Тема 2.3 . Приготовление растворов различной концентрации. | Приготовление растворов различной концентрации. Решение расчетных задач Приготовление растворов согласно методике | 6 |
| Тема 2.4. Определение концентрации растворов | Определение концентрации растворов Работа с приборами определяющие концентрации растворов Перевод вещества в раствор (количественно) | 6 |
| Тема 2.5. Приготовление растворов точной и приблизительной концентрации. | Приготовление растворов точной и приблизительной концентрации. Решение практических задач. Приготовление растворов | 6 |
| Тема 2.6. . Установление концентраций растворов различными способами. | Установление концентраций растворов различными способами. Решение практических задач. Переход из одной концентрации в другую | 6 |
| Тема 2.7. Приготовление растворов молярной концентрации | Приготовление растворов молярной концентрации Решение практических задач Приготовление рабочих растворов | 6 |
| Тема 2.8. Определение воды в кристаллогидрате | Определение воды в кристаллогидрате Решение практических задач | 6 |
| Тема 2.9. Определение концентрации веществ колоритмическим методом с использованием нескольких стандартных растворов | Определение концентрации веществ колоритмическим методом с использованием нескольких стандартных растворов Решение практических задач Подготовка к проведению анализа Определение концентрации колоритмическим методом | 6 |
| Тема 2.10. Определение концентрации веществ кондуктометрическим методом с использованием стандартных растворов | Определение концентрации веществ кондуктометрическим методом с использованием стандартных растворов Решение практических задач Подготовка к проведению анализа Определение концентрации кондуктометрическим методом методом | 6 |
| Тема 2.11. Определение температуры плавления кристаллов и изучение растворов | Определение температуры плавления кристаллов и изучение растворов Решение практических задач Работы с термометром, определение температуры плавления | 6 |
| Тема 2.12. . Определение теплового эффекта растворителя. Пробная работа. | Определение теплового эффекта растворителя. Пробная работа. Решение практических задач Работы по определению теплового эффекта | 6 |
| ПМ.03. «Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа» | | 264 |
| Тема 3.1 Основные лабораторные операции. | Основные лабораторные операции Вводное занятие. Безопасность труда в учебной лаборатории. Ознакомление с рабочим местом. | 6 |
| Тема 3.2 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Техника лабораторных работ. Виды, порядок проведения. | 6 |
| Тема 3.3 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Весы и взвешивание. Техника взвешивания. | 6 |
| Тема 3.4 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Измельчение и смешивание. | 6 |
| Тема 3.5 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Освоение приемов нагревания, сушки и прокаливания. | 6 |
| Тема 3.6 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Фильтрование. | 6 |
| Тема 3.7 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Центрифугирование. Назначение и устройство центрифуги. Правила работы на центрифуге. | 6 |
| Тема 3.8 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Дистилляция. Назначение и устройство дистиллятора. Работы связанные с перегонкой. | 6 |
| Тема 3.9 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Отбор первичной пробы. Формирование средней пробы. Квартование. Работы связанные с формированием средней пробы. | 6 |
| Тема 3.10 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Отбор и подготовка пробы к анализу. Стадии подготовки пробы к анализу. | 6 |
| Тема 3.11 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Переведение вещества в раствор. Растворение. Работы связанные с приготовлением растворов | 6 |
| Тема 3.12 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Определение температуры кипения. Решение расчетных задач. Пробная работа | 6 |
| Тема 3.13 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Приготовление молярных растворов. Решение расчетных задач. | 6 |
| Тема 3.14 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Приготовление реактивов согласно методике. | 6 |
| Тема 3.15 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Освоение приемов экстракции и высоливания. Решение расчетных задач | 6 |
| Тема 3.16 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Определение плотности растворов. Решение расчетных задач | 6 |
| Тема 3.17 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Получение кривой перегонкисмеси жидкостей. Определение состава смеси жидкостей по ее кривой перегонки. | 6 |
| Тема 3.18 Основные лабораторные операции | Основные лабораторные операции Факторы. Влияющие на качество перегонки. | 6 |
| Тема 3.19 Техника измерения качественных и количественных определений. | Техника измерения качественных и количественных определений. Организация рабочего места. Подготовка к качественным и количественным определениям. | 6 |
| Тема 3.20 Техника измерения качественных и количественных определений. | Техника измерения качественных и количественных определений. Приготовление стандартных титрованных растворов. Методы и методики определения. Решение расчетных задач | 6 |
| Тема 3.21 Техника измерения качественных и количественных определений. | Техника измерения качественных и количественных определений. Методика выполнения анализов при помощи метода нейтрализации. Решение расчетных задач | 6 |
