МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЕФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР ».
Программа предназначена для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Составитель:
Учитель-логопед:
Наумова М.Е.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий:
___________ / Столобкова В.Г.
2015 год
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................3
Особенности психического и личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи................................................................................................7
Особенности коррекционной работы с детьми....................................................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…............................................................................................12
ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................14
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию детей средней, старшей и подготовительной групп разработана в соответствии с ООП МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида» и в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей средней, старшей и подготовительной групп носит коррекционно – развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет принятых в дошкольное учреждение.
Основной базой рабочей программы являются:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
«Примерная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ( с 3 до 7 лет)» - Нищевой Н.В.
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» - Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.2
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о ДОУ.
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
Цель данной программы – оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:
Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.
Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
Развитие речевого дыхания.
Постановка звуков и ввод их в речь.
Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
Профилактика нарушений письменной речи.
Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами других учреждений. План предоставлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Для успешного решения задач необходимо построить четкий план работы:
Сентябрь - обследование речи детей;
Октябрь - май - работа по коррекции звукопроизношения.
В работу по коррекции звукопроизношения входят:
8 подгрупповых занятий в неделю, из них 4 лексико - грамматических и 4 фонетических. Подробнее по темам они представлены в тематическом планировании на год. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
индивидуальные занятия с детьми (из расчета 2-3 занятия в неделю, в зависимости от тяжести нарушения);
взаимодействие с педагогами группы;
взаимодействие с родителями.
Оценка эффективности работы осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
В МБДОУ "Ефимовский детский сад комбинированного вида" одна группа компенсирующей направленности -"Лучик", её посещают 13 детей разного возраста: 6 детей средней подгруппы, 4 - старшей и 3 - подготовительной. Всего 3 девочки и 10 мальчиков. Из них:
1 ребенок - ОНР 1 - 2 уровня при дизартрии.
1 ребенок – ОНР 3 уровня.
1 ребенок - ОНР 3 уровня, логоневроз.
1 ребенок – ЗПРР ОНР 2 -3 уровня при дизартрии.
2 ребенка – ЗПРР ОНР 1 - 2 уровня при дизартрии.
2 ребенка – ОНР 3 уровня при дизартрии.
2 ребенка - ФФНР при стертой форме дизартрии.
3 ребенка - ОНР 2 - 3 при дизартрии.
Согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПин», а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования и организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПин. Продолжительность одного занятия для детей 4 – 5 лет от 15 до 20мин, 5-6 лет от 20 до 25 минут, для детей 6 - 7-го года жизни 25-30 минут.
Таким образом, настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения. Данная рабочая программа включает в себя разработку и реализацию проекта "Трудные звуки", целью которой является повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей.
Особенности психического и личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить следующие характерные проблемы:
1. При ограниченности речевого опыта и несовершенстве речевых средств у детей с ОНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находиться. Связная и монологическая речь развивается трудно.
2. Существует значительное отставание в развитии психических процессов:
— неустойчивость и быстрая истощаемость внимания
— сниженный объем слуховой и зрительной памяти
— несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
— недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.
— бедность и нестойкость зрительных представлений. Отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.
3. Детям с ОНР свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле. Последнее хорошо заметно при выполнении двигательных упражнений и во время изобразительной деятельности. В процессе рисования образа человека такие дети склоняются к схематическому рисунку, не изображают некоторые части тела, редко прорисовывают детали.
4. Отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения. При этом наибольшие трудности появляются при выполнении детьми движений по словесной инструкции (без показа).
7. Со стороны личностного развития у детей с ОНР возникают проблемы в социальной адаптации и взаимодействию с социальной средой. Все эти аспекты говорят о том, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки.
В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания ребенком речевого дефекта детей с ОНР можно разделить на три группы:
1. Дети, которые не демонстрируют переживания речевого дефекта и не проявляют трудностей при осуществлении контакта с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками), широко используя при этом невербальные средства общения.
2. Дети, демонстрирующие умеренное переживание речевого дефекта и имеющие определенные трудности при установлении контакта с окружающими. Они обычно не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи. В игре прибегают к невербальным средствам общения.