| Тема 3.22 Техника измерения качественных и количественных определений. | Техника измерения качественных и количественных определений. Общая характеристика методов окисления – восстановления: перманганатометрия, йодометрия. Методики. | 6 |
| Тема 3.23 Техника измерения качественных и количественных определений. | Техника измерения качественных и количественных определений. Техника весового анализа. Методы и методики весового анализа. Работы, связанные с гравиметрическим методом. Решение расчетных задач | 6 |
| Тема 3.24 Техника измерения качественных и количественных определений. | Техника измерения качественных и количественных определений. Методы весовых определений с помощью органических реактивов. Решение расчетных задач | 6 |
| Тема 3.25 Открытие катионов и анионов | Открытие катионов и анионов Организация рабочего места. Подготовка вещества к проведению анализов. | 6 |
| Тема 3.26 Открытие катионов и анионов | Открытие катионов и анионов Общая характеристика катионов первой, второй, третьей аналитической группы. Методы обнаружения | 6 |
| Тема 3.27 Открытие катионов и анионов | Открытие катионов и анионов Общая характеристика катионов четвертой, пятой аналитической группы. Методы обнаружения. | 6 |
| Тема 3.28 Открытие катионов и анионов | Открытие катионов и анионов Общая характеристика анионов первой , второй аналитической группы. Методы обнаружения | 6 |
| Тема 3.29 Открытие катионов и анионов | Открытие катионов и анионов Анализ неизвестного вещества. Алгоритм обнаруженич неизвестного вещества | 6 |
| Тема 3.30 Открытие катионов и анионов | Открытие катионов и анионов Некоторые особые виды и методы анализа. | 6 |
| Тема 3.31 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Организация рабочего места. Подготовка оборудования к проведению анализа, выбор метода анализа. | 6 |
| Тема 3.32 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Электрохимические методы анализа. Решение расчетных задач. | 6 |
| Тема 3.33 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Характеристика методов электоанализа | 6 |
| Тема 3.34 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Электровесовой метод анализа. | 6 |
| Тема 3.35 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Объемные электрохимические методы анализа. | 6 |
| Тема 3.36 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Кондуктометрическое титрование | 6 |
| Тема 3.37 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Высокочастотное титрование. | 6 |
| Тема 3.38 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Потенциометрическое титрование. | 6 |
| Тема 3.39 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Амперометрическое титрование | 6 |
| Тема 3.40 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Кулонометрическое титрование. | 6 |
| Тема 3.41 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Полярографический метод анализа. | 6 |
| Тема 3.42 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Фотометрические методы анализа. | 6 |
| Тема 3.43 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Спектроскопические методы анализа | 6 |
| Тема 3.44 Физико – химические и физические методы анализа | Физико – химические и физические методы анализа Спектроскопические методы анализа. | 6 |
| ПМ.04. «Обработка и оформление результатов анализа» | | 72 |
| Тема 4.1 Подготовка к работе основного и вспомогательного оборудования | Подготовка к работе основного и вспомогательного оборудования. Подготовка к работе, ОТ и ТБ при работе в лаборатории. правила работы с основным и вспомогательным оборудованием | 6 |
| Тема 4.2 Подготовка посуды, маркировка и калибровка приборов и оборудования. | Подготовка посуды, маркировка и калибровка приборов и оборудования. Подготовка посуды, калибровка и маркировка | 6 |
| Тема 4.3 Диагностика оборудования | Диагностика оборудования. Методы проведения диагностики лабораторного оборудования. | 6 |
| Тема 4.4 Обслуживание приборов | Обслуживание приборов Приборы и оборудование для анализов | 6 |
| Тема 4.5 Приборы и оборудование в качественном анализе | Приборы и оборудование в качественном анализе | 6 |
| Тема 4.6 Приборы и оборудование в количественном анализе. | Приборы и оборудование в количественном анализе. | 6 |
| Тема 4.7 Устройство и принцип работы кондуктометра | Устройство и принцип работы кондуктометра | 6 |
| Тема 4.8 Устройство и принцип работы рН метра. | Устройство и принцип работы рН метра. | 6 |
| Тема 4.9 Устройство и принцип работы спектофотометра. | Устройство и принцип работы спектофотометра. | 6 |
| Тема 4.10 Устройство и принцип работы хромотографа | Устройство и принцип работы хромотографа | 6 |
| Тема 4.11 Вычисление и обработка результатов анализа | Вычисление и обработка результатов анализа Алгоритм вычисления. Обработка учетных данных | 6 |
| Тема 4.12 Вычисление, обработка результатов анализа. Ведение учетных записей | Вычисление, обработка результатов анализа. Ведение учетных записей. Журналы и учетные документы для ведения результатов анализа | 6 |
| Итого | | 432 |
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Производственная практика проводится на предприятиях, в организациях или учреждениях на основе договоров, заключаемых между техникумом и предприятием, организацией или учреждением.