3. Дети, остро переживающие речевой дефект. Им свойственен речевой негативизм, что выражается в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, заниженной самооценке. Такие дети, как правило, избегают общения со взрослыми и сверстниками, сторонятся коллективных игр, на занятиях в речевой контакт вступают только после длительной стимуляции.
Таким образом, мы видим, что дети с нарушениями речи остро нуждаются в помощи специалиста для гармоничного развития личности ребенка.
Особенности коррекционной работы с детьми.
Система логопедической работы должна быть направлена на формирование фонематических, лексических, словообразовательных, грамматических операций и их интеграцию, на развитие лингвистического мышления, памяти, внимания.
Первый этап: упорядочивание представлений о звуковой стороне речи- основе усвоения лексико – грамматических средств языка.
Содержанием занятий этого этапа является:
формирование полноценных фонематических процессов;
формирование представлений о звуко – буквенном составе слова;
формирование навыка анализа и синтеза звуко – слогового состава слова.
К концу первого этапа коррекционного обучения обучающиеся должны знать:
термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, предложение, слово, слог, буква, звук, артикуляция;
все буквы и звуки родного языка;
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
гласные и согласные звуки;
твёрдые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
пары гласных звуков;
пары согласных звуков по твёрдости – мягкости, по звонкости – глухости;
Упорядочивание представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования навыков правильного письма и чтения, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Второй этап: формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
Содержанием занятий этого этапа является:
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее обогащение его как путём накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
Дальнейшее обогащение и накопление словарного запаса детей происходит за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Дети овладевают навыками образования слов при помощи суффиксов и приставок. Накопление систематизированного словарного запаса и практическое овладение им, происходит за счет обогащения словаря словами - обобщениями, словами «неприятелями» - антонимами, знакомства с предлогами и т.д.
Третий этап: развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.
Иными словами, в процессе III этапа отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико – грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности.
Развитию языкового оформления текста способствует воспроизведение слов текста, наиболее характерных для описания того или иного персонажа или действия; подбор прилагательных к описываемым предметам и явлениям, продолжение рассказа своими словами.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что коррекционная работа с детьми требует особых средств и форм реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Планируемый результат – достижение каждым ребѐнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Для успешного осуществления коррекционной работы необходимо руководствоваться некоторыми принципами:
• Безграничная вера в ребёнка.
• Путь к достижению положительного результата может быть только путём «от успеха к успеху».
• Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.
• Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения».
• Необходимо постоянно отслеживать каждого обучающегося.
• В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ребёнка, выявленные в процессе диагностики.
• Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию обучающихся.
• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.
Такая работа педагога на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики поможет осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер - залог успешной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Филичева, Т.Б. Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада . [Текст] / Т.Б. Филичева Г.В Чиркина. - М., 2002.
2.Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. [Текст] / Н.В. Нищева - СПб.,2001.
3.Крупенчук О.И.: Научите меня говорить правильно.-СПб.:Литера, 2001.
4.Воробьева, Т.А. Крупенчук, О.И. Мяч и речь. [Текст] / Т.А. Воробьева О.И. Крупенчук. - СПб., 2008.
5.Кузнецова, Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. [Текст] / Е. Кузнецова. – М.,2004.
6.Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.А. Пожиленко - СПб.,2004.
7.Ястребова А.В.:Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.: Аркти,1999.
8.Бурлакина, О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания [Текст] / О.В. Бурлакина – СПб.,2012.
9.Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи у детей [Текст] / О.И. Лазаренко – М.,2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОРГНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА
№ | Содержание работы | Период контроля |
1 | Диагностика детей, заполнение речевых карт | Сентябрь |
2 | Консультация для родителей «Коррекция речи детей имеющих речевые нарушения». Мастер-класс «Словесные игры с детьми. Развитие фонематического слуха» | Октябрь |
3 | Тематическая выставка «Орган речи. Развитие подвижности артикуляционного аппарата» | Ноябрь |
4 | Консультации для родителей и воспитателей: «Как организовать логопедическое занятие дома». «Артикуляционная гимнастика». «Логопед рекомендует» | Декабрь |
5 | Консультации для родителей и воспитателей: « О чем говорит детский рисунок». «Самомассаж как эффективное средство развития речи». «Если ребенок заикается». | Январь |
6 | Консультации для родителей и воспитателей: «Зимние забавы». «Роль семьи в преодолении дефектов речи». | Февраль |
7 | Консультации для родителей и воспитателей: «Поговорим о связной речи». Играем и развиваем грамматический строй речи». | Март |
8 | Консультации для родителей и воспитателей: «Осуществление контроля за качеством детской речи». «Рассказы по картинкам». «Обогащение детей с ОНР антонимами и синонимами». | Апрель |
9 | Консультации для родителей и воспитателей: «Игры с мячом в логопедической коррекции». «Скоро в школу». | Май |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тематическое планирование занятий по формированию лексико - грамматических категорий, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе.
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):
сентябрь - обследование, 8,5 недель, всего 34 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
октябрь | 1 | 1 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью | 2 | Закрепление понятия "звук" и "буква" |
2 | 3,4 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью | 5 | Закрепление понятия "слово" и "предложение" |
6 | Графическое изображение предложений |
3 | 7,8 | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах | 9,10 | Деление слов на слоги. Закрепление термина "слог", "звук". Развитие слухового внимания и фонематического восприятия |
4 | 11,12 | Фрукты. Труд взрослых в саду | 13,14 | Звук/буква [А] |
5 | 15,16 | Перелетные птицы. водоплавающие птицы | 17,18 | Звук/буква [У] |
ноябрь | 1 | 19,20 | Грибы. Ягоды. Лес | 21,22 | Дифференциация [А] - [У] |
2 | 23,24 | Домашние животные и их детеныши | 25,26 | Звук/буква [И] |
3 | 27,28 | Дикие животные и их детеныши | 29,30 | Гласные звуки /буквы [A][У][И] |
4 | 31,32 | Осенняя одежда, обувь, головные уборы | 33 | Согласные звуки/буквы [М],[М'] |
34 | Твердые-мягкие звуки/буквы [П],[П'] |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль):
11 недель, 4 занятия в неделю, всего 44 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
декабрь | 1 | 1,2 | Зима.Зимующие птицы.Дикие животные зимой | 3 | Звук/буква [Э] |
4 | Звуки/буквы [Т],[Т'] |
2 | 5,6 | мебель | 7,8 | Звуки/буквы [Д],[Д'] |
3 | 9,10 | Посуда | 11,12 | Дифференциация [Т] - [Д] |
4 | 13,14 | Новый год | 15 | Звуки/буквы [К],[К'] |
16 | Дифференциация [К] - [Т] |
январь | 2 | 17,18 | Транспорт грузовой и пассажирский | 19,20 | Согласные звуки/буквы [К],[П],[Т],[М] |
3 | 21,22 | Профессии | 23,24 | Звуки/буквы [Г],[Г'] |
4 | 25,26 | Труд на селе зимой | 27,28 | Дифференциация [К] - [Г] |
февраль | 1 | 29,30 | Инструменты | 31 | Звуки/буквы [Х],[Х'] |
32 | Дифференциация [К] - [Х] |
2 | 33,34 | Животные жарких стран | 35,36 | Звуки/буквы [Ф],[Ф'] |
3 | 37,38 | Комнатные растения | 39,40 | Звуки/буквы [В],[В'] |
4 | 41,42 | Животный мир морей и океанов | 43,44 | Дифференциация [В] - [Ф], [В'] - [Ф'] |
3период обучения (март, апрель, май):
13 недель, 4 занятия в неделю, всего 52 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
март | 1 | 1,2 | Мамин праздник | 3,4 | Звуки/буквы [Б],[Б'] |
2 | 5,6 | Ранняя весна | 7 | Дифференциация [Б] - [П] |
8 | Звуки/буквы [С],[С'] |
3 | 9,10 | Наша Родина - Россия | 11 | Звук/буква [Ц] |
12 | Дифференциация [Ц] - [С] |
4 | 13,14 | Дикие животные весной | 15 | Звуки/буквы [З],[З'] |
16 | Дифференциация [С] - [З] |
апрель | 1 | 17,18 | Перелетные птицы весной | 19 | Звук/буква [Ш] |
20 | Звук/буква [Ж] |
2 | 21,22 | Весенние с/х работы | 23 | Дифференциация [Ш] - [Ж] |
24 | Дифференциация [Ш] - [С],[Ж] - [З] |
3 | 25,26 | Космос | 27 | Звук/буква [Ч] |
28 | Дифференциация [Ч] - [Т'] |
4 | 29,30 | Откуда хлеб пришел? | 31,32 | Звук/буква [Щ] |
5 | 33,34 | Поздняя весна | 35,36 | Дифференциация [Щ] - [С'] |
май | 1 | 37,38 | Правила дорожного движения | 39,40 | Дифференциация [Ч] - [Щ] |
2 | 41,42 | Насекомые | 43,44 | Звуки/буквы [Л],[Л'] |
3 | 45,46 | Скоро в школу. Школьные принадлежности | 47,48 | Звук/буква [Р] |
4 | 49,50 | Лето | 51,52 | Дифференциация [Р] - [Р'], [Р] - [Л] |
Тематическое планирование занятий по формированию лексико - грамматических категорий, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе.