Места для практики, исходя из условий ее прохождения группами обучающихся, подбираются, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в г. Нижнекамск. При наличии мотивированных аргументов допускается проведение практики в других субъектах Российской Федерации.
Сроки проведения производственной практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Сроки устанавливаются с учетом теоретической подготовленности обучающихся.
В организации и проведении практики участвуют техникум и предприятие, организация или учреждение.
Техникум:
- планирует и утверждает в учебном плане этапы производственной практики в соответствии с ОПОП СПО с учетом договоров с организациями;
- заключает договора;
- составляет ходатайство на предприятие, в организацию или учреждение на прохождение производственной практики обучающимися техникума.
- разрабатывает и согласовывает с предприятием, организацией или учреждением программу, содержание и планируемые результаты производственной практики;
- обеспечивает предприятие, организацию или учреждение, где обучающиеся проходят практику, а также самих практикантов программами практики и индивидуальными заданиями;
- осуществляет руководство производственной практикой;
- контролирует реализацию программы и условия проведения практики предприятием, организацией или учреждением, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
- совместно с предприятием, организацией или учреждением, участвующей в организации и проведении практики, организовывает процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных им в ходе прохождения практики;
- осуществляет строгий контроль за ходом практики непосредственно на предприятиях, в организациях или учреждениях с соблюдением ее сроков и содержанием.
Предприятие, учреждение или организация, участвующие в проведении практики:
- организует и проводит практику в соответствии с договорами, и программами практики;
- согласовывает программу практики, планируемые результаты практики, индивидуальное задание на практику;
- представляет обучающимся-практикантам по мере возможности в соответствии с программой практики рабочие места, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики;
- создает необходимые условия для получения студентами в период прохождения практики профессионально-ориентированных знаний, умений, навыков и общих и профессиональных компетенций;
- соблюдает согласованные с техникумом календарные графики прохождения производственной практики;
- предоставляет обучающимся-практикантам возможность пользоваться лабораториями, кабинетами, мастерскими, чертежами и чертежными принадлежностями, технической, научной и другой документацией, имеющейся учебной, научной, технической и другой профессионально-ориентированной литературой и библиотекой базы практики;
- участвует в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения производственной практики;
- обеспечивает студентам условия безопасной работы, проводит обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности, в том числе вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации. В необходимых случаях проводит обучение обучающихся-практикантов безопасным методам работы;
- обеспечивает и контролирует соблюдение обучающимися-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных на данном предприятии, в учреждении или организации;
- оказывает помощь в подборе материалов для дипломных работ и выпускных квалификационных работ;
- дает оценку итогам практики обучающихся.
Руководителем производственной практики от техникума назначается мастер производственного обучения группы.
Руководитель практики:
- до начала практики выезжает на предприятия, в учреждения или организации для проведения организационно-методических мероприятий;
- обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом обучающихся на практику (проведение собраний; инструктаж о порядке прохождения практики и т.д.);
- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- контролирует выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения или организации;
- принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике;
Руководитель практики обучающихся от предприятия, учреждения или организации, осуществляющий общее руководство практикой:
- подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики;
- обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
- знакомит обучающихся с организацией работ на конкретном рабочем месте, с технологиями, оборудованием и его эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда и т.д.;
- осуществляет постоянный контроль за производимой работой практикантов, помогает им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам;
- контролирует ведение дневников и подготовку отчетов, составляет на практикантов производственные характеристики, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий.
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется мастером в форме зачета/диф.зачета. По завершению практики обучающийся проходит квалификационные испытания (экзамен), которые входят в комплексный экзамен по профессиональному модулю. Квалификационные испытания проводятся в форме выполнения практической квалификационной работы, содержание работы должно соответствовать определенному виду профессиональной деятельности, сложность работы должна соответствовать уровню получаемой квалификации. Для проведения квалификационного экзамена формируется комиссия, в состав которой включаются представители ОУ и предприятия, результаты экзамена оформляются протоколом.
Результаты освоения общих и профессиональных компетенций по каждому профессиональному модулю фиксируются в документации, которая разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.
По результатам освоения каждого вида профессиональной деятельности обучающимся выдается документ государственного образца.