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):
сентябрь - обследование, 8,5 недель, всего 34 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
октябрь | 1 | 1 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | 2 | Введение понятие "слово". Линейность и протяжение слов |
2 | 3,4 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | 5,6 | Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Внедрение понятия "предложение" |
3 | 7,8 | Овощи. Огород. | 9,10 | Составление предложений, деление их на части. Развитие слухового внимания |
4 | 11,12 | Фрукты. Сад. | 13,14 | Графическое изображение предложений. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
5 | 15,16 | Грибы. Ягоды. Лес. | 17,18 | Речевые и неречевые звуки. Понятие "звук" |
ноябрь | 1 | 19,20 | Одежда | 21,22 | Звук [У] |
2 | 23,24 | Обувь | 25,26 | Звук [А] |
3 | 27,28 | Игрушки | 29,30 | Дифференциация [A] - [У] |
4 | 31,32 | Посуда | 33,34 | Звук [И] |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль):
11 недель, 4 занятия в неделю, всего 44 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
декабрь | 1 | 1,2 | Зима. Зимующие птицы | 3 | Дифференциация [А] - [И] |
4 | Дифференциация [И] - [У] |
2 | 5,6 | Домашние животные зимой | 7,8 | Звук [О] |
3 | 9,10 | Дикие животные зимой | 11,12 | Дифференциация [А] - [У] - [И] - [О] |
4 | 13,14 | Новый год | 15 | Звуки [М],[М'] |
16 | Звуки [Н],[Н'] |
январь | 2 | 17,18 | Мебель | 19 | Звуки [В],[В'] |
20 | Звуки [Ф],[Ф'] |
3 | 21,22 | Транспорт грузовой и пассажирский | 23,24 | Дифференциация [В] - [Ф] |
4 | 25,26 | Профессии на транспорте | 27,28 | Звуки [К],[К'] |
февраль | 1 | 29,30 | Детский сад. Профессии. Трудовые действия | 31,32 | Звуки [Т],[Т'] |
2 | 33,34 | Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия | 35,36 | Звуки [П],[П'] |
3 | 37,38 | Стройка. Профессии. Трудовые действия | 39,40 | Дифференциация [К] - [Т] - [П] |
4 | 41,42 | Наша армия | 43,44 | Звук [Ы] |
3период обучения (март, апрель, май):
13 недель, 4 занятия в неделю, всего 52 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
март | 1 | 1,2 | Мамин праздник | 3,4 | Дифференциация [Ы] - [И] |
2 | 5,6 | Весна. Приметы. Прилёт птиц | 7 | Гласные звуки [А][У][И][Ы] |
8 | Итоговое занятие по теме "Гласные звуки" |
3 | 9,10 | Комнатные растения | 11,12 | Звуки [Х],[Х'] |
4 | 13,14 | Речные и аквариумные рыбы | 15,16 | Дифференциация [К] - [Х] |
апрель | 1 | 17,18 | Наша страна Россия. Наш посёлок | 19,20 | Звук [С] |
2 | 21,22 | Весенние с/х работы | 23,24 | Звук [С'] |
3 | 25,26 | Откуда хлеб пришел? | 27,28 | Дифференциация [С] - [С'] |
4 | 29,30 | Космос | 31,32 | Звуки [З], [З'] |
5 | 33,34 | Поздняя весна | 35,36 | Дифференциация [С] - [З] |
май | 1 | 37,38 | Почта | 39,40 | Звук [Ц] |
2 | 41,42 | Насекомые | 43,44 | Дифференциация [С] - [Ц] |
3 | 45,46 | Полевые цветы | 47,48 | Итоговые занятия |
4 | 49,50 | Лето | 51,52 |
Тематическое планирование занятий по формированию лексико – грамматических категорий, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе.
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):
Сентябрь – обследование, 8,5 недель, всего 34 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
сентябрь | 1 | 1,2 | Осень, признаки осени, деревья осенью. | 3 | Знакомство с неречевыми звуками. |
2 | 4,5 | Осень, признаки осени, деревья осенью. | 6,7 | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. |
3 | 8,9 | Овощи. Огород. | 10,11 | Знакомство с понятием «звук». |
4 | 12,13 | Фрукты, сад. | 14,15 | Речевые – неречевые звуки. |
5 | 16,17 | Грибы, ягоды, лес. | 18,19 | Знакомство с понятием «слово». |
ноябрь | 1 | 20,21 | Одежда. | 22,23 | Понятие «гласный звук». |
2 | 24,25 | Обувь. | 26,27 | Звук А |
3 | 28,29 | Игрушки. | 30,31 | Звук У |
4 | 32,33 | Посуда | 34 | Дифференциация А-У |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль):
11 недель, 4 занятия в неделю, всего 44 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
декабрь | 1 | 1,2 | Зима. Зимующие птицы. | 3,4 | Дифференциация понятий «слово»- «звук» |
2 | 5,6 | Домашние животные зимой. | 7,8 | Звук И |
3 | 9,10 | Дикие животные зимой. | 11,12 | Звуки А У И |
4 | 13,14 | Новый год. | 15 | Закрепление понятия гласный звук |
16 | Звук О |
Январь | 2 | 17,18 | Мебель. | 19,20 | Звук Ы |
3 | 21,22 | Транспорт грузовой и пассажирский. | 23 | Дифференциация И-Ы |
24 | Итоговое занятие «гласные звуки» |
4 | 25,26 | Профессии на транспорте. | 27 | Понятие «согласный звук» |
28 | Понятие «слог» |
Февраль | 1 | 29,30 | Детский сад. Профессии. Трудовые действия. | 31,32 | Знакомство с предлогами. Предлог На. |
2 | 33,34 | Ателье. Закройщица. Швея. Трудовые действия. | 35,36 | Звук Т, Т’ |
3 | 37,38 | Стройка. Професии. Трудовые действия. | 39,40 | Звук П, П’ |
4 | 41,42 | Наша армия. | 43,44 | Звук К, К’ |
3 период обучения (март, апрель, май):
13 недель, 4 занятия в неделю, всего 52 занятия.
Месяц | Неделя | № занятия | Лексическая тема | № занятия | Фонетическая тема |
март | 1 | 1,2 | Мамин праздник. | 3,4 | Дифференциация Т-П-К |
2 | 5,6 | Весна. Приметы. Прилет птиц. | 7 8 | Предлог С Звук М,М’ |
3 | 9,10 | Комнатные растения. | 11,12 | Звук Н, Н’ |
4 | 13,14 | Речные и аквариумные рыбы. | 15,16 | Предлог В |
апрель | 1 | 17,18 | Наша страна Россия. Наш поселок. | 19,20 | Звук Х,Х’ |
2 | 21,22 | Весенние с/х работы. | 23,24 | Звук Б,Б’ |
3 | 25,26 | Откуда хлеб пришел? | 27,28 | Предлог ИЗ |
4 | 29,30 | Космос. | 31,32 | Звук С,C’ |
5 | 33,34 | Поздняя весна. | 35,36 | Звук З,З’ |
май | 1 | 37,38 | Почта. | 39,40 | Дифференциация С-З |
2 | 41,42 | Насекомые. | 43,44 | Звук Ц |
3 | 45,46 | Полевые цветы. | 47,48 | Итоговые занятия |
4 | 49,50 | Лето. | 51,52 |
